Напоминание

"Формирование задатков здорового образа жизни у детей раннего возраста посредством физической культуры".


Автор: Котлова Дана Рудольфовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 61 Приморского района
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование задатков здорового образа жизни у детей раннего возраста посредством физической культуры".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование задатков здорового образа жизни у детей раннего

возраста посредством физической культуры.

Здоровье детей всегда было одной из первостепенных задач в обществе

и системе образования. Активно обсуждается проблема формирования у

детей навыков здорового образа жизни, поскольку активное развитие

различного

рода

электронных

виртуальных

игр

и

игрушек

сужают

возможности ребенка физически развиваться. Все статичнее дошкольники

проводят времяпрепровождение в домашних условиях, поскольку гаждеты,

телефоны и телевизоры выходят на первый план.

Проблема сохранения здоровья детей стала не только медицинской, но

и педагогической. У большинства детей не сформировано положительное

отношение к физической культуре, они не приучены систематически

заниматься физическими упражнениями, не информированы должным

образом о решающей роли образа жизни человека в сохранении и

укреплении его здоровья.

Одной из важнейших задач современного дошкольного учреждения

является формирование здорового образа жизни и воспитание сознательного,

ответственного

отношения

к

сохранению

и

укреплению

здоровья

у

дошкольников. Научить культуре здорового образа жизни, воспитать

ответственное отношение дошкольников к своему здоровью обязаны не

только педагоги, но и родители. В решении этих оздоровительных задач

особое значение имеет целенаправленно организованная просветительная и

физкультурно-оздоровительная работа с активным участием родителей,

воспитателей и медицинских работников.

Сохранять и улучшать здоровье - огромная каждодневная работа,

начиная с самого рождения. Здоровье - важнейшая предпосылка правильного

формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований и

природных

способностей.

В

связи

с

вышесказанным

необходимо

разнообразить формы и методы работы с семьей, совершенствовать знания и

умения родителей по формированию культуры здорового образа жизни.

Дошкольный возраст имеет исключительно важное значение в жизни

человека. В этот период закладывается фундамент здоровья, начинают

развиваться

разнообразные

способности,

формируются

нравственные

качества, складываются черты характера. От того как воспитывается ребенок

в эти годы, во многом зависит его будущее, эффективность школьного

обучения, последующее формирование личности.

Нормально развивающийся ребенок постоянно стремится к движениям.

Под влиянием движений улучшается деятельность сердечно-сосудистой,

дыхательной и нервной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат,

улучшается

обмен

веществ.

Двигательная

активность

повышает

устойчивость

ребенка

к

заболеваниям,

мобилизуют

защитные

силы

организма.

Через

движения

ребенок

познает

мир,

развиваются

его

психические процессы, воля, самостоятельность, дисциплинированность,

коллективизм.

Следует

отметить,

что

сохранению

и

укреплению

здоровья

способствует

система

здоровьесберегающих

форм

жизнедеятельности

человека.

Ранний

возраст

характеризуется

значительными

изменениями

в

физическом и моторном развитии ребенка. К середине 3-го года жизни

формируются

в

основном

переместительные

движения,

хотя

их

окончательное

созревание

наступает

лишь

в

подростковом

возрасте.

Быстрыми темпами идет рост скелета и мышечной массы. Существенно

изменяются пропорции тела. Осваиваются основные жизненно важные

движения. Особенности психики ребенка этого возраста обусловливают

целесообразность коротких по времени, но часто повторяющихся занятий

разнообразного, преимущественного игрового, содержания. Недопустимы

перегрузки организма ребенка упражнениями, связанными с большими

силовыми напряжениями и утомлениями.

В данном возрасте важно приучить ребенка к ежедневным занятиям

физическими упражнениями и подвижными играми как обязательным и

непреложным элементам повседневной жизни. В этот период необходимо

создать все условия для освоения ребенком многих видов простейших

движений, действий и закаливающих процедур.

Главная задача физического воспитания ребенка 3-го года жизни -

освоение и совершенствование новых видов движений пальцев рук и кисти,

закрепление и совершенствование навыков уже освоенных видов движений.

Содержание

моторной

активности

ребенка

обогащается

за

счет

совершенствования навыка ходьбы, перемещений в усложненных условиях

(ходьба по веревочке, по доске, перелезание через бревно), спрыгивания с

небольшой высоты, прыжков в длину с места, подскоков на двух ногах,

подбрасывания и ловли мяча, произвольных изменений положений ног, рук,

туловища и головы, плавания и упражнений в воде, игр на воздухе и в

помещении.

Координация

развивается

при

перемещениях

со

сменой

направления ходьбы и бега, в упражнениях с предметами, особенно с мячом,

координация движений кисти и пальцев - в специальных упражнениях, а

также при игре с кубиками, пластилином и т.п.

Занятия физическими упражнениями следует проводить ежедневно в

форме зарядки, занятий по освоению и совершенствованию движений (3 раза

в неделю) и различных игр: пальчиковых, малоподвижных и подвижных.

