Автор: Кушнарева Галина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида "Теремок"
Населённый пункт: Белгородская обл. пос. Борисовка
Наименование материала: Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
Тема: "Зима"
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД по развитию речи
в старшей группе
на тему «Зима»
Подготовила: воспитатель
детского сада комбинированного
вида «Теремок»
Кушнарева Галина Николаевна
п. Борисовка 2021г.
Цель – обобщить и систематизировать знания детей о зиме, учить отвечать
на вопросы, развивать навык словообразования, прививать любовь к
поэтическому слову, активизировать словарь детей, учить подбирать
родственные (однокоренные) слова, учить пересказывать текст, используя
метод моделирования. Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям
в природе.
Словарь: снежная, морозная, холодная, ледяной, снегири, снегопад, снежок.
Оборудование: сундучок с заданиями; проектор; снежок
Предварительная работа: беседа о зиме, рассматривание картин и
иллюстраций, чтение стихов и пословиц, наблюдение за погодой на
прогулках
Ход занятия
Организационный момент.
1.Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты - мой друг
Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся. Ребята, а теперь все
покажите мне, что вы готовы к занятию.
Глазки смотрят на меня, ушки слушают меня.
Сегодня утром, когда я шла на работу в детский сад, встретила женщину, она
была одета в белую шубу, шапку, а в руках у не была волшебная палочка и
сундучок. Как вы думаете, кто была эта женщина?
(ответ - зима)
Я тоже так думаю!
2.Пришла к нам долгожданная зима, и подарила нам свой подарок
- сундучок – вот он!
Чик, чук, чак, чок – открывайся, сундучок!
Давайте вместе! (воспитатель заглядывает в сундучок).
Ребята, сколько здесь вопросов, загадок, подарков, сюрпризов, и мы с вами
должны на них ответить.
Ваня, скажи, пожалуйста, какое сейчас время года?
На дворе зима. А как же называются зимние месяцы?
Закрепить признаки зимы
Стали дни короче,
Солнце светит мало.
Вот пришли морозы-
И зима настала!
Зима шагает по земле и хочет знать – знаете ли вы ее приметы?
Вот сейчас мы с вами поиграем - я слеплю снежок из снега и буду вам его
давать, а вы берите и отвечайте.
Какая у нас зима? (снежная, холодная, морозная);
Что бывает зимой? (метель ветер, река замерзла);
Что можно сказать о снеге? Какой он? (пушистый, мягкий, укрыл всю
землю);
Молодцы, хорошо описали зиму!
3. Развитие связной речи
Рассказ воспитателя «Гостья зима»
«Пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом. Идёт снег. Дует
ветер. Трещит мороз. Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла
подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для
того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А еще можно слепить
снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Мы очень любим зиму».
Первичное восприятие рассказанного воспитателем: - Кто пришел к нам в
гости? - Какое время года было до этого? - Чем зима накрыла землю? - Какие
подарки принесла зима? - Для чего людям нужны эти подарки? - Что такое
зимние забавы?
4. Физкультминутка «Зимой». Импровизация движений. Мы зимой в
снежки играем, мы играем, мы играем. По сугробам мы шагаем, мы шагаем,
мы шагаем. И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим. На коньках по льду
летим, мы летим, мы летим. И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.
Гостью-зиму любим мы, любим мы, люби
Я прочитаю рассказ ещё раз, а вы подготовьтесь к пересказу. Чтобы
запомнить рассказ, вы можете смотреть на рисунки- подсказки.
Слушайте внимательно и скажите мне, кто рассказал особенно
интересно и выразительно о гостье зиме. (Пересказывают 2-3 человека)
Пока мы рассказывали с вами о гостье зиме, в сундучок намело столько
снежинок, что получился целый сугроб. Но снежинки эти не простые, а
«снежинки-загадки».
5. «Снежок - загадка» отгадывание загадок:
Хоть сама - и снег и лёд,
А уходит - слезы льет. (Зима)
Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять - так надевать,
Чтоб не мёрзли пять да пять. (Рукавички)
Что за нелепый человек
Пробрался к нам
В двадцатый век?
Морковкой нос,
В руке метла,
Боится солнца
И тепла? (Снеговик)
Он слетает белой стаей и сверкает на лету. Он звездой прохладной тает на
ладони и во рту. (Снег.)
Их треплют, катают,
А зиму таскают. (Валенки)
Мы - проворные сестрицы, быстро бегать мастерицы, В дождь - лежим, в
снег - бежим, уж такой у нас режим. (Лыжи.)
С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки,
Белые... (Снежинки)
Белый дед, белее нет.
Старый, горбатый,
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму
- Никто не поднимет.
Весна придет
- Он сам уйдет. (Сугроб)
Что за дворник удалой снег сгребал на мостовой? Не лопатой, не метлой, а
железною рукой. (Снегоочиститель.)
Я снежная, я белая,
Меня ребята сделали,
Днём они всегда со мной,
Вечером идут домой.
Ну, а ночью под луной
Очень грустно мне одной. (Снежная баба)
Кручу, урчу,
Знать никого не хочу. (Метель)
Зима забыла дописать стихотворение, давайте ей поможем, и подскажем ей
нужные слова.
6. Игра «доскажи словечко»:
Тихо-тихо, как во сне, падает на землю………………………………………
снег!
С неба всё скользят пушинки -
серебристые………………………….снежинки!
На поселке, на лужок, всё
снижается………………………………………………..снежок!
Вот веселье для ребят - все сильнее……………………………………………
снегопад!
Все бегут в перегонки, все хотят играть
в……………………………………..снежки!
Словно в белый пуховик,
нарядился………………………………………….снеговик!
Рядом – снежная фигурка, это
девочка…………………………………….снегурка!
На снегу-то, посмотри, с красной грудкой……………………………………
снегири!
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил…………………………………
снег!
Какие слова вы добавляли? (снег, снежинки, снежок, снеговик…).
На какое слово они все похожи? (на слово «снег»).
Итог занятия
- Вспомните ребята, о чём мы говорили? - Что мы делали? - Что Вам
понравилось?