Напоминание

Примеры игр-упражнений по произношению


Автор: Волкова Екатерина Андреевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ "Гимназия №1596" дошкольное отделение №1815
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Примеры игр-упражнений по произношению
Раздел: дошкольное образование





Назад





Примеры игр-упражнений по ПРОИЗНОШЕНИЮ на уровне звука, слога, слова, словосочетания.

предложения.

Автоматизация \ дифференциация звука \ звуков:
1. Артикуляция звука. 2. Изолированный звук. 3. В слогах. 4. В словах. 5. В словосочетаниях. 6. В предложениях (во фразе). Сначала слушаем, потом говорим.
Тема
— одна на несколько занятий.
Цели
— разные:
1

занятие:
Учить детей слышать и правильно произносить изолированный звук в звукоряде.
2

занятие:
Продолжать учить детей слышать и правильно произносить ...
3

занятие:
Тренировать детей в умении слышать и правильно произносить ....
4

занятие:
Закреплять умение детей слышать и правильно произносить ....
5

занятие:
Продолжать закреплять умение детей слышать и правильно произносить ....
Уровень ЗВУКА.
Этапы работы:

Изолированный звук (слушание, потом говорение).

Изолированный звук(слушание, потом говорение).

Выделение заданного звука из звукоряда на слух (с опорой на артикуляцию \без опоры на артикуляцию).

Произнесение цепочки звуков и ее анализ (сколько? какой первый? какой последний? какой по отношению к другому?). Выделение звука из потока с опорой на артикуляцию (без экрана)\без опоры на артикуляцию (с экраном). • Произнесение цепочки слогов и ее анализ. Примеры игр-упражнений

Название этапа (игры)

Цель

Инструкция и ход проведения упражнения
Подними символ Учить детей слышать и различать звуки [3] - [С] на слух.
Инструкция:
- Слушайте звуки, поднимайте нужную карточку (на звук [3] и на звук [С]): зсссзссзсзсзссззсзсзссзсз Итог: Какие слушали звуки? Угадайка Учить детей узнавать звук \ звуки по беззвучной артикуляции.
Инструкция:
- Смотрите, какой звук\звуки я хочу сказать?(беззвучная артикуляция). Вместе со мной(произнесение звука\звуков). Итог: Какой(ие) звук\звуки произносили? Звонкий- глухой твердый- мягкий Учить детей слышать и различать оппозиционные звуки на слух и в произношении.
Инструкция:
- Я говорю звонкий, ты глухой . Итог: Какие звуки произносили? Соотнесение звука\звуков с символом\символами Учить детей правильно произносить и соотносить звуки [3] - [С] .с символами.
Инструкция:
-Какой звук? (3) Какой звук? (С)?Логопед показывает картинки Насос или Комар . Вместе со мной. Итог: Какие звуки произносили? Произнесение и анализ цепочки с опорой на символы Учить детей соотносить звук\звуки с символами на доске.
Инструкция:
- Слушайте. Повторяйте с кулаком. ЗСС. Все вместе. Каждый ребенок отдельно. Все вместе. Сколько звуков я сказала? Какой первый? Какой последний? Есть преграда? Какая? Звук Б согласный! Положили руку на горлышко. Как в горле? Звук 3 звонкий! Взяли символ. Положили. Назвали. Какой второй звук? Есть преграда? Какая? Звук С согласный! Положили руку на горлышко. Как в горле?Звук С глухой! Взяли символ. Положили. Назвали. Какой последний звук? Есть преграда? Какая? Звук П согласный! Положили руку на горлышко. Звенит? Звук П глухой! Взяли символ. Положили. Назвали. Назови всю цепочку. Ты-ты-ты -Вместе. Взяли первую фишку. Назвали звук. Положили в ладошку. Взяли вторую фишку. Назвали звук. Положили в ладошку. Взяли последнюю фишку. Назвали звук. Положили в ладошку. Убрали все фишки. Назвали всю цепочку. Итог: Мы произносили цепочку звуков. Волшебное дерево Учить детей слышать и соотносить звуки с символами на доске На доске дерево с прикрепленными символами.
Инструкция 1:
- Сними столько картинок, сколько услышишь звуков.
Инструкция 2:
- Слушайте. Снимите нужную картинку.

