Автор: Медведева Юлия Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 223"
Населённый пункт: г.Новокузнецк , Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: « Профилактическая и коррекционная работа с агрессивными детьми в практике работы воспитателя ДОУ»
Раздел: дошкольное образование
« Профилактическая и коррекционная работа с агрессивными детьми
в практике работы воспитателя ДОУ»
Медведева Юлия Викторовна, воспитатель
МБ ДОУ «Детский сад № 223»
г. Новокузнецк, Кемеровская область
Детство, особый период жизни человека, особая фаза не только в
психофизическом, но и социальном созревании, когда определяются основные
линии развития индивида, формируется и закладывается фундамент
личности,
это
время
становления
ребенка
как
полноценного
члена
человеческого сообщества.
Ключевые слова: детская агрессия, дошкольники, нарушение социализации,
социальная адаптация.
Агрессивное поведение является результатом неблагоприятного
социального развития, нарушения социализации, появляющейся, возможно,
уже на раннем этапе детства. Как правило, для детей примером являются их
родители как «значимые другие» и старшие члены семьи. Именно они
демонстрируют в общении с ребенком нормы и ценности своей семьи и
одновременно - нормы и ценности общества. То, как соотносятся между собой
семейные и общественные нормы и ценности, определяет складывающийся
стиль жизни ребенка.
В маленькой ячейке общества - семье, как в капле воды отражается массовый
всплеск насилия в обществе, дегуманизация социальных связей. Для оказания
профессиональной помощи агрессивным детям необходимо следующее:
Во-первых, изучить социальное окружение ребёнка и провести социально -
психологическую работу с фигурами из значимого ближайшего окружения (с
родителями и другими членами семьи, педагогами, друзьями).
Во-вторых, корректировать прежде всего те ценности, поведение, черты
характера, которые нарушают адекватную самореализацию и социальную
адаптацию дошкольника.
В-третьих, создать оптимальную модель отношений и способов поведения
ребёнка.
Работа с агрессивными детьми осуществляется в различных формах:
профилактической
индивидуальной
беседы,
интервью,
диагностики,
психологического
консультирования,
индивидуальной
и
групповой
психокоррекции.
На первом этапе работы специалисты ДОУ стремятся создать
атмосферу
доброжелательности,
оптимизма,
непосредственности,
искренности и доверия, как с ребёнком, так и его родителями. Важно
наладить с ребенком теплые, дружественные отношения и при этом
сохранить определенную дистанцию с ним. Это позволяет избежать
зависимости
ребенка
от
умного
старшего
товарища
и
повысить
ответственность маленького пациента за свое поведение и терапию.
Очень важно соблюсти меру и не освобождать ребенка от
ответственности за агрессивные реакции, непослушание или невыполнение
порученных заданий, не дать свалить на специалиста решение всех проблем.
Специалисты ДОУ делают большой акцент в работе с семьёй
агрессивного ребёнка. В качестве информирования для наших родителей
проводим беседы и консультации, делаем памятки и буклеты по темам: (что
такое агрессия, каковы причины ее проявления, чем она опасна для ребенка
и окружающих;
знакомим
с психологическими
особенностями
агрессивных детей), а также обучаем эффективным способам общения со
своим ребенком и организации нового опыта взаимодействия с агрессивными
детьми (обращать внимание на ребенка тогда, когда он ведет себя хорошо;
предоставлять выбор в способах поведения; оценивать не личность, а
отдельные
поступки),
перестройки
системы
наказания
и
поощрения.
Взрослые
(воспитатели,
родители,
психолог)
должны
понимать,
что
исправление
агрессивного
поведения
ребенка
-
кропотливая
работа,
требующая
понимания
проблем
таких
детей
и
терпения.
Практические рекомендации по воспитанию детей, исходящие из
приведенной модели агрессивности, состоят в том, что с разными видами
агрессивного поведения невозможно управляться одинаково. В любом случае
родители должны помочь своим детям адаптироваться к окружающему миру.
