Автор: Васильева Елена Викторовна Должность: логопед Учебное заведение: ГБОУ Лицей №2010 Населённый пункт: город Москва Наименование материала: методическая разработка Тема: Программа логопедического кружка Раздел: дошкольное образование
«Веселый язычок»
Возраст детей: 4-6 лет
Срок реализации программы: 5 месяцев
Москва,2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дошкольное детство – это время становления личности, индивидуальности, период для
развития любознательности. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, тем успешнее
идет его речевое развитие.
В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование,
но и дополнительное. Для этого в детском саду организована работа кружков и студий. Занятия в
кружках
позволяют
ребёнку
раскрыться,
а
родителям
увидеть
весь
спектр
его
истинных
возможностей и сферу будущих интересов!
Кружковая логопедическая работа направлена на развитие лексико-грамматических категорий
и
поддерживает
интерес
детей
к
личности
и
деятельности
сверстников,
содействует
налаживанию их диалогического общения в совместной деятельности.
Кружковая работа поможет ребенку овладеть грамматикой русского языка. Занятия,
проводимые
в
игровой
форме,
сформируют
у
детей
устойчивые
грамматические
навыки,
разовьют языковую интуицию, что позволит им в будущем избежать трудностей при обучении
письму и чтению.
Кружковая логопедическая работа облегчает подготовку для дальнейшей коррекции
звукопроизношения, дает возможность чутко и своевременно реагировать на любые изменения
возможностей, потребностей и личностных предпочтений ребенка, что, в свою очередь, может
актуализировать его внутренние ресурсы, включить механизм самокоррекции.
Для организации кружковой работы созданы все необходимые условия, разработана
программа и тематические планы. Работа рационально сочетается с выполнением программных
задач.
Цель программы:
развивать
лексико-грамматические
категории
языка
с
использованием
информационных
компьютерных технологий и элементов логоритмики.
Задачи (первый год обучения):
1. Развивать грамматический строй речи:
1.1.Учить детей составлять простые предложения.
1.2.Учить
детей
образовывать
существительные
множественного
числа
от
существительных
единственного числа в именительном падеже.
1.3. Развивать умение употреблять существительные в различных падежах с предлогами и без.
1.4. Учить детей употреблять простые предлоги.
1.5.
Развивать
у
детей
умение
образовывать
уменьшительно-ласкательную
форму
существительных.
1.6.Обучать детей умению дифференцировать глаголы единственного и множественного числа.
1.7.Учить детей умению согласовывать глаголы прошедшего времени в мужском, женском роде и
числе.
1.8.Обучать детей умению согласовывать существительные с притяжательными местоимениями в
роде и числе.
2.Использовать
ИКТ
(компьютерные
игры
для
развития
у
детей
лексико-грамматических
категорий и психических функций).
3.Использовать элементы логоритмики (танцевально - ритмические упражнения , эмоционально-
волевой тренинг, упражнения для развития речевой моторики).
Задачи (второй год обучения)
1. Развивать грамматический строй речи:
1.1.Учить детей составлять предложения разной структуры.
1.2.Развивать у детей умение образовывать падежные формы существительных единственного и
множественного числа.
1.3. Обучать детей умению образовывать сложные слова.
1.4. Развивать умение употреблять многозначные глаголы.
1.5. Учить детей образовывать глаголы при помощи приставок.
1.6.Обучать
детей
умению
согласовывать
существительные
с
прилагательными
и
притяжательными местоимениями в роде, падеже и числе.
1.7. Развивать умение употреблять простые и сложные предлоги.
1.8.Учить
детей
образовывать
существительные
с
уменьшительно-ласкательными
и
увеличительными суффиксами.
1.9. Обучать детей согласованию существительных с числительными в роде, падеже и числе.
2.
Использовать
ИКТ
(компьютерные
игры
для
развития
у
детей
лексико-грамматических
категорий и психических функций).
3.Использовать элементы логоритмики (танцевально- ритмические упражнения, эмоционально-
волевой тренинг, упражнения для развития речевой моторики).
