Автор: Курбатова Ольга Леонидовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ г Нижневартовска ДС №49 Родничок Населённый пункт: Нижневартовск Наименование материала: консультация для воспитателей Тема: Здоровый Образ Жизни Раздел: дошкольное образование
ДЕТСКИЙ САД № 49 «РОДНИЧОК"
Консультация для воспитателей
Прогулка является одним из важнейших моментов оздоровления, если при ее
организации учитывать ряд факторов и соблюдать основные гигиенические требования:
- Длительность прогулки и соответствия одежды погодным условиям и сезону года ;
- Рациональную организацию двигательной активности детей.
В зимний сезон дети должны находиться на свежем воздухе не менее 4-х часов ежедневно
(утром и вечером). При более низких температурах время прогулки сокращается, причем
большей степени за счет вечерней прогулки. Сокращать длительность прогулки в дневные
часы нежелательно , т.к. в это время дети даже в пасмурную погоду получают
ультрафиолетовое облучение. На прогулку важно правильно одеть и обуть ребенка,
соответственно метеорологическим условиям, чтобы обеспечить ему свободу движений и
необходимый тепловой комфорт.
Для достижения оздоровительного эффекта ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ детей за
время пребывания в дошкольном учреждении по данным шагометрии изменяется в
зависимости от возраста и сезона года.
Достигается такой уровень двигательной активности при организации спортивных форм
двигательной деятельности детей во время прогулки.
Наибольший оздоровительный эффект достигается при проведении физических
упражнений на открытом воздухе в течение круглого года. Летом все организованные
формы проводятся на групповой или спортивной площадке.
В холодное время года при проведении физкультурных занятий и утренней гимнастики на
открытом воздухе важно обеспечить четкую
правильную их организацию и методику. Физкультурные занятия лучше проводить перед
или в конце прогулки, увеличивая время пребыания детей на свежем воздухе.
Двигательная деятельность детей на прогулке.
Двигательная активность – это естественная потребность в движении. Ее удовлетворение
является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Движение –
это врожденная, жизненная необходимость и потребность человека. Полное
удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются
все основные системы и функции организма. Маленький ребенок – И деятельность его
выражается, прежде всего, в движениях. Первые представления о мире, его вещах и
явлениях к ребенку приходят через движения его глаз, языка, рук, перемещение в
пространстве. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг,
тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений - один из показателей
правильного нервно-психического развития в раннем возрасте. Познание окружающего
посредством движений наиболее всего отвечает психологическим и возрастным
особенностям детей.
На каждой прогулке решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач:
оздоровительных, воспитательных и образовательных.
Оздоровительные задачи направлены на формирование здорового образа жизни и
воспитание осознанного отношения к проявлению своей двигательной активности.
Воспитательных задач важно обратить внимание на развитие самостоятельности,
активности и общения, а также на формирование эмоциональной, моральной и волевой
сферы детей в процессе двигательной деятельности. Эти задачи решаются в тесной
взаимосвязи с развитием двигательных качеств и способностей детей, а также
формированием оптимальной двигательной активности.
При планировании прогулки основная задача воспитателя состоит в обеспечении
активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности: игры,
труда, наблюдений.
При планировании содержания прогулки воспитатель предусматривает равномерное
чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение
физической нагрузки в течение всей прогулки. Последовательность и продолжительность
разных видов деятельности изменяется с учетом конкретных условий: времени года,
погоды, возраста детей и характера их предшествующей деятельности. Содержание
вечерних прогулок планируется с учетом всей предшествующей деятельности детей.
Правильно организованная прогулка в полной мере удовлетворяет потребность детей в
самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим. В условиях прогулки
осуществляется тесное общение ребенка со взрослым. Воспитатель имеет возможность
уточнять, закреплять знания, полученные детьми на занятиях, обучать тем или иным
умениям, объединять малышей в небольшие подгруппы, приучая действовать сообща, не
мешая друг другу, воспитывать любовь и доброе отношение ко всему, что окружает. Для
успешного осуществления этих задач в первую очередь следует продумать условия
проведения прогулки.
При проведении игр и упражнений следует использовать разные способы организации
(фронтальный, групповой, индивидуальный),учитывая при этом индивидуальные
особенности детей. Применение группового способа организации является наиболее
важным при сочетании процесса обучения и совершенствования двигательных навыков.
При этом одна группа детей осваивает новый вид движения под руководством
воспитателя, в то время как другие дети самостоятельно упражняются в хорошо знакомых
движениях. В связи с особенностями выполнения некоторых движений(лазание по
гимнастической лестнице, упражнения в равновесии, прыжки в длину и в высоту с
разбега) используется поточный и индивидуальные способы.
Сочетание разных способов организации значительно повышает эффективность
проведения игр и упражнений во время прогулки,
Например, упражнение в лазании выполняется детьми поочередно, а упражнение с
мячами - фронтально, т.е. со всеми детьми одновременно.
Подвижную игру воспитатель может проводить со всей группой и повторять ее 3 -5 раз.
Общая длительность игры составляет 10 -12 мин.
Если игра хорошо знакома детям, то воспитатель предоставляет им самим вспомнить и
рассказать содержание игры, уточнить правила. Педагог обращает внимание лишь на
важные моменты, от которых зависят ход игры и выполнение правил.
Основными задачами проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке,
являются:
- дальнейшее расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, более
сложными движениями;
- совершенствование имеющихся у детей навыков с основных движениях путем
применения их в изменяющихся игровых ситуациях;
- развитие двигательных качеств: быстроты, выносливости, ловкости;
- воспитание самостоятельности, активности, положительных взаимоотношений со
сверстниками.
Подвижные игры как основная двигательная деятельность детей дошкольного возраста
планируется воспитателем в различное время дня в соответствии с режимом каждой
возрастной группы. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке являются
формой ежедневной работы дошкольного учреждения по физическому воспитанию. На
прогулке длительность игр и упражнений составляет 10-12 минут, если в этот день
планируется физкультурное занятие, 30-40 минут в остальные дни. Вечером подвижным
играм и физическим упражнениям необходимо отводить 10-15 минут. Эта форма работы
открывает широкие возможности для физического совершенствования детей, укрепления
их здоровья и закаливания. Важно, чтобы в распоряжении детей был игровой материал,
физкультурные пособия и инвентарь, стимулирующий двигательную активность. Поэтому
чрезвычайно важны поиски новых форм и содержания ролевых игр ("Запуск ракеты",
"Пожарные на учении", "Спортивные состязания" и т.д.).
Воспитатель: Курбатова О.Л.