Напоминание

Программа логопедического кружка


Автор: Васильева Елена Викторовна
Должность: логопед
Учебное заведение: ГБОУ Лицей №2010
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Программа логопедического кружка
Раздел: дошкольное образование





Назад





Программа дополнительного образования

Логопедический кружок

«Веселый язычок»
Возраст детей: 4-6 лет Срок реализации программы: 5 месяцев Москва,2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дошкольное детство – это время становления личности, индивидуальности, период для развития любознательности. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, тем успешнее идет его речевое развитие. В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное. Для этого в детском саду организована работа кружков и студий. Занятия в кружках позволяют ребёнку раскрыться, а родителям увидеть весь спектр его истинных возможностей и сферу будущих интересов! Кружковая логопедическая работа направлена на развитие лексико-грамматических категорий и поддерживает интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействует налаживанию их диалогического общения в совместной деятельности. Кружковая работа поможет ребенку овладеть грамматикой русского языка. Занятия, проводимые в игровой форме, сформируют у детей устойчивые грамматические навыки, разовьют языковую интуицию, что позволит им в будущем избежать трудностей при обучении письму и чтению. Кружковая логопедическая работа облегчает подготовку для дальнейшей коррекции звукопроизношения, дает возможность чутко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений ребенка, что, в свою очередь, может актуализировать его внутренние ресурсы, включить механизм самокоррекции. Для организации кружковой работы созданы все необходимые условия, разработана программа и тематические планы. Работа рационально сочетается с выполнением программных задач.
Цель программы:
развивать лексико-грамматические категории языка с использованием информационных компьютерных технологий и элементов логоритмики.
Задачи (первый год обучения):
1. Развивать грамматический строй речи: 1.1.Учить детей составлять простые предложения. 1.2.Учить детей образовывать существительные множественного числа от существительных единственного числа в именительном падеже. 1.3. Развивать умение употреблять существительные в различных падежах с предлогами и без. 1.4. Учить детей употреблять простые предлоги. 1.5. Развивать у детей умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных. 1.6.Обучать детей умению дифференцировать глаголы единственного и множественного числа. 1.7.Учить детей умению согласовывать глаголы прошедшего времени в мужском, женском роде и числе. 1.8.Обучать детей умению согласовывать существительные с притяжательными местоимениями в роде и числе. 2.Использовать ИКТ (компьютерные игры для развития у детей лексико-грамматических категорий и психических функций). 3.Использовать элементы логоритмики (танцевально - ритмические упражнения , эмоционально- волевой тренинг, упражнения для развития речевой моторики).



Задачи (второй год обучения)
1. Развивать грамматический строй речи: 1.1.Учить детей составлять предложения разной структуры. 1.2.Развивать у детей умение образовывать падежные формы существительных единственного и множественного числа. 1.3. Обучать детей умению образовывать сложные слова. 1.4. Развивать умение употреблять многозначные глаголы. 1.5. Учить детей образовывать глаголы при помощи приставок. 1.6.Обучать детей умению согласовывать существительные с прилагательными и притяжательными местоимениями в роде, падеже и числе. 1.7. Развивать умение употреблять простые и сложные предлоги. 1.8.Учить детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами. 1.9. Обучать детей согласованию существительных с числительными в роде, падеже и числе. 2. Использовать ИКТ (компьютерные игры для развития у детей лексико-грамматических категорий и психических функций). 3.Использовать элементы логоритмики (танцевально- ритмические упражнения, эмоционально- волевой тренинг, упражнения для развития речевой моторики).
Принципы обучения

Систематичность:
занятия по развитию лексико-грамматических категорий языка проводятся регулярно.
Доступность:
материал преподносится доступно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей данного возраста.
Активность:
занятия проводятся в форме игры и игровых упражнений с использованием музыкально-двигательных, речедвигательных, музыкально-речевых заданий.
Наглядность:
используется демонстрационный и раздаточный материал.
Последовательность

и

постепенность:
все задания располагаются последовательно - от простого к сложному.
Сроки реализации:
данная программа рассчитана на 5 месяцев.
Форма проведения занятий:
групповая. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Всего 40 занятий (т.к. занятия начинаются с декабря 2015 года).
Ожидаемые результаты.
Выполняя интересные и увлекательные задания, малыш может научиться употреблять существительные в различных падежах, обогатит свой словарный запас глаголами и многозначными словами, познакомится с простыми и сложными предлогами. Ребенок будет учиться употреблять притяжательные местоимения, существительные множественного числа, познакомится с глаголами совершенного и несовершенного вида и другими грамматическими категориями. Дошкольник может научиться строить предложения разной структуры. Речь ребенка станет более ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной с применением элементов логоритмики. Движения органов артикуляции и направленной воздушной струи станут более точными.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

1 год обучения



п/п

Тема

Количество

занятий
1. Развитие слухового внимания и понимания речи 2 2. Синтаксис. Предложения. 4 3. Морфология. - Существительные - Предлоги - Прилагательные - Глаголы - Местоимения - Слова-антонимы - Определения - Числительные 8 5 4 9 2 2 2 2 ИТОГО 40
2 год обучения



