Автор: Савченко Динара Эльфировна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 32
Населённый пункт: г. Уфа
Наименование материала: статья
Тема: Формирование воздушной струи у детей с нарушениями звукопроизношения.
Раздел: дошкольное образование
Формирование воздушной струи у детей с нарушениями
звукопроизношения.
Автор: Савченко Динара Эльфировна
учитель-логопед МБДОУ "Детский сад №"32"
Башкортостан г.Уфа
Речевое дыхание- это основа звучащей речи,
образования звуков и голоса.
Развитие
речевого
дыхания у
ребенка в
онтогенезе
происходит
одновременно
с
развитием речи и завершается примерно к 10-ти годам. Формирование речевого дыхания
предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи
считается одним из необходимым условием для постановки звуков. Логопед начинает
работу
по
воспитанию
воздушной
струи
начинается на
подготовительном
этапе
формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического
слуха и артикуляционной моторики.
Основные направления воздушной струи:
Воздушная струя направлена прямо по центру языка. Это характерно для
большинства звуков: губно-зубных, заднеязычных, переднеязычных и свистящих.
Воздушная
струя
направлена
на
кончик
языка-
это
характерно
для
произнесения шипящих звуков и вибранов.
Важно сформировать у ребенка сильный плавный ротовой выдох. При этом
нужно научить ребенка контролировать выдох, расходовать воздух экономно.
Параметры правильного речевого выдоха:
1) выдоху предшествует сильный вдох через нос - нужно набрать полную грудь
воздуха.
2)
выдох
происходит
плавно,
медленно,
равномерно,
а
не
толчками;
3) во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы,не надувать
щеки
.
3) во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через
нос.
4)выдыхать следует, пока не закончится воздух;
5) во время разговора нельзя добирать воздух при помощи коротких вдохов.
Попросите ребенка подуть сквозь губы, вытянутые трубочкой -
Не
надувая
щек,
дуть
сквозь
сближенные
и
слегка
выдвинутые
вперед
губы,
образующие посередине круглое «окошечко».
- Сдувать с поднесенной ко рту ладони любой мягкий предмет (ватный комочек,
салфеточку, снежинку, лепесток и т.д.).
- Дуть на карандаш, лежащий на столе так, чтобы тот покатился.
- Пускание мыльных пузырей, дуть на вертушки.
- Дутье с использованием свистков, гудков, дудочек, и т.д.
- Дуть в воду через соломку, чтобы вода в стакане чтоб получился “Шторм в стакане”.
- Задувание свечи.
-
Надувание воздушных шаров.
При проведении игр, направленных на развитие у ребенка правильного речевого
выдоха, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют
ребенка и
даже
могут
вызвать
головокружение. Поэтому такие игры
необходимо
ограничивать
по
времени
(можно
использовать
песочные
часы)
и
обязательно
чередовать с другими упражнениями. Упражнения могут выполнятся под счет.
Выработка воздушной струи может проводиться до артикуляционной гимнастики
или
одновременно
с
артикуляционной
гимнастикой,
поскольку
в
формировании
воздушной струи активное участие принимают щеки, губы и язык.