Автор: Ковалёва Ольга Михайловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Чебурашка" с. Ныда Надымского района" Населённый пункт: с. Ныда, ЯНАО Наименование материала: Рабочая программа Тема: Кружок "Друзья природы" Раздел: дошкольное образование
МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «ЧЕБУРАШКА» С. НЫДА НАДЫМСКОГО РАЙОНА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6 – 7 ЛЕТ
«ДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ»
Авторская рабочая программа кружка
МДОУ «Детский сад «Чебурашка» с. Ныда Надымского района»
Автор: воспитатель МДОУ «Детский сад «Чебурашка» с. Ныда Надымского района»
Ковалёва Ольга Михайловна
1
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка …………………………………………………………..3
Цели, задачи ……………………………………………………………………..4
Основные формы и методы работы ……………………………………………5
Содержание работы учебной программы ………….......................................6
Ожидаемый результат ………………………………………………………….21
Список используемой литературы …………………......................................21
2
Пояснительная записка
В конце XX века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности
каждого жителя планеты Земля. В связи с загрязнением окружающей среды и сокращением разнообразия живых
существ особо встал вопрос экологического образования населения, которое необходимо осуществлять с начального
уровня – дошкольного образования.
Экологическое воспитание – это процесс образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе,
основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.
Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зелёные леса, цветы, бабочки, жуки, птицы,
звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, даже лужицы после летнего дождя – всё это привлекает внимание
детей, радует их, даёт богатую пищу для развития мышления, речи, чувства красоты.
Игры в лесу, на берегу озера или реки, сбор грибов, ягод, уход и наблюдение за растениями и животными дают детям
много радостных переживаний. Из пристального внимания к природе, из привязанности к месту детских игр возникает и
развивается любовь к своему краю, к родной природе, к Родине, воспитывается чувство патриотизма.
Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, приводит нередко к образованию у них различных
предрассудков и суеверий. Это проявляется в недоброжелательном отношении детей к животным, уничтожению ими
лягушек, полезных насекомых и т.д. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей,
ожесточает
их.
Исправить
имеющиеся
неправильные
представления
значительно
труднее,
чем
образовать
новые,
правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили верные сведения о природе. Для
того, чтобы дети правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы.
3
Без приближения детей к природе и широкого использования её в воспитательной работе детского сада нельзя решать
задачи всестороннего развития дошкольников - умственного, эстетического, нравственного, трудового и физического.
Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 6 – 7 лет и
позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью
наблюдений,
бесед,
игр,
экспериментирования,
экскурсий,
практических
занятий, рассматривания
и
сравнения.
Количество занятий по программе составляет 1 занятие в неделю продолжительностью 25-30 минут в соответствии с
нормами СанПин.
Цели
Формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и
при р оду.
Задачи
Образовательные: Формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию
ребёнка,
прежде
всего
как
средства
становления
осознанно
правильного
отношения
к
природе. Формировать
элементарные
умения
предвидеть
последствия
некоторых
своих
действий
по
отношению
к
окружающей
среде. Обогащать представления детей о природе родного края, о причинах природных явлений, о взаимодействии
человека и природы. Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах. Обогащать
самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за комнатными растениями, цветниками.
4
Развивающие: Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир: искать
ответы
на
вопросы,
высказывать
догадки
и
предположения.
Развивать
самостоятельность
детей
в
познавательно-
исследовательской
деятельности,
формулировать
познавательную
задачу,
использовать
разные
способы
проверки
предположений, применять результаты исследования в разных видах деятельности.
Воспитательные: Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические
чувства, связанные с красотой природного мира. Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе,
через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, проявление ответственности за
свои поступки.
Основные формы и методы работы:
Экскурсия
Наблюдение
Беседа
Акция
Заседание клуба
Исследовательская деятельность
Экспериментальная деятельность
Проектная деятельность
Практическая деятельность
Эколого-природоведческие игры, игры-путешествия
Работа с энциклопедической и природоведческой литературой
5
Для эффективной реализации настоящей программы в детском саду созданы благоприятные условия:
Организовано «экологическое пространство» в помещении детского сада: уголок природы; создан экспериментальный
уголок
для
организации
и
проведения
опытов
с
объектами
природы,
подобран
фонд
методических,
наглядно
—
иллюстрированных материалов.
