Автор: Анна Владимировна Пермалова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Ибресинский детский сад "Радуга" Ибресинский район Чувашская Республика
Населённый пункт: ЧУВАШИЯ РЕСПУБЛИКА, ИБРЕСИНСКИЙ РАЙОН, ИБРЕСИ
Наименование материала: Картотека дидактических игр
Тема: "Утренний круг"
Раздел: дошкольное образование
Картотека утренних кругов (4-6 лет) «Минутки вхождения в день»
«Здравствуй»
Приветствие сопровождается движениями, дети сидят на ковре в кругу:
Здравствуй, Небо! Здравствуй, Солнце! Здравствуй, Земля! Здравствуй, планета Земля!
Здравствуй, наша большая семья! Руки поднять вверх Руками над головой описать
большой круг Плавно опустить руки на ковер Описать большой круг над головой Все
ребята берутся за руки и поднимают их вверх
«Колокольчик»
Давайте поприветствуем друг друга с помощью колокольчика. Дети, называя имя
соседа в ласковой форме, передают друг другу колокольчик. Например:
– Здравствуй, Настенька! Дин-дон-дон!
– Здравствуй, Сашенька! Дин-дон-дон!
И так далее, пока колокольчик не обойдет весь руг
«Доброе утро»
Доброе утро, глазки! Вы проснулись? Потереть глазки, сделать из пальчиков бинокль
и посмотреть друг на друга. Доброе утро, ушки! Вы проснулись? Погладить ушки,
приложить ладошки за ушками (изобразить уши слона).
Доброе утро, ручки! Вы проснулись? Погладить рука об руку, похлопать в ладоши
Доброе утро, ножки! Вы проснулись?
Доброе утро, дети! Мы проснулись! Поднять руки вверх!
«Приветствие»
Дети сидят на ковре в кругу.
Утром Солнышко встает, Всех на улицу зовет. Выхожу из дома я: «Здравствуй, улица
моя!» Отвечаю Солнцу я. Отвечаю Травам я. Отвечаю Ветру я. Здравствуй, Родина
моя! Руки поднять вверх. Сгибать руки в локтях к груди. Показать рукой на
себя. Выпрямить руки в стороны. Поднять руки над головой. Опустить руки на
ковер. Поднять руки над головой и покачать. Взять друг друга за руки.
«Руки»
Дети, посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные, у девочек —
нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут все и обнять друга, и
поднять упавшего товарища и дать корм голодным птицам, и красиво накрыть стол.
За что ты, Андрей, любишь свои руки? Катя, а ты любишь свои руки?
Какие добрые и умные у вас руки.
На фоне музыки педагог читает стихи:
Что за чудо — чудеса:
Раз рука и два рука!
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая.
И скажу вам, не тая,
Руки всем нужны, друзья.
Сильные руки не бросятся в драку.
Добрые руки погладят собаку.
Умные руки умеют лепить.
Чуткие руки умеют дружить.
Возьмите за руки того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей,
которые будут вам добрыми помощниками.
«Улыбка»
Какой сегодня день? Хмурый пасмурный светлый или солнечный? Какое настроение
вызывает у вас такая погода?
А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и
спокойно? Надо улыбнуться.
Звучит песня:
От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется.
Поделись улыбкою своей
И она к тебе еще не раз вернется.
Я хочу с вами поделиться улыбкой. Я дарю вам свою улыбку. Я люблю вас. У вас такие
солнечные, лучистые улыбки, что, глядя на них, ярче становится день, а на душе
теплеет.
Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу.
Звучит музыка.
«Вежливые слова»
Дети какие вежливые слова вы знаете? Почему их называют волшебными?
Вслушайтесь в волшебство вежливых слов и почувствуйте их чудодейственную силу.
“Здравствуйте!” — здоровья желаю. “Благодарю!” — благо дарю.
“Извините!” — признаю свою вину и прошу простить. “Спасибо!” — спаси бог.
На фоне музыки.
Волшебные слова приятно слышать каждому из нас. В них — нежность, тепло солнца,
все оттенки любви и света. Они помогают нам сохранить добрые отношения, дарят
радость. И тот, кто умеет их говорить — не знает ссор и обид. Скажите друг другу
волшебные слова так, чтобы они вызвали улыбку и подарили всем хорошее настроение.
«Цветок»
На столе педагога — комнатный цветок
Как вы думаете, дети, хорошо ли быть цветком? Почему?
Послушайте, что хочет вам сказать этот цветок.
