Напоминание

Контрольная работа "Русь в 9-11 веках".


Автор: Фёдоров Сергей Владимирович
Должность: Учитель истории и обществознания
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №18
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Контрольная работа "Русь в 9-11 веках".
Раздел: полное образование





Назад




Часть 1

1. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого

столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

ГОДЫ

А)

Захват Олегом Вещим Киева

1)

912г.

Б)

Смерть Игоря Старого, начало правления Ольги

2)

882г.

В)

Призвание варягов новгородцами

3)

862г.

Г)

Объявление Карла Великого императором Римской империи

4)

945г.

5)

911г.

6)

800г.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

2. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите

цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в

таблицу.

1)

Основание Волжской Булгарии.

2)

Поход дружины Свинельда на Каспий.

3)

Крещение Руси.

Ответ:

3. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами,

относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого

столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

ФАКТЫ

А)

Образование государства

восточных славян

1)

Приглашение Рюрика с братьями на

княжение ильменскими славянами

Б)

Установление варяжской династии

в Новгороде

2)

Договоры Олега 907 и 911 годов.

В)

Укрепление дипломатических

связей с Византией

3)

Введение Ольгой уроков и погостов

Г)

Упорядоченье и

совершенствование налоговой

системы Древней Руси

4)

Установление Олегом Вещим полюдья

5)

Захват Вещим Олегом Киева

6)

Захват Киева Аскольдом и Диром

Ответ:

А

Б

В

Г

4. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных

элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного

элемента

Географический

объект

Событие, явление, процесс

Время, когда произошло

событие (явление, процесс)

Новгород

________________ (А)

___________ (Б)

___________ (В)

Объединение восточнославянских

земель, появление государства

___________ (Г)

Константинопол

ь

___________ (Д)

900-е гг.

___________ (Е)

Уничтожение Святославом

Хазарского каганата

960-е гг.

Пропущенные элементы:

1)

Москва.

2)

Приглашение Рюрика на княжение ильменскими славянами

3)

860-е гг.

4)

940-е гг.

5)

Киев

6)

Захват Аскольдом и Диром земель полян.

7)

Нижняя Волга

8)

Подписание первого договора Руси с Византией

9)

880-е гг.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

5. Установите соответствие между именами древнерусских князей и событиями

древнерусской истории, с ними связанными: к каждому элементу первого столбца

подберите соответствующий элемент из второго столбца.

КНЯЗЬЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А)

Олег Вещий

1)

Укрепление границ Древней Руси – создание засечных

черт

Б)

Рюрик

2)

Объединение новгородских и киевских земель

В)

Ольга

3)

Создание первого письменного свода законов

Г)

Святослав

4)

Разгром хазарского каганата, основание Белой Вежи

Игоревич

5)

Основание династии князей Древней Руси

6)

Начало процесса проникновения христианства на Русь,

личное крещение главы государства

Ответ:

А

Б

В

Г

6.

Прочтите отрывок из летописи.

«В ту же ночь пришла [князю] весть из Киева от сестры его Предславы: "Отец твой умер,

а Святополк сидит в Киеве, убил Бориса, а на Глеба послал, берегись его очень". Услышав

это, печален был [князь] и об отце, и о братьях… Утёр слёзы и обратился к [новгородцам]

на вече: "Отец мой умер, а Святополк сидит в Киеве и убивает братьев своих". И сказали

новгородцы: "Хотя, князь, и иссечены братья наши, можем за тебя бороться!" И собрал

[князь] тысячу варягов, а других воинов 40 000, и пошёл на Святополка, призвав Бога в

свидетели своей правды и сказав: "Не я начал избивать братьев моих, но он; да будет Бог

мстителем за кровь братьев моих, потому что без вины пролил он праведную кровь

Бориса и Глеба. Или же и мне то же сделать? Рассуди меня, Господи, по правде, да

прекратятся злодеяния грешного". И пошёл на Святополка. Услышав же, что [он] идёт,

Святополк собрал бесчисленное количество воинов, русских и печенегов и вышел против

него к Любечу на тот берег Днепра, а [князь] был на этом».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные

суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Описанные события произошли в начале XII в.

2) В отрывке идёт речь о борьбе за власть сыновей Ярослава Мудрого.

3) Князь, имя которого неоднократно пропущено в отрывке, руководил русским войском,

разгромившим печенегов под Киевом.

4) Автор обращает внимание на то, что князь, имя которого неоднократно пропущено в

отрывке, перед походом задумывался о моральной стороне предстоящего столкновения с

братом.

5) Князья, о гибели которых идёт речь в отрывке, стали первыми русскими святыми.

6) Столкновение войск русских князей, о подготовке к которому идёт речь в отрывке,

завершилось поражением Святополка.

Ответ: ________________

7. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими

характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую

позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А

)

«Слово о полку Игореве»

1)

Автор данного творения Н.М. Карамзин.

Б)

«Слово о законе и благодати»

2)

Этот памятник культуры создан в честь

победы над внешним врагом.

В)

«Повесть временных лет»

3)

Произведение митрополита Иллариона.

