Автор: Науёкене Наталья Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 31 "Колокольчик"
Населённый пункт: ЗАТО Железногорск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: "Макетирование как средство развития игровой деятельности дошкольников
Раздел: дошкольное образование
«Макетирование как средство развития игровой деятельности
дошкольников»
Науёкене Н.А., воспитатель высшей квалификационной категории
МБДОУ № 31 «Колокольчик», ЗАТО Железногорск
Дошкольное детство является очень важным, уникальным периодом
жизни человека. Это период активного освоения социального пространства,
когда преобладает чувственное познание мира. Ребенок открывает для себя
мир человеческих отношений и постигает их особенности через общение с
близкими взрослыми, со сверстниками, через игровые отношения.
Детская игра — явление универсальное и дети в играх копируют
окружающую жизнь, поэтому ее функции разнообразны.
Одними из важных функций игры принято считать:
обучающую функцию — позволяет решить конкретные задачи воспитания
и обучения, направленна на усвоения определенного программного
материала и правил, которым должны следовать играющие.
воспитательную функцию — позволяет выявить индивидуальные
особенности детей, устранить нежелательные проявления в характере.
Развивающую функцию — заключается в развитии ребенка, коррекции
того что в нем заложено и проявлено.
коммуникативную функцию — состоит в развитии потребности
обмениваться со своими сверстниками знаниями, умениями в процессе игр,
общаться с ними, устанавливать дружеские отношения, проявлять речевую
активность.
Развлекательную функцию — способствует повышению эмоционально –
положительного тонуса, развитию двигательной активности.
релаксационную функцию — заключается в восстановлении физических и
духовных сил ребенка.
психологическую функцию — состоит в развитии творческих
способностей детей.
Что может быть для дошкольника интереснее и значимее игры? Это и
радость, и познание, и творчество. Игра – ведущий вид деятельности
дошкольного периода, главное содержание детской жизни. Играя, ребенок
познает окружающий мир, приобретает новые знания, умения и навыки,
учится осуществлять поиск, мыслить и творить. На каждом этапе
дошкольного детства игра имеет свои особенности. Большое значение в
развитии игровой деятельности дошкольников имеет макетирование,
создание моделей-макетов и игры с ними. Играя с макетами, ребенок создает
воображаемую ситуацию, выполняет одну или несколько ролей, моделирует
реальные ситуации или социальные отношения в игровой форме.
1
Модели-макеты имеют огромное значение и для интеллектуального
развития детей. Дети познают окружающий мир, узнают о природе родного
края, знакомятся с разными природными зонами, сообществами животных и
растений. Макеты могут иметь разную тематику, но в процессе их
реализации одновременно и параллельно решается несколько задач:
закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме; активизация
лексического словаря; развитие монологической и связной речи; развитие
логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии;
формирование навыков сочинительства; развитие общей и мелкой моторики
рук; формирование творческих способностей; воспитание
доброжелательности; развитие коммуникативных навыков; умения работать
в коллективе. В процессе макетирования развиваются интегративные
качества личности: эмоциональная отзывчивость, любознательность,
активность, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками и
другие.
Поэтому, в дошкольном возрасте, макеты целесообразно вносить в
игровую и развивающую среду.
Макет (масштабная модель) – модель объекта в уменьшенном
масштабе или в натуральную величину, лишенная, как правило,
функциональности представляемого объекта.
На начальном этапе нашей работы с макетами, мы с ребятами
попытались сами воссоздать макет леса после ознакомления с дикими
животными. Это был элементарный макет из подручных материалов…
«Деревенский дворик»
2
«Птичий двор»
На этом наша работа только начинается. И в планах у нас детьми
макетирование по следующим темам и совершенствование уже имеющихся
макетов в соответствии с новыми требованиями.
Таким образом, макет – это форма организации образовательного
пространства, которая способствует развитию творческого познавательного
мышления, поисковой деятельности и познавательной активности каждого
3
ребенка, это настоящий кладезь для развития речетворчества как для самых
маленьких, начиная с 3-4 лет, так и для детей более старшего возраста.
Главное, чтобы работа с макетами стала увлекательной игрой, продолжение
которой дети бы ждали с нетерпением. В процессе макетирования
развиваются интегративные качества личности: эмоциональная
отзывчивость, любознательность, активность, умение взаимодействовать со
взрослыми и сверстниками. Макетирование помогает детям больше узнать о
природе, космосе, познакомиться с историей родного края, страны, а
педагогам успешно реализовать золотое правило дошкольной педагогики:
«Мы должны так обучать детей, чтобы они об этом даже не
догадывались». У детей повышается уровень любознательности и
познавательного интереса.
Метод макетирования призван объединить детей одной группы,
протянуть между ними невидимые нити дружбы и сотрудничества, создать
ситуации, которые бы подтолкнули их к диалогу и обсуждению друг с
другом насущных проблем.
Игры с макетами - одно из любимых занятий наших воспитанников,
которое объединяет вокруг себя семью, ребенка и детский сад.
Список литературы:
1. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребенком. М.:
Академический проект,- 2001.
2. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в
детском саду. М.: «Гном и Д»,- 1997
3. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего
дошкольного возраста. – М.:ЛИНКА-ПРЕСС, - 2007.
4. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в
детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /Н. В. Нищева//
Детство-Пресс. – 2010.
5. Ясвин В. А. Образовательная среда от моделирования к
проектированию / В. А. Ясвин // Москва. – 2000.
4