В одних случаях, следует поощрять ребенка, в других - ограждать от
агрессивности. Иными словами, понимать, являются ли действия ребенка
самозащитными
или
враждебными.
Необходимую для себя информацию родители получают на лекциях,
консультациях «Для вас, родители!», и в «Уголке психолога».
Когда мать или отец осознают необходимость коррекционной работы с
ребенком, психологу можно начинать их обучение эффективным способам
взаимодействия с ребенком. Поведение агрессивных детей часто является
деструктивным, поэтому проблема обучения ребенка приемлемым способам
выражения гнева — одна из самых острых и важных, стоящих перед
специалистом.
Детей младшего и среднего возраста (3—5 лет), которые не всегда могут
вербализовать свои мысли и чувства, можно обучить переносу гнева на
неопасные
объекты.
Для
работы
с
такими
детьми
должны
быть
резиновые игрушки и каучуковые шарики (их можно бросать в тазик с
водой), подушки, поролоновые мячи, мишень с дротиком, стаканчик для
крика, кусок мягкого бревна, игрушечный молоточек и др. Все эти предметы
нужны для того, чтобы ребенок не направлял свой гнев на людей, а
переносил его на неодушевленные предметы.
В индивидуальной работе с ребёнком применяем рисуночные
техники. Рисование
позволяет
ребенку
отреагировать
свои
эмоции,
выплеснуть
агрессию
на
бумагу,
дать
волю
своей
фантазии:
ведь
нарисованное — это в какой-то мере сбывшееся.
Агрессивные дети обычно и в рисунках агрессивны: их постоянным
содержанием являются войны, оружие, столкновения и т. п. Уже сам
характер рисунка может говорить о повышенной возбудимости: особенно
симптоматичны размазанность и разбросанность компонентов рисунка,
нечеткая композиция, черно-белое, некрасочное выполнение и т. п.
При страхе и чувстве одиночества ребенок рисует себя черным цветом.
Изображение кого-либо из членов семьи или знакомых красной краской
говорит о том, что данный человек вызывает у ребенка состояние
возбуждения. Оно может быть различным в зависимости от отношения
ребенка к этой личности: при хорошем отношении - это чувство радости,
при
плохом
-
показатель
агрессивных
стремлений,
тревоги.
О симпатиях ребенка к кому-либо из изображенных на рисунке говорит
одинаковая раскраска фигур ребенка и этого человека (если остальные
фигуры окрашены другим цветом).
С маленькими детьми (3-6 лет) применяем такой распространенный
метод: просим их нарисовать рисунок семьи, а пока он этим занимается,
работаем
с
матерью или другими родными,
проводим
беседу,
или
тестирование,
собираем
анамнез
или
что-либо
объясняем.
В работе с агрессивными детьми широко используем ролевые игры.
Например, с детьми в кругу разыгрываем такую ситуацию: в детский сад
пришли два игрушечных персонажа. На глазах у детей они поссорились, так
как один из них хотел поиграть с новой большой машиной, с которой уже
играл его товарищ. Пока герои ссорились, воспитатель позвал всех на
прогулку. Так никто из драчунов и не успел поиграть с машинкой. Из-за
этого они поссорились еще больше. Педагог-психолог просит ребят
помирить персонажей. Каждый желающий ребенок (или по кругу) предлагает
свое решение. Затем несколько из предложенных вариантов разыгрываются
парами детей, которые выступают в роли упрямых героев. По окончании
игры дети обсуждают, насколько удачным был тот или иной способ
примирения
и
разрешения
конфликта.
Довольно часто дети предлагают агрессивные способы выхода из
создавшейся ситуации, например: закричать на друга, ударить, отобрать
игрушку, припугнуть. В этом случае педагог-психолог не критикует и не даёт
оценку предложениям ребенка. Напротив, он предлагает детям этот вариант
для ролевой игры. В процессе его обсуждения они, как правило, сами
убеждаются в неэффективности такого подхода к разрешению конфликта.