“Дети, я люблю вас: ваши глаза, улыбки, ваши добрые руки. Я рад тому, что живу в
вашей дружной группе, где нет грубых слов, драк ссор, обид, иначе бы я болел и был
вялым и некрасивым.
Ваша забота и ласковые слова помогают мне быстро расти и каждый день дарить вам
чистый воздух и свою красоту. Интересно, как вы угадываете мои мысли и даже
понимаете то, что я говорю на своем цветочном языке когда хочу пить и умываться?”О
чем сегодня просит нас цветок и его друзья? Дети поливают цветы.
«Как избежать конфликтов?»
Бывает, что из обычного разговора, не предвещающего ссоры, вдруг возникает
конфликт.
Как же избежать конфликта? Надо улыбкой показать собеседнику, что вы готовы его
понять. Чтобы избежать ссоры, чаще улыбайтесь. «Поделись улыбкою своей – и она к
тебе не раз еще вернется!» Помните эти слова? Давайте споем песню про улыбку (поем
или слушаем).
Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Подарите улыбки друг другу. Приятного вам дня!
«Бабочка»
Педагог показывает детям изображение бабочки.
Бывают в жизни такие моменты, которые надолго остаются в памяти. Порою люди всю
жизнь помнят о том, что было в детстве. Поэт Бальмонт навсегда запомнил одну
картину летнего дня и написал об этом стихотворение.
Тихо звучит музыка.
Помню я, бабочка билась в окно,
Крылышки тонко стучали.
Тонко стекло, и прозрачно оно,
Но отделяет от дали.
В мае то было, мне было 5 лет.
В нашей усадьбе старинной
Узнице воздух вернул я и свет,
Выпустил в сад наш пустынный.
Если когда-то вдруг спросят меня:
“В чем твое доброе дело?” —
Молвлю я: “Мысль моя майского дня
Бабочке зла не хотела”.
Дети, а у вас были подобные поступки? (Воспоминания педагога из детства.)
В каждом из вас бьется доброе сердце, не способное погубить чью-то жизнь: бабочки,
паучка, жучка, ибо ваша чуткая душа не сможет вынести их боли и страданий. Я знаю и
сегодня, как всегда, вы будете добры ко всему живому.
И спасибо вам, говорю я и все, кому вы спасаете жизнь и дарите свободу.
«Что такое совесть?»
В во время прогулки ссорились две девочки. Одна другой запальчиво крикнула:
«Бессовестная ты! Бессовестная!».
Я хочу поговорить с вами на эту тему. Безрадостный – значит, нет радости;
безнадежный – нет надежды; а бессовестный – чего нет? Что такое совесть? (Ответы
детей.)
Совесть – это как бы второе сознание, как бы двойник человека, который подвергает
сомнению и критике различные намерения человека. А уж если человек все-таки
совершил что-то неблаговидное, то совесть беспощадно наказывает его: человек вдруг
понимает, что поступил нехорошо, жалеет о содеянном, ругает сам себя, хочет забыть о
поступке – и не может и мучается от этого.
Как вы считаете: всегда ли должна быть у человека совесть? Каким вы считаете
человека без совести? А вы какими хотите быть – совестливыми или проще быть
бессовестным?
В том качестве, которое вы для себя выбрали, начнем учебную неделю. Успехов вам!
Хорошего настроения!
Удивление
Воспитатель. Дети, чему вы сегодня удивлялись? (Ответы детей.) А я сегодня
удивилась солнцу. Оказывается, оно, как настоящий волшебник, умеет тепло и ласково
здороваться.
Утром ранним кто-то странный
Заглянул в моё окно.
На ладони появилось
Ярко-рыжее пятно.
Это солнце заглянуло:
Будто руку, протянуло
Тонкий лучик золотой.
И, как с первым лучшим другом,
Поздоровалось со мной.
Давайте обнимемся и поприветствуем друг друга.
Доброе утро, мои дорогие! Я желаю вам
дружно и весело провести этот день, увидеть много интересного и удивиться красо-
те ,которая нас окружает.
Дети приветствуют друг друга и говорят до6рые пожелания
«Всегда ли понятно, где добро, а где зло?»
У В. Осеевой есть коротенький рассказ «Злая мать и добрая тетя».
У Дашеньки были мама и тетя. Обе они очень любили девочку, но любили по-разному.
Мама заставляла Дашеньку рано вставать, прибирать комнату, учить уроки. Она учила
ее жить, не бояться любой работы. А тетя ничего не заставляла девочку делать, решала
В руках у каждого ребёнка зеркало.
Воспитатель. Внимательно рассмотрите свои глаза. Какого они цвета? Для чего людям
нужны глаза? (Ответы детей.)