п/п

Тема

Количество

занятий
1. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. 2 2. Синтаксис. Предложения. 4 3. Морфология. - Глаголы - Существительные - Предлоги - Местоимения - Числительные - Прилагательные - Слова-антонимы - Определения 5 7 6 4 4 4 2 2 ИТОГО 40
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Методы и приемы обеспечения дополнительной образовательной программы:
1. Использование средств наглядности. 2. Логоритмические игры и упражнения. 3. Логопедические игры и упражнения. 4. Компьютерные игры. 5. Музыкальные физминутки. 6. Игра на музыкальных инструментах. 7. Игры-драматизации. 8. Индивидуальная работа. 9. Оценка (самооценка).
Наглядность обеспечения дополнительной образовательной программы:
1. Демонстрационный и раздаточный материал. 2. Грамматические тетради. 3.Фонотека записей музыкальных произведений для проведения логоритмических игр, физминуток. 4.Картотека игр и упражнений для развития лексико-грамматических категорий. 5.Логопедическое лото в картинках. 6. Игрушки, муляжи, различные мелкие предметы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. «Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи». - М., изд-во Книголюб,2005. 2.Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. «Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа». М., «Скрипторий 2003»,2013. 3.Дурова И.В. «Развитие речи. Тематический словарь в картинках. Мир животных».- М.: ООО «Школьная книга», 2012. 4.Дурова И.В. «Развитие речи. Тематический словарь в картинках. Мир растений и грибов».- М.:ООО «Школьная книга», 2012. 5. Дурова И.В. «Развитие речи. Тематический словарь в картинках. Мир человека».- М.:ООО «Школьная книга», 2012. 6.Зажигина О.А. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования». - С.-Петербург: ООО «Издательство «Детство-пресс»,2013. 7.Иншакова О.Б. «Альбом для логопеда». - М.:ГИЦ «Владос»,2014. 8.Ихсанова «Игротерапия в логопедии: пальчиковые превращения». - Ростов-на-Дону, «Феникс»,2014. 9.Кириллова Е.В. «Логопедическая работа с безречевыми детьми». - М.: ООО «ТЦ Сфера»,2011. 10.Косинова Е.М. «Гимнастика для пальчиков». - М.: « Олма- пресс»,2002. 11.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения». - М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д»,2008. 12.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.«Антонимы. Картинный дидактический материал». - М.: «Гном-пресс»,2011. 13.Косинова Е.М. «Грамматическая тетрадь. №1, №2, №3, №4». -М.: ООО «ТЦ Сфера»,2008. 14. Новиковская О.А. «Развитие звуковой культуры речи у дошкольников. Логопедические игры и упражнения». - С.-Петербург: ООО «Издательство «Детство-пресс»,2008.
15.Новиковская О.А. «Логопедическая грамматика для детей 4-6 лет». - С.-Петербург: ООО «Издательство «Корона. Век»,2015. 16.Ткаченко Т.А. «Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап». - М.:ГИЦ ВЛАДОС,2014. 17.Ткаченко Т.А. «Логопедические упражнения». - М.:ООО Издательство «Эксмо»,2014. 18.Ткаченко Т.А. «Логопед у вас дома». - М.: ООО Издательство «Эксмо»,2011. 19.Ткаченко Т.А. «Логопедическое лото в картинках».- М.: ООО Издательство «Эксмо»,2014. 20.Уварова Т.Б. «Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками». - М.: ТЦ «Сфера»,2009. 21.Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А., Жилина И.И. «Игры с прищепками: творим и говорим». - М.: ТЦ «Сфера»,2011.
Приложение
Основываясь на данную разработанную программу, целесообразно начать занятия с детьми с раздела «Синтаксис», потому что через синтаксис реализуется основная функция языка - коммуникативная. На этой ступени грамматического строя языка формируется связная речь, которая является основополагающей для развития речи. На данном этапе происходит совершенствование структуры предложений, содействие активному использованию разных типов предложений – простых (нераспространенных и распространенных) и сложных (сложносочиненных и сложноподчиненных, с прямой речью). В этом разделе вводится первое знакомство с развивающими компьютерными играми. Второй раздел программы - «Морфология». На данном этапе происходит развитие фонематического слуха и восприятия, освоение трудных случаев словоизменения (именительного и родительного падежа множественного числа существительных, неизменяемых существительных, форм повелительного наклонения глаголов). Формируются способы словообразования глаголов, существительных, прилагательных. Развивается умение употреблять простые и сложные предлоги. Разделы программы сопровождаются следующими играми и упражнениями: - компьютерные игры:«Идет, бежит, летит», «Хлопни, если увидишь», «В зоопарке», «Что потеряли животные?», «Найди котят», «Четвертый лишний» и т.д.; - логоритмические упражнения:«У бабушки», «Облака», «Зоопарк», «Котята», «Мой щенок» и т.д.; - упражнения дыхательной гимнастики: «Поезд», «Светофор», «Ветерок», «Снежинки» и т.д.; -логопедические игры и упражнения: «Покажи и назови», «Исправь ошибки», «Загадки- обманки», «Третий лишний», «Хлопни, если услышишь» и т.д. Все игры и упражнения даны по степени их усложнения, с учетом возрастных особенностей детей. Работа по дополнительному образованию поможет ребенку овладеть лексико- грамматической структурой русского языка. Занятия, проводимые в игровой форме, сформируют у детей устойчивые практические навыки, разовьют языковую интуицию, что позволит им в будущем избежать трудностей при обучении письму и чтению.
Распределение занятий по учебным месяцам

№ п/п Месяц Количество часов/занятий 1 Декабрь 9 2 Январь 6 3 Февраль 9 4 Март 8 5 Апрель 8 ИТОГО 40


В раздел образования