Напоминание

"Минеральные удобрения"


Автор: Микулан Ольга Александровна
Должность: учитель трудового обучения
Учебное заведение: МКОУ РАООП «Старогородковская специальная (коррекционная) школа-интернат им. Заслуженного учителя РФ Фурагиной А.В.»
Населённый пункт: Старый Городок посёлок
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Минеральные удобрения"
Раздел: среднее образование





Назад




Конспект открытого урока.

Предмет: Цветоводство.

Класс: 7 «А».

Учитель трудового обучения: Микулан О.А.

Тема: «Минеральные удобрения».

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Цель урока: Расширить знания, обучающихся об удобрениях их значении для роста и

развития растений.

Задачи урока:

Образовательные: продолжать формировать у обучающихся представление о видах

минеральных удобрений и характеристике, дифференцировать понятия «азотные»,

«фосфорные», «калийные», «простые», «комплексные» удобрения.

Коррекционно- развивающие: корригировать и развивать произвольное внимание при

выполнении заданий, развивать логическое мышление, память, способность анализировать.

Развитие навыков принятия самостоятельных решений, инициативы, активности,

необходимых для самостоятельной жизни.

Воспитательные: воспитывать интерес к урокам цветоводства, самостоятельности,

активности. Формировать представление обучающихся о необходимости правильного

применения минеральных и органических удобрений.

Методы обучения:

Словесные (беседа, объяснение), наглядные (демонстрация презентации); практическая

(работа с раздаточным материалом); частично-поисковый (работа с дополнительным

материалом).

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая

работа.

Основные понятия и термины урока: органические, минеральные, азотные, фосфорные,

калийные, простые, комплексные удобрения.

Оборудование и материалы:

компьютер, экран, проектор, презентация, образцы удобрений, наглядный материал для игры

«Назови и покажи», карточки с заданиями.

На столах, обучающихся:

Стаканы пластиковые для воды (жёсткие), баночки с образцами минеральных

удобрений с крышками, карточки с заданиями, маркер, ручка, влажные салфетки,

одноразовая маска, фартук, перчатки, мерная пластиковая ложка, пластиковый

контейнер, лейка с водой, два смайлика красный весёлый и синий грустный,

Пластиковые крышки зелёного, жёлтого и оранжевого цвета.

1 СЛАЙД:

Ход урока.

I.

Организационный момент.

«Здравствуйте, ребята и наши гости!»

Сегодня у нас будет интересный урок, будьте внимательны, старательны и доброжелательны

друг к другу. Желаю Вам хорошего настроения, интересных заданий, успехов в их

выполнении.

Стихотворное вступление:

Начинаем мы урок,

Он пойдет вам только впрок.

Постарайтесь всё понять,

И запомнить, рассказать.

II.

Актуализация знаний.

2 СЛАЙД.

Обращаю внимание на состояние и внешний вид растения.

Первое растение по центру - пышное, зеленое, красивое.

Второе растение с жёлтыми листьями - угнетенное.

Третье растение почти без листьев – совсем маленькое, чахлое.

Вопрос обучающимся: Чем отличаются растения друг от друга по внешнему состоянию? Чем

мы можем помочь растениям?

Дети сравнивают растения и отмечают отличия, и отвечают, что растению с жёлтыми

листьями не хватает питательных веществ для полного развития, а эти вещества находятся в

удобрении. Такое растение нужно подкормить. На нашем примере не хватает азота.

А растение, которое почти совсем без листьев наоборот избыток азота. Это тоже приводит

растение к гибели.

III.

Повторение пройденного материала.

Сегодня на уроке мы узнаем ещё больше о минеральных удобрениях. Научимся определять,

все ли удобрения хорошо растворимы в воде. Но при изучении материала нам понадобятся

ваши знания предыдущих уроков. Знаете ли вы отличие между понятиями «органические» и

«минеральные» удобрения?

Давайте вспомним определения органических и минеральных удобрений?

3 СЛАЙД.

Органические удобрения – это питательные вещества, содержащиеся в органических

соединениях отходов животного и растительного происхождения.

4 СЛАЙД.

Минеральные – это неорганические вещества, которые содержат необходимые растениям

элементы. Минеральные удобрения используют для повышения плодородия почвы,

повышения урожайности и качества.

Минеральные удобрения изготавливаются на химических заводах.

5 СЛАЙД:

Проверочное тестирование.

Выбери из разных вариантов один или два правильных ответа:

1. Какие вещества необходимы для хорошего роста и развития растений?

