Напоминание

Формирование воздушной струи у детей с нарушениями звукопроизношения.


Автор: Савченко Динара Эльфировна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 32
Населённый пункт: г. Уфа
Наименование материала: статья
Тема: Формирование воздушной струи у детей с нарушениями звукопроизношения.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование воздушной струи у детей с нарушениями

звукопроизношения.

Автор: Савченко Динара Эльфировна

учитель-логопед МБДОУ "Детский сад №"32"

Башкортостан г.Уфа

Речевое дыхание- это основа звучащей речи,

образования звуков и голоса.

Развитие

речевого

дыхания у

ребенка в

онтогенезе

происходит

одновременно

с

развитием речи и завершается примерно к 10-ти годам. Формирование речевого дыхания

предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи

считается одним из необходимым условием для постановки звуков. Логопед начинает

работу

по

воспитанию

воздушной

струи

начинается на

подготовительном

этапе

формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического

слуха и артикуляционной моторики.

Основные направления воздушной струи:

Воздушная струя направлена прямо по центру языка. Это характерно для

большинства звуков: губно-зубных, заднеязычных, переднеязычных и свистящих.

Воздушная

струя

направлена

на

кончик

языка-

это

характерно

для

произнесения шипящих звуков и вибранов.

Важно сформировать у ребенка сильный плавный ротовой выдох. При этом

нужно научить ребенка контролировать выдох, расходовать воздух экономно.

Параметры правильного речевого выдоха:

1) выдоху предшествует сильный вдох через нос - нужно набрать полную грудь

воздуха.

2)

выдох

происходит

плавно,

медленно,

равномерно,

а

не

толчками;

3) во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы,не надувать

щеки

.

3) во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через

нос.

4)выдыхать следует, пока не закончится воздух;

5) во время разговора нельзя добирать воздух при помощи коротких вдохов.

Попросите ребенка подуть сквозь губы, вытянутые трубочкой -

Не

надувая

щек,

дуть

сквозь

сближенные

и

слегка

выдвинутые

вперед

губы,

образующие посередине круглое «окошечко».

- Сдувать с поднесенной ко рту ладони любой мягкий предмет (ватный комочек,

салфеточку, снежинку, лепесток и т.д.).

- Дуть на карандаш, лежащий на столе так, чтобы тот покатился.

- Пускание мыльных пузырей, дуть на вертушки.

- Дутье с использованием свистков, гудков, дудочек, и т.д.

- Дуть в воду через соломку, чтобы вода в стакане чтоб получился “Шторм в стакане”.

- Задувание свечи.

-

Надувание воздушных шаров.

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка правильного речевого

выдоха, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют

ребенка и

даже

могут

вызвать

головокружение. Поэтому такие игры

необходимо

ограничивать

по

времени

(можно

использовать

песочные

часы)

и

обязательно

чередовать с другими упражнениями. Упражнения могут выполнятся под счет.

Выработка воздушной струи может проводиться до артикуляционной гимнастики

или

одновременно

с

артикуляционной

гимнастикой,

поскольку

в

формировании

воздушной струи активное участие принимают щеки, губы и язык.



В раздел образования