Напоминание

"Экзистенциальная философия как методологическая основа осмысления существования человека"


Авторы: Лаврикова Наталия Игоревна, Дементьев Максим Васильевич
Должность: сотрудники
Учебное заведение: Академии ФСО России
Населённый пункт: город Орёл, Орловская область
Наименование материала: научная статья
Тема: "Экзистенциальная философия как методологическая основа осмысления существования человека"
Раздел: высшее образование





Назад




Лаврикова Наталия Игоревна,

Дементьев Максим Васильевич

сотрудники Академии ФСО России

Экзистенциальная философия как методологическая основа осмысления

существования человека

1. Введение

Вероятно, самым известным философским движением 20-го века,

безусловно, является экзистенциальная философия.

Она имела большое

влияние - особенно за пределами сугубо философской области. Грубо говоря,

экзистенциализм — это французский вариант этой философии. Философы,

которых

обычно

называют

экзистенциальными

философами

или

экзистенциалистами, имеют схожую концепцию человеческого существования

и человеческих проблем, но затем различаются по другим аспектам, иногда

значительно.

Как

правило,

Кьеркегора

называют

«родоначальником»

экзистенциальной философии. Хайдеггер и Ясперс (которые сами отвергли это

обозначение для своей философии) упоминаются как представители немецкого

экзистенциализма, Сартр, Камю, Мерло-Понти и Марсель как представители

французского экзистенциализма. Среди более старых философов Паскаль и

Ницше иногда также причисляются к экзистенциальным философам.

Философы-экзистенциалисты или экзистенциалисты — это те философы,

которые

ставят

вопросы

человеческого

существования

в

центр

своих

размышлений, а не вопросы о бытии, о мире, о целом, даже не в первую

очередь о человеке в целом, а о существовании и вариантах действий,

отношение к жизни и образу жизни соответствующего человека. Именно

широко распространенное в философии обобщение, поиск черт, общих

терминов рассматривается критически или отвергается в экзистенциальной

философии. Существование всегда конкретно. Существование здесь означает

личное, индивидуальное, уникальное, субъективное бытие человека.

2. Экзистенциализм и экзистенциальная философия.

В философском словаре 1987 года термин экзистенциализм упоминается

как

«влиятельное

субъективно-идеалистическое

и

иррационалистическое

течение

современной

буржуазной

философии»

и

больше

не

является

синонимом термина экзистенциальная философия. В определенном смысле это

определение имеет уничижительный эффект, но такое значение слова

«буржуазный» следует понимать здесь как относящееся к людям, потому что

сами люди, находятся в фокусе экзистенциальной философии. Более того, все

философские теории, как правило, субъективны и связаны с идеалами автора,

но эти характеристики особенно выделяются в экзистенциалистских теориях.

Экзистенциальная философия иррациональна, потому что она снижает

способность человека к познанию и, в частности, снижает научное знание. Она

имеет дело с чисто метафизическими явлениями и полностью основана на

аргументации теоретика, который приводит свои наблюдения и использует

термины,

полученные

в

результате

своего

анализа,

для

выдвижения

тезисов. Экзистенциалист

не

ссылается

на

существующие

философские

теории. Поэтому это кажется совершенно новаторским, если учесть, что

научные статьи, как правило, консервативны, поскольку они основаны на том,

что уже существует, и консервативны в том, в чем они расширяют предыдущие

теории. Это

происхождение

проясняет

субъективность

экзистенциальной

философии. В

то

же

время,

аргументация

экзистенциалистов

всегда

основывается на их собственном взгляде на вещи. Габриэль Марсель даже

утверждает, что никакое другое восприятие существования невозможно, кроме

чисто субъективного.

Ницше (а также его философский образец для подражания Шопенгауэр) и

Кьеркегор

(который

считается

основателем

экзистенциализма)

являются

пионерами этой философии. Главными представителями экзистенциализма в

Германии являлись Хайдеггер и Ясперс, во Франции Сартр и Марсель.

Представительницами женского пола были Ханна Арендт с немецкой стороны

и Симона де Бовуар с французской стороны.

Прежде чем более подробно описать экзистенциалистский подход,

следует обсудить значение экзистенциализма. Суффикс «изм», содержащийся в

нем, обычно означает «идейное течение, направления мысли». «Изм» теперь

понимают гораздо больше, чем образ мышления, основанный на теориях. Так, к

примеру Монотеизм — это вера в бога, атеизм — это отрицание существования

богов, а физикализм — это вера в то, что все возникает физически, т.е.