Продолжительность занятий в начале периода – 7- 10 мин, к концу его – 10-

15 мин.

Важное место в режиме физической активности ребенка 3-го года

жизни занимает утренняя гимнастика. Зарядку нужно проводить ежедневно.

Значение утренней зарядки не исчерпывается ее оздоровительной функцией,

снятием «заторможенности» ребенка после ночного сна, взбадриванием

малыша. Огромная психологическая роль утренней зарядки заключается в

воспитании у ребенка привычки начинать день с физических упражнений.

Упражнения для зарядки должны конструироваться из известных и

хорошо освоенных ребенком движений. Лучше всего, если взрослый будет

выполнять упражнения вместе с ребенком. Это создаст благоприятную

эмоциональную обстановку и облегчит ребенку выполнение движений,

особенно воспроизведение им темпа и ритма. Количество упражнений в

зарядке не рекомендуется более 4 - 5, не считая ходьбы в начале и в

заключительной части.

Задачи физического воспитания детей раннего возраста.

Оздоровительные задачи:

1) Повышение сопротивляемости организма влияниям внешней среды

путем его закаливания. С помощью разумно дозируемых оздоровительных

факторов природы (солнечные, водные, воздушные процедуры) слабые

защитные силы детского организма существенно возрастают. При этом

повышается сопротивляемость простудным заболеваниям (ОРЗ, насморк,

кашель и др.) и инфекционным болезням (ангина, корь, краснуха, грипп и

др.).

2)

Укрепление

опорно-двигательного

аппарата

и

формирование

правильной осанки (т.е. удерживание рациональной позы во время всех

видов деятельности). Важно обращать внимание на укрепление мышц стопы

и голени с целью предупреждения плоскостопия, так как оно может

существенно

ограничить

двигательную

активность

ребенка.

Для

гармоничного развития всех основных мышечных групп необходимо

предусматривать упражнения на обе стороны тела, упражнять те группы

мышц, которые в меньшей мере тренируются в повседневной жизни,

упражнять слабые группы мышц. Необходимо также с ранних лет создавать у

ребенка представление о правильной осанке. Действенным средством

предупреждения нарушений осанки: сутулости, асимметрии плеч и лопаток,

а также сколиозов (заболеваний позвоночника, вызываемых слабостью мышц

спины и длительным пребыванием тела в физиологически неудобных

положениях) - являются физические упражнения.

3)

Содействие

повышению

функциональных

возможностей

вегетативных

органов.

Активная

двигательная

деятельность

ребенка

способствует укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем,

улучшению обменных процессов в организме, оптимизации пищеварения и

теплорегуляции, предупреждению застойных явлений и т.д. Физическая

культура, придавая естественному процессу становления форм и функций

растущего организма оптимальный характер, создавая благоприятные для

этого условия, содействует тем самым нормальному функционированию всех

систем детского организма.

4)

Развитие

двигательных

способностей

(координационных,

скоростных и выносливости). В дошкольном возрасте процесс развития

физических

способностей

не

рекомендуется

специализировать

по

отношению

к

каждому

из

них.

Наоборот,

на

основе

принципа

гармонического

развития

следует

так

подбирать

средства,

менять

деятельность по содержанию и характеру и регулировать направленность

двигательной активности, чтобы обеспечивалось комплексное развитие всех

физических способностей.

Образовательные задачи:

1) Формирование основных жизненно важных двигательных умений и

навыков. В дошкольном возрасте вследствие высокой пластичности нервной

системы дети довольно легко и быстро усваивают новые формы движений.

Формирование

двигательных

умений

рекомендуется

осуществлять

параллельно с физическим развитием

2) Формирование устойчивого интереса к занятиям физической

культурой.

Детский

возраст

является

наиболее

благоприятным

для

формирования

устойчивого

интереса

к

занятиям

физическими

упражнениями. Но при этом необходимо соблюдать ряд условий. Прежде

всего, необходимо обеспечить посильность заданий, успешное выполнение

которых

будет

стимулировать

детей

на

более

высокую

активность.

Постоянная оценка выполненных заданий, внимание и поощрение будут

способствовать выработке положительной мотивации к систематическим

занятиям физическими упражнениями. В процессе занятий необходимо

сообщать

детям

элементарные

физкультурные

знания,

развивая

их

интеллектуальные способности. Это позволит расширить их познавательные

возможности и умственный кругозор.

Воспитательные задачи:

1) Воспитание морально-волевых качеств (честности, решительности,

смелости, настойчивости и др.).

2)

Содействие

умственному,

нравственному,

эстетическому

и

трудовому воспитанию.

Оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, хотя и

являются относительно самостоятельными, на самом деле теснейшим

образом взаимосвязаны, а поэтому их следует решать в комплексе. Только в

этом случае ребенок приобретает необходимую базу для дальнейшего

всестороннего, не только физического, но и духовного развития.



В раздел образования