Напоминание

"Культура домонгольской Руси"


Автор: Яковлева Ирина Константиновна
Должность: учитель истории, обществознания
Учебное заведение: МОБУ СОШ № 34 ЛГО
Населённый пункт: Город Лесозаводск ,Приморский край
Наименование материала: Рабочий лист "Культура домонгольской Руси"
Тема: "Культура домонгольской Руси"
Раздел: полное образование





Назад




Культура древней Руси 9-13 века (домонгольский период)

Особенности культуры IX-XIII веков:

1.

Преобладание религиозного мировоззрения.

2.

Накопление научных знаний без обоснования их (поэтому и придумал русский народ так много примет)

3.

Традиционализм. Все чтили традиции, старались жить так, как жили когда-то их деды.

4.

Замедленные темпы развития.

В IX-XII веках на русскую культуру большое влияние оказывала византийская культура. Это и понятно, ведь

именно оттуда к нам пришло православие. В дальнейшем (XII-XIII века; времена домонгольской

раздробленности) русская культура испытывала влияние стран западной Европы (например Польши).

Русская азбука.

Кирилл и Мефодий во второй половине IX века придумали русский алфавит.

Просвещение.

Письменность на Руси была и до крещения, но мало кто умел читать и писать. Принятие православия

способствовало увеличению количества грамотных. О чем свидетельствуют записки, рукописи обычных

людей.

Обучение же проводилось монастырями и церквями.

Интересен еще тот факт, что в Европе религиозные книги были на латыни, на Руси же все молитвенники и

прочая литература были на древнерусском.

Литература.

Книг было мало, но от того они были еще более ценны. Писались они в ручную, передавались из поколения в

поколения. Самые известные произведения:

«Остромирово Евангелие» – древнейшая из книг, которая дошла до нас (1056-1057), была написана для

новгородского чиновника Остромира.

«Слово о законе и благодати», написанное Илларионом, первым русским киевским митрополитом времен

Ярослава Мудрого. До этого митрополитов на Руси назначала Византия. «Слово..» датируется первой

половиной XI века. (несложно запомнить, если ассоциировать эту дату с временами Ярослава Мудрого)

«Повесть временных лет» – самая известная летопись, написанная Нестором в начале XII века (1116г). Она

рассказывает о действиях, происходящих на Руси от второй половины IX века до времен написания книги.

«Слово о полку Игореве». Автор неизвестен. Написано произведение в конце XII века. Книга повествует нам о

походе русских князей в 1185 году на половцев, который был организован князем Игорем Святославовичем.

Основная идея – призыв к единению русских князей.

«Слово» и «Моление» Даниила Заточника. Это очень похожие произведения. Время написания – начало XIII

века. «Моление Даниила Заточника» было адресовано одному из князей (Ярославу Всеволодовичу, сыну

Всеволода Большое Гнездо) и было очень богато с точки зрения языка книги: в нем использовалась сатира,

сочетались разговорная речь с книжной.

Архитектура.

До конца X века не было каменных строений вообще. Первым каменным

сооружением на Руси была Десятинная церковь (Успения Пресвятой

Богородицы)

в Киеве, построенная Владимиром в конце X века.

Еще одним выдающимся архитектурным памятником был Софийский собор в

Киеве. Он был построен в 1037 году Ярославом Мудрым в честь победы над

печенегами. Позже соборы, подобные

Софийскому собору в Киеве, строились и в других

русских

городах.

Политическая раздробленность на Руси

способствовала развитию культуры в отдельных

княжествах. Так например Владимиро-Суздальское княжество интенсивно

застраивалось во времена Андрея Боголюбского

(Церковь Покрова на Нерли, Золотые Врата,

Успенский собор – все это было построено во Владимире, во

второй половине XII века).

Среди Новгородской архитектуры стоит отметить церковь Спаса на

Нередице (конец XII века).

Живопись.

В IX-XIII веках была широко распространена иконопись. Самая

популярная икона –Владимирская икона Божией матери.

(наверняка копию ее вы тоже видели, иллюстрация сбоку) Дата написания – рубеж XI-XII веков. Эта икона

была очень значима для Руси. Русский народ верил, что эта икона спасла их от многих нападений. Также в

некоторой мере икона поспособствовала объединению русских земель: икону из Владимира перенесли в

Москву, которая позже стала религиозным, а потом и политическим центром Руси.

Также важной составляющей культуры Руси были фрески и мозаики.

Культура XIII-XV веков.

Письменность. Рукописные книги украшались цветными заставками и миниатюрами. В XIII–XIV

вв. часто использовался «чудовищный» орнамент, составленный из изображений фантастических

существ. В XV в. распространился плетеный и растительный орнамент.

