Автор: Яковлева Ирина Константиновна
Должность: учитель истории, обществознания
Учебное заведение: МОБУ СОШ № 34 ЛГО
Населённый пункт: Город Лесозаводск ,Приморский край
Наименование материала: Рабочий лист "Культура домонгольской Руси"
Тема: "Культура домонгольской Руси"
Раздел: полное образование
Культура древней Руси 9-13 века (домонгольский период)
Особенности культуры IX-XIII веков:
1.
Преобладание религиозного мировоззрения.
2.
Накопление научных знаний без обоснования их (поэтому и придумал русский народ так много примет)
3.
Традиционализм. Все чтили традиции, старались жить так, как жили когда-то их деды.
4.
Замедленные темпы развития.
В IX-XII веках на русскую культуру большое влияние оказывала византийская культура. Это и понятно, ведь
именно оттуда к нам пришло православие. В дальнейшем (XII-XIII века; времена домонгольской
раздробленности) русская культура испытывала влияние стран западной Европы (например Польши).
Русская азбука.
Кирилл и Мефодий во второй половине IX века придумали русский алфавит.
Просвещение.
Письменность на Руси была и до крещения, но мало кто умел читать и писать. Принятие православия
способствовало увеличению количества грамотных. О чем свидетельствуют записки, рукописи обычных
людей.
Обучение же проводилось монастырями и церквями.
Интересен еще тот факт, что в Европе религиозные книги были на латыни, на Руси же все молитвенники и
прочая литература были на древнерусском.
Литература.
Книг было мало, но от того они были еще более ценны. Писались они в ручную, передавались из поколения в
поколения. Самые известные произведения:
«Остромирово Евангелие» – древнейшая из книг, которая дошла до нас (1056-1057), была написана для
новгородского чиновника Остромира.
«Слово о законе и благодати», написанное Илларионом, первым русским киевским митрополитом времен
Ярослава Мудрого. До этого митрополитов на Руси назначала Византия. «Слово..» датируется первой
половиной XI века. (несложно запомнить, если ассоциировать эту дату с временами Ярослава Мудрого)
«Повесть временных лет» – самая известная летопись, написанная Нестором в начале XII века (1116г). Она
рассказывает о действиях, происходящих на Руси от второй половины IX века до времен написания книги.
«Слово о полку Игореве». Автор неизвестен. Написано произведение в конце XII века. Книга повествует нам о
походе русских князей в 1185 году на половцев, который был организован князем Игорем Святославовичем.
Основная идея – призыв к единению русских князей.
«Слово» и «Моление» Даниила Заточника. Это очень похожие произведения. Время написания – начало XIII
века. «Моление Даниила Заточника» было адресовано одному из князей (Ярославу Всеволодовичу, сыну
Всеволода Большое Гнездо) и было очень богато с точки зрения языка книги: в нем использовалась сатира,
сочетались разговорная речь с книжной.
Архитектура.
До конца X века не было каменных строений вообще. Первым каменным
сооружением на Руси была Десятинная церковь (Успения Пресвятой
Богородицы)
в Киеве, построенная Владимиром в конце X века.
Еще одним выдающимся архитектурным памятником был Софийский собор в
Киеве. Он был построен в 1037 году Ярославом Мудрым в честь победы над
печенегами. Позже соборы, подобные
Софийскому собору в Киеве, строились и в других
русских
городах.
Политическая раздробленность на Руси
способствовала развитию культуры в отдельных
княжествах. Так например Владимиро-Суздальское княжество интенсивно
застраивалось во времена Андрея Боголюбского
(Церковь Покрова на Нерли, Золотые Врата,
Успенский собор – все это было построено во Владимире, во
второй половине XII века).
Среди Новгородской архитектуры стоит отметить церковь Спаса на
Нередице (конец XII века).
Живопись.
В IX-XIII веках была широко распространена иконопись. Самая
популярная икона –Владимирская икона Божией матери.
(наверняка копию ее вы тоже видели, иллюстрация сбоку) Дата написания – рубеж XI-XII веков. Эта икона
была очень значима для Руси. Русский народ верил, что эта икона спасла их от многих нападений. Также в
некоторой мере икона поспособствовала объединению русских земель: икону из Владимира перенесли в
Москву, которая позже стала религиозным, а потом и политическим центром Руси.
Также важной составляющей культуры Руси были фрески и мозаики.
Культура XIII-XV веков.
Письменность. Рукописные книги украшались цветными заставками и миниатюрами. В XIII–XIV
вв. часто использовался «чудовищный» орнамент, составленный из изображений фантастических
существ. В XV в. распространился плетеный и растительный орнамент.