Звучит аудиозапись лирической музыки.
Какие красивые у вас глаза! Они такие лучистые и ясные, искрятся добротой и любо-
за нее задачи и отпускала на целый день гулять с подругами. «У меня злая мать и
добрая тетя», – говорила Дашенька. Прошли годы, Даша выросла, поступила на работу.
Не нахвалятся ей люди – за что ни возьмется, быстрее всех сделает. «Кто же научил
тебя так работать?» – спросят, бывало, женщины. «Учила меня мама, спасибо ей!» –
говорила Даша. А о доброй тете она никогда не говорила.
Почему в детстве Дашенька считала свою маму злой, а став взрослой, была ей
благодарна?
Значит, для пользы дела надо слушаться маму и следовать ее советам.
вью. Ваши глаза видят всё: и красоту заснеженных деревьев, и нежность цветов, и си-
неву неба. Они видят тех, кто ждёт вашей помощи: засохший цветок, голодную птичку,
упавшего товарища, - и помогают вам совершать добрые поступки. Ваши глаза
восхитительны и неповторимы. Я люблю ваши глаза! Посмотрите в свои глаза.
Полюбуйтесь ими.
В мои глаза вошли
Поля, моря, леса.
Мои зрачки - огонь,
В них солнце задремало .
Посмотрите в глаза друг другу и подарите друзьям добрые взгляды
Только смелый и упорный
Доберётся к цели бодро
А еще в дороге нужно
Знать секреты прочной дружбы.
ВО время чтения стихотворения дети встают в круг и кладут руки на плечи товарищей.
Затем дети соединяют правые руки в центре круга, накладывая одну руку на другую, и
произносят девиз «Один за всех и все за одного».
Подборка пословицы:
- Нет друга - ищи, а нашел - береги.
- Дерево живет корнями, а человек - друзьями.
- Нет друзей - наживай, а старых не забывай.
- Друг познается в беде
Что такое комплимент!? Для чего нужны комплименты? В каких случаях их говорят?
Приходилось ли вам говорить комплименты? Кому? (Ответы детей)
Милые дети, я хочу сказать вам комплимент. У вас такие красивые лица и улыбки. В
ваших глазах столько тепла и света, что при встрече с вами я забываю о грусти,
радуюсь и улыбаюсь. Я люблю вас!
А теперь скажите друг другу комплимент,
чтобы в сердце каждого из вас поселилось лучистое солнышко и согрело вас своим
теплом.
Воспитатель (показывает картинку с изображением сердца). Приложите руку к
сердцу. Что вы чувствуете? (Ответы детей .) Да, это бьются ваши сердца.
Иногда человеку говорят: «У тебя доброе сеpдцe». Что значит «доброе сердце»? Про
каких людей так говорят? А вы слышали такие выражения: «сердце ноет», «сердце
советчик», «сердце радуется» (Ответы детей)
"Когда вы спокойны, сердце бьётся ровно, когда сердитесь- учащённо. Это сердце вас
прeдyпреждает: «Остановись, успокойся, не злись «Прости»,- просит оно .
А у вас добрые сердца? А теперь закрыли глазки и нарисуйте своё сердце каким вы его
представляете.
Приветствие «Давайте поздороваемся».
Дети по сигналу ведущего начинают двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто
встречается на пути. При этом надо соблюдать правила: один хлопок ведущего -
здороваются за руку, два хлопка - здороваются плечами, три хлопка - здороваются
спинами и т.д.
Приветствие «Общий круг».
Воспитатель говорит: «Давайте сядем так, чтобы каждый из вас видел всех детей и
меня и чтобы я могла видеть каждого из вас». Дети принимают решение, что надо
образовать круг. Затем взрослый предлагает каждому поздороваться глазами со всеми
по кругу. «Я поздороваюсь первая». Воспитатель заглядывает в глаза каждому ребёнку,
слегка кивает головой и дотрагивается до его плеча. Дети поочерёдно продолжают
приветствие.
Игра «Волшебные очки».
Воспитатель рассказывает: «Жил-был один волшебник, который изобрёл удивительные
очки. Через них можно было увидеть только радостные события. Мне хочется, чтобы
каждый из вас примерил эти очки и рассказал о самом радостном событии в своей
жизни». Первым надевает очки и рассказывает воспитатель .Затем дети по желанию
рассказывают о своих радостных событиях.
Игра «Смеяться запрещается».
