Авторы: Степаненков Дмитрий Валерьевич, Конгиров Максим Сергеевич
Должность: сотрудники
Учебное заведение: Академии ФСО России
Населённый пункт: город Орёл, Орловская область
Наименование материала: научная статья
Тема: "Фрейдизм и неофрейдизм как направления психоаналитической философии"
Раздел: высшее образование
Степаненков Дмитрий Валерьевич
Конгиров Максим Сергеевич
Академия ФСО России, г. Орел
Фрейдизм и неофрейдизм как направления психоаналитической
философии
Введение
В конце 19 века Фрейд выдвинул теорию влияния сексуальной энергии на
психические расстройства. Либидо - центральное понятие психоанализа -
означает сексуальную энергию, направленную на все, что можно назвать
любовью.
Сексуальное
влечение,
отношения
с
родителями
и
детьми,
основанные на любви и привязанности, нарциссизм, патриотическая любовь к
Родине и к людям – всё это проявления либидо. По Фрейду, либидо участвует в
формировании
личности
человека,
а
неправильная
его
направленность
приводит к психическим расстройствам и неврозам.
Как утверждал сам ученый, концепция бессознательного была известна
древним философам. Однако заслуга Фрейда заключается в разработке
научного метода психоанализа, который позволяет проникнуть в глубокие
бессознательные слои психики для выявления проблем патологии личности.
Другими словами, психоанализ помогает понять причины, приведшие к
болезни.
В своих произведениях Фрейд описал психологическую реальность,
отличную
от
представлений
того
времени.
Человеческая
психика
рассматривалась как «биологический механизм» с серией инстинктивных и
рефлекторных реакций. Фрейд описал внутреннюю картину личности как
единого взаимосвязанного живого организма, основанного на принципах
причины и следствия, непрерывности и последовательности.
Распространение идей Фрейда
Идеи
Фрейда
уловили
многие
образованные
люди:
появляются
психиатры, психологи, философы, мыслители, студенты и последователи.
Методы психоанализа используются не только в психиатрии, но и при
диагностике психологических проблем.
Однако, чем внимательнее рассматривался вопрос, тем очевиднее
становилась несостоятельность некоторых аспектов теории. По мнению
некоторых его последователей, было бы недальновидным считать, что все
личностные проблемы возникают из-за неудовлетворенных желаний либидо.
З.
Фрейд
ревностно
отстаивал
положения
теории
и
не
желал
прислушиваться к мнению студентов, основанному на экспериментальных
данных.
Вскоре
в
сообществе
ученых,
занимающихся
психоанализом,
произошел раскол, который привел к разрыву отношений и появлению
неофрейдизма (от греч. Neos - новый + фрейдизм).
Определение неофрейдизма
Неофрейдизм — это новая психологическая школа, которая фокусируется
на учете личности человека через призму социокультурных факторов.
Основоположниками этого направления в психологии были Г. Салливан,
К. Хорни, А. Адлер, Э. Фромм. Они отметили, что не все психологические
проблемы можно объяснить стремлением к либидо. Не удовлетворен тем
фактом, что Фрейд основывал свою теорию на изучении психических
отклонений у пациентов в психиатрических клиниках, не принимая во
внимание ничего вроде здорового развития человека. Однако, психоанализ
Фрейда
остается
основой
для
рассмотрения
личности.
Неофрейдизм
фокусируется на выявлении причин отклонений личности в сфере конфликта
между людьми и обществом.
Философская основа
Природа бессознательного намного глубже и шире, его нельзя загнать в
тривиальное ложе биологического полового влечения. Человеческое поведение
состоит из многих компонентов и является символическим - в этом главное
отличие классического психоанализа от неофрейдизма.
Общество имеет большое влияние на развитие личности. Человек
изначально рожден свободным и независимым от желаний по своей природе.
Постепенно в сознание человека внедряются социальные ценности. Философия
неофрейдизма придает обществу враждебный характер. Общество представляет
человека с его ожиданиями и нормами и связывает человека в своих рамках, не
будучи способным реализовать себя. Через исцеление личности должно
происходить и исцеление общества.
Различные теории неофрейдизма
Общество
предъявляет
к
человеку
много
разных
требований.
Способность индивидуума вписаться в рамки общества, оправдать его
ожидания будет говорить о степени адаптивности личности.
Характер формируется с детства на основе культурных, исторических,
религиозных и других факторов. Конфликт интересов общества и желаний
личности, их несовпадение может привести к внутриличностным конфликтам.
Страхи в подсознании, неприятие своих негативных характеристик, заниженная
самооценка приводят к усилению страха и появлению психологических
проблем.