Г)

Софийский собор в Киеве

4)

Новгородский храм, где сохранились

фрески Феофана Грека.

5)

Древнейший из известных летописных

сводов.

6)

Описываемые события произошли в XII в.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А Б

В

Г

Рассмотрите схему и выполните задания 8–11.

8. Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».

Ответ __________

9. Укажите князя, который впервые объединил под своей властью города, обозначенные

на схеме цифрами «1» и «2».

Ответ __________

10. Прочтите отрывок из летописи и укажите, исходя из схемы, на какой реке проживало

племя, об обычаях которого говориться в отрывке.

«А … вятичи … имели общий обычай: жили в лесу, как и все звери, ели все нечистое и

срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало, но устраивались игрища

между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни и здесь

умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены. И если кто умирал,

то устраивали по нем тризну, а затем делали большую колоду и возлагали на эту колоду

мертвеца и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на

столбах по дорогам, как делают и теперь еще вятичи.».

Ответ: _______________

11. Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под

которыми они указаны.

1) Город, обозначенный на схеме цифрой «2», был основан одновременно с городом,

обозначенного на схеме цифрой «1».

2) Объединение под одной властью городов, обозначенных на схеме цифрами «1» и «2»,

произошло в IX в.

3) Князь, объединивший под своей властью города, обозначенные на схеме цифрами «1» и

«2», прославился и удачным походом против Византии.

4) Какое-то время восточнославянский союз, центром которого был обозначенный на

схеме цифрой «1» город, платил дань Хазарскому каганату.

5) После объединения обозначенных на схеме цифрами «1» и «2» городов, князь выбрал

своей столицей город, обозначенный цифрой «2».

6) Князь, объединивший под своей властью города, обозначенные на схеме цифрами «1» и

«2», погиб в результате восстания восточнославянского союза, территория расселения

которого обозначена на схеме цифрой «3».

Ответ: __________________

Часть 2

Прочтите отрывок из исторического источника и выполните задания 12, 13. Ответы

предполагают использование информации из источника, а также применение

исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

«[Князь] беспрепятственно спустился из Новгорода по Днепру, без особенного труда

захватил по дороге Смоленск и Любеч и без борьбы завладел Киевом, погубивши своих

земляков Аскольда с Диром. Утвердившись в Киеве, он начал рубить вокруг него новые

города для защиты киевской земли от набегов из степи, а потом с соединёнными силами

разных племён предпринял новый поход на Царьград, кончившийся также заключением

торгового договора. [Князя] <. > дружно поддерживали в этих походах все племена,

заинтересованные во внешней торговле, преимущественно обитавшие по речной линии

Днепра — Волхова, т е. обыватели больших торговых городов Руси, По крайней мере в

летописям рассказе о походе [князя] читаем, что кроме подвластных [ему] племён в деле

участвовали и племена неподвластные, добровольно к нему присоединившиеся,

отдалённые дулебы и хорваты, жившие в области Верхнего Днестра и обоих Бугов, по

северо-восточным склонам и предгорьям Карпат. Охрана страны от степных кочевников и

далёкие военные походы на Царьград для поддержания торговых сношений, очевидно,

вызывали общее и дружное содействие <. .> Этот общий интерес и соединил прибрежные

торговые города под властью [князя] киевского, руководителя в этом деле по положению,

какое создавалось для него <...> значением Киева».

12. Какое историческое событие нашло отражение в документе. О каком князе идёт речь?

Назовите его имя и прозвище. Укажите годы его правления.

13. На основе текста укажите не менее трёх действий, которые автор текста ставит в

заслугу князю в годы его правления.

Рассмотрите изображение и выполните задания 14, 15.

14. Какое действие, поступок князя, изображенного на марке, позволили называть его

«Мудрым»? Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.

15. Какой из представленных ниже памятников архитектуры был создан в период жизни

исторического деятеля, изображённого на марке? В ответе запишите цифру, которой

обозначен этот памятник архитектуры. Укажите название этого памятника.

1)

2)

3)

4)

Ответ: _________________________

17. В 945 году князь Игорь попытался дважды взять полюдье с древлян. Укажите три

любых последствия данного события.

18. Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «полюдье».

Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к

истории России.

19. В 486 году Хлодвиг объявил себя королём франков, в 882 году Олег Вещий стал

князем восточных славян. Используя исторические знания, приведите аргументы в

подтверждение точки зрения, что оба указанных события повлияли на общественные

отношения у франков и у славян: один аргумент для франков и один для восточных

славян. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ

запишите в следующем виде.

Аргумент для франков: _______________________________________________

Аргумент для восточных славян: _______________________________________

Ответы 1 часть.

Задание с кратким ответом считается выполненным верно, если правильно указаны

последовательность цифр, требуемое слов(словосочетание).

Полный правильный ответ на каждое из заданий 2, 8–10 оценивается 1 баллом; неполный,

неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.

Полный правильный ответ на каждое из заданий 1, 3, 5–7, 11

оценивается 2 баллами; если допущена одна ошибка – 1 баллом; если допущено две и

более ошибки или ответ отсутствует – 0 баллов.