Инструкция
3: - Покажи какой звук я назвала. Итог: Какие звуки слушали? Увеличение цепочки звуков Учить детей изменять количество звуков в цепочке, анализировать ее.
Инструкция:
- Слушайте, добавьте звук .. .Что получилось? Сколько веер звуков? Какой первый звук? Какой последний? Итог: Какие звуки слушали? Уменьшение цепочки звуков Учить детей изменять количество звуков в цепочке, анализировать ее.
Инструкция:
- Слушайте, уберите последний звук ....Что получилось? Сколью всего звуков? Какой первый звук? Какой последний? Итог: Какие звуки слушали? Меняются местами Учить детей изменять состав звукоряда
Инструкция:
- Слушайте, меняйте местами звуки. Итог: - Какие звуки меняли? Поменяйте на другой звук Учить детей изменять количество звуков в цепочке, анализировать ее.
Инструкция:
- Слушайте, последний звук поменяйте на Э. Что получилось? Итог: Какие звуки слушали? Скажите слоги по схеме Учить детей говорить слоги с заданным звуком по схеме.
Инструкция:
- Посмотрите на доску, скажите слог по схеме. Итог: Какие звуки слушали? Скажите с противоположным звуком Учить детей слышать и различать оппозиционные звуки.
Инструкция:
- Слушайте, скажите с другим звуком. Что получилось? Итог: Какие звуки говорили?
Уровень СЛОГА.
Этапы работы: - Выделение звука с экраном и без экрана(с опорой на артикуляцию и без опоры) - Соединение звуков в слоги. - Анализ слогов. Примеры игр-упражнений
Название этапа (игры)

Цель

Инструкция и ход проведения упражнения
Выделение заданного звука различение звуков на слух (с экраном и без экрана) Учить детей слышать и различать заданные звуки в слогах на слух
Инструкция:
- Слушайте слоги, поднимайте нужную карточку(на звуки Г-К). КА - ГО - КЫ - ГЭ - ГО - КУ -ГЫ - КА - ГА - ГО - КЭ - КЫ - ГО - КЭ- ГУ Итог: На какой звук \ звуки поднимали? Скажи с другим звуком Учить детей образовывать слоги с оппозиционными звуками ([Г]-[К])
Инструкция:
- Слушайте, запоминайте. Скажите с противоположным звуком:
ГА-

ГО-ГЫ, КО-КА-КУ, ГУ-ГЭ-ГЫ, КЫ-КЭ-КА, ГУ-ГЫ-ГО, КО-КЫ-КУ
Итог: Что мы говорили? Какой звук звонкий? какой глухой?
Разные-одинаковые Учить детей детей говорить слоги с разными гласными.
Инструкция:
- Слушайте, я одинаковые, а вы разные: ГА-ГА (ГА-ГО), ГО-ГО(ГО-ГУ), КУ- КУ(КУ-КЭ) Итог: Я говорила одинаковые, а вы...? Поменялись местами Учить детей говорить цепочку из трёх (двух-четырёх) слогов со звуками [Г]- [К] с одинаковыми и разными гласными.
Инструкция:
- Слушайте, будем менять части местами. Запоминайте. Повторяйте с кулаком. Поставьте слог с глухим/звонким звуком в начало\конец\верните как было. го - ко - го га - га - ка гу - ка - го го - гу - кы ку - гу - ку гы - кы - гы ка - гы - гэ кы - кэ - га Итог: Что вы слушали и повторяли? Произнесение слоговых цепочек Учить детей проводить анализ и синтез слоговой цепочки из трёх(двух- четырёх) открытых слогов с разными гласными; одинаковыми гласными, разными согласными.
Инструкция:
- Слушайте, повторяйте с кулаком. Сколько слогов? Какой первый? Какой последний? Скажите по порядку. Назовите слог с глухим звуком. Назовите слог со звонким звуком. Итог: Слоги с какими звуками говорили? Звуковой синтез слога Учить детей образовывать закрытый слог со звуком [К].
Инструкция:
- Слушайте звуки: сначала Т, потом У, наконец К. Какой слог получился? Итог: Что вы слушали и говорили? Составление слогов по схеме Учить детей составлять слоги с оппозиционными звуками с опорой на схему.
Инструкция:
- Посмотрите на доску, составьте слог по схеме. Итог: Что вы составляли? С какими звуками?
Уровень
СЛОВА. Этапы работы: - Наличие \ отсутствие звука в слове(на слух и в произношении). - Замены по смыслу (твёрдость-мягкость). - Получение новых слов, путем смены звуков(звонкость-глухость)-изменение семантики слов. - Полный звуковой анализ и синтез слова(разбор на составные части и соединяем звуки в слово). Примеры игр-упражнений
Название этапа (игры)

Цель

Инструкция и ход проведения упражнения
Кто внимательный? Учить определять какой звук в слове на слух
Инструкция:
- Слушайте слова, поднимайте нужную карточку.
слух(с экраном и без экрана). КОШМАР, ГОЛЫЙ, ГЛЯДЕТЬ, КУКУШКА, ЗАКОЛОТЬ, ПРИГОТОВИТЬСЯ, КОРКА, ГУСТОЙ, ГОРБ, КАФТАН, КАПКАН, ЗАГОРОДИТЬ, КАЖДЫЙ, ГОВОРИТЬ, ПОКАЗАЛОСЬ, ГЛЫБА, ЗАГНАТЬ, ОЛЯПКА, КАШТАНЫ, ГРИВА. Итог: Что вы слушали и поднимали? Произнесение слов (сопряженное или отраженное проговаривание) Учить детей слышать и правильно произносить звуки [Ф] и [В] в словах.
1.