Неофрейдизм – широкое понятие, но каждый последователь этого
направления привнес в него свое понимание. Например, К. Хорни, которая не
отрицала
идею
бессознательного,
пришла
к
выводу,
что
причины
индивидуальных психологических проблем будут варьироваться в зависимости
от национальных, исторических и культурных компонентов. А. Адлер
сосредоточился на бессознательном стремлении человека к власти. К. Юнг
сосредоточился на изучении коллективного бессознательного и архетипов.
Теории К. Юнга
Карла Юнга и Альфреда Адлера нельзя назвать «неофрейдистами» в
полной мере. К. Юнг начал изучать природу «душевных» болезней задолго до
встречи с З. Фрейдом.
Психиатрия того времени в основном специализировалась на описании
симптомов психических расстройств и назначении лечения, которое сводилось
к остановке сильных проявлений заболевания. Юнг - один из первых врачей,
которых больше не устраивало простое описание состояния пациента. Он хотел
узнать причину, ту отправную точку, которая послужила толчком для развития
болезни. Первым делом он начал разговаривать с пациентами и выяснять
обстоятельства, предшествовавшие их появлению в клинике. Благодаря этой
простой процедуре Юнг обнаружил, что, несмотря на сходство симптомов, у
некоторых пациентов не было шизофрении, как было диагностировано ранее, а
были психические расстройства, вызванные пережитыми психотравмами.
Соответственно и лечение должно было быть совершенно другим.
Основываясь
на
разговорах
с
пациентами,
Юнг
разработал
диагностический метод - ассоциативный тест. Ценность этого теста в том, что
он позволяет погрузиться в глубины подсознания, чтобы выяснить причины
проблем с психическим здоровьем.
Научные исследования, проведенные Юнгом, органично вписываются в
идеи психоанализа. Конечно, он интересовался теориями Фрейда и углублялся
в их исследования. В дальнейшем их связывали не только рабочие, но и
дружеские отношения. Поэтому Фрейд резко отреагировал на «отход» Юнга от
классического психоанализа. Хотя Юнг не хотел обидеть своего друга, это была
расплата за возможность высказать свое мнение.
Неофрейдизм Юнга выразился
в отказе
от доминирующей роли
сексуальной
энергии
и
акцентировании
внимания
на
социокультурных
факторах. Юнг считал, что человек рождается с рядом определенных черт,
склонностей и предпочтений. Окружающая среда и общество не формируют
личность, а, скорее, предлагают возможность реализации уже установленной
индивидуальности.
Юнг идет дальше и развивает теорию коллективного бессознательного, с
которой индивидуальное бессознательное имеет тесную связь и в которой он
черпает знания и идеи. Таким образом, неофрейдизм расширяет понимания
бессознательного, которое теперь включает как индивидуума, в котором
хранятся
подавленные
желания,
подавленные
страхи,
бессознательные
негативные свойства, так и общее, которое является не только воспоминанием о
прошлом, но и видением, то есть настоящим и будущим.
Коллективное бессознательное включает в себя опыт человечества на
протяжении всего своего существования и едино для всех. Вывод Юнга
основывался на результатах изучения сказок, мифов, традиций и т. д.
различных народов мира. Убрав национальный колорит, он обнаружил
удивительное сходство между рассказами и героями различных народов. Эти
герои были прототипами многих поколений людей - Юнг называл их
архетипами.
Таким образом по Юнгу, архетипы, находящиеся в коллективном
бессознательном, влияют на бессознательный выбор модели поведения в
различных ситуациях.
Неофрейдизм Эриха Фромма
В отличие от своих коллег, Эрих Фромм не имел медицинского
образования. В университете он изучал философию, социологию и психологию.
Это произвело четкое впечатление. В своей работе Фромм рассматривал
развитие личности с точки зрения философии и социологии. Здесь его взгляды
совпадают с идеями неофрейдизма. Фромм считал, что невозможно объяснить
все
разнообразие
человеческого
поведения
только
биологическими
инстинктами.
Человека можно понять через его отношение к миру, к себе, к другим.
Развитие личности происходит во взаимодействии внутренних мотивов и
социальных норм. Эрих Фромм, как и другие сторонники неофрейдизма,
считал, что психоанализ должен включать в себя:
1. Не только понимание биологической природы человека, но и работу с
такими понятиями, как свобода, вера, справедливость, истина и т. д.
2. Наряду с методом самоанализа, он должен дать человеку возможность
выразить себя, признаться. Произнесение, воспроизведение болезненных
ситуаций позволяет по-другому взглянуть на них, уменьшая их травмирующий
эффект.
3. Возможность
использования
методов
психоанализа
для
оценки
исторических и культурных событий прошлого.
Список литературы
1. Блюм Г. Психоаналитические теории личности. М., 1996;
2. Браун Дж. Психология Фрейда и постфрейдисты. 1997;
3. Куттер П. Современный психоанализ. СПб., 1997.