Напоминание

Проект "История сыра"


Автор: Виктория Сергеевна Савочкина
Должность: МАДОУ №21
Учебное заведение: МАДОУ №21
Населённый пункт: Ачинск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проект "История сыра"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект для старшей группы дошкольного возраста «История сыра»

Цель проекта: расширение и углубление знаний детей об истории появления сыра, его

производстве и полезных свойствах, видах.

Тип проекта: познавательно- исследовательский.

Задачи проекта.

Образовательные:

- формировать у детей представление о происхождении сыра;

- знакомить детей с этапами производства сыра;

- закреплять представления о полезных свойствах молочных продуктов, в том числе – сыра;

- познакомить детей с профессией сыродел.

Развивающие:

- развивать интерес к исследовательской деятельности;

- развивать наблюдательность, логическое мышление, память.

Воспитательные:

- воспитывать уважение к труду людей, производящих сыр и другие молочные продукты;

- формировать бережное отношение к продуктам питания.

Участники проекта: дети и родители старшей группы №1, работники сыроварни г. Ачинска

«Мастерская сыра»

Срок реализации: 2 недели.

Сыр - настолько древний продукт питания, что уже никто не может с полной уверенностью

ответить на вопрос «Кто и когда изобрел сыр?». Я решила узнать, откуда появился сыр, какова

история происхождения этого продукта? Когда сыр появился в России? Как изготавливают сыр, и

какие технологии производства существуют? Какие бывают разновидности и сорта сыра? Надо ли

употреблять сыр в пищу и чем же он полезен?

Подготовительный этап.

Сбор материалов об истории сыра, его производстве, видах и полезных свойствах.

Изучение этапов производства сыра и возможности знакомства с ним детей дошкольного

возраста. Подбор художественной литературы о сыре: сказки, стихи, мультфильмы,

поговорки, загадки. Выбор иллюстративного материала.

Ход реализации проекта.

Познакомить детей с историей появления и процессом производства сыра.

Формировать элементарные представления о полезных свойствах сыра.

Формировать элементарные представления об основных свойствах геометрических тел на основе

формы разных сыров; представления о дробях.

Развивать мышление, ориентирование на плоскости, сообразительность, внимание.

Беседа: «Что такое сыр?», «Полезные свойства сыра»,

Беседа с использованием мультимедийной презентации «Что такое сыр». Просмотр мультфильма

«Откуда берется еда? Сыр».

Речевое развитие

Развивать память, выразительность и эмоциональность речи.

Формировать умение вести диалог по содержанию прочитанного произведения.

Воспитывать интерес к чтению: Заучивание и инсценирование стихотворения Яна Бжехвы в

переводе Б.Заходера «Дырки в сыре».

Чтение и пересказ по ролям венгерской народной сказки «Два жадных медвежонка».

Чтение, пословиц, поговорок, считалок, загадок и стихов о сыре.

Социально-коммуникативное развитие

Создать благоприятную атмосферу для развития, воспитывать дружеские взаимоотношения в

коллективе, закреплять умение взаимодействовать с партнерами.

Сюжетно-ролевая игра «Молочный магазин».

Настольно-печатные дидактическая игра «Виды сыра»

инсценировка сказки «Два жадных медвежонка», стихотворения «Дырки в сыре».

Проба разных видов сыров в группе, фотоотчет.

Художественно-эстетическое развитие

Учить детей соотносить реальные и сказочные образы, передавать в рисунке характерные

особенности персонажей.

Воспитывать художественно-эстетический вкус, любовь к художественному творчеству. Развивать

пространственное воображение.

Аппликация по типу мозаики «Ворона и сыр» (коллективная работа).

Пластилинография «Мышки и сыр» (коллективная работа).

Конструирование из бумаги «Кусочек сыра» (треугольная призма).

Физическое развитие: Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей

Подвижные игры «Кошки-мышки», «Найди кусочек сыра», «Мышеловка», «Дырки в сыре»

Взаимодействие с родителями: Организация родителей на совместную деятельность с детьми,

организация экскурсии в сыроварню «Мастерская сыра». Фото ребенка дома с любимым сыром

семьи и мини – рассказ о нем.

Результаты

: Дети приобрели знания о сыре - его истории, производстве, видах сыра и полезных

свойствах. В процессе работы над проектом были охвачены все образовательные области и, на

примере

сыра,

развивалась

познавательно-исследовательская,

социально-коммуникативная,

речевая, игровая и продуктивная деятельность детей. У детей сформировано бережное отношение

к продуктам питания и уважение к труду людей, производящих сыр и другие молочные продукты.

Приложение

История сыра в мире

Археологи считают, что человек умел готовить сыр за пять тысяч лет до нашей эры.

Предшественник современного сыра зародился в странах арабского Востока не менее

семи тысячелетий назад. Кочевники, бравшие в длительные путешествия кобылье молоко,

в конце пути извлекали из сосудов плотные творожные сгустки, пригодные для еды.

В Древней Греции сыр был хорошо известен и очень почитаем людьми.

Согласно одному из мифов, делать сыр людей научила богиня охоты и покровительница

животных Артемида.

Самый старый вид сыра – сорт Демос, назван в честь острова, на котором производился

еще в I веке нашей эры.

В Древнем Риме было известно 10 местных сортов сыра и множество дорогих привозных.

Римляне

усовершенствовали

технологию

изготовления

и

хранения

сыра.

Они

использовали молоко различных животных, в том числе, даже ослиное.

Расцвет сыроварения пришелся на эпоху средневековья, когда его начали изготавливать

монахи. Монахи создали большинство известных сейчас сортов сыра. Его коптили,

солили, разводили на некоторых сортах плесень.

Сыр стал распространяться в России благодаря Петру 1. В Голландии царю понравились

сыры и он привез в Россию иностранных мастеров – сыроделов, чтобы начать

производство сыров.

Полезные свойства сыра

Полезные свойства сыра во многом объясняются его пищевой ценностью. В состав сыра

входят жизненно важные и ценные для человека белки, молочный жир, минеральные

вещества, витамины и экстрактивные вещества. Их концентрация почти в 10 раз выше,

чем в молоке, из которого делают сыр. По словам диетологов, 50 граммов сыра

равноценны употреблению 0,5 л молока.

В сыре содержится кальций, фосфор, цинк, йод, селен, железо, медь, калий. Не менее

богат и витаминный ряд: А, В1, В2, В12, С, D, Е и др.

Если съесть за пару часов до сна пару кусочков сыра, то это обеспечит вам крепкий и

здоровый сон. Поэтому можете сделать себе ежедневный перекус до сна: пару кусочков

сыра и стакан кефира.

Виды сыров

На сегодняшний день в мире насчитывается более 500 видов и более 2000 сортов сыра!

-Твердые сыры, такие как пармезан и чеддер, содержат мало влаги и поэтому должны

вызревать долго, до нескольких лет, но после этого могут долго храниться.

- Полутвердые сыры — голландский, маасдам, гауда — имеют меньший срок хранения.

Они легко режутся, содержат больше воды и богаты кальцием.

- Мягкие сыры, например, бри и камамбер, имеют еще более высокий процент влаги,

кремообразную консистенцию и короткий срок хранения. Их покрывает плесневая белая

корочка.

- Рассольные сыры. Для их вызревания используется рассол. Таким способом готовили

сыры на Северном Кавказе.

Это знаменитый сулугуни, а также чечил и фета.

- Творожные сыры, такие как маскарпоне, сильно напоминают творог, они не нуждаются в

созревании и употребляются свежеприготовленными.

- Плавленые сыры — самые современные сыры, простые в изготовлении и удобные в

употреблении.

Кострома- сырная столица Центральной России. В крупных районах области: Вохомском

и Мантуровском – производство сыра не останавливается ни на миг.

В Костромской области производят такие сыры, как :

Пошехонский, Костромской, Голландский, Сливочный, Малыш, Золотое кольцо, Гауда,

Эдам, Чеддер

В конце 2017 года в Костроме открылся музей сыра.

Вместо гидов в здании музея работают сырные сомелье, которые рассказывают историю

возникновения сыра, предлагают посетителям посоревноваться в ловкости с мышами и

даже подоить корову. Продегустировать сыр. На память о посещении музея гости могут

унести с собой сувениры, игрушки и, конечно же, костромской сыр. После посещения

музея мы решили изготовить сыр в домашних условиях.

Производство

сыров

включает

отделение

молочной

сыворотки,

формирование,

прессование и посолку.

Основными ингредиентами сыра являются:

Молоко – основной и самый главный элемент в составе сыра. Для выработки сыра

используют коровье, козье или овечье молоко.

Фермент – основополагающей операцией в производстве сыров является свертывание

молока под действием ферментов, в результате которого отделяется сыворотка.

Закваска – в производстве любого сыра применяют молочнокислые бактерии, которые

создают безопасную флору в продукте, придают особый вкус сыру и позволяют сыру

«созреть»



В раздел образования