Содержание рабочей учебной программы
Дата
Занятие
Цели, задачи
Предварительная работа
Материал
Настала осень
Сентябр
ь
Занятие 1. Акция «Чистый
двор» - посадка саженцев
деревьев.
Озеленить
и
благоустроить
территорию
МДОУ
для
осуществления
э к о л о г и ч е с к о г о
и
нравственного
воспитания
дошкольников.
Подвоз деревьев-саженцев
к территории детского сада
(инициативная группа
родителей).
Саженцы,
лопаты,
лейки.
Занятие 2. Экскурсия в лес
«Кто
сказал,
что
осень
грустная пора?»
О б о б щ а т ь
и
систематизировать
знания
детей
об
осени;
учит ь
устанавливать
связи
между
продолжительностью
дня,
температурой
воздуха
и
состоянием растений.
Беседы об осени, правилах
п о в е д е н и я
в
л е с у ,
рассматривание
деревьев
на
участке,
угощение
для
птиц.
Лупы,
кулечки
для
с б о р а
л и с т ь е в ,
шишек,
интересных
сучков деревьев.
6
Занятие
3 .
Практическое
занятие
«Как
засушить
и
сохранить листья»
Н ау ч и т ь с я
п р а в и л ь н о
с у ш и т ь
л и с т ь я ;
познакомиться с правилами
х р а н е н и я
в ы с у ш е н н ы х
листьев.
С б о р
п р и р о д н о г о
м а т е р и а л а
в о
в р е м я
экскурсии
в
лес,
а
также
совместно
с
родителями.
Проведение
инструктажа
по ТБ при работе с утюгом.
Утюг, газеты, листья,
коробка из-под обуви,
песок.
Занятие
4. Практическое
занятие
«Изготовление
поделок
из
природного
материала»
Развивать
нестандартное
мышление
и
воображение;
сенсомоторику.
С б о р
п р и р о д н о г о
материала
совместно
с
родителями.
Природный материал,
пластилин,
бусинки,
трубочки, зубочистки.
Октябрь
Занятие
1.
Практическое
занятие
«Изготовление
картин из листьев»
Развивать
нестандартное
мышление
и
воображение;
сенсомоторику.
С у ш к а
л и с т ь е в ,
рассматривание
готовых
картин из листьев.
Сухие
листья,
клей-
карандаш
или
ПВА,
кисточки
для
клея,
тарелочки
под
клей-
ПВА, цветной картон,
ножницы.
Свойства воды
Занятие 2. Свойства воды.
Экспериментальная
деятельность
«Превращение капельки».
Формировать представление
о
круговороте
воды
в
природе.
Развивать
умение
устанавливать
причинно-
Отгадывание
з а г а д о к ,
чтение стихов о воде, инее,
льде,
росе,
дожде. Беседа
«Для чего человеку вода?»
Игровой
персонаж
–
Капитошка,
таз
с
водой,
прозрачные
стаканчики,
7
с л е д с т в е н н ы е
с в я з и .
Во спитывать
бе р е ж н о е
отношение к воде.
«маленькие
человечки»
(ТРИЗ),
спиртовка,
штатив,
колба,
белая
плотная
бумага,
н ож н и ц ы ,
цветные карандаши.
Занятие 3. Свойства воды.
Экспериментальная
д е я т е л ь н о с т ь
–
образование инея.
Ознакомиться со свойством
воды – образованием инея;
Заморозить
воду.
Чтение
рассказов, стихов о снеге.
Миска со льдом или
снегом,
небольшое
зеркальце.
Занятие 4. Свойства воды.
Экспериментальная
д е я т е л ь н о с т ь
–
фильтрование воды.
Формирование
представлений о значении
в од ы
в
н а ш е й
ж и з н и ,
о б у ч е н и е
б е р е ж н о м у
о т н о ш е н и ю
к
н е й .