Литература. Основная форма литературных произведений XIII–XV вв. – повесть. Литературные

повести той эпохи дошли до нас в составе летописей, житий святых, различных сказаний.

Центральная тема литературы XIII–XIV вв. – борьба против завоевателей. Наиболее известные

произведения: «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Слово о погибели Русской земли»

(вступление к дружинной повести об Александре Невском).

На рубеже XIV–XV вв. важной темой русской литературы стала Куликовская битва. Крупнейшие

произведения: «Задонщина» (конец XIV в.) и «Сказание о Мамаевом побоище» (начало XV в.). О

набеге Тохтамыша рассказывала «Повесть о московском взятии от царя Тохтамыша и о пленении

земли Русской». Миниатюра из «Сказания о Мамаевом побоище». XVII в.

Во второй половине XV в. стал распространяться жанр сюжетной повести. В этих

произведениях появлялись вымышленные литературные сюжеты и герои. «Повесть о

Петре и Февронии» рассказывала о любви муромского князя и крестьянской девушки.

Почему Петр и Феврония стали почитаться как покровители счастливого брака и

супружеской верности?

Петр и Феврония Муромские. Икона XVI в.

«Повесть о Меркурии Смоленском» рассказывала о подвиге богатыря, в одиночку

спасающего Смоленск от полчищ Батыя, в то же время изображала его тайным подвижником,

праведником и постником, действующим по велению Богородицы.

Архитектура. Русское зодчество понесло тяжкие утраты в период Батыева

нашествия. Когда на Руси после нашествия возобновилось каменное

строительство? Это произошло лишь в конце XIII в., через полвека после

нашествия. Крупнейшим центром зодчества стал не пострадавший от нашествия

Новгород. Новгородские церкви XIII–XIV вв. были не только культовыми, но и

оборонительными постройками.

Церковь Николы на Липне близ Новгорода. 1292 г.

Церковь Федора Стратилата на Ручью. Новгород. 1360-1361 гг.

Самая ранняя каменная постройка на Руси после Батыева нашествия – Спасо-Преображенский собор в Твери

(1285-90). Шестистолпный крестово-купольный храм с богатой резьбойне сохранился: был разобран в 1763 г.

Каменное строительство в Москве началось в связи с ее

превращением в резиденцию великих князей и митрополитов.

Первоначально в Кремле были построены несколько небольших

каменных храмов в традициях владимиро-суздальского зодчества. До

наших дней они не сохранились: были разобраны в конце XV в.

Успенский собор в Московском Кремле. 1326–1333 гг.

Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422 г.).

В 1427 г. был построен Спасский собор Андроникова монастыря –

древнейшее из дошедших

до наших дней

здание Москвы. Здесь

традиционный для владимирского

зодчества кубический объем нарушен:

средние своды возвышены над

боковыми. Как это повлияло на внешний

вид собора, на его зрительное

восприятие?

Спасский собор Андроникова монастыря.

Новый этап развития

русского зодчества наступил в конце

XV в., когда в связи с

браком Ивана III и Софьи Палеолог

Москва стала

претендовать на роль центра мирового

православия. По распоряжению Ивана III обветшавшие постройки времен Ивана Калиты

были разобраны. В 1472 г. началось строительство нового Успенского собора. Но в 1474 г.

уже подведенные под своды стены неожиданно рухнули. Тогда великий князь пригласил в Москву

итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти.

Успенский собор Московского Кремля. Арх. Аристотель Фиораванти.

В 1485 г. началось строительство новых кирпичных стен и башен Кремля взамен обветшавших белокаменных

времен Дмитрия Донского. В строительстве принимали участие итальянские архитекторы Пьетро Антонио

Солари, Марко Руффо, Алевиз Фрязин. В Кремле было построено 18 башен, в т.ч. 6 проездных. Строительство

завершилось в 1516 г.

Московский Кремль при Иване III. Худ. А.М.

Васнецов

В 1489 г. псковские мастера построили в

Кремле Благовещенский собор – домовую

церковь государя. Подобно раннемосковским

храмам он был трехглавым.

Благовещенский собор Московского Кремля.

В 1487–1491 гг. в Кремле была построена

Грановитая палата для приема иностранных послов. Это был самый большой

зал в тогдашней Руси. Своды опирались на огромный центральный столп.

Грановитая палата Московского Кремля. Арх. Марко

Фрязин и Пьетро Антонио Солари

В 1505–1508 гг. итальянский архитектор Алевиз Новый

выстроил Архангельский собор – усыпальницу великих

князей. В отличие от строгого Успенского собора

Архангельский чрезвычайно декоративен и внешне

походит на дворец. В его облике особенно много от приемов итальянского Возрождения.