Инструкция:
- Слушайте слова, повторяйте(сопряженное или отраженное проговаривание). Чем они отличаются? Логопед читает слова, дети повторяют(индивидуально, хором); ФАСОЛЬ, ВУЛКАН, ФАСОН, ЗЫЗОВ, ФОНТАН, ЗАБАВА, ТАЙФУН, ФЛОТСКИЙ, ВПАДАТЬ, ФЛАКОН, ВРАТЬ, ФРУКТОРЫЙ, СЛИВОЧНЫЙ, ФЫРКАТЬ, ЗВАНИЕ. Итог: Что вы повторяли?
2.

Инструкция:
- Слушайте слова, запоминайте. Повторяйте только со звуком В\ потом только со звуком Ф. ВЫКАТИТЬ. ФОНАРЬ. СЛИВОВЫЙ САРАФАН. ВМЕСТЕ Итог: Что вы повторяли? с какими звуками? Добавление одного или двух звуков в слова Учить детей добавлять один или два звука в слова(в начало \ любая позиция) по смыслу с опорой на картинки \ без опоры на картинки.
Инструкция:
- Слушайте, добавляйте нужный звук в слова. Какие звуки будете добавлять?(Г-К) .ор.а, снежин.а, .ап.ан, .орб, .олкий, .олос, .рива, .олос, .ольф, .ольфы, .а.аду, .аждый, за.ашляться, .олодный, .орная, по.уп.а, .орсть, за.олка, за.орать, пол.а, .лыба, .артошка, .апуста, .орный, со.нуть, за.ашляться, пере.ореть. Итог: Какие звуки добавляли? Куда? Назови правильно Тренировать детей в умении находить несоответствия между изображением и словом и учить выделять картинки, в названиях которых есть звуки Г и К.
Инструкция:
- Слушайте(логопед показывает на картинку): коза(корова), мандарин(картошка), павлин(голубь). А как правильно? Какой звук в слове? Итог: Вы говорили слова с какими звуками?? Разложи по конвертикам (корзинкам...) Учить детей выделять оппозиционные звуки(Г-К) в названии картин из фоновых.
Инструкция:
- Посмотрите на доску, разложите картинки по конвертикам с нужным звуком. ОЛЯПКА, БУТОН, ГАММА, ГЛЫБА, ГЛИНА, ГАМАК, ГАЗОН, ВОСК, ШЁЛК, КОКОН, КАПЮШОН, КЛЕТКА, КУПОЛ, ГАРНИР, КАРТОШКА, ГОРСТЬ Итог: Вы выбирали картинки(в названии) с какими звуками?
Скажи с другим звуком Учить детей говорить слова с оппозиционными звуками (с опорой на картинки \ без опоры на картинки).
Инструкция:
- Слушайте слова, скажите с другим(противоположным) звуком: Слова: голос — колос, гора — кора, горка — корка, гости — кости , кусты — густы, игра — икра, калина — Галина, губки — кубки, голени- колени. Итог: Вы говорили слова с какими звуками? Итог: Вы выбирали картинки(в названии) с какими звуками? Составление слов из букв заданного слова Учить детей составлять слова из букв данного слова меняя их количество и порядок.
Инструкция:
- Слушайте: Нитка. Повторите. Называйте звуки по порядку (Логопед пишет буквы на доске) Из букв этого слова мы составим новые слова(кит, так, ткани). Скажите первое слово, скажите второе...Какой звук? Итог: Мы составляли новые слова. Что мы составляли? Звуковой анализ слова Учить детей проводить полный анализ слова, состоящего из слогов.
Инструкция: -
Что это? Выложите схему слова КАКАДУ. Сколько всего звуков? Какой первый? Какой последний? Какой стоит перед звуком А, какой стоит перед звуком У? Назовите гласные звуки? Назовите согласные звуки. Итог: Что вы выкладывали? Подбор слов к схеме Учить детей проводить анализ слова и подбирать слова с такой же схемой.
Инструкция:
- Что это? Выложите схему слова? Подберите картинки- слова с такой же схемой. Логопед распределяет картинки по схемам. Итог: Вы выбирали картинки с одинаковой схемой слова. Составление слов из звуков Учить детей составлять слова из звуков.
Инструкция: -
Слушайте звуки: К-О-Р-О-Н-А. Какое слово получилось? Итог: Вы составляли слова из звуков.
Уровень СЛОВОСОЧЕТАНИЙ и ПРЕДЛОЖЕНИЙ.
Этапы работы: - Общий анализ (количество, первый, последний). - Специфический анализ.
Название этапа (игры)

