Напоминание

Кружок "Друзья природы"


Автор: Ковалёва Ольга Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Чебурашка" с. Ныда Надымского района"
Населённый пункт: с. Ныда, ЯНАО
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Кружок "Друзья природы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «ЧЕБУРАШКА» С. НЫДА НАДЫМСКОГО РАЙОНА» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6 – 7 ЛЕТ «ДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ» Авторская рабочая программа кружка МДОУ «Детский сад «Чебурашка» с. Ныда Надымского района» Автор: воспитатель МДОУ «Детский сад «Чебурашка» с. Ныда Надымского района» Ковалёва Ольга Михайловна 1
СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка …………………………………………………………..3 Цели, задачи ……………………………………………………………………..4 Основные формы и методы работы ……………………………………………5 Содержание работы учебной программы ………….......................................6 Ожидаемый результат ………………………………………………………….21 Список используемой литературы …………………......................................21 2

Пояснительная записка
В конце XX века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты Земля. В связи с загрязнением окружающей среды и сокращением разнообразия живых существ особо встал вопрос экологического образования населения, которое необходимо осуществлять с начального уровня – дошкольного образования. Экологическое воспитание – это процесс образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зелёные леса, цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, даже лужицы после летнего дождя – всё это привлекает внимание детей, радует их, даёт богатую пищу для развития мышления, речи, чувства красоты. Игры в лесу, на берегу озера или реки, сбор грибов, ягод, уход и наблюдение за растениями и животными дают детям много радостных переживаний. Из пристального внимания к природе, из привязанности к месту детских игр возникает и развивается любовь к своему краю, к родной природе, к Родине, воспитывается чувство патриотизма. Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, приводит нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Это проявляется в недоброжелательном отношении детей к животным, уничтожению ими лягушек, полезных насекомых и т.д. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили верные сведения о природе. Для того, чтобы дети правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. 3
Без приближения детей к природе и широкого использования её в воспитательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников - умственного, эстетического, нравственного, трудового и физического. Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 6 – 7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, экскурсий, практических занятий, рассматривания и сравнения. Количество занятий по программе составляет 1 занятие в неделю продолжительностью 25-30 минут в соответствии с нормами СанПин.
Цели
Формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и при
р
оду.
Задачи
Образовательные: Формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребёнка, прежде всего как средства становления осознанно правильного отношения к природе. Формировать элементарные умения предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде. Обогащать представления детей о природе родного края, о причинах природных явлений, о взаимодействии человека и природы. Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах. Обогащать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за комнатными растениями, цветниками. 4
Развивающие: Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения. Развивать самостоятельность детей в познавательно- исследовательской деятельности, формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений, применять результаты исследования в разных видах деятельности. Воспитательные: Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира. Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе, через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, проявление ответственности за свои поступки.
Основные формы и методы работы:
Экскурсия Наблюдение Беседа Акция Заседание клуба Исследовательская деятельность Экспериментальная деятельность Проектная деятельность Практическая деятельность Эколого-природоведческие игры, игры-путешествия Работа с энциклопедической и природоведческой литературой 5
Для эффективной реализации настоящей программы в детском саду созданы благоприятные условия: Организовано «экологическое пространство» в помещении детского сада: уголок природы; создан экспериментальный уголок для организации и проведения опытов с объектами природы, подобран фонд методических, наглядно — иллюстрированных материалов.
Содержание рабочей учебной программы

Дата

Занятие

Цели, задачи

Предварительная работа

Материал

Настала осень
Сентябр ь
Занятие 1.
Акция «Чистый двор» - посадка саженцев деревьев. Озеленить и благоустроить территорию МДОУ для осуществления э к о л о г и ч е с к о г о и нравственного воспитания дошкольников. Подвоз деревьев-саженцев к территории детского сада (инициативная группа родителей). Саженцы, лопаты, лейки.
Занятие 2.
Экскурсия в лес «Кто сказал, что осень грустная пора?» О б о б щ а т ь и систематизировать знания детей об осени; учит ь устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений. Беседы об осени, правилах п о в е д е н и я в л е с у , рассматривание деревьев на участке, угощение для птиц. Лупы, кулечки для с б о р а л и с т ь е в , шишек, интересных сучков деревьев. 6