Архангельский собор Московского Кремля. Вид с северо-востока. Арх. Алевиз Новый.

Живопись. Крупнейший художник конца XIV – начала XV в. –

Феофан Грек. Живопись Феофана отличается свободой композиции,

индивидуальными чертами изображаемых персонажей, необычайной

выразительностью. Фрески Феофана выглядят суровыми и

грозными. Феофан оказал большое влияние на новгородскую

живопись. Спас Вседержитель.

Роспись купола церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде.

Феофан Грек. 1378 г.

Архангел Гавриил. Деталь иконы из иконостаса Благовещенского

собора. Феофан Грек. 1405 г.

Величайшим русским художником XV в. считается Андрей Рублев (ок. 1360–1430),

инок Троице-Сергиева, а позднее Спасо-Андроникова монастыря. Деисусные иконы

Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря, написанные Рублевым,

отличает мягкая манера, чуждая византийской суровости Феофана Грека.

Спас Вседержитель. Центральная икона Деисусного чина.

Рождественский собор Саввино-Сторожевского м-ря. Андрей

Рублёв, 1410–1420-е гг.

В 1405 г. Рублёв участвовал в росписи Благовещенского собора Он

также написал для этого собора несколько икон, отличающихся многофигурной

композицией и точно найденным общим ритмом движения. Самая знаменитая икона

Рублёва – Троица Ветхозаветная. Троица Ветхозаветная. Храмовая икона иконостаса

Троице-Сергиева монастыря. Андрей Рублев. 1422-1427 гг.

Последний великий живописец конца XV – начала XVI в. – Дионисий

(ок. 1440 или 1450 – после 1519). До наших дней сохранилась часть

фресок Дионисия в Успенском соборе Московского Кремля, но полнее

всего творчество Дионисия представлено в Ферапонтовом монастыре.

Христос Вседержитель. Роспись подкупольного пространства собора

Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Дионисий.

ТЕСТЫ

1. Известные просветители Кирилл и Мефодий создали для славян письменность в …

а) IX в.;

б) Х в.;

в) XI в.;

г) одновременно с принятием христианства на Руси.

2. Русские народные песни-сказания – это …

а) летописи;

б) былины;

в) повести;

г) рассказы.

3. Какие темы являются главными в русских былинах в отличие от рыцарских хроник Западной Европы …

а) борьба за славу и драгоценности;

б) завоевание и крещение иноверцев;

в) защита родной земли и веры;

г) верность вождю, связанная с кровной местью.

4. Назовите жанр литературного произведения, в котором описывалась добродетельная жизнь и духовный подвиг

людей во имя Бога, «словесная икона» …

а) летопись;

б) житие;

в) патерик;

г) хроника.

5. Центрами летописания в Киевской Руси были …

а) погосты;

б) вотчины знатных бояр;

в) верви;

г) монастыри.

6. Летописи создавали идеальный образ князя. Его характеризовали …

а) внешность, физическая сила;

б) физическая сила, духовность;

в) духовность, мудрость;

г) мудрость, внешность.

7. Летописный свод – это …

а) «Лествица» Иоанна Лествичника;

б) «Повесть временных лет»;

в) «Повесть об Акире Премудром»;

г) «Повесть о Варлааме и Иоасафе».

8. Составителем знаменитой «Повести временных лет» большинство историков считают …

а) монаха Нестора;

б) Кирилла Туровского;

в) митрополита Илариона;

г) монаха Антония из Любеча.

9. С каким литературным центром Киевской Руси традиционно связывают создание «Повести временных лет» …

а) Кирилло-Белозерский монастырь;

б) Киево-Печерский монастырь;

в) Ферапонтов монастырь;

г) Воскресенский Новоиерусалимский монастырь.

10. В каком городе Древней Руси была устроена первая библиотека …

а) в Киеве;

б) в Новгороде;

в) в Чернигове;

г) в Любече.

11. «Слово о законе и благодати» написал …

а) митрополит Иларион;

б) Владимир II Мономах;

в) Изяслав Ярославович;

г) Климент Смолятич.

12. Одна из древнейших дошедших до нас книг Киевской Руси – «Остромирово Евангелие», была написана в …

году:

а) 1056–1057;

б) 1113 – 1116;

в) 1185;

г) 1380.