Развиваем эмпатию у детей во время совместного чтения,
прослушивания музыкальных произведений, игр, этюдов. Обсуждаем с
ребенком прочитанное, поощряем его в выражении своих чувств. Кроме того,
сочиняем
с
ребенком
сказки
и
истории.
Наиболее эффективным средством коррекции выступает игровая
деятельность, специально организуемая специалистами детского
сада.
Именно это может служить не только целям коррекции, но и даёт ценный
диагностический
материал,
позволяющий
увидеть
проблему
глазами
ребенка.
Профилактическая и коррекционная работа с агрессивными детьми даёт
положительную динамику (это отслеживается по опросам родителей и
педагогов, а также по результатам диагностики на начало и конец учебного
года в детском саду). Снижение уровня агрессивности отдельных детей
способствует
восстановлению
более
доброжелательной
и
спокойной
обстановке в группе детского сада, а также повышается привлечение
агрессивных
детей
в
совместную
деятельность
и
игру.
Использование педагогического требования в качестве метода социальной
ориентации
должно
учитывать
следующие
условия:
1.
Педагогическое требование нельзя предъявлять из простого желания
добиться немедленного послушания ребенка. Он должен чувствовать и быть
уверен, что требование воспитателя — не от раздражения и беспомощности,
а
от
силы
опыта,
уверенности
и
знания.
2. Всякое требование воспитателя должно быть им проконтролировано. И
совсем не обязательно, чтобы ребенок замечал этот контроль. Если какое-
либо требование невозможно проконтролировать, лучше его не предъявлять.
3. Строгих, жестких требований должно быть очень немного, ведь
категоричные, прямые высказывания — это прямое навязывание ребенку
нашего отношения, взгляда, желания. Довольно просто включить ребенка в
деятельность насильно, но это — обманчивая простота авторитаризма.
4. Гуманистическое взаимодействие воспитателя с детьми больше нуждается
в косвенных формах предъявления требования. Косвенная форма требования
(просьба, совет, намек) не обязывает ребенка к немедленному подчинению, а
оставляет
ему
возможность
самостоятельного
выбора
действия,
дает
ощущение
благополучия,
уважения.
5. Наиболее результативно включают детей в деятельность те требования,
которые они устанавливают вместе со взрослыми. Разработанный вместе с
папой «Режим моего дня»: созданные для своей группы правила: «День
добрых дел»; «Соблюдаем правила этикета» весело и интересно соблюдать,
да и понятно, что требования эти разумны, полезны и необходимы. Важно
вместе с ребенком выявить его достоинства и ресурсы для позитивных
изменений.
Хороший эффект
дает
проведение игр для детей и родителей:
«Мой дом - моя крепость» (проанализировать взаимоотношения детей и
родителей,
раскрыть
основные
причины
возникновения
конфликтов,
наметить
пути
решения
конфликтных
ситуаций);
«Мирись, мирись и больше не дерись»
(помочь участникам осмыслить
взаимоотношения со сверстниками с позиции толерантности, уважения к
другому);
В процессе работы с родителями через родительские собрания, лектории
решаются следующие задачи: переосмысление роли и позиции родителя,
взаимопонимание и взаимоуважение прав и потребностей друг друга,
выработка эффективного стиля взаимодействия с детьми, формирование
готовности обсуждать с детьми все спорные и конфликтные ситуации в
семье.
Список литературы
1.Абрамян Л.А. «О возможностях игры для развития и коррекции социальных
эмоций дошкольников»- Таллин, 1984.
2. Беличева С.А. «Социально-педагогическая поддержка детей и семей
группы риска: межведомственный подход» - М.: Социальное здоровье
России, 2005.-
3.Волкова Е.В. «Скажем «нет!» агрессии!» / Психологическая газета.- 2003.-
№5-6.- с.17-21.
