Напоминание

" Игры в песок как средство легкой адаптации детей к условиям дошкольного учреждения."


Автор: Анна Владимировна Васильева
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №260"
Населённый пункт: г.Новокузнецк
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: " Игры в песок как средство легкой адаптации детей к условиям дошкольного учреждения."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игры в песок как средство легкой адаптации детей к

условиям дошкольного учреждения.

Выполнили: Васильева А.В. воспитатель высшей категории

Новокузнецкий городской округ, 2021

С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни

происходит множество изменений. Все эти изменения обрушиваются на

ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без

специальной организации может привести к невротическим реакциям. Эти

трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой для

него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Ребёнок должен

приспособиться к новым условиям, т.е. адаптироваться. Поэтому взрослые

должны создать такие условия в дошкольном учреждении, которые

воспринимались бы ребёнком как безопасные.

Мы стремимся к тому, чтобы ребенок справился с трудностями

привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации.

Для этого мы

используем «игры с песком».

Цель: успешная адаптация детей раннего возраста в условиях детского сада

посредством использования игр с песком.

Игра ребенка с песком известна с давних времен и представляет собой

один из наиболее излюбленных детьми видов творческой активности.

Использование методов песочной терапии в работе с детьми, является самым

доступным и естественным способом развития и самотерапии.

Песок имеет замечательное свойство «заземлять» негативную психическую

энергию, стабилизировать эмоциональное состояние. Взаимодействуя с

песком, повышаются адаптивные возможности ребенка, он быстрее и менее

болезненно адаптируется к детскому саду. И это естественно, ведь дети 1,5-3

лет особенно нуждаются в песочнице, так как в ней они «проигрывают» свои

чувства и эмоции, которые им пока сложно выражать в силу возрастных

особенностей. Песок - прекрасный посредник для установления контакта

воспитателя с ребёнком. В играх с песком происходит снижение уровня

психического напряжения как ребёнка, так и воспитателя, который в свою

очередь тоже испытывает в этот период нервные перегрузки. А это ведёт к

сокращению сроков адаптации.

В группе оборудовано место для работы с песком

1.

Водонепроницаемый

деревянный

ящик, размер

50x70x8

сантиметров. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю

зрительного восприятия, что позволяет охватывать его взглядом целиком.

2.

Песок должен быть чистым, просеянным.

Санитарная обработка

песка по требованиям СанПиН должна осуществляться не реже одного раза в

неделю с обязательным указанием последней даты кварцевания. Мы ведем

журнал учета кварцевания песка.

3.

Набор игрового материала:

Лопатки, широкие кисточки, сита, воронки. Разнообразные

пластиковые формочки;

Миниатюрные игрушки (высота 5 – 10 см), изображающие

людей, различных животных и растения, транспорт, игрушки из «киндер –

сюрпризов» и др.

Набор маленькой мебели, посуды.

Бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки,

большие пуговицы, одноразовые соломинки для коктейля.

Работа с песком у нас проходит пошагово

1.Первый шаг – знакомим детей с песочницей, правилами поведения, с ее

обитателями.

Игрушкой – посредником в играх с песком, может быть любой на ваше

усмотрение. Но она должна быть красивой и интересной для детей. Данную

игрушку используют только в песочнице, именно через нее объясняю детям

правила поведения, запреты и поощрения. Мы со своими детьми использую

персонажа из мультфильма «Дружок». Дружок приглашают детей к себе в

гости, в песочницу. Предлагаю детям внимательно рассмотреть саму

песочницу (ее форму, цвет, материал, из которого она сделана), указываю на

символическое обозначение неба, воды и земли.

Наши занятия в песочнице начинаются и заканчиваются ритуалом

приветствия и прощания. Дружок приглашает детей к песочнице (ритуал

приветствия). А в момент прощания мы предлагаем детям обняться.