13. Для средневековой литературы характерно дидактическое красноречие, преследующее цели назидания,

морализаторства, полемики. Ярким примером такого произведения является «Поучение...», дошедшее до нас в

составе Лаврентьевского списка «Повести временных лет». Назовите имя великого князя, автора «Поучения…»,

которое адресовано «к детям, или к иным, кто прочтет» …

а) Игорь Старый;

б) Святослав Игоревич;

в) Владимир Святославич;

г) Владимир II Мономах.

14. «Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков». Какому князю и писателю

принадлежат эти слова …

а) Владимиру I Святославичу;

б) Владимиру II Мономаху;

в) Мстиславу Великому;

г) Ярославу Мудрому.

15. О каком выдающемся произведении древнерусской литературы К. Маркс сказал: «Суть поэмы – призыв

русских князей к единению как раз перед нашествием… монгольских полчищ» …

а) «Повесть временных лет»;

б) «Александрия»;

в) «Слово о полку Игореве»;

г) «Хождение» игумена Даниила.

16. Поэтическое произведение, отразившее нападение половецкого хана Кончака на русские земли, – это …

а) «Повесть об убиении Андрея Боголюбского»;

б) «Слово» Даниила Заточника;

в) «Слово о полку Игореве»;

г) «Киево-Печерский патерик».

17. «Слово о полку Игореве» – это …

а) фольклорное произведение;

б) летописное произведение;

в) художественное произведение;

г) житийное произведение.

18. Раньше других был(а) основан(а) …

а) Десятинная церковь;

б) Борисоглебский собор в Чернигове;

в) Новгородский Софийский собор;

г) церковь Спаса на Нередице.

19. Главный храм Киевской Руси со времен князя Владимира Святославича называли Десятинной церковью,

потому что …

а) она имела десять куполов;

б) комплекс собора объединял в единый архитектурный

ансамбль десять небольших церковных сооружений;

в) на содержание этого храма князь Владимир дал

десятую часть своих доходов;

г) на главной колокольне было установлено десять

колоколов.

20. С принятием христианства в каждом городе Киевской Руси строились свои главные храмы. В Чернигове это

был…

а) как и в Киеве, Софийский собор;

б) храм Спаса;

в) храм Ильи Пророка;

г) Успенский собор.

21. Десятинной церковью называли в Киевской Руси каменный собор …

а) святой Богородицы;

б) святой Софии;

в) святой Параскевы Пятницы;

г) святого Николая-угодника.

22. Киевский Софийский собор был построен в … году:

а) 989;

б) 990;

в) 996;

г) 1037.

23. Успенский собор во Владимире, храм Покрова на Нерли и собор Рождества в Боголюбове, построенные по

приказу Андрея Боголюбского, были посвящены …

а) Богородице;

б) св. Борису и Глебу;

в) св. Николаю;

г) св. Георгию.

24. Объясните, почему на Руси долговое время архитектурные сооружения были деревянными

а) обусловлено природно-климатическими условиями;

б) это выражало восприятие строительной красоты;

в) связано с языческими традициями;

г) отсутствием мастеров «каменного дела».

25. Из Византии на Русь пришли новые для нее виды монументальной живописи …

а) мозаика;

б) фреска;

в) иконопись;

г) верно все перечисленное.

26. Приведите название иконы, проделавшей в XII в. путь из Византии в Киев, затем во Владимир и Москву.

Впоследствии она стала высшей духовной святыней русского православия и положила начало культу почитания

Богородицы как покровительницы и заступницы России …

а) икона Владимирской Богоматери;

б) икона Благовещение Устюжское;

в) икона Ангел Златые Власы;

г) икона «Богоматерь Великая Панагия».

27. Наиболее знаменитым иконописцем Древней Руси был …

а) Симон Ушаков;

б) Дионисий;

в) Феофан Грек;

г) Алимпий.

28. Рассмотрите изображение и выполните задание.Какие суждения о данном

памятнике архитектуры являются верными? Выберите два суждения из пяти пред-

ложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Церковь была построена в X в.

2) Это первая каменная постройка на Руси.

3) Церковь построена в стиле нарышкинского барокко.

4) Церковь относится к шедеврам владимиро-суздальской архитектуры.

5) Строительство этого храма относится к правлению Андрея Боголюбского.

29. Рассмотрите картину и выпол-

ните задание.

Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два

суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которы-

ми они указаны.

1) Битва, событие которой изображено на картине, закончилась победой

русского войска.

2) В поединке, изображённом на картине, русский воин остался жив.

3) В битве, изображённой на данной картине, русское войско сража-

лось с немецкими рыцарями.

4) События, изображённые на картине, произошли в XIII в.

5) Русский воин изображён на картине слева от зрителя



В раздел образования