Н ау ч и т ь с я
р а з л и ч н ы м
способам очистки воды.
Беседа
о
необходимости
беречь воду.
4
стакана,
крахмал,
в о д а ,
3
пластмассовых
ф и л ь т р а ,
п е с о к ,
б у м а г а ,
к у с о ч е к
ткани.
Свойства воздуха
Ноябрь
З а н я т и е
1 . Свойства
воздуха.
Экспериментальная
Формировать знания о
свойствах воздуха и
способами его обнаружения.
Рассказ «Значение воздуха
в
жизни
всего
живого.
Игра «Найди клад».
2 воздушных шара, 2
стула,
нитки,
палка,
вешалка, 2 прищепки.
8
деятельность.
Имеет
ли
воздух вес?
Развивать познавательную
активность в процессе
экспериментирования.
Познакомить детей с
понятием «воздух», с его
свойствами, ролью в жизни
человека. Расширяем
кругозор.
З а н я т и е
2 . Свойства
воздуха.
Экспериментальная
деятельность.
Может
ли
воздух двигаться?
Продолжать знакомить
детей с понятием «воздух»,
с его свойствами, ролью в
жизни человека.
Формировать навыки
проведения опытов,
способность сравнивать,
делать выводы.
Воспитывать бережное
отношение к окр. среде.
Беседа
«Откуда
взялся
ветер?».
Наблюдение за ветром
(использование вертушек).
2
с т у л а ,
гимнастическая
палка,
электрический
обогреватель,
ленточка.
З а н я т и е
3 .
Свойства
воздуха.
Продолжать знакомить
детей с понятием «воздух»,
Б е с е д а
« З а г р я з н е н и е
воздуха»
2 воздушных шара.
9
Экспериментальная
деятельность.
Может
ли
воздух сжиматься?
с его свойствами, ролью в
жизни человека.
З а н я т и е
4 .
Свойства
воздуха.
Экспериментальная
деятельность.
Как
воздух
помогает плавать.
Продолжать знакомить
детей с понятием «воздух»,
с его свойствами, ролью в
жизни человека.
Беседа
«Значение
воздуха
и борьба за его чистоту».
2
п л а с т м а с с о в ы е
бутылочки, ёмкость с
водой, резиновый мяч
и воздушный шар.
Животные и человек
Декабрь
Занятие 1. Экскурсия в лес
«Зелёная
елочка
–
живая
иголочка».
Показать
лес
в
середине
з и м ы ,
у ч и т ь
о т м е ч а т ь
и зм е н е н и я
в
п р и р о д е .
П р и н е с т и
а к к у р а т н о
срезанные веточки деревьев
д л я
н а б л ю д е н и я
з а
распусканием листочков.
Напоминание
о
правилах
поведения на улице, в лесу;
наблюдение
за
погодой,
деревьями. Чтение стихов,
рассказов о зиме.
Ф о т о а п п а р а т ,
ножницы
(или
нож)
для срезания веточек.
Занятие
2. Практическое
занятие
«Изготовление
кормушек для птиц».
Н ау ч и т ь с я
м а с т е р и т ь
кормушки
для
птиц
из
различного материала.
Чтение стихов и рассказов
о
птицах.
Рассматривание
иллюстраций,
фотографий
птиц ЯНАО.
К о р о б к и
и з - п о д
молока,
сока,
набор
д л я
д е т с к о г о
творчества
«Зимовье
п т и ц » ,
н и т к и ,
10
ножницы.
З а н я т и е
3 . Акция
«Покормите
птиц
зимой»
(в ы п у с к
п а м я т о к -
листовок).
Формировать у детей
обобщенное представление
о зимующих птицах,
развивать интерес к жизни
зимующих птиц,
воспитывать заботливое
отношение к птицам,
желание помогать им в
трудных условиях.
Распространить памятки-
листовки среди соседей»
Знакомство с видами птиц
К р а й н е г о
С е в е р а ;
з а к р е п и т ь
п о н я т и я
«перелетные, кочующие и
зимующие птицы». Чтение
худ.
лит-ры:
В.