Литература. Основная форма литературных произведений XIII–XV вв. – повесть. Литературные
повести той эпохи дошли до нас в составе летописей, житий святых, различных сказаний.
Центральная тема литературы XIII–XIV вв. – борьба против завоевателей. Наиболее известные
произведения: «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Слово о погибели Русской земли»
(вступление к дружинной повести об Александре Невском).
На рубеже XIV–XV вв. важной темой русской литературы стала Куликовская битва. Крупнейшие
произведения: «Задонщина» (конец XIV в.) и «Сказание о Мамаевом побоище» (начало XV в.). О
набеге Тохтамыша рассказывала «Повесть о московском взятии от царя Тохтамыша и о пленении
земли Русской». Миниатюра из «Сказания о Мамаевом побоище». XVII в.
Во второй половине XV в. стал распространяться жанр сюжетной повести. В этих
произведениях появлялись вымышленные литературные сюжеты и герои. «Повесть о
Петре и Февронии» рассказывала о любви муромского князя и крестьянской девушки.
Почему Петр и Феврония стали почитаться как покровители счастливого брака и
супружеской верности?
Петр и Феврония Муромские. Икона XVI в.
«Повесть о Меркурии Смоленском» рассказывала о подвиге богатыря, в одиночку
спасающего Смоленск от полчищ Батыя, в то же время изображала его тайным подвижником,
праведником и постником, действующим по велению Богородицы.
Архитектура. Русское зодчество понесло тяжкие утраты в период Батыева
нашествия. Когда на Руси после нашествия возобновилось каменное
строительство? Это произошло лишь в конце XIII в., через полвека после
нашествия. Крупнейшим центром зодчества стал не пострадавший от нашествия
Новгород. Новгородские церкви XIII–XIV вв. были не только культовыми, но и
оборонительными постройками.
Церковь Николы на Липне близ Новгорода. 1292 г.
Церковь Федора Стратилата на Ручью. Новгород. 1360-1361 гг.
Самая ранняя каменная постройка на Руси после Батыева нашествия – Спасо-Преображенский собор в Твери
(1285-90). Шестистолпный крестово-купольный храм с богатой резьбойне сохранился: был разобран в 1763 г.
Каменное строительство в Москве началось в связи с ее
превращением в резиденцию великих князей и митрополитов.
Первоначально в Кремле были построены несколько небольших
каменных храмов в традициях владимиро-суздальского зодчества. До
наших дней они не сохранились: были разобраны в конце XV в.
Успенский собор в Московском Кремле. 1326–1333 гг.
Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422 г.).
В 1427 г. был построен Спасский собор Андроникова монастыря –
древнейшее из дошедших
до наших дней
здание Москвы. Здесь
традиционный для владимирского
зодчества кубический объем нарушен:
средние своды возвышены над
боковыми. Как это повлияло на внешний
вид собора, на его зрительное
восприятие?
Спасский собор Андроникова монастыря.
Новый этап развития
русского зодчества наступил в конце
XV в., когда в связи с
браком Ивана III и Софьи Палеолог
Москва стала
претендовать на роль центра мирового
православия. По распоряжению Ивана III обветшавшие постройки времен Ивана Калиты
были разобраны. В 1472 г. началось строительство нового Успенского собора. Но в 1474 г.
уже подведенные под своды стены неожиданно рухнули. Тогда великий князь пригласил в Москву
итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти.
Успенский собор Московского Кремля. Арх. Аристотель Фиораванти.
В 1485 г. началось строительство новых кирпичных стен и башен Кремля взамен обветшавших белокаменных
времен Дмитрия Донского. В строительстве принимали участие итальянские архитекторы Пьетро Антонио
Солари, Марко Руффо, Алевиз Фрязин. В Кремле было построено 18 башен, в т.ч. 6 проездных. Строительство
завершилось в 1516 г.
Московский Кремль при Иване III. Худ. А.М.
Васнецов
В 1489 г. псковские мастера построили в
Кремле Благовещенский собор – домовую
церковь государя. Подобно раннемосковским
храмам он был трехглавым.
Благовещенский собор Московского Кремля.
В 1487–1491 гг. в Кремле была построена
Грановитая палата для приема иностранных послов. Это был самый большой
зал в тогдашней Руси. Своды опирались на огромный центральный столп.
Грановитая палата Московского Кремля. Арх. Марко
Фрязин и Пьетро Антонио Солари
В 1505–1508 гг. итальянский архитектор Алевиз Новый
выстроил Архангельский собор – усыпальницу великих
князей. В отличие от строгого Успенского собора
Архангельский чрезвычайно декоративен и внешне
походит на дворец. В его облике особенно много от приемов итальянского Возрождения.