4.Данилина Т.А., Степина Н.М. «Социальное партнёрство педагогов, детей и
родителей» - М.: Айрис-пресс, 2004.- 112с.
5.Запорожец А.В. «Эмоциональное развитие дошкольника» М., 1985.
6.Крюкова С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и
радуюсь» - Программы эмоционального развития детей дошкольного и
младшего школьного возраста: практическое пособие.- М.: Генезис, 2003.-
204с.
7.Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. « Агрессивные дети» » » // Дошкольное
образование.- 2003.- №5.-с.62-67.
8.Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. «Психологические особенности и варианты
детской агрессивности // Вопросы психологии » - 2002.- №1.- с.17-26.
ПРИЛОЖЕНИЕ
«Веселая игротека»
«ДВА БАРАНА»
Цель: Снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным
образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение
направить энергию детей в нужное русло.
Воспитатель разбивает детей на пары и читает текст:
«Рано-рано два барана повстречались на мосту».
Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и
лбами друг в друга.
Задача — противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать
звуки «Бе-е-е».
Необходимо соблюдать «технику безопасности», внимательно следить, чтобы «бараны» не
расшибли себе лбы.
«ДОБРОЕ ЖИВОТНОЕ»
Цель: Способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства
других, оказывать поддержку и сопереживать.
Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь
за руки. Мы — одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь
подышим вместе! На вдох — делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох
делаем два шага вперед, на выдох — два шага назад. Вдох — два шага вперед. Выдох — два
шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе
сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца
этого животного себе».
«ТУХ-ТИБИ-ДУХ»
Цель: Снятие негативных настроений и восстановление сил.
«Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого
настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему,
необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не
разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из
участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито произнесите волшебное слово: «Тух-
тиби-дух». Затем продолжайте ходить по комнате.
Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито произносите это
волшебное слово. Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в
пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами».
В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово «Тух-тиби-
дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.
«ЖУЖА»
Цель: Научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность
посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не
задумываясь об этом.
«Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят
рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она
вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше
всех, он и будет «Жужей».
Взрослый должен следить, чтобы «дразнилки» не были слишком обидными.
«РУБКА ДРОВ»
Цель: Помочь детям переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы,
прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и «истратить» ее во время игры.
Скажите следующее: «Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают взрослые?
Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны находиться руки и ноги?
Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить дрова.
Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно
даже вскрикнуть: «Ха!»
Для проведения этой игры можно разбиться на пары и, попадая в определенный ритм,
ударять по одной чурке по очереди.
«БУМАЖНЫЕ МЯЧИ»
Цель: Дать детям возможность вернуть бодрость и активность после того, как они чем-то
долго занимались сидя, снизить беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм.
Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так,
чтобы получился плотный мячик. «Разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая
из них выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4
метра. По команде ведущего вы начинаете бросать мячи на сторону противника. Команда
будет такой: "Приготовились! Внимание! Начали!"
Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее
стороне, на сторону противника. Услышав команду «Стоп!», вам надо будет прекратить
бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей на полу.
Не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию».
Бумажные мячики можно будет использовать еще неоднократно.
«КУЛАЧОК»
Цель: способствует осознанию эффективных форм поведения, смещению агрессии и
мышечной релаксации.
Дайте ребенку в руку какую-нибудь мелкую игрушку или конфету и попросите его сжать
кулачок крепко-крепко. Пусть он подержит кулачок сжатым, а когда раскроет его, рука
расслабится, и на ладошке будет красивая игрушка.
КУКЛА «БОБО»
Вы, наверное, заметили, что агрессия у ребенка постепенно накапливается, и, когда ему
удается выплеснуть ее, он снова становится спокойным и уравновешенным. Значит, если дать
ребенку возможность выместить агрессию на какой-либо объект, часть проблем, связанных с
егоиповедением, будет решена. Для этой цели используется специальная кукла «Бобо». Такую
куклу ребенок может спокойно бить и пинать, вымещая на ней накопившиеся за день
негативные чувства. Безболезненно выразив свою агрессию, ребенок становится более
спокоен в повседневной жизни.