Бианки
« К т о
к
к о р м у ш к е
п р и л е т е л » ;
В .
З о т о в
«Клест»,
«О
п т и ц а х » ,
«Кедровка», «Глухарь».
Иллюстрации,
фотографии птиц.
Альбомные
листы,
цветные карандаши.
Занятие
4.
Беседа
«Как
животные приспособились
к
зиме»
+
Опытно-экспе-
риментальная
деятельность
«Защитные
свойства снега».
Уточнить и расширить
представления детей о
приспособлении животных
к зимним условиям в
условиях Крайнего Севера,
воспитывать стремление
помогать птицам, зверям
зимой.
Ч т е н и е
р а с с к а з о в
В .
Бианки.
И л л ю с т р а ц и и
с
изображением
животных
и
п т и ц
Крайнего Севера.
11
Январь
Занятие 1. Беседа
«Контакты с животными».
Объяснить детям, что
контакты с домашними
животными иногда могут
быть опасны.
Ч т е н и е
р а с с к а з о в
о
собаках.
Цветные карандаши и
бумага для рисования,
рисунки с
изображением
домашних животных.
Дидактическая игра
«Да – нет».
Занятие 2. Целевая
прогулка «Определение
пород деревьев и
кустарников».
Учить распознавать 3-4
дерева; закрепить, главное
звено в лесу – растение;
уточнить последствия
уничтожения деревьев;
воспитывать бережное
отношение к лесу.
Игра «Что в лесу растет?»,
«Кто в лесу живет?».
Анкетирование для
родителей, «А у вас какая
елка?»
Иллюстрации:
деревья
К р а й н е го
Севера.
Занятие
3.
Беседа
«Как
люди
помогают
лесным
обитателям».
Формировать представление
у детей о лосях, об их жизни
в
л е с у,
в о с п и т ы в а т ь
бережное отношение к лесу,
желание совершать хорошие
поступки.
Продолжать насыпать корм
птицам в кормушки.
Картинки с
изображением людей
помогающих
животным в лесу.
12
Занятие
4.
Зас едание
к л у б а «Почему
белые
медведи не живут в лесу?»
Расширить представления
детей о приспособлении
животных к жизни в
природных условиях;
обозначить закон природы:
все животные живут в тех
местах, к которым они
приспособлены.
Чтение книги «Экология в
картинках».
Игра «Угадай, где я
живу». Картинки с
изображением
животных Крайнего
Севера.
Февраль
Занятие
1.
Зас едание
клуба «Знатоки леса».
Ф о р м и р о в ат ь
у
д е т е й
у м е н и е
п р и м е н я т ь
н а
п р а к т и к е
з н а н и я
о
приспособлениях животных
и
растений
к
условиям
жизни в лесу. Формировать
у м е н и е
с р а в н и в а т ь ,
выделять
суще ственные
п р и з н а к и ,
п о н и м а т ь
про стейшие
п р и ч и н н о -
следственные связи.
Ч т е н и е
р а с с к а з о в
В .
Бианки
В ы р е з а н н ы е
и з
картона
красные
и
з е л е н ы е
ж у к и ;
2
конверта с письмами,
посылка-коробочка.
Немного о человеке
13
З а н я т и е
2 .
Игра-
путешествие«Наши умные
помощники
–
о р г а н ы
чувств».
Сформировать
представление о различных
средствах и способах
познания окружающего
мира. Определить роль
органов чувств в
восприятии окружающего
мира. Закрепить у детей
знания о соблюдении
правил личной гигиены.
П р о в е с т и
б е с е д у
о б
органах чувств у человека,
о
н е о б х о д и м о с т и
тщательного
ухода
з а
ними.
Мяч, замок, 4 ключа,
разрезанные пополам,
6 - 8
к а р т о ч е к
с о
с в е т о ф о р а м и ,
и з
которых
только
один
раскрашен правильно,
ширма,
музыкальные
и н с т р у м е н т ы ,
5
коробочек
(яблоко,
лук,
чеснок,
огурец,
лимон).