Архангельский собор Московского Кремля. Вид с северо-востока. Арх. Алевиз Новый.
Живопись. Крупнейший художник конца XIV – начала XV в. –
Феофан Грек. Живопись Феофана отличается свободой композиции,
индивидуальными чертами изображаемых персонажей, необычайной
выразительностью. Фрески Феофана выглядят суровыми и
грозными. Феофан оказал большое влияние на новгородскую
живопись. Спас Вседержитель.
Роспись купола церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде.
Феофан Грек. 1378 г.
Архангел Гавриил. Деталь иконы из иконостаса Благовещенского
собора. Феофан Грек. 1405 г.
Величайшим русским художником XV в. считается Андрей Рублев (ок. 1360–1430),
инок Троице-Сергиева, а позднее Спасо-Андроникова монастыря. Деисусные иконы
Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря, написанные Рублевым,
отличает мягкая манера, чуждая византийской суровости Феофана Грека.
Спас Вседержитель. Центральная икона Деисусного чина.
Рождественский собор Саввино-Сторожевского м-ря. Андрей
Рублёв, 1410–1420-е гг.
В 1405 г. Рублёв участвовал в росписи Благовещенского собора Он
также написал для этого собора несколько икон, отличающихся многофигурной
композицией и точно найденным общим ритмом движения. Самая знаменитая икона
Рублёва – Троица Ветхозаветная. Троица Ветхозаветная. Храмовая икона иконостаса
Троице-Сергиева монастыря. Андрей Рублев. 1422-1427 гг.
Последний великий живописец конца XV – начала XVI в. – Дионисий
(ок. 1440 или 1450 – после 1519). До наших дней сохранилась часть
фресок Дионисия в Успенском соборе Московского Кремля, но полнее
всего творчество Дионисия представлено в Ферапонтовом монастыре.
Христос Вседержитель. Роспись подкупольного пространства собора
Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Дионисий.
ТЕСТЫ
1. Известные просветители Кирилл и Мефодий создали для славян письменность в …
а) IX в.;
б) Х в.;
в) XI в.;
г) одновременно с принятием христианства на Руси.
2. Русские народные песни-сказания – это …
а) летописи;
б) былины;
в) повести;
г) рассказы.
3. Какие темы являются главными в русских былинах в отличие от рыцарских хроник Западной Европы …
а) борьба за славу и драгоценности;
б) завоевание и крещение иноверцев;
в) защита родной земли и веры;
г) верность вождю, связанная с кровной местью.
4. Назовите жанр литературного произведения, в котором описывалась добродетельная жизнь и духовный подвиг
людей во имя Бога, «словесная икона» …
а) летопись;
б) житие;
в) патерик;
г) хроника.
5. Центрами летописания в Киевской Руси были …
а) погосты;
б) вотчины знатных бояр;
в) верви;
г) монастыри.
6. Летописи создавали идеальный образ князя. Его характеризовали …
а) внешность, физическая сила;
б) физическая сила, духовность;
в) духовность, мудрость;
г) мудрость, внешность.
7. Летописный свод – это …
а) «Лествица» Иоанна Лествичника;
б) «Повесть временных лет»;
в) «Повесть об Акире Премудром»;
г) «Повесть о Варлааме и Иоасафе».
8. Составителем знаменитой «Повести временных лет» большинство историков считают …
а) монаха Нестора;
б) Кирилла Туровского;
в) митрополита Илариона;
г) монаха Антония из Любеча.
9. С каким литературным центром Киевской Руси традиционно связывают создание «Повести временных лет» …
а) Кирилло-Белозерский монастырь;
б) Киево-Печерский монастырь;
в) Ферапонтов монастырь;
г) Воскресенский Новоиерусалимский монастырь.
10. В каком городе Древней Руси была устроена первая библиотека …
а) в Киеве;
б) в Новгороде;
в) в Чернигове;
г) в Любече.
11. «Слово о законе и благодати» написал …
а) митрополит Иларион;
б) Владимир II Мономах;
в) Изяслав Ярославович;
г) Климент Смолятич.
12. Одна из древнейших дошедших до нас книг Киевской Руси – «Остромирово Евангелие», была написана в …
году:
а) 1056–1057;
б) 1113 – 1116;
в) 1185;
г) 1380.
