Напоминание

Роль дидактических игр в развитии и воспитании детей раннего возраста


Автор: Смолякова Лариса Степановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №32
Населённый пункт: г.Усть-Илимск, Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Роль дидактических игр в развитии и воспитании детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад





Роль дидактических игр в развитии

и воспитании детей раннего

возраста
Автор: Смолякова Лариса Степановна Организация: МБДОУ №32 «Айболит» Населенный пункт: Иркутская область, г.Усть-Илимск Словесные дидактические игры играют значительную роль в речевом развитии детей. Они формируют слуховое внимание, умение повторять звукосочетания и слова. Дети учатся воспринимать произведения устного народного творчества: потешки, прибаутки, сказки, в которых даже самые маленькие чувствуют рифму и ритм. Систематически читая детям эти доступные им тексты, мы закладываем основу любви к художественному слову. В работе с детьми раннего возраста используются и произведения современных авторов, например «Игрушки» А. Барто. Стихи привлекают своей динамичностью, содержанием, их легко иллюстрировать игрушками. Воспитателю нужно добиться, чтобы дети внимательно слушали, точно и правильно называли предметы, учить их по громкости определять, например, кому принадлежит голос – взрослому животному или его детенышу. Игровые действия в словесных дидактических играх (имитация движений, действия по словесному сигналу, звукоподражание) побуждают к многократному повторению одного и того же звукосочетания, что упражняет малышей в правильном произнесении звуков и слов. Примерами таких игр служат: «На птичьем дворе», «Кто что есть». «Кто что делает», игры с пальчиками.
Настольно – печатные игры в развитии и воспитании детей раннего

возраста
Настольно-печатные игры отвечают особенностям наглядно-действенного мышления детей 2-3 лет. В этих играх малыши усваивают звания в процессе практических действий не с их изображениями на картинках. Маленькие дети играют в разные настольно-печатные игры: парные картинки, лото, домино, складные кубики; рассматривают картинки, изображенные на кубике или воспроизведенные на фланелеграфе. Чтобы поддерживать интерес детей к играм и формировать обобщенные представления о признаках предметов, следует предлагать им решение одной
и той же задачи на разном дидактическом материале: раскладывать по цвету шарики, кубики, палочки, собирать различные разборные игрушки. Тематическое лото с изображениями игрушек, профессий, животных, овощей, фруктов, видов транспорта, предметов одежды, мебели служат хорошим и удобным средством для уточнения представлений детей о предметах и их назначений, а также для развития речи малышей. Действия малышей с дидактическими игрушками приобретают игровой характер: они собирают из двух частей целую матрешку, подбирают детали по цвету, размеру, обыгрывают полученный образ. Наличие игрового содержания в занятиях с дидактическими игрушками дает право объединять их с дидактическими играми и назвать этот вид деятельности играми. При обучении раннего и младшего дошкольного возраста особенно эффективны занятия с дидактическими игрушками: матрешками, башенками, шарами, грибками. В играх педагог целенаправленно воздействует на детей, придумывает содержание игр, методические приемы их проведения. Систематически усложняя материал и учитывая требования программы, воспитатель через игры сообщает доступные возрасту малышей знания, формирует необходимые умения, совершенствует психические процессы (восприятие, мышление, речь и т.д.). Особенность игр заключается в том, что усвоение материала происходит незаметно для детей, в практической, интересной деятельности и не требует приложения больших усилий, так как задействованными оказываются непроизвольное внимание и запоминание.
Сюжетно-ролевые игры в развитии и воспитании детей раннего

возраста
На третьем году жизни у ребенка под руководством взрослых вырабатываются различные игровые умения. В сюжетно-ролевых играх воспитатель в совместной с малышом деятельности учит его таким игровым действиям, как покормить куклу или мишку, покачать их, уложить спать. Эти действия надо показать и объяснить. Например, педагог говорит: «Катя хочет спать, я сейчас заверну её в одеяльце и покачаю». Поиграв с куклой, передает её малышу. Как правило, ребенок начинает действовать самостоятельно. Если он затрудняется в воспроизведении игрового действия, можно воспользоваться приемом совместной игры, предложить: «Давай, Оля, вместе кормить Катю, ты тоже держи ложечку». Обычно дети берут за основу образец, предложенный воспитателем, но при этом привносят в игру что-то свое, знакомое по собственному опыту. Внимательный педагог видит, что дети копируют действия взрослых, не только воспитателя, но и мамы, бабушки, старших братьев и сестер и т.д.
Не всегда малыши могут самостоятельно перенести действия, показанные воспитателем, с одной игрушки на другую. В таких случаях нужно предлагать им другие игрушки, с которыми можно выполнять аналогичные действия («кукла и зайка тоже хотят спать»). Так в сознании детей образуется непосредственная связь между окружающей жизнью игрой. Когда малыши научатся выполнять несколько связанных между собой игровых действий, воспитатель дает этим действиям общее название. Например, девочка, играя с куклой, смазывает её руку лекарством, ставить градусник. Педагог подсказывает: «Ты лечишь куклу». Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях развития и воспитания дошкольников, обучения их различным действиям, способам и средствам общения. В игре у ребенка формируются те стороны психики, от которых зависит, насколько впоследствии он будет преуспевать в учебе, работе; как сложатся его отношения с другими людьми: в игре же происходят существенные преобразования в интеллектуальных сферах, являющихся фундаментом развития личности. Список литературы: 1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. – М., 1995. 2. Носова Е.А. Дидактические игры – занятия в ДОУ. – М.: Детство – Пресс, 2001. 3. Самоукина Н.В. Игры, в которые играют. – Дубна, 2000.


В раздел образования