Дети садятся в круг. Водящий (ребёнок) встает в центр. Его задача состоит в том,
чтобы заставить улыбнуться кого-нибудь из сидящих. Он может использовать любой
способ, однако не имеет права ни до кого дотрагиваться и ни с кем говорить. Дети, си-
дящие в кругу, не должны отворачиваться и закрывать глаза. Каждый ребёнок водит не
более одной минуты. Если за это время он не сумеет никого рассмешить, можно дать
ему в помощь ещё одного водящего. Если же ребёнок добивается успеха, он меняется
местами с тем, кого заставил улыбнуться.
Игра «Театр мимики».
Воспитатель говорит: «Вы все артисты, будете изображать с помощью мимики
различных героев, а я буду фотографом. Представление начинается. Покажите, как
выглядит злая Баба-яга. А теперь замрите, я фотографирую. Покажите, как испугалась
бабушка из сказки «Красная шапочка», когда поняла, что разговаривает не с внучкой, а
с Серым Волком. Фотографирую! Спасибо! А как хитро улыбалась Лиса, когда хотела
понравиться Колобку?» и т.д
.
«Чем пахнет солнце?»
Воспитатель. Посмотрите на солнце. О чем мечтаете вы; глядя на него? (Ответы детей.) Вы никогда не задумывались, чем пахнет солнце?
Запах солнца? Что за вздор!
Нет, не вздор!
В солнце звуки и мечты,
Ароматы и цветы -
Все слились в согласный хор,
Все сплелись в один узор.
Солнце пахнет травами,
Свежими купавами,
Пробуждённою весной
И смолистою сосной.
Солнце светит звонами,
Листьями зелёными,
Дышит вешним пеньем птиц,
Дышит смехом юных лиц.
(К. Бальмонт.)
Протяните руки к солнцу. Его лучи, как нежные руки мамы, согревают нас своим теплом. Хочется смеяться; радуясь, новому дню. Солнце растопило обиды и грусть. Оно
наполнило наши сердца добротой и
Любовью. Звучит аудиозапись весёлой музыки. Дети рисуют солнце.
Радость или грусть.
Звучит аудиозапись спокойной музыки . Воспитатель (показывает детям картину И.И. Шишкина «На Севере диком»).
На хладной и голой вершине
Стоит одиноко сосна.
И дремлет под снегом сыпучим,
Качаяся, дремлет она.
(М. Лермонтов.)
Какие чувства, радость или грусть, вызывает у вас эта картина? Почему? (Ответы детей.)
Сосна великолепна в своём величии а мне её почему-то жалко. Как вы думаете, почему? (Предположения детей.)
Сосна одинока, некому любоваться и восхищаться её красотой. Так же тяжело бывает человеку, если он один. Вспомните минуты, когда вам было одиноко. Холодно и пусто на
душе, если некому улыбнуться, не с кем даже словом перемолвиться.
Пусть же сегодня никто из вас не будет одинок и печален. Вместе с друзьями весело и интересно проведите этот день!
Игра «Шурум-бурум».
Дети образуют круг. Один ребёнок стоит в центре и говорит «шурум-бурум», с помощью интонации передавая своё настроение. Тот, кто догадался, какое у него настроение,
встаёт в круг.
Игра «Царевна Несмеяна»
Дети сидят в кругу. Выбранный (или желающий) ребёнок становится Царевной Несмеяной. Каждый старается её рассмешить. Выигрывает тот, кто сумеет вызвать улыбку
Царевны.
Игра «Сержусь и радуюсь ... »
Воспитатель говорит: «Я покажу вам два выражения лица, а вы будете мне подражать. Сначала покажу сердитое лицо. Вы тоже сведите брови, стисните зубы ... Другое выражение
лица - весёлое (показывает). Давайте все улыбнемся. Теперь разделитесь на пары и встаньте спиной друг к другу. Когда я досчитаю до трёх, быстро повернитесь друг к другу и
покажите выбранное выражение. Побеждает та пара, которая, не сговариваясь, покажет одно и то же выражение лица.
Прощание «Спасибо за приятное занятие».
Воспитатель говорит детям: «Пожалуйста, встаньте в круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в одной церемонии, которая поможет выразить дружеские чувства. Как это будет
происходить? Один из вас становится в центр круга, другой подходит к нему, пожимает руку и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Оба остаются в кругу, держась за руки.
Затем подходит третий участник пожимает свободную руку либо первого, либо второго ребёнка и говорит: "Спасибо за приятное занятие!" Постепенно группа в центре круга
увеличивается, и все держат друг друга за руки».
Приветствие «Общий круг».
Игра «Обижайка».
Дети сидят в кругу, и каждый по очереди рассказывает случай из жизни, когда он был в роли «Обижайки», и объясняет, что мог почувствовать тот, кого он обижал.
