Роль дидактических игр в развитии и воспитании детей раннего возраста
Автор: Смолякова Лариса Степановна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №32 Населённый пункт: г.Усть-Илимск, Иркутская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Роль дидактических игр в развитии и воспитании детей раннего возраста Раздел: дошкольное образование
возраста
Автор: Смолякова Лариса Степановна
Организация: МБДОУ №32 «Айболит»
Населенный пункт: Иркутская область, г.Усть-Илимск
Словесные дидактические игры играют значительную роль в речевом
развитии детей. Они формируют слуховое внимание, умение повторять
звукосочетания и слова. Дети учатся воспринимать произведения устного
народного творчества: потешки, прибаутки, сказки, в которых даже самые
маленькие чувствуют рифму и ритм. Систематически читая детям эти
доступные им тексты, мы закладываем основу любви к художественному
слову.
В работе с детьми раннего возраста используются и произведения
современных авторов, например «Игрушки» А. Барто. Стихи привлекают
своей динамичностью, содержанием, их легко иллюстрировать игрушками.
Воспитателю нужно добиться, чтобы дети внимательно слушали, точно и
правильно называли предметы, учить их по громкости определять, например,
кому принадлежит голос – взрослому животному или его детенышу.
Игровые действия в словесных дидактических играх (имитация движений,
действия по словесному сигналу, звукоподражание) побуждают к
многократному повторению одного и того же звукосочетания, что упражняет
малышей в правильном произнесении звуков и слов.
Примерами таких игр служат: «На птичьем дворе», «Кто что есть». «Кто
что делает», игры с пальчиками.
Настольно – печатные игры в развитии и воспитании детей раннего
возраста
Настольно-печатные игры отвечают особенностям наглядно-действенного
мышления детей 2-3 лет. В этих играх малыши усваивают звания в процессе
практических действий не с их изображениями на картинках.
Маленькие дети играют в разные настольно-печатные игры: парные
картинки, лото, домино, складные кубики; рассматривают картинки,
изображенные на кубике или воспроизведенные на фланелеграфе.
Чтобы поддерживать интерес детей к играм и формировать обобщенные
представления о признаках предметов, следует предлагать им решение одной
и той же задачи на разном дидактическом материале: раскладывать по цвету
шарики, кубики, палочки, собирать различные разборные игрушки.
Тематическое лото с изображениями игрушек, профессий, животных,
овощей, фруктов, видов транспорта, предметов одежды, мебели служат
хорошим и удобным средством для уточнения представлений детей о
предметах и их назначений, а также для развития речи малышей.
Действия малышей с дидактическими игрушками приобретают игровой
характер: они собирают из двух частей целую матрешку, подбирают детали
по цвету, размеру, обыгрывают полученный образ. Наличие игрового
содержания в занятиях с дидактическими игрушками дает право объединять
их с дидактическими играми и назвать этот вид деятельности играми.
При обучении раннего и младшего дошкольного возраста особенно
эффективны занятия с дидактическими игрушками: матрешками, башенками,
шарами, грибками.
В играх педагог целенаправленно воздействует на детей, придумывает
содержание игр, методические приемы их проведения. Систематически
усложняя материал и учитывая требования программы, воспитатель через
игры сообщает доступные возрасту малышей знания, формирует
необходимые умения, совершенствует психические процессы (восприятие,
мышление, речь и т.д.).
Особенность игр заключается в том, что усвоение материала происходит
незаметно для детей, в практической, интересной деятельности и не требует
приложения больших усилий, так как задействованными оказываются
непроизвольное внимание и запоминание.
Сюжетно-ролевые игры в развитии и воспитании детей раннего
возраста
На третьем году жизни у ребенка под руководством взрослых
вырабатываются различные игровые умения. В сюжетно-ролевых играх
воспитатель в совместной с малышом деятельности учит его таким игровым
действиям, как покормить куклу или мишку, покачать их, уложить спать. Эти
действия надо показать и объяснить. Например, педагог говорит: «Катя хочет
спать, я сейчас заверну её в одеяльце и покачаю». Поиграв с куклой, передает
её малышу. Как правило, ребенок начинает действовать самостоятельно. Если
он затрудняется в воспроизведении игрового действия, можно
воспользоваться приемом совместной игры, предложить: «Давай, Оля, вместе
кормить Катю, ты тоже держи ложечку».
Обычно дети берут за основу образец, предложенный воспитателем, но при
этом привносят в игру что-то свое, знакомое по собственному опыту.
Внимательный педагог видит, что дети копируют действия взрослых, не
только воспитателя, но и мамы, бабушки, старших братьев и сестер и т.д.
Не всегда малыши могут самостоятельно перенести действия, показанные
воспитателем, с одной игрушки на другую. В таких случаях нужно
предлагать им другие игрушки, с которыми можно выполнять аналогичные
действия («кукла и зайка тоже хотят спать»).
Так в сознании детей образуется непосредственная связь между
окружающей жизнью игрой. Когда малыши научатся выполнять несколько
связанных между собой игровых действий, воспитатель дает этим действиям
общее название. Например, девочка, играя с куклой, смазывает её руку
лекарством, ставить градусник. Педагог подсказывает: «Ты лечишь куклу».
Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются
взрослыми в целях развития и воспитания дошкольников, обучения их
различным действиям, способам и средствам общения. В игре у ребенка
формируются те стороны психики, от которых зависит, насколько
впоследствии он будет преуспевать в учебе, работе; как сложатся его
отношения с другими людьми: в игре же происходят существенные
преобразования в интеллектуальных сферах, являющихся фундаментом
развития личности.
Список литературы:
1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании
дошкольника. – М., 1995.
2. Носова Е.А. Дидактические игры – занятия в ДОУ. – М.: Детство – Пресс,
2001.
3. Самоукина Н.В. Игры, в которые играют. – Дубна, 2000.