Занятие 3. Беседа
«Микробы и вирусы»
Дать детям элементарные
представления об
инфекционных
заболеваниях и их
возбудителях.
Продолжать
формировать
познавательный
интерес
к
человеку.
Беседа
о
необходимости
соблюдения правил личной
гигиены,
чтение
стихов
и
рассказов
о
чистоте:
К.
Чуковский «Мойдодыр».
Карандаши
и
бумага
для рисования.
Занятие 3. Экологический
Формировать у детей
Беседа о правилах
Л и с т ы
б у м а г и ,
14
проект «Человек – верный
сын природы»
способность выявлять и
моделировать отношения
человека к природе на
основе представлений об
ответственности за
окружающее, согласно
принципу «не навреди»
Развивать у детей
творческие способности.
Воспитывать бережное
отношение к родной
природе.
поведения людей на
природе; чтение
произведений литературы.
краски, карандаши.
Свойства живой природы
Март
З а н я т и е
1 . Свойства
ж и в о й
п р и р о д ы .
Практиче ское
з а н я т и е
« П о с а д ка
р а с т е н и й
в
уголке природы».
Систематизировать знания о
п р о ц е с с е
п о с а д к и ,
формировать
практические
навыки
посадки
растений.
Воспитывать
интерес
к
у ход у
з а
р а с т е н и я м и ,
любовь к ним.
Вспомнить
правила
по
уходу
за
ком н ат н ы м и
растениями.
Горшки
с
з е м л е й ,
с е м е н а
р а с т е н и й ,
л е й к и ,
л о п а т к и ,
клеёнки,
ф артуки,
конверт
с
письмом,
игровой
персонаж
–
божья коровка.
15
Занятие 2. Свойства
живой природы.
Практическое занятие
«Уход за комнатными
растениями».
Расширить
знания
детей
о
комнатных
растениях
и
об
уходе за ними. Познакомить
детей с правилами поливки.
Наблюдения
за
развитием
и ростом растений в уголке
природы,
беседа
«О
чем
рассказывают
растения
(о
потребностях
растений),
игра «Угадай растение».
Л е й к и ,
л о п а т к и ,
фартуки.
З а н я т и е
3 . Свойства
ж и в о й
п р и р о д ы .
Экспериментальная
деятельность. Как растения
выделяют кислород.
Дать детям представление о
роли и значении кислорода в
жизни
людей.
Показать
на
модели водоёма с водяным
р а с т е н и е м
в ы д е л е н и е
пузырьков кислорода.
С р а в н и т ь
к о м н а т н ы е
растения,
найти
общее
и
различия.
Банка с водой, лоток,
л и с т
к а р т о н а ,
с р е з а н н а я
в е т к а
растения.
З а н я т и е
4 .
С в о й с т в а
ж и в о й
п р и р о д ы .
Экспериментальная
деятельность.
Сколько
живет цветок?
Р а с ш и р я т ь
и
систематизировать знания о
ком н ат н ы х
р а с т е н и я х .
П р о с л е д и т ь
з а
продолжительностью жизни
цветка на растении и цветка
срезанного.
Чтение стихов и рассказов
о цветах.
Цветущее
растение,
яркая нить, срезанный
бутон, стакан с водой.
Свойства материалов
Апрель
З а н я т и е
1 . Свойства
Познакомить
детей
с о
Рассматривание
Л о ж к а ,
г а й к а ,
16
мат е р и а л о в .
О п ы т н о -
экспериментальная
деятельность.
Свойства
металла.
с в о й с т в а м и
м е т а л л а ;
показать
п р а к т и ч е с ко е
применение
металла
в
жизни человека.
иллюстраций
(использование
металла
человеком).
с к р е п к а ,
к л ю ч и ,
ножницы, магнит.
З а н я т и е
2 .
С в о й с т в а
мат е р и а л о в .
О п ы т н о -
экспериментальная
деятельность.
Свойства
пластмассы.
Познакомить
детей
с о
свойствами
пластмассы
(легкая,
гнётся,
не
тонет,
твёрдая,
не
притягивается
магнитом).
Рассматривание
иллюстраций
(использование
пластмассы человеком).