Цель

Инструкция и ход проведения упражнения
Кто самый внимательный? Учить детей дифференцировать звуки Г -К на слух в словосочетаниях.
Инструкция:
- Слушайте, поднимайте карточки на Г и К. Итог: Что вы слушали? На какие звуки поднимали?
Отраженное повторение Учить детей дифференцировать звуки Г-К в произношении в словосочетаниях.
Инструкция:.
-Слушайте словосочетания, повторяйте с кулаком; сколько слов, какое 1-е, 2-е. Какой звук в первом слове, какой во втором? КРУГЛЫЙ КОЛОБОК, ГОЛУБАЯ ШАПКА, ШИРОКАЯ КОСА, ГРОЗНЫЙ ВОЖАК, ГОРСТЬ КОНФЕТ, ГОРДЫЙ КАПИТАН, ПОКУПАТЬ ГОРОШЕК, КУЛЬТУРНЫЙ ГОСТЬ, ЗАКИНУТЬ УДОЧКУ, ОГРОМНЫЙ КАПЮШОН, ГАЛИНЫ КОНФЕТЫ, ПЕРЕКЛЮЧИТЬ КАНАЛ, ГОЛОДНАЯ ЧАЙКА, ГУСТАЯ КАША, ГОСТЕПРИИМНАЯ ХОЗЯЙКА. Итог: Что вы слушали и повторяли? Дифференциация заданных звуков в словосочетаниях Учить детей дифференцировать звуки Г-К в словосочетаниях (устно или письменно).
Инструкция:
- Слушайте словосочетания, добавляйте нужный звук(Впишите нужную букву в слова. Обведите все буквы Г). .ОЛУБАЯ ШАП.А, „ОЛУБИНОЕ .НЕЗДО, .АТИН .РИБ, ПО.УПАТЬ О.РАДУ, .УЛЬТУРНЫЙ .ОСТЬ, .НИЛАЯ .РУША, О.РОМНЫЙ .АПЮШОН, .АЛИНЫ .ОНФЕТЫ, ПЕРЕ.ЛЮЧИТЬ НА ПРО.РАММУ, .ОЛОДНАЯ .ОШ.А, .РАСИВАЯ .РИВА, .ОСТЕПРИИМНАЯ ХОЗЯЙ.А, Я.ОДЫ ВИНО.РАДА. Итог: Что вы слушали? Какие звуки добавляли?- Какие буквы вы вписывали? Какую букву обводили? Подбери определение или действие к словам-картинкам Учить детей дифференцировать оппозиционные звуки в произношении в словосочетаниях. Используются картинки (материал уровня слова).
Инструкция:
- Выберите картинки в названии которых есть звуки [Г], [К]. Подберите к слову(картинке) прилагательное {какой? какая? какое?) или глагол {что делает?) Кто самый внимательный? Учить детей на слух дифференцировать звуки Г-К в предложениях.
Инструкция:
- Слушайте, поднимайте карточки на Г, на К. Зимой горные луга покрываются толстым слоем снега. Итог: Что вы слушали? На какие звуки поднимали карточки? Повторялочка Учить детей слышать и правильно произносить звуки К-Г в предложении.
Инструкция:
- Слушайте, запоминайте слова со звуком К и Г. Какой здесь звук? Скажите слова со звуком К, со звуком Г. Бабушка купила новое огородное пугало. Итог: Что вы слушали? Слова с какими звуками говорили? Скажи предложение(с опорой на картинки) Учить детей слышать и правильно произносить звуки К-Г в предложении.
Инструкция:
- Слушайте, я говорю предложение без одного слова.. Подберите нужную картинку, скажите с кулаком. Анализ предложения(сколько всего слов? какое первое? какое последнее?) Скажите слова со звуком Г, со звуком К.
Скажи правильно Учить детей восстанавливать последовательность в предложении и дифференцировать звуки Г-К в произношении (со зрительной опорой).
Инструкция:
- Слушайте, скажите предложение правильно. Повторите по одному. Гольф, Катя, и, Гоша, клюшками, играют, новыми. Сколько всего слов?Какое первое? какое последнее? Скажите слова со звуком Г, со звуком К. Итог: Что вы говорили? С какими звуками? Работа по картине(картинке) Учить детей самостоятельно составлять предложение по картинке (с опорными словами).
Логопед предъявляет картинку.

Инструкция:
- Посмотрите на картинку, скажите предложение. Повторите по одному. Сколько всего слов? Какое первое? Какое последнее? Скажите по порядку. Скажите слова со звуком К, с звуком Г. Итог: Мы говорили предложение со звуками Г и К. Что мы говорили? С какими звуками?


В раздел образования