Принципы обучения
Систематичность: занятия по развитию лексико-грамматических категорий языка проводятся
регулярно.
Доступность:
материал
преподносится
доступно
с
учетом
возрастных
и
индивидуальных
особенностей детей данного возраста.
Активность:
занятия
проводятся
в
форме
игры
и
игровых
упражнений
с
использованием
музыкально-двигательных, речедвигательных, музыкально-речевых заданий.
Наглядность: используется демонстрационный и раздаточный материал.
Последовательность
и
постепенность:
все
задания
располагаются
последовательно
-
от
простого к сложному.
Сроки реализации: данная программа рассчитана на 5 месяцев.
Форма проведения занятий: групповая. Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Всего 40 занятий (т.к. занятия начинаются с декабря 2015 года).
Ожидаемые результаты.
Выполняя интересные и увлекательные задания, малыш может научиться употреблять
существительные
в
различных
падежах,
обогатит
свой
словарный
запас
глаголами
и
многозначными словами, познакомится с простыми и сложными предлогами. Ребенок будет
учиться
употреблять притяжательные местоимения, существительные множественного числа,
познакомится с глаголами совершенного и несовершенного вида и другими грамматическими
категориями. Дошкольник может научиться строить предложения разной структуры. Речь ребенка
станет
более
ритмичной,
громкой,
четкой
и
эмоциональной
с
применением
элементов
логоритмики. Движения органов артикуляции и направленной воздушной струи станут более
точными.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1 год обучения
№
п/п
Тема
Количество
занятий
1.
Развитие слухового внимания и понимания речи
2
2.
Синтаксис. Предложения.
4
3.
Морфология.
- Существительные
- Предлоги
- Прилагательные
- Глаголы
- Местоимения
- Слова-антонимы
- Определения
- Числительные
8
5
4
9
2
2
2
2
ИТОГО
40
2 год обучения
№
п/п
Тема
Количество
занятий
1.
Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
2
2.
Синтаксис. Предложения.
4
3.
Морфология.
- Глаголы
- Существительные
- Предлоги
- Местоимения
- Числительные
- Прилагательные
- Слова-антонимы
- Определения
5
7
6
4
4
4
2
2
ИТОГО
40
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Методы и приемы обеспечения дополнительной образовательной программы:
1. Использование средств наглядности.
2. Логоритмические игры и упражнения.
3. Логопедические игры и упражнения.
4. Компьютерные игры.
5. Музыкальные физминутки.
6. Игра на музыкальных инструментах.
7. Игры-драматизации.
8. Индивидуальная работа.
9. Оценка (самооценка).
Наглядность обеспечения дополнительной образовательной программы:
1. Демонстрационный и раздаточный материал.
2. Грамматические тетради.
3.Фонотека
записей
музыкальных
произведений
для
проведения
логоритмических
игр,
физминуток.
4.Картотека игр и упражнений для развития лексико-грамматических категорий.
5.Логопедическое лото в картинках.
6. Игрушки, муляжи, различные мелкие предметы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. «Слоговая структура слова: обследование и формирование у
детей с недоразвитием речи». - М., изд-во Книголюб,2005.
2.Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. «Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа».
М., «Скрипторий 2003»,2013.
3.Дурова И.В. «Развитие речи. Тематический словарь в картинках. Мир животных».- М.:
ООО «Школьная книга», 2012.
4.Дурова И.В. «Развитие речи. Тематический словарь в картинках. Мир растений и грибов».-
М.:ООО «Школьная книга», 2012.
5. Дурова И.В. «Развитие речи. Тематический словарь в картинках. Мир человека».- М.:ООО
«Школьная книга», 2012.
6.Зажигина О.А. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного
оборудования». - С.-Петербург: ООО «Издательство «Детство-пресс»,2013.
7.Иншакова О.Б. «Альбом для логопеда». - М.:ГИЦ «Владос»,2014.
8.Ихсанова
«Игротерапия
в
логопедии:
пальчиковые
превращения».
-
Ростов-на-Дону,
«Феникс»,2014.
9.Кириллова Е.В. «Логопедическая работа с безречевыми детьми». - М.: ООО «ТЦ Сфера»,2011.