Полный правильный ответ на задание 4 оценивается 3 баллами; если допущена одна

ошибка – 2 баллами; если допущены две-три ошибки –1 баллом; если допущено четыре и

более ошибки или ответ отсутствует – 0 баллов.

№ задания

Ответ

Баллы

1

2436

2

2

123

1

3

5123

2

4

235987

3

5

2564

2

6

3456

2

7

6352

2

8

Киев

1

9

Олег

1

10

Ока

1

11

234

2

19

Часть 2

12. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

-Событие – объединение восточнославянских земель, начало складывания

государственности у восточных славян, возникновение государства – Древняя Русь.

-Князь - Олег (Вещий);

-Годы правления - 882-912 гг.

Каждый элемент может быть засчитан только при условии отсутствия неверных

позиций в этом элементе наряду с верной

Правильно указаны три элемента ответа - 2

Правильно указаны любые два элемента -1

Правильно указан один любой элемент. ИЛИ Ответ неправильный - 0

Максимальный балл 2

13. Поскольку в задании требуется найти в тексте данную в явном виде конкретную

информацию, не засчитывается при оценивании переписанный целиком объёмный

отрывок текста, включающий наряду с верным элементом избыточную информацию

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Действия- «Утвердившись в Киеве, он начал рубить вокруг него новые города для защиты

киевской земли от набегов из степи…»

- «…потом с соединёнными силами разных племён предпринял новый поход на Царьград,

кончившийся также заключением торгового договора»

- «Охрана страны от степных кочевников и далёкие военные походы на Царьград для

поддержания торговых сношений, очевидно, вызывали общее и дружное содействие»

Правильно указаны три элемента ответа - 2

Правильно указаны любые два элемента -1

Правильно указан один любой элемент. ИЛИ Ответ неправильный - 0

Максимальный балл 2

14. Действие – составление первого свода законов Древнерусского государства – Правды

Ярослава, или начало составления Русской Правды. На марке изображён Ярослав

Владимирович, держащий в руках свиток с названием «Русская …».

Правильно указано действие, дано верное обоснование 2

Правильно указано только действие 1

Действие указано неправильно / не указано независимо от наличия обоснования 0

Максимальный балл 2

15. 2, Святая София Киевская. Софийский собор в Киеве.

Каждый элемент может быть засчитан только при условии отсутствия неверных

позиций в этом элементе наряду с верной

Правильно указаны цифра, название - 2

Правильно указана только цифра - 1

Цифра указана неправильно / не указана независимо от указания названия - 0

Максимальный балл 2

17. Могут быть указаны следующие последствия:

- восстание древлян.

- убийство древлянами Игоря Старого.

- месть Ольги, подавление восстания древлян.

- реформа налоговой системы, проведённой Ольгой, введение погостов, уроков, повоза.

Правильно названы три последствия 3

Правильно названы только два последствия - 2

Правильно названо только одно последствие - 1

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный - 0

Максимальный балл 3

18. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например:

Ежегодный объезд подвластного населения («людей») древнерусскими князьями,

боярами-воеводами и их дружинниками в 9—13 вв. с целью сбора дани в натуральной

форме.

(Смысл понятия может быть приведён в иной, близкой по смыслу формулировке.)

2) факт, например:

- согласно Повести Временных лет, полюдье было введено князем Олегом

- попытка дважды собрать полюдье привела в 945 году к восстанию древлян.

(Может быть приведён другой факт.)

Правильно раскрыт смысл понятия (содержание понятия корректно раскрыто через

родовую принадлежность понятия и, если это необходимо, его видовое(-ые) отличие(-я));

приведён один исторический факт, конкретизирующий данное понятие 2 балла

Правильно раскрыт смысл понятия (содержание понятия корректно раскрыто через

родовую принадлежность понятия и, если это необходимо, его видовое(-ые) отличие(-я));

исторический факт, конкретизирующий данное понятие, приведён неправильно / не

приведён / содержится в приведённом определении понятия. ИЛИ Смысл понятия не

раскрыт / раскрыт неправильно; приведён один исторический факт, конкретизирующий

данное понятие 1 балл

Смысл понятия не раскрыт / раскрыт неправильно; исторический, факт,

конкретизирующий данное понятие, приведён неправильно / не приведён.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию

задания 0 баллов

Максимальный балл 2

19. Правильный ответ должен содержать аргументы:

1) для восточных славян, например: в11 веке разработана основа первого свода законов –

Русской правды, упоминания холопов, закупов, рядовичей свидетельствует о наличии

социального неравенства у восточных славян;

2) для королевства франков, например: в пятом веке королем Хлодвигом введена

Салическая правда, закрепившая социальное расслоение у франков, (свободное,

полусвободное и несвободное население).

Могут быть приведены другие аргументы

Приведены по одному аргументу для восточных славян и франков 3 балла

Приведён только один аргумент для восточных славян. ИЛИ Приведён только один

аргумент для франков 2 балла

Аргумент(ы) не сформулирован(ы); приведено не менее двух фактов, возможность

использования которых для аргументации очевидна 1 балл

Аргумент(ы) не сформулирован(ы); приведён один факт, который может быть

использован для аргументации. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не

соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный 0 баллов

Максимальный балл 3



В раздел образования