«ПОПРОСИ ИГРУШКУ» - ВЕРБАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ
Цель: Обучить детей эффективным способам общения.
Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берет в руки какой-либо
предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник (участник 2) должен
попросить этот предмет.
Инструкция участнику 1:
«Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна
и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать
ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать».
Инструкция участнику 2:
«Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали». Затем
участники 1 и 2 меняются ролями.
«ПОПРОСИ ИГРУШКУ» - НЕВЕРБАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ
Цель: Обучение детей эффективным способам общения.
Инструкция участнику 1:
«Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна и
твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее
только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать».
Инструкция участнику 2: «Постарайся попросить у него игрушку так, чтобы тебе ее отдали,
но без слов одними жестами».
Дети по кругу могут поделиться своими впечатлениями и ответить на вопросы: «Когда было
легче просить игрушку (или другой предмет)?», «Когда тебе действительно хотелось ее
отдать? Какие нужно было произносить слова?» Эту игру можно повторять несколько раз (в
разные дни), она будет полезна особенно тем детям, которые часто конфликтуют со
сверстниками, так как в процессе выполнения упражнения они приобретают навыки
эффективного взаимодействия.
«ПРОГУЛКА С КОМПАСОМ»
Цель: Формирование у детей чувства доверия к окружающим.
Группа разбивается на пары, где есть ведомый («турист») и ведущий («компас»). Каждому
ведомому (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают
глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом «турист» не может общаться
с «компасом» на вербальном уровне (не может разговаривать с ним). Ведущий движением рук
помогает ведомому держать направление, избегая препятствий — других туристов с
компасами.
После окончания игры дети могут описать, что они чувствовали, когда были с завязанными
глазами и полагались на своего партнера.
«Я ВИЖУ...»
Цель: Установить доверительные отношения между взрослым и ребенком, развивать память
и внимание малыша.
Участники, сидя в кругу, по очереди называют предметы, которые находятся в комнате,
начиная каждое высказывание словами: «Я вижу...»
Повторять один и тот же предмет дважды нельзя.
«ТОЛКАЛКИ»
Цель: Научить детей контролировать свои движения.
Скажите следующее: «Разбейтесь на пары. Встаньте на расстояние вытянутой руки друг от
друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями о ладони своего партнера. По
сигналу ведущего начните толкать своего напарника, стараясь сдвинуть его с места. Если он
сдвинет вас с места, вернитесь в исходное положение. Отставьте одну ногу назад, и вы
почувствуете себя более устойчиво. Тот, кто устанет, может сказать: «Стоп»».
Время от времени можно вводить новые варианты игры: толкаться, скрестив руки;
толкать партнера только левой рукой; толкаться спиной к спине.
«ГОЛОВОМЯЧ»
Цель: Развивать навыки сотрудничества в парах и тройках, научить детей доверять друг
другу.
Скажите следующее: «Разбейтесь на пары и ложитесь на пол друг напротив друга. Лечь нужно
на живот так, чтобы ваша голова оказалась рядом с головой партнера. Положите мяч точно
между вашими головами. Теперь вам нужно его поднять и встать самим. Вы можете касаться
мяча только головами. Постепенно поднимаясь, встаньте сначала на колени, а потом на ноги.
Пройдитесь по комнате».
Для детей 4—5 лет правила упрощаются: например, в исходном положении можно не
лежать, а сидеть на корточках или стоять на коленях.
«ОБЗЫВАЛКИ»
Цель: Снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.
Скажите детям следующее: «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга
разными необидными и словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками
можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое
обращение должно начинаться со слов: «А ты... морковка!» Помните, что это игра, поэтому
обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать
своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты... солнышко!»
Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в
быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не
стоит.