Занятие

3
. Практическое занятие «Как засушить и сохранить листья» Н ау ч и т ь с я п р а в и л ь н о с у ш и т ь л и с т ь я ; познакомиться с правилами х р а н е н и я в ы с у ш е н н ы х листьев. С б о р п р и р о д н о г о м а т е р и а л а в о в р е м я экскурсии в лес, а также совместно с родителями. Проведение инструктажа по ТБ при работе с утюгом. Утюг, газеты, листья, коробка из-под обуви, песок.
Занятие

4.
Практическое занятие «Изготовление поделок из природного материала» Развивать нестандартное мышление и воображение; сенсомоторику. С б о р п р и р о д н о г о материала совместно с родителями. Природный материал, пластилин, бусинки, трубочки, зубочистки. Октябрь
Занятие

1.
Практическое занятие «Изготовление картин из листьев» Развивать нестандартное мышление и воображение; сенсомоторику. С у ш к а л и с т ь е в , рассматривание готовых картин из листьев. Сухие листья, клей- карандаш или ПВА, кисточки для клея, тарелочки под клей- ПВА, цветной картон, ножницы.
Свойства воды

Занятие 2.
Свойства воды. Экспериментальная деятельность «Превращение капельки». Формировать представление о круговороте воды в природе. Развивать умение устанавливать причинно- Отгадывание з а г а д о к , чтение стихов о воде, инее, льде, росе, дожде. Беседа «Для чего человеку вода?» Игровой персонаж – Капитошка, таз с водой, прозрачные стаканчики, 7
с л е д с т в е н н ы е с в я з и . Во спитывать бе р е ж н о е отношение к воде. «маленькие человечки» (ТРИЗ), спиртовка, штатив, колба, белая плотная бумага, н ож н и ц ы , цветные карандаши.
Занятие 3.
Свойства воды. Экспериментальная д е я т е л ь н о с т ь – образование инея. Ознакомиться со свойством воды – образованием инея; Заморозить воду. Чтение рассказов, стихов о снеге. Миска со льдом или снегом, небольшое зеркальце.
Занятие 4.
Свойства воды. Экспериментальная д е я т е л ь н о с т ь – фильтрование воды. Формирование представлений о значении в од ы в н а ш е й ж и з н и , о б у ч е н и е б е р е ж н о м у о т н о ш е н и ю к н е й . Н ау ч и т ь с я р а з л и ч н ы м способам очистки воды. Беседа о необходимости беречь воду. 4 стакана, крахмал, в о д а , 3 пластмассовых ф и л ь т р а , п е с о к , б у м а г а , к у с о ч е к ткани.
Свойства воздуха
Ноябрь
З а н я т и е

1 .
Свойства воздуха. Экспериментальная Формировать знания о свойствах воздуха и способами его обнаружения. Рассказ «Значение воздуха в жизни всего живого. Игра «Найди клад». 2 воздушных шара, 2 стула, нитки, палка, вешалка, 2 прищепки. 8
деятельность. Имеет ли воздух вес? Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования. Познакомить детей с понятием «воздух», с его свойствами, ролью в жизни человека. Расширяем кругозор.
З а н я т и е

2 .
Свойства воздуха. Экспериментальная деятельность. Может ли воздух двигаться? Продолжать знакомить детей с понятием «воздух», с его свойствами, ролью в жизни человека. Формировать навыки проведения опытов, способность сравнивать, делать выводы. Воспитывать бережное отношение к окр. среде. Беседа «Откуда взялся ветер?». Наблюдение за ветром (использование вертушек). 2 с т у л а , гимнастическая палка, электрический обогреватель, ленточка.
З а н я т и е

3 .
Свойства воздуха. Продолжать знакомить детей с понятием «воздух», Б е с е д а « З а г р я з н е н и е воздуха» 2 воздушных шара. 9
Экспериментальная деятельность. Может ли воздух сжиматься? с его свойствами, ролью в жизни человека.
З а н я т и е