а). жиры, белки, углеводы.

б). минеральные вещества.

в). удобрения.

2. Для чего нужны удобрения?

а). для дыхания растений

б). для лучшего роста и развития растений.

в). для повышения плодородия почвы.

3. Какие бывают удобрения?

а). Удобрения бывают высокие и толстые.

б). Органические.

в). Минеральные.

4. Чем растения поглощают, вносимые в почву удобрения?

а) Листьями

б). Цветами

в). Корни растений поглощают из почвы воду с растворенными в ней

питательными веществами.

5. Откуда получают органические и минеральные удобрения?

а). Вырабатывают на химических заводах.

б). Получают на животноводческих фермах и на птицефабриках.

6 СЛАЙД:

VI. Коррекционная минутка для глаз: (используем лазерную указку)

1.

Сидя, медленно переводить взгляд с доски на потолок и обратно, следуя за лазером

(голова неподвижна). Повторить 8-10 раз.

2.

Руки на парте. Переводим взгляд на стену и обратно, следуя за лазером. Повторить 8-

10 раз.

3.

Сидя, ноги согнуты, стопы параллельно, спина ровная. Переводим взгляд за лазером,

делая круговые вращения глазами. Повторить 6-8 раз.

V.

Сообщение темы и целей урока.

На прошлых уроках, ребята, мы говорили об органических удобрениях, распознавали их и

познакомились с минеральными удобрениями. Сегодня мы продолжим тему о минеральных

удобрениях.

IV. Сообщение нового материала.

7 СЛАЙД:

На нашей планете обитает огромное количество разнообразных организмов, в том числе и

растений. Чтобы растение хорошо развивалось им необходимо правильное питание, именно от

него зависит правильный рост, обильное цветение и плодоношение. Но и для их питания

необходимы различные элементы и вещества, как азот, фосфор и калий, растения, используя

эти элементы в процессах своей, жизнедеятельности, берут их из почвы, следовательно, в

почве запас этих элементов истощается.

Как мы можем помочь растениям восполнить дефицит в азоте, фосфоре и калии в почве?

Ответ обучающихся: удобрить почву, внести удобрения, подкормить. Так же благодаря

подкормке растение проще переносят морозы и засуху.

Тема сегодняшнего урока «Минеральные удобрения».

8 СЛАЙД:

На уроке сегодня мы узнаем о значении азота, фосфора и калия в минеральных удобрениях.

Чтение определения по слайду.

9 СЛАЙД:

Удобрение – органические и минеральные вещества, используемые для улучшения питания

растений из почвы. Правильное использование удобрений увеличивает урожайность и

улучшает качество продукции.

Удобрения как мы уже знаем бывают органические и минеральные.

10 СЛАЙД:

11 СЛАЙД:

Здание 1:

Разделите указанные варианты удобрений в таблице на органические и минеральные.

Удобрения

Органические

Минеральные

Торф

Натриевые

Компост

Перегной

Калиевые

Навоз

Фосфорные

Птичий помёт

12 СЛАЙД:

13 СЛАЙД:

Минеральные удобрения различаются по элементам питания (азот, фосфор, калий). Обычно

удобрение указывают в процентах и обозначают химическими знаками на латинском языке:

азот — N, фосфор — P, калий — K.

Азот – этот элемент отвечает за питание корней, участвует в реакциях фотосинтеза,

регулирует обмен в клетках, а также способствует росту новых побегов. Хорошо растворим в

воде.

Фосфор – обеспечивает нормальное развитие и функционирование корневой системы.

Медленно усваиваются растениями, образование крупных соцветий, способствует

вызреванию плодов. Костная и фосфоритная мука, труднорастворимая в воде, усваивается

растениями медленно.

Калий - играет важную физиологическую роль в жизни растений. При недостатке калия в

почве корни плохо разрастаются, клубни и луковицы развиваются медленно. Листья выглядят,

будто им не хватает воды, левосторонними, а по краям появляются коричневые пятна,

похожие на ожоги. Это удобрение хорошо растворимо в воде.

14 СЛАЙД:

Комплексные удобрения (или многосторонние) - одновременно два или несколько элементов

питания N, P,

K

(калийная селитра, нитрофоски, диаммофос и др.)

Простые удобрения (или односторонние) – содержащие только один питательный элемент

(азотные, фосфорные, калийные, микроудобрения).

15 СЛАЙД: Физкультминутка.

16 СЛАЙД:

Практическая работа.

17 СЛАЙД:

Техника безопасности при работе с минеральными удобрениями.

