Автор: Самойлова Оксана Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №42"
Населённый пункт: г.Балахна, Нижегородская обл.
Наименование материала: Статья
Тема: «LEGO конструирование в старшем дошкольном возрасте, как средство развития технического творчества детей»
Раздел: дошкольное образование
«LEGO конструирование в старшем дошкольном возрасте, как
средство развития технического творчества детей»
На современном этапе – значительных технических достижений, которые
влекут за собой весомые изменения во всех сферах человеческой
жизнедеятельности, когда сложные электронные, технические механизмы и
объекты окружают человека повсеместно, все большую популярность в
дошкольных образовательных учреждениях в работе с дошкольниками
приобретает такой вид продуктивной деятельности, как LEGO-
конструирование. Актуальность использования LEGO – педагогики в
образовательном процессе с дошкольниками:
LEGO – одна из самых известных и распространённых педагогических
систем, широкая использующая трёхмерные модели реального мира и
предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка.
Игра – важнейший спутник детства. LEGO позволяет детям учиться,
играя и обучаться в игре.
LEGO-конструкторы на сегодняшний день незаменимые материалы
для занятий в дошкольных учреждениях. Дети любят играть в
свободной деятельности.
В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями,
архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в
жизнь свои идеи. Начиная с простых фигур, ребёнок продвигается всё
дальше и дальше, а видя свои успехи, он становится более уверенным в
себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения.
Также, использование конструкторов LEGO при организации
образовательного процесса, дает возможность приобщать детей к
техническому творчеству, что способствует формированию задатков
инженерно-технического мышления, а также дает возможность проявлять
детям инициативу и самостоятельность, способность к целеполаганию и
познавательным действиям, что является приоритетным в свете введения
ФГОС ДО и полностью соответствует задачам развивающего обучения.
Способствует развитию внимания, памяти, мышления, воображения,
коммуникативных навыков, умение общаться со сверстниками, обогащению
словарного запаса, формированию связной речи.
Образовательные области в детском саду не существуют в «чистом виде».
Всегда происходит их интеграция, а с помощью применения ЛЕГО-
конструирования легко можно интегрировать познавательное развитие, куда
и входит техническое конструирование с художественно-эстетическим
развитием, а творческое конструирование с социально–коммуникативным
развитием и с другими образовательными областями.
В процессе освоения LEGO-конструирования, которое объединяет в себе
элементы игры и экспериментирования так же дошкольники познают основы
современной робототехники, что способствует развитию технического
творчества и формированию научно-технической ориентации у детей. LEGO-
конструирование с основами робототехники объединяет: «Познавательное
развитие» и «Художественно-эстетическое развитие», что дает возможность
построения процесса с интеграцией образовательных областей:
- способствуют развитию у детей сенсорных представлений, поскольку
используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета;
- развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти,
внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных
процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение);
является великолепным средством для интеллектуального развития
дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных
областей (речевое, познавательное и социально-коммуникативное
развитие);
позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие
дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
формируют познавательную активность, способствует воспитанию
социально-активной личности, формирует навыки общения и
сотворчества;
объединяют игру с исследовательской и экспериментальной
деятельностью, предоставляют ребенку возможность
экспериментировать и созидать свой собственный мир, проявлять
инициативу и самостоятельность.
сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии
друг к другу, т.к. дети учатся совместно решать задачи, распределять
роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного
решения.
Основные принципы использования LEGO – технологий:
- доступность и наглядность;
- последовательность и систематичность обучения и воспитания;
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей;
LEGO-конструирование развивает детское творчество, поощряет к созданию
разных вещей из стандартных наборов элементов — настолько разных,
насколько далеко может зайти детское воображение. В отличие от
компьютерных игр, быстрая смена сюжета, картинок в которых
перегружается психика ребенка, конструкторами LEGO дети играют в том
темпе, который им удобен, придумывают новые сюжеты вновь и вновь,
собирая другие модели. Разнообразие конструкторов LEGO позволяет
заниматься с детьми разного возраста и различных образовательных
возможностей: детали разного размера, формы и цвета, люди разных
профессий и наций, животные (домашние, дикие, жаркий стран…и т.д.),
транспорт, различные механизмы и конструкции.