«Солнечные лучики».
Bоспитатель предлагает детям вытянуть руки и соединить их в центре круга. Тихо постоять , пытаясь почувствовать себя тёплым солнечным лучиком.
Приветствие «Споём своё имя»
Ведущий предлагает детям представить, что они разучились разговаривать и умеют только петь, но им нужно друг с другом познакомиться. По очереди каждый поёт своё имя ,а
затем хором поют все.
Приветствие «Обнималки».
На полу обозначается небольшой круг, в котором все дети могут поместиться, только крепко прижавшись друг к другу. Ведущий говорит: «Представьте, что вы скалолазы,
которые с большим трудом забрались на вершину самой высокой горы в мире. Теперь вам нужно отдохнуть. У скалолазов есть такая традиция: достигнув вершины, они стоят и
поют:
Мы, скалолазы,
До цели дошли,
Сильные ветры
Нам не страшны.
Запомнили? Вы на вершине горы. Здесь можно стоять, только тесно прижавшись друг к другу и крепко обнявшись, чтобы никто не упал. Ведь вокруг - бездна».
Дети встают в круг, обнявшись и поют песню скалолазов.
При проведении таких « минуток» педагогу надо быть актером, ведь эмоции и чувства надо показать. Дети очень верят в образ, обязательно ответят чувством на чувство.
- Начало занятий пусть будет своеобразным ритуалом. Это может быть маленькое четверостишие о дружбе, любви. Дети могут взять друг друга за руки и улыбнуться, пожелать
друг другу что-то приятное и т.п.
- При проведении этих «минуток» старайтесь не говорить слишком громко, спокойствие принесет здесь больше пользы.
- Никто не должен вам мешать, ходить мимо, играть рядом, отвлекать внимание детей.
Главное для вас - эмоциональное выражение ребенком своих чувств, развитие творческого начала, причастности к общему делу ,настроить ребёнка на
доброжелательность ,спокойствие ,веру в себя и любовь ко всему окружающему.Не беседуйте с детьми о том, что дети плохо представляют.
Обязательно проведите предварительную подготовку, убедитесь, что выбранная вами тема понятна детям.
- Старайтесь включать в обсуждение ситуации, которые возникают в группе, но делайте это опосредованно через героев сказок, этюдов, кукол и другие игрушки. Косвенная
оценка помогает ребенку осмыслить и понять свою ошибку.
.
- Используйте наглядные средства, чтобы повысить интерес детей. Пусть это будут старые сандалики с наклеенными глазками, ртом, ленточка, стульчик и т. п.-настоящие или
игрушки, или картинка.
- До начала занятия приготовьте место для общения в кругу мягкие пуфики, стульчики.
- Каждый раз перед занятием давайте детям установку на внимание, взаимоуважение, терпение.
В самом начале необходимо успокоить детей, настроить на вслушивание:
Послушаем музыку. Послушаем звуки в группе.
Послушаем, о чем говорят рыбки в аквариуме. Послушаем звуки на улице.
Послушаем свое дыхание (1 мин, закрыть глаза).
- Соотносите материал занятия с погодой, настроением детей в день занятия, актуальными ситуациями в группе, проблемами конкретных детей.
Переход от одной части занятия к другой должен быть быстрым, органичным. Не давайте детям уйти из-под вашего контроля, отвлечься.
Волшебный клубочек
Дети сидят на стульях или на ковре по кругу. Воспитатель передает клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово, или доброе
пожелание, или ласково называет рядом сидящего ребенка по имени, или произносит «волшебное вежливое слово» и т.п.
Затем передает клубок следующему ребенку, пока очередь не дойдет до воспитателя.
Доброе животное
Участники встают в круг и берутся за руки. Воспитатель тихим голосом говорит: «Мы - одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все
прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!»
Вдох - все делают шаг вперед, выдох - шаг назад. «Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад и т.д.
Дружба начинается с улыбки
Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.
Комплименты
Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит:
«Спасибо, мне очень приятно!» Затем он произносит комплимент своему соседу. При затруднении воспитатель может сделать комплимент Или предложить сказать что-то
«вкусное», «сладкое», «цветочное».
Во время ритуала воспитатель находится в кругу вместе с детьми, показывает пример, подсказывает, подбадривает, настраивает детей.
Круг друзей
Стоя или сидя в круге, всем взяться за руки, пожать их, посмотреть по очереди на всех.
Эстафета дружбы
Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает воспитатель: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и, наконец,
снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. Доброе утро
ребята!»
Речевка
Все мы дружные ребята.
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло!