Автор: Андронова Ольга Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Инсарский детский сад "Светлячок" комбинированного вида"
Населённый пункт: г. Инсар
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Формирование игровых умений у детей младшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Формирование игровых умений у детей младшего
дошкольного возраста
Детская игра имеет многовековую историю. В.А. Сухомлинский писал:
«Игра - первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная
роль в развитии личности, формировании ее свойств и обогащения
внутреннего содержания». В жизни ребёнка дошкольного возраста игра
занимает одно из ведущих мест. Игра для него - основной вид деятельности,
форма организации жизни детей, средство всестороннего развития.
Чтобы научить детей играть, при руководстве игрой необходимо включать
взаимосвязанные компоненты игровых технологий: обучающие игры,
игровые ситуации, ознакомление с окружающим в активной деятельности
детей, обогащение игрового опыта детей посредством действия с игрушками,
дидактическими играми, взаимодействия со сверстниками, организацию
предметно-развивающей среды.
Виды игр:
- Сюжетно-ролевая игра;
- Театрализованная игра;
- Дидактическая игра;
- Подвижная игра.
Главной формой организации деятельности детей является индивидуальная
деятельность педагога с детьми, которая осуществляется в течение всего дня
пребывания ребенком в детском саду и проходит во всех режимных
моментах, на прогулке, на занятиях, в самостоятельной деятельности, игры-
занятия во второй половине дня и дома.
Утренний приём - наиболее благоприятное время для общения с каждым
ребёнком. В эти часы успешно ведётся индивидуальная работа с детьми по
различным видам деятельности. Главное место отводится игровой
деятельности детей: созданию условий для развёртывания творческих игр,
организации спокойных игр (хороводных игр, со строительными
материалами и конструкторами, настольно-печатных игр-забав), спортивных
развлечений и игр малой подвижности.
Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения,
максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности –
речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.).
По мере овладения детьми элементарными игровыми действиями
планируются условия и приёмы, способствующие переводу детей от игр,
организованных воспитателем, к играм по собственному замыслу, от игр
рядом к играм вместе.
Работа по формированию игровых умений младших дошкольников строится
с сюрпризных моментов, внесения новой игрушки, загадок, действия с этой
игрушкой. Дети учатся играть по правилам, выполнять игровую задачу. По-
прежнему любимыми остаются у детей игры в семью, в детский сад, в
магазин. В них ребята отражают различные отношения, характеризующиеся
любовью, гуманизмом, здесь формируются такие качества, как доброта,
заботливость. В дидактических играх с куклами типа «День рождения
куклы», «Приход гостей» эффективно воспитание гостеприимства, чуткости,
доброжелательности. Художественная литература универсальное
образовательное средство и одна из форм партнерской деятельности
взрослого с детьми: игровой, продуктивной, познавательной,
исследовательской. Чтение отрывка из произведения В. Маяковского «Кем
быть», «Айболит» К. И. Чуковского, рассматривание с детьми иллюстраций к
книге К. Чуковского «Айболит», помогают в развитии сюжетной игры
«Больница для игрушек». Обогащаются игровые умения, опыт детей
посредством чтения художественной литературы, бесед, рассматриванием
картин, экскурсий, непосредственного участия в играх, оказания
своевременной помощи советом, показом.
Игра-это серьёзно, чтобы детство наших детей было счастливым, основное,
главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у
ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что
делу-время, а потехе-час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт мир.