Пластмассовые
предметы:
линейка,
игрушки,
п о с уд а ;
магнит.
Занятие 3. Свойства
материалов. Опытно-
экспериментальная
деятельность. Свойства
древесины.
Расширить знания детей о
древесине и ее свойствах.
Развивать мышление,
любознательность;
формировать умение
правильно строить
предложения, делать
умозаключения.
Воспитывать бережное
отношение к деревьям.
Рассматривание
иллюстраций
(использование
древесины
человеком).
С т а к а н
в о д ы ,
деревянный
брусок,
магнит.
З а н я т и е
4 .
С в о й с т в а
Расширить знания детей о
Рассмотреть
виды
тканей.
Кусочки ткани, стакан
17
мат е р и а л о в .
О п ы т н о -
экспериментальная
деятельность.
Свойства
ткани.
ткани и ее свойствах.
Развивать мышление,
любознательность.
Беседа
«Из
чего
делают
ткани?»
в о д ы ,
м а г н и т ,
ножницы.
Пришла весна
Май
Занятие 1. Экскурсия
«Путешествие в весенний
лес»
Понаблюдать за
изменениями в природе.
Развивать умение
сравнивать различные
периоды весны.
Воспитывать радостное,
заботливое отношение детей
к пробуждающейся природе.
Б е с е д а
о
п р а в и л а х
поведения
в
лесу
и
на
улице. Дидактическая игра
«Что возьмем с собой на
экскурсию?»
повторение
п р а в и л
д о р о ж н о г о
движения.
Иллюстрации на тему
«Пришла весна»,
краски, кисти, бумага
для рисования.
З а н я т и е
2 . Опытно-
экспериментальная
д е я т е л ь н о с т ь .
О п ы т
«Зависимость роста травы
и
д е р е в ь е в
о т
освещённости»
Показать зависимость роста
растений от освещенности.
Поговорить
о
с ол н ц е ,
какую роль оно играет для
растений
и
животных.
Заучить
по словицы
о
солнце.
Блокноты,
простой
карандаш, лупы.
Занятие
3. Экологический
проект
«Красная
книга
Выявить какие растения и
животные являются
Знакомство
с
Красной
книгой
ЯНАО,
чтение
Красная книга ЯНАО,
России, ватман, клей,
18
нашего края»
редкими в нашем регионе.
Формировать представления
о Красной книге ЯНАО,
активизировать предметный
словарь. Воспитывать
гуманное, экологически
целесообразное отношение
детей к природе.
рассказов о животных.
иллюст рации
и л и
фото с изображением
исчезающих растений
и животных.
Занятие
4. Экологическое
мероприятие
«Мы
друзья
природы».
Во спитывать
бе р е ж н о е
отношение к растительному
миру.
Распределение
р о л е й ,
рисование
д е ко р а ц и й ,
подготовка
ко с т юм о в ,
заучивание слов текста.
Костюмы:
муравья,
б е л к и ,
п т и ц ы ;
муравейник,
е л ка ,
бе р е з ка ,
р о г а т к а ,
ведро, лопатка, макет
костра,
гнездо
на
березе.
Вручение дипломов и
почётной медали
юных защитников
природы.
Ожидаемый результат:
19
К
концу
года
у
детей
сформированы
конкретные
представления
о
свойствах
воды,
воздуха,
материалов,
окружающих нас в повседневной жизни; о сезонных изменениях, происходящих в природе; о приспособляемости
растений и животных к условиям жизни, в том числе и в условиях Крайнего Севера.
Владеют элементарными навыками по выращиванию растений и уходу за ними.
Умеют устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых
организмов.
Имеют желание заботиться о живых объектах природы.
Стремятся следовать правилам поведения на природе.
Список используемой литературы:
1.
Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006.
2.
Воронкевич О. А. Дневник занимательных экспериментов для детей 6-7 лет. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
3.
Журнал Воспитатель ДОУ. - №5, 2015.
4.
Лыкова И. А. Игрушки из природного материала. – Издательский дом «Карапуз», 2000.
5.
Нищева Н. В. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. –
СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
20