процессы,

которые

можно

объяснить

с

помощью

естественных

наук. Следовательно,

концепцию

экзистенциализма

следует

отличать

от

концепции экзистенциальной философии в том смысле, что это мировоззрение

или идеология, возникающая из философских теорий или составляющая их.

3. Экзистенциалистский метод.

Помимо

основной

темы

существования,

основу

экзистенциальной

философии составляет метафизическая дисциплина феноменология, что в

буквальном переводе с греческого означает «доктрина явлений». Явления,

которые ей рассматриваются, не носят физического характера, например, в

биологии или химии, даже если они возникают в результате наблюдений за

окружающей средой. Таким образом, Кант использует это слово в своей

натурфилософии для обозначения предложенной там доктрины эмпирических

явлений

природы,

а

Гегель

понимает

это

как

«проявления

духа

в

диалектической и исторической последовательности его нематериальных форм

из

непосредственных

чувственных

данностей

через

самосознание». Феноменология имеет дело с тем, что можно наблюдать и

исследовать, но не рассчитывать, не говоря уже о прикосновении. Объектами

исследования являются, например, антропологическая или психологическая

природа, метафизические явления, такие как страх, свобода.

В частности, методологическое предположение Гуссерля о том, что

феноменология фокусируется на описании явлений, а не на их анализе, из

которого

они

иногда

только

возникают,

делает

их

важной

частью

экзистенциальной

философии. Потому

что

последний

занимается

исключительно текущими проблемами и событиями. Таким образом, Сартр

рассматривает бытие мужчины в связи со свободой современной женщины в

западном обществе, а Симона де Бовуар женщин в этих современных

обществах, тема, которая все еще была чистой во времена Платона.

Многие экзистенциалисты в своих трудах указывают на огромное

значение феноменологии. Ханна Арендт, например, подчеркивает, что в

феноменологическом

описании

сознания

именно

изолированные

вещи,

вырванные из их функционального контекста, представлены как содержание

произвольных актов сознания и они появились через «поток сознания», чтобы

воссоединиться с человеком, вот почему оно идеально подходит для работы с

экзистенциальными философскими объектами знания.

Другой частью экзистенциальной философии почти обязательно является

онтология, «учение о бытии». Существование - означает бытие человека со

всеми его качествами. Экзистенциальная философия задается вопросом о

бытии как таковом в целом и его дифференциации. Сартр - вероятно, самый

известный экзистенциальный философ и экзистенциалист - даже посвятил

целую книгу синтезу онтологии и феноменологии под названием «Бытие и

ничто» - попытке феноменологической онтологии, в которой он различает два

способа бытия: само-бытие, бытие-для-себя. Хайдеггер также явно проводит

онтологические исследования в своих трудах, в которых он связывает бытие с

темпоральностью.

4. Существование в философии

С чисто этимологической точки зрения экзистенциальная философия

выражает то, о чем идет речь. Различные экзистенциалисты трактуют и

разрабатывают ее по-разному. Как бы по-разному этот термин не понимался

отдельными экзистенциалистами, он в основном всегда описывает одно и то же

явление: бытие или существование человека в его нынешнем окружении. Более

того, Кьеркегор определил его значение для экзистенциальной философии, но

на самом деле его концепция существования была принята в этой форме более

поздними экзистенциальными философами. Согласно его идее, существование

— это нечто большее, чем ограниченное и преходящее существо, которое

случается с людьми и начинается с рождения и заканчивается смертью. Для

него

существование

скорее

искусство

жить

в

смысле

продуктивной

деятельности по формированию своей жизни в соответствии с идеальным

представлением о себе, которое может быть в первую очередь эстетически,

этически или религиозно ориентировано. Он описывает процесс существования

как проработка возможностей, которые человек решил реализовать в рамках

своего самосовершенствования.

5.Вывод

Экзистенциальную философию следует понимать на фоне сотрясений

того времени. Буржуазная мораль, поколебленная мировыми войнами, упадок

традиционных религиозных убеждений, разрушенная для многих людей вера в

человеческий разум и в политический, социальный, научно-технический

прогресс. Все это привело к тому, что особенно большое количество

интеллектуалов не видело смысла в жизни, в мире, в бытии. Это часто

приводило к тому, что люди отвергали все догматы. Каждый человек должен

был найти свой путь, отдаться собственному существу.



В раздел образования