1. Приготавливая растворы минеральных удобрений, не прикасайся к ним руками. Бери

минеральные удобрения ложечками или шпателями.

2. При работе с настоями соблюдайте меры предосторожности, в резиновых перчатках и на

лицо надеть маску или респиратор. После работы протрите руки влажными салфетками или

вымойте руки с мылом.

Ход практической работы:

1.

Рассмотрите образцы предложенных удобрений.

2.

Растворите их в воде. Для этого налейте в каждый стакан воды из лейки и мерной

ложечкой насыпьте удобрение и размешайте.

3.

Определите хорошо ли удобрение растворяется в воде.

Если хорошо растворяется, в воде, то прикройте стакан зелёной или жёлтой крышкой, а

если плохо растворимо в воде, то прикройте стакан оранжевой крышкой.

Вывод:

Мы можем определить минеральные удобрения по растворимости в воде.

18 СЛАЙД:

Растворимость минеральных удобрений влияет на сроки внесения минеральных

удобрений в почву.

Например, азотные удобрения очень хорошо растворяются в воде.

Азотные удобрения предпочтительней вносить в почву весной

под перекопку почвы или в качестве подкормки; осенью же вносить их

нежелательно, так как они могут вымываться ранней весной из почвы с

талыми водами и стекать в ручьи, реки. Это экологически не безопасно и нерационально.

А вот фосфорные осенью вносить самое время, т.к. они не очень хорошо растворяются в

воде.

Вопрос. Можно ли хранить минеральные удобрения под открытым небом?

Ответы обучающихся: Нет, так как они легко впитывают влагу и затвердевают, т.е.

слеживаются и теряют свои действия, портятся.

Дидактическая игра «Назови и покажи».

Описание игры: Выходят дети к доске у каждого табличка с латинскими обозначениями

удобрений (N, P, K), а водящий остаётся на месте за партой у него таблички с названиями

основных видов минеральных удобрений (азотные, фосфорные, калийные) перевёрнутые

названиями вниз, берёт по выбору одну табличку и подходит к правильной табличке с

изображением латинской буквы (N – азотное), передаёт её в руки ученику, державшему

эту табличку. Дальше дети меняются местами, водящим становится тот ученик у кого

был правильный ответ.

В конце игры учитель предлагает добавить табличку с тремя латинскими обозначениями

(NPK - комплексное), игра повторяется.

Вопрос:

Для

чего

нам

надо

знать

латинские

обозначения

элементов

питания?

Ответы обучающихся: Кроме названий минеральных удобрений на пакетах печатают

процентное содержание химических элементов, мы можем определить вид удобрения по

латинскому обозначению.

19 СЛАЙД:

Для закрепления знаний: «Собери из букв слова»

На экране буквы в произвольном порядке (буквы

разного цвета). Необходимо найти «спрятанные» названия удобрений.

1.

ТЗЕНЫОА - буквы красного цвета (слово азотные).

2.

ЕРОФСОФЫН - буквы синего цвета (слово - фосфорные).

3.

ЫНКЛЕИАЙ - буквы жёлтого цвета (слово - калийные).

19 СЛАЙД:

20 СЛАЙД:

Вывод: Для чего же нам нужны удобрения?

- Удобрения повышают плодородие почвы, улучшают развитие и рост растений, их

применяют для повышения урожайности и качества урожая. Все виды удобрений необходимы

растениям.

21 СЛАЙД:

Читают дети:

- Если в почве недостаток азота, окраска листьев бледно-зеленая, листья желтеют, размеры не

большие и они опадают.

- Если в почве мало калия, то ткани по краям листа желтеют, буреют и отмирают. Края

листьев закручиваются к низу, наблюдается морщинистость.

- Недостаток фосфора - листья темно-зелёной окраски, появляются красноватые оттенки, а

иногда и чёрный цвет засыхающих листьев.

Учитель: Когда вы обнаружите, что вашим растениям недостает питательных веществ, что

будете делать?

(Предполагаемый ответ - будем подкармливать растения удобрениями.)

22 СЛАЙД:

Рефлексия.

Учитель: А теперь я хочу узнать ваше мнение о нашем уроке, если понравился урок

поднимите красный смайлик, а если вам было грустно и не интересно, то синий.

23 СЛАЙД.

В заключении хотелось бы привести такие слова: «Просто знать ещё не всё, нужно уметь

использовать на практике»

24 СЛАЙД. Спасибо за внимание! До новых встреч!



В раздел образования