4 .
Свойства воздуха. Экспериментальная деятельность. Как воздух помогает плавать. Продолжать знакомить детей с понятием «воздух», с его свойствами, ролью в жизни человека. Беседа «Значение воздуха и борьба за его чистоту». 2 п л а с т м а с с о в ы е бутылочки, ёмкость с водой, резиновый мяч и воздушный шар.
Животные и человек
Декабрь
Занятие 1.
Экскурсия в лес «Зелёная елочка – живая иголочка». Показать лес в середине з и м ы , у ч и т ь о т м е ч а т ь и зм е н е н и я в п р и р о д е . П р и н е с т и а к к у р а т н о срезанные веточки деревьев д л я н а б л ю д е н и я з а распусканием листочков. Напоминание о правилах поведения на улице, в лесу; наблюдение за погодой, деревьями. Чтение стихов, рассказов о зиме. Ф о т о а п п а р а т , ножницы (или нож) для срезания веточек.
Занятие

2.
Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц». Н ау ч и т ь с я м а с т е р и т ь кормушки для птиц из различного материала. Чтение стихов и рассказов о птицах. Рассматривание иллюстраций, фотографий птиц ЯНАО. К о р о б к и и з - п о д молока, сока, набор д л я д е т с к о г о творчества «Зимовье п т и ц » , н и т к и , 10
ножницы.
З а н я т и е

3 .
Акция «Покормите птиц зимой» (в ы п у с к п а м я т о к - листовок). Формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах, развивать интерес к жизни зимующих птиц, воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных условиях. Распространить памятки- листовки среди соседей» Знакомство с видами птиц К р а й н е г о С е в е р а ; з а к р е п и т ь п о н я т и я «перелетные, кочующие и зимующие птицы». Чтение худ. лит-ры: В. Бианки « К т о к к о р м у ш к е п р и л е т е л » ; В . З о т о в «Клест», «О п т и ц а х » , «Кедровка», «Глухарь». Иллюстрации, фотографии птиц. Альбомные листы, цветные карандаши.
Занятие

4.
Беседа «Как животные приспособились к зиме» + Опытно-экспе- риментальная деятельность «Защитные свойства снега». Уточнить и расширить представления детей о приспособлении животных к зимним условиям в условиях Крайнего Севера, воспитывать стремление помогать птицам, зверям зимой. Ч т е н и е р а с с к а з о в В . Бианки. И л л ю с т р а ц и и с изображением животных и п т и ц Крайнего Севера. 11
Январь
Занятие 1.
Беседа «Контакты с животными». Объяснить детям, что контакты с домашними животными иногда могут быть опасны. Ч т е н и е р а с с к а з о в о собаках. Цветные карандаши и бумага для рисования, рисунки с изображением домашних животных. Дидактическая игра «Да – нет».
Занятие 2.
Целевая прогулка «Определение пород деревьев и кустарников». Учить распознавать 3-4 дерева; закрепить, главное звено в лесу – растение; уточнить последствия уничтожения деревьев; воспитывать бережное отношение к лесу. Игра «Что в лесу растет?», «Кто в лесу живет?». Анкетирование для родителей, «А у вас какая елка?» Иллюстрации: деревья К р а й н е го Севера.
Занятие

3.
Беседа «Как люди помогают лесным обитателям». Формировать представление у детей о лосях, об их жизни в л е с у, в о с п и т ы в а т ь бережное отношение к лесу, желание совершать хорошие поступки. Продолжать насыпать корм птицам в кормушки. Картинки с изображением людей помогающих животным в лесу. 12

Занятие

4.
Зас едание к л у б а «Почему белые медведи не живут в лесу?» Расширить представления детей о приспособлении животных к жизни в природных условиях; обозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособлены. Чтение книги «Экология в картинках». Игра «Угадай, где я живу». Картинки с изображением животных Крайнего Севера. Февраль
Занятие

1.
Зас едание клуба «Знатоки леса». Ф о р м и р о в ат ь у д е т е й у м е н и е п р и м е н я т ь н а п р а к т и к е з н а н и я о приспособлениях животных и растений к условиям жизни в лесу. Формировать у м е н и е с р а в н и в а т ь , выделять суще ственные п р и з н а к и , п о н и м а т ь про стейшие п р и ч и н н о - следственные связи. Ч т е н и е р а с с к а з о в В . Бианки В ы р е з а н н ы е и з картона красные и з е л е н ы е ж у к и ; 2 конверта с письмами, посылка-коробочка.
Немного о человеке
13

З а н я т и е

2 .
Игра- путешествие«Наши умные помощники – о р г а н ы чувств». Сформировать представление о различных средствах и способах познания окружающего мира. Определить роль органов чувств в восприятии окружающего мира. Закрепить у детей знания о соблюдении правил личной гигиены. П р о в е с т и б е с е д у о б органах чувств у человека, о н е о б х о д и м о с т и тщательного ухода з а ними. Мяч, замок, 4 ключа, разрезанные пополам, 6 - 8 к а р т о ч е к с о с в е т о ф о р а м и , и з которых только один раскрашен правильно, ширма, музыкальные и н с т р у м е н т ы , 5 коробочек (яблоко, лук, чеснок, огурец, лимон).
Занятие 3.
Беседа «Микробы и вирусы» Дать детям элементарные представления об инфекционных заболеваниях и их возбудителях. Продолжать формировать познавательный интерес к человеку. Беседа о необходимости соблюдения правил личной гигиены, чтение стихов и рассказов о чистоте: К. Чуковский «Мойдодыр». Карандаши и бумага для рисования.
Занятие 3.
Экологический Формировать у детей Беседа о правилах Л и с т ы б у м а г и , 14
проект «Человек – верный сын природы» способность выявлять и моделировать отношения человека к природе на основе представлений об ответственности за окружающее, согласно принципу «не навреди» Развивать у детей творческие способности. Воспитывать бережное отношение к родной природе. поведения людей на природе; чтение произведений литературы. краски, карандаши.
Свойства живой природы
Март
З а н я т и е

1 .
Свойства ж и в о й п р и р о д ы . Практиче ское з а н я т и е « П о с а д ка р а с т е н и й в уголке природы». Систематизировать знания о п р о ц е с с е п о с а д к и , формировать практические навыки посадки растений. Воспитывать интерес к у ход у з а р а с т е н и я м и , любовь к ним. Вспомнить правила по уходу за ком н ат н ы м и растениями. Горшки с з е м л е й , с е м е н а р а с т е н и й , л е й к и , л о п а т к и , клеёнки, ф артуки, конверт с письмом, игровой персонаж – божья коровка. 15

Занятие 2.
Свойства живой природы. Практическое занятие «Уход за комнатными растениями». Расширить знания детей о комнатных растениях и об уходе за ними. Познакомить детей с правилами поливки. Наблюдения за развитием и ростом растений в уголке природы, беседа «О чем рассказывают растения (о потребностях растений), игра «Угадай растение». Л е й к и , л о п а т к и , фартуки.
З а н я т и е

3 .
Свойства ж и в о й п р и р о д ы . Экспериментальная деятельность. Как растения выделяют кислород. Дать детям представление о роли и значении кислорода в жизни людей. Показать на модели водоёма с водяным р а с т е н и е м в ы д е л е н и е пузырьков кислорода. С р а в н и т ь к о м н а т н ы е растения, найти общее и различия. Банка с водой, лоток, л и с т к а р т о н а , с р е з а н н а я в е т к а растения.
З а н я т и е

4 .
С в о й с т в а ж и в о й п р и р о д ы . Экспериментальная деятельность. Сколько живет цветок? Р а с ш и р я т ь и систематизировать знания о ком н ат н ы х р а с т е н и я х . П р о с л е д и т ь з а продолжительностью жизни цветка на растении и цветка срезанного. Чтение стихов и рассказов о цветах. Цветущее растение, яркая нить, срезанный бутон, стакан с водой.
Свойства материалов
Апрель
З а н я т и е

1 .
Свойства Познакомить детей с о Рассматривание Л о ж к а , г а й к а , 16
мат е р и а л о в . О п ы т н о - экспериментальная деятельность. Свойства металла. с в о й с т в а м и м е т а л л а ; показать п р а к т и ч е с ко е применение металла в жизни человека. иллюстраций (использование металла человеком). с к р е п к а , к л ю ч и , ножницы, магнит.
З а н я т и е

2 .
С в о й с т в а мат е р и а л о в . О п ы т н о - экспериментальная деятельность. Свойства пластмассы. Познакомить детей с о свойствами пластмассы (легкая, гнётся, не тонет, твёрдая, не притягивается магнитом). Рассматривание иллюстраций (использование пластмассы человеком). Пластмассовые предметы: линейка, игрушки, п о с уд а ; магнит.
Занятие 3.
Свойства материалов. Опытно- экспериментальная деятельность. Свойства древесины. Расширить знания детей о древесине и ее свойствах. Развивать мышление, любознательность; формировать умение правильно строить предложения, делать умозаключения. Воспитывать бережное отношение к деревьям. Рассматривание иллюстраций (использование древесины человеком). С т а к а н в о д ы , деревянный брусок, магнит.
З а н я т и е

4 .
С в о й с т в а Расширить знания детей о Рассмотреть виды тканей. Кусочки ткани, стакан 17
мат е р и а л о в . О п ы т н о - экспериментальная деятельность. Свойства ткани. ткани и ее свойствах. Развивать мышление, любознательность. Беседа «Из чего делают ткани?» в о д ы , м а г н и т , ножницы.
Пришла весна
Май
Занятие 1.
Экскурсия «Путешествие в весенний лес» Понаблюдать за изменениями в природе. Развивать умение сравнивать различные периоды весны. Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе. Б е с е д а о п р а в и л а х поведения в лесу и на улице. Дидактическая игра «Что возьмем с собой на экскурсию?» повторение п р а в и л д о р о ж н о г о движения. Иллюстрации на тему «Пришла весна», краски, кисти, бумага для рисования.
З а н я т и е

2 .
Опытно- экспериментальная д е я т е л ь н о с т ь . О п ы т «Зависимость роста травы и д е р е в ь е в о т освещённости» Показать зависимость роста растений от освещенности. Поговорить о с ол н ц е , какую роль оно играет для растений и животных. Заучить по словицы о солнце. Блокноты, простой карандаш, лупы.
Занятие

3.
Экологический проект «Красная книга Выявить какие растения и животные являются Знакомство с Красной книгой ЯНАО, чтение Красная книга ЯНАО, России, ватман, клей, 18
нашего края» редкими в нашем регионе. Формировать представления о Красной книге ЯНАО, активизировать предметный словарь. Воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе. рассказов о животных. иллюст рации и л и фото с изображением исчезающих растений и животных.
Занятие

4.
Экологическое мероприятие «Мы друзья природы». Во спитывать бе р е ж н о е отношение к растительному миру. Распределение р о л е й , рисование д е ко р а ц и й , подготовка ко с т юм о в , заучивание слов текста. Костюмы: муравья, б е л к и , п т и ц ы ; муравейник, е л ка , бе р е з ка , р о г а т к а , ведро, лопатка, макет костра, гнездо на березе. Вручение дипломов и почётной медали юных защитников природы.
Ожидаемый результат:
19
 К концу года у детей сформированы конкретные представления о свойствах воды, воздуха, материалов, окружающих нас в повседневной жизни; о сезонных изменениях, происходящих в природе; о приспособляемости растений и животных к условиям жизни, в том числе и в условиях Крайнего Севера.  Владеют элементарными навыками по выращиванию растений и уходу за ними.  Умеют устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.  Имеют желание заботиться о живых объектах природы.  Стремятся следовать правилам поведения на природе.
Список используемой литературы:
1. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006. 2. Воронкевич О. А. Дневник занимательных экспериментов для детей 6-7 лет. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. 3. Журнал Воспитатель ДОУ. - №5, 2015. 4. Лыкова И. А. Игрушки из природного материала. – Издательский дом «Карапуз», 2000. 5. Нищева Н. В. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. 20


В раздел образования