13. Для средневековой литературы характерно дидактическое красноречие, преследующее цели назидания,
морализаторства, полемики. Ярким примером такого произведения является «Поучение...», дошедшее до нас в
составе Лаврентьевского списка «Повести временных лет». Назовите имя великого князя, автора «Поучения…»,
которое адресовано «к детям, или к иным, кто прочтет» …
а) Игорь Старый;
б) Святослав Игоревич;
в) Владимир Святославич;
г) Владимир II Мономах.
14. «Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков». Какому князю и писателю
принадлежат эти слова …
а) Владимиру I Святославичу;
б) Владимиру II Мономаху;
в) Мстиславу Великому;
г) Ярославу Мудрому.
15. О каком выдающемся произведении древнерусской литературы К. Маркс сказал: «Суть поэмы – призыв
русских князей к единению как раз перед нашествием… монгольских полчищ» …
а) «Повесть временных лет»;
б) «Александрия»;
в) «Слово о полку Игореве»;
г) «Хождение» игумена Даниила.
16. Поэтическое произведение, отразившее нападение половецкого хана Кончака на русские земли, – это …
а) «Повесть об убиении Андрея Боголюбского»;
б) «Слово» Даниила Заточника;
в) «Слово о полку Игореве»;
г) «Киево-Печерский патерик».
17. «Слово о полку Игореве» – это …
а) фольклорное произведение;
б) летописное произведение;
в) художественное произведение;
г) житийное произведение.
18. Раньше других был(а) основан(а) …
а) Десятинная церковь;
б) Борисоглебский собор в Чернигове;
в) Новгородский Софийский собор;
г) церковь Спаса на Нередице.
19. Главный храм Киевской Руси со времен князя Владимира Святославича называли Десятинной церковью,
потому что …
а) она имела десять куполов;
б) комплекс собора объединял в единый архитектурный
ансамбль десять небольших церковных сооружений;
в) на содержание этого храма князь Владимир дал
десятую часть своих доходов;
г) на главной колокольне было установлено десять
колоколов.
20. С принятием христианства в каждом городе Киевской Руси строились свои главные храмы. В Чернигове это
был…
а) как и в Киеве, Софийский собор;
б) храм Спаса;
в) храм Ильи Пророка;
г) Успенский собор.
21. Десятинной церковью называли в Киевской Руси каменный собор …
а) святой Богородицы;
б) святой Софии;
в) святой Параскевы Пятницы;
г) святого Николая-угодника.
22. Киевский Софийский собор был построен в … году:
а) 989;
б) 990;
в) 996;
г) 1037.
23. Успенский собор во Владимире, храм Покрова на Нерли и собор Рождества в Боголюбове, построенные по
приказу Андрея Боголюбского, были посвящены …
а) Богородице;
б) св. Борису и Глебу;
в) св. Николаю;
г) св. Георгию.
24. Объясните, почему на Руси долговое время архитектурные сооружения были деревянными
а) обусловлено природно-климатическими условиями;
б) это выражало восприятие строительной красоты;
в) связано с языческими традициями;
г) отсутствием мастеров «каменного дела».
25. Из Византии на Русь пришли новые для нее виды монументальной живописи …
а) мозаика;
б) фреска;
в) иконопись;
г) верно все перечисленное.
26. Приведите название иконы, проделавшей в XII в. путь из Византии в Киев, затем во Владимир и Москву.
Впоследствии она стала высшей духовной святыней русского православия и положила начало культу почитания
Богородицы как покровительницы и заступницы России …
а) икона Владимирской Богоматери;
б) икона Благовещение Устюжское;
в) икона Ангел Златые Власы;
г) икона «Богоматерь Великая Панагия».
27. Наиболее знаменитым иконописцем Древней Руси был …
а) Симон Ушаков;
б) Дионисий;
в) Феофан Грек;
г) Алимпий.
28. Рассмотрите изображение и выполните задание.Какие суждения о данном
памятнике архитектуры являются верными? Выберите два суждения из пяти пред-
ложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Церковь была построена в X в.
2) Это первая каменная постройка на Руси.
3) Церковь построена в стиле нарышкинского барокко.
4) Церковь относится к шедеврам владимиро-суздальской архитектуры.
5) Строительство этого храма относится к правлению Андрея Боголюбского.
29. Рассмотрите картину и выпол-
ните задание.
Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два
суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которы-
ми они указаны.
1) Битва, событие которой изображено на картине, закончилась победой
русского войска.
2) В поединке, изображённом на картине, русский воин остался жив.
3) В битве, изображённой на данной картине, русское войско сража-
лось с немецкими рыцарями.
4) События, изображённые на картине, произошли в XIII в.
5) Русский воин изображён на картине слева от зрителя