Малышам нравится такие упражнения (так как детям не хватает тактильного

контакта). Они быстро успокаиваются, также при помощи тактильных

упражнений быстрее установить доверительные отношения.

Перед тем как приступить к играм с песком, сообщаю ребенку (от лица

Дружка) правила поведения в песочнице.

- не обсыпаться;

- не сыпать песок в глаза;

- не брать песок в рот;

- после игры с пеком вымыть руки,

- не сдувать песчаную пыль ртом (исключить образование пыли);

- не нюхать песок;

После того, как ребенок познакомиться с песочницей и правилами

поведения во время игр с песком. Познакомится с ее обитателями, мы

приступаем ко второму шагу.

2.Второй шаг – познакомить детей со свойствами сухого песка, обучить

простым действиям на его поверхности.

На данном этапе работы весь игровой материал ребенку мы не

предлагаю, так как он должен освоить в начале простые манипуляций с

песком с помощью рук, также можно предложить ребенку лопаточки,

широкие кисти, воронки, ситечки и др.

Вначале мы показываю ребенку способ действия с песком, а затем

предлагаем ему выполнить это действие самостоятельно. Если, мы видим,

что ребенку сложно, и самостоятельно справиться он не может, то тогда мы

ему помогаем. Выполняем действие вместе, по принципу «рука в руке».

На этапе прикосновений к поверхности сухого песка, мы использую

такие игры упражнения как:

Упражнение «Песочный ветер»

Игра «Необыкновенные следы»

Игра «Здравствуй песок!»

Игра «Песочный дождик»

После того как дети освоят простые манипуляции с сухим песком на его

поверхности, приступаю к третьему шагу.

3.Третий шаг - продолжить знакомить детей со свойствами сухого песка,

обучать детей простым действиям, с погружением рук в песок.

На данном этапе мы использую игры:

Игра «Песочные прятки»

Игра «Спрячь игрушки»

Игра «Детские секретки»

Игра «Веселые камушки»

На данном этапе, мы знакомим детей с коллекцией фигурок. Ребенок

выбирает понравившуюся ему игрушку, которую далее мы обыгрываем в

песке. В песке можно обыгрывать любые ситуации. Надо отметить, что

некоторые дети испытывают страх перед полным погружением рук в песок,

поэтому игры для этих детей, на поверхности песка и с погружением будут

чередоваться, в зависимости от их желания.

После того как дети познакомятся со свойствами сухого песка, приступаю к

четвертому шагу – этап прикосновений и игр на поверхности мокрого песка.

4.Четвертый шаг

– познакомить детей со свойствами мокрого песка,

обучать детей простым действиям с мокрым песком.

На этом этапе мы использую игры:

Игра «Ручеек течет»

Игра «Дождик моросит»

Игра «Речка и ручеек»

Игра «Дорожки»

Игра «Норки – холмики» и др.

Структура игрового сеанса:

1.

Тактильная разминка (в ходе тактильной разминки дети

выполняют следующие действия: пересыпают песок из ладошки в ладошку;

зарывают поочередно ладошки в песок; растирают песочек между

ладошками; возят ладошками по песку)

2.

Создание сказочной ситуации (в ходе создания сказочной

ситуации можно использовать фигурки для инсценировки).

3.

Практическое задание по сюжету (дети самостоятельно

выполняют упражнения на песке).

4.

Поощрение детей за помощь Дружочку (похвалить детей за

помощь Дружочку, отметить, как важно приходить в детский сад, где детей

ждут Дружочек со своими песочными приключениями).

Работу с песком можно завершать, когда у ребенка стабилизируется

эмоциональный фон, он легко расстается по утрам с близкими, играет в

группе, положительно относится к режимным моментам.

По итогам нашей работы, мы можем сказать, что игры с песком –

прекрасный способ установления контакта с детьми, переживающими

процесс

адаптации

к

дошкольному

учреждению,

она

развивает

коммуникативные навыки, которые служат началом успешной и легкой

адаптации в период раннего возраста.



В раздел образования