Автор: Хазиева Айсылу Анасовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС №36
Населённый пункт: г. Нефтекамск Республика Башкортостан
Наименование материала: Эссе
Тема: Внутренние качества специального педагога в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях
Раздел: дошкольное образование
Хазиева Айсылу Анасовна
Эссе: «Внутренние качества специального педагога в
специальных (коррекционных) образовательных
учреждениях»
От того, как прошло детство,
кто вёл ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце
из окружающего мира – от этого
в решающей степени зависит,
каким человеком станет
сегодняшний малыш»
В. А. Сухомлинский
Обучение и воспитание детей – это интересный, увлекательный труд,
требующий от педагога терпения, творчества, трудолюбия, чувства юмора и
профессионализма. А в случае, если этот ребенок с особыми возможностями, все
эти качества автоматически умножаются на два.
Но так ли это просто? И какими качествами и компетенциями должен
владеть педагог в своей работе?
Из-за плохой экологической обстановки, неблагоприятных внешних и
внутренних факторов, вредных привычек, всё чаще на свет рождаются дети с
проблемами в развитии, поэтому профессия специального педагога в современном
мире очень актуальна и востребована.
Профессиональная деятельность специального педагога направлена к одной
цели — помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья в его
социальной адаптации и интеграции средствами специального образования. В
работе с особенными детьми мы не должны забывать:
-они требуют любовного внимания и подхода;
-нужно добиваться гармоничности воздействий на ребенка со стороны
родителей, коллектива;
- для детей с аномалиями интеллекта особое значение имеет умственное
воспитание в процессе овладения знаниями;
-важны единство воспитания и самовоспитания.
Способы воспитания должны быть тонкими, точными, не разрушающими
нервную систему ребенка и воспитывающими благородные чувства. В процессе
занятий с детьми необходимо развивать и корректировать их речь, формировать
планирующую
и
регулирующую
функции
речи.
Коррекционная
и
реабилитационная работа должна быть направлена на реабилитацию всей
личности, а не на развитие отдельных психических процессов.
Педагог, работающий с детьми с отклонением в развитии и поведении
или
с
умственно
отсталыми
детьми
должен
обладать
системой
общетеоретических и специальных профессиональных знаний. Он должен
уметь распознавать физические и психические дисфункции, владеть приемами
и методами их устранения и коррекции, специальными методам и обучения
детей с расстройствами, как в дошкольном, так и в школьном возрасте.
Проводить профилактическую работу по всестороннему развитию, хорошо
знать психологические особенности детей с патологией, использовать приемы и
методы их воспитания. Успех в выполнении этих задач зависит от наличия у
педагога глубоких профессиональных знаний и навыков, а также от его
творческой активности и инициативы.
Как
и
обычные
дети,
ребенок
с
особыми
образовательными
потребностями имеет право на получение квалифицированной педагогической
помощи, которую может оказывать только специально подготовленный
педагог. Для успешной педагогической деятельности в структуре специального
образования абсолютно недостаточно обычной педагогической подготовки,
потому очень важно внутренние качества специального педагога в специальных
(коррекционных) образовательных учреждениях — это человек с особым
складом души, деятельный, инициативный, энергичный, уверенный в успешном
результате
своей
профессиональной
деятельности,
доброжелательный
и
тактичный.
У него развиты такие личностные качества как любовь к детям,
требовательность
к
себе
и
окружающим,
справедливость,
выдержка,
самокритичность, педагогическое творческое воображение, наблюдательность,
искренность, скромность, ответственность, твердость последовательность в
словах и действиях. Для него характерна гуманная оценка роли человека в
современном мире, в том числе и человека с ограниченными возможностями
жизнедеятельности.
Профессия, которую я выбрала, одна из самых важных и трудных. Это
именно то, что приносит радость и удовлетворение, особенно, когда видишь
глаза детей, добрые и наивные, которые смотрят с любовью и безграничным
уважением.