Напоминание

"Макетирование как средство развития игровой деятельности дошкольников


Автор: Науёкене Наталья Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 31 "Колокольчик"
Населённый пункт: ЗАТО Железногорск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: "Макетирование как средство развития игровой деятельности дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Макетирование как средство развития игровой деятельности

дошкольников»

Науёкене Н.А., воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ № 31 «Колокольчик», ЗАТО Железногорск

Дошкольное детство является очень важным, уникальным периодом

жизни человека. Это период активного освоения социального пространства,

когда преобладает чувственное познание мира. Ребенок открывает для себя

мир человеческих отношений и постигает их особенности через общение с

близкими взрослыми, со сверстниками, через игровые отношения.

Детская игра — явление универсальное и дети в играх копируют

окружающую жизнь, поэтому ее функции разнообразны.

Одними из важных функций игры принято считать:

обучающую функцию — позволяет решить конкретные задачи воспитания

и обучения, направленна на усвоения определенного программного

материала и правил, которым должны следовать играющие.

воспитательную функцию — позволяет выявить индивидуальные

особенности детей, устранить нежелательные проявления в характере.

Развивающую функцию — заключается в развитии ребенка, коррекции

того что в нем заложено и проявлено.

коммуникативную функцию — состоит в развитии потребности

обмениваться со своими сверстниками знаниями, умениями в процессе игр,

общаться с ними, устанавливать дружеские отношения, проявлять речевую

активность.

Развлекательную функцию — способствует повышению эмоционально –

положительного тонуса, развитию двигательной активности.

релаксационную функцию — заключается в восстановлении физических и

духовных сил ребенка.

психологическую функцию — состоит в развитии творческих

способностей детей.

Что может быть для дошкольника интереснее и значимее игры? Это и

радость, и познание, и творчество. Игра – ведущий вид деятельности

дошкольного периода, главное содержание детской жизни. Играя, ребенок

познает окружающий мир, приобретает новые знания, умения и навыки,

учится осуществлять поиск, мыслить и творить. На каждом этапе

дошкольного детства игра имеет свои особенности. Большое значение в

развитии игровой деятельности дошкольников имеет макетирование,

создание моделей-макетов и игры с ними. Играя с макетами, ребенок создает

воображаемую ситуацию, выполняет одну или несколько ролей, моделирует

реальные ситуации или социальные отношения в игровой форме.

1

Модели-макеты имеют огромное значение и для интеллектуального

развития детей. Дети познают окружающий мир, узнают о природе родного

края, знакомятся с разными природными зонами, сообществами животных и

растений. Макеты могут иметь разную тематику, но в процессе их

реализации одновременно и параллельно решается несколько задач:

закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме; активизация

лексического словаря; развитие монологической и связной речи; развитие

логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии;

формирование навыков сочинительства; развитие общей и мелкой моторики

рук; формирование творческих способностей; воспитание

доброжелательности; развитие коммуникативных навыков; умения работать

в коллективе. В процессе макетирования развиваются интегративные

качества личности: эмоциональная отзывчивость, любознательность,

активность, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками и

другие.

Поэтому, в дошкольном возрасте, макеты целесообразно вносить в

игровую и развивающую среду.

Макет (масштабная модель) – модель объекта в уменьшенном

масштабе или в натуральную величину, лишенная, как правило,

функциональности представляемого объекта.

На начальном этапе нашей работы с макетами, мы с ребятами

попытались сами воссоздать макет леса после ознакомления с дикими

животными. Это был элементарный макет из подручных материалов…

«Деревенский дворик»

2

«Птичий двор»

На этом наша работа только начинается. И в планах у нас детьми

макетирование по следующим темам и совершенствование уже имеющихся

макетов в соответствии с новыми требованиями.

Таким образом, макет – это форма организации образовательного

пространства, которая способствует развитию творческого познавательного

мышления, поисковой деятельности и познавательной активности каждого

3

ребенка, это настоящий кладезь для развития речетворчества как для самых

маленьких, начиная с 3-4 лет, так и для детей более старшего возраста.

Главное, чтобы работа с макетами стала увлекательной игрой, продолжение

которой дети бы ждали с нетерпением. В процессе макетирования

развиваются интегративные качества личности: эмоциональная

отзывчивость, любознательность, активность, умение взаимодействовать со

взрослыми и сверстниками. Макетирование помогает детям больше узнать о

природе, космосе, познакомиться с историей родного края, страны, а

педагогам успешно реализовать золотое правило дошкольной педагогики:

«Мы должны так обучать детей, чтобы они об этом даже не

догадывались». У детей повышается уровень любознательности и

познавательного интереса.

Метод макетирования призван объединить детей одной группы,

протянуть между ними невидимые нити дружбы и сотрудничества, создать

ситуации, которые бы подтолкнули их к диалогу и обсуждению друг с

другом насущных проблем.

Игры с макетами - одно из любимых занятий наших воспитанников,

которое объединяет вокруг себя семью, ребенка и детский сад.

Список литературы:

1. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребенком. М.:

Академический проект,- 2001.

2. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в

детском саду. М.: «Гном и Д»,- 1997

3. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего

дошкольного возраста. – М.:ЛИНКА-ПРЕСС, - 2007.

4. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в

детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /Н. В. Нищева//

Детство-Пресс. – 2010.

5. Ясвин В. А. Образовательная среда от моделирования к

проектированию / В. А. Ясвин // Москва. – 2000.

4



В раздел образования