10.Косинова Е.М. «Гимнастика для пальчиков». - М.: « Олма- пресс»,2002.
11.Коноваленко
В.В.,
Коноваленко
С.В.
«Артикуляционная,
пальчиковая
гимнастика
и
дыхательно-голосовые упражнения». - М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д»,2008.
12.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.«Антонимы. Картинный дидактический материал». - М.:
«Гном-пресс»,2011.
13.Косинова Е.М. «Грамматическая тетрадь. №1, №2, №3, №4». -М.: ООО «ТЦ Сфера»,2008.
14. Новиковская О.А. «Развитие звуковой культуры речи у дошкольников. Логопедические игры
и упражнения». - С.-Петербург: ООО «Издательство «Детство-пресс»,2008.
15.Новиковская О.А. «Логопедическая грамматика для детей 4-6 лет». - С.-Петербург: ООО
«Издательство «Корона. Век»,2015.
16.Ткаченко Т.А. «Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап». -
М.:ГИЦ ВЛАДОС,2014.
17.Ткаченко Т.А. «Логопедические упражнения». - М.:ООО Издательство «Эксмо»,2014.
18.Ткаченко Т.А. «Логопед у вас дома». - М.: ООО Издательство «Эксмо»,2011.
19.Ткаченко Т.А. «Логопедическое лото в картинках».- М.: ООО Издательство «Эксмо»,2014.
20.Уварова Т.Б. «Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками». - М.:
ТЦ «Сфера»,2009.
21.Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А., Жилина И.И. «Игры с прищепками: творим и говорим». - М.:
ТЦ «Сфера»,2011.
Приложение
Основываясь на данную разработанную программу, целесообразно начать занятия с детьми с
раздела
«Синтаксис»,
потому
что
через
синтаксис
реализуется
основная
функция
языка
-
коммуникативная. На этой ступени грамматического строя языка формируется связная речь,
которая
является
основополагающей
для
развития
речи.
На
данном
этапе
происходит
совершенствование структуры предложений, содействие активному использованию разных типов
предложений
–
простых
(нераспространенных
и
распространенных)
и
сложных
(сложносочиненных и сложноподчиненных, с прямой речью). В этом разделе вводится первое
знакомство с развивающими компьютерными играми.
Второй раздел программы - «Морфология». На данном этапе происходит развитие
фонематического
слуха
и
восприятия,
освоение
трудных
случаев
словоизменения
(именительного и родительного падежа множественного числа существительных, неизменяемых
существительных,
форм
повелительного
наклонения
глаголов).
Формируются
способы
словообразования глаголов, существительных, прилагательных. Развивается умение употреблять
простые и сложные предлоги.
Разделы программы сопровождаются следующими играми и упражнениями:
-
компьютерные
игры:«Идет,
бежит,
летит», «Хлопни, если увидишь», «В зоопарке»,
«Что
потеряли животные?», «Найди котят», «Четвертый лишний» и т.д.;
- логоритмические упражнения:«У бабушки», «Облака», «Зоопарк», «Котята», «Мой щенок» и
т.д.;
- упражнения дыхательной гимнастики: «Поезд», «Светофор», «Ветерок», «Снежинки» и т.д.;
-логопедические
игры
и
упражнения:
«Покажи
и
назови»,
«Исправь
ошибки»,
«Загадки-
обманки», «Третий лишний», «Хлопни, если услышишь» и т.д.
Все игры и упражнения даны по степени их усложнения, с учетом возрастных особенностей
детей.
Работа
по
дополнительному
образованию
поможет
ребенку
овладеть
лексико-
грамматической структурой русского языка. Занятия, проводимые в игровой форме, сформируют
у детей устойчивые практические навыки, разовьют языковую интуицию, что позволит им в
будущем избежать трудностей при обучении письму и чтению.
Распределение занятий по учебным месяцам
№
п/п
Месяц
Количество часов/занятий
1
Декабрь
9
2
Январь
6
3
Февраль
9
4
Март
8
5
Апрель
8
ИТОГО
40