Напоминание

"Маленькие помощники"


Автор: Деревянко Анастасия Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад 8 "Машенька"
Населённый пункт: г. Пенза
Наименование материала: Формирования представлений о труде у детей средней группы
Тема: "Маленькие помощники"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПРОЕКТ

формирования представлений о труде

у детей средней группы

по теме: "Маленькие помощники"

Подготовила: воспитатель 1 к.к. Деревянко Анастасия Николаевна.

Информационная карта проекта

Актуальность:

Дети всегда в своих играх, помыслах – «зеркало общества».

Дошкольное детство - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи

раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в период

младенчества ребенок, находясь в кругу семьи, получал необходимые

условия для своего развития, то в раннем дошкольном возрасте расширяется

круг его интересов. Ребенок открывает для себя мир человеческих

отношений, разные виды деятельности взрослых людей. Он испытывает

огромное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней

участвовать.

Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством

воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен

быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и

необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с

любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления

творчества личности, ее талантов.

Приобретение детьми знаний о труде в общем смысле слова: взрослых,

сверстников через наблюдение, через трудовую деятельность и

художественную литературу, через беседы и игры. Умение включаться в

коллективный труд со сверстниками группы.

Полное название проекта: «Маленькие помощники».

Подготовила: воспитатель 1 к.к. Деревянко Анастасия Николаевна

Продолжительность проекта:

краткосрочный (2 недели: с 01.09.2021 по 13.09.2021г).

Тип проекта по количеству участников: групповой.

Тип проекта по доминирующему виду проектной деятельности:

познавательный.

Тип проекта по содержанию: информационно практико-ориентированный,

познавательно - игровой.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители, работники детского

сада. (помощник воспитателя, уборщица, прачка)

Возраст детей: 4 – 5 лет.

Проблема: у детей наименьшим образом развит интерес к труду близких

взрослых, это важно, так как на данном этапе у ребенка

происходит формирование личностных качеств, умений и стремления

к труду.

Цель проекта: Дать понятие о труде в общем смысле слова: взрослых,

сверстников через наблюдение, через трудовую деятельность, через беседы и

игры.

Привлечь детей к выполнению трудовых поручений.

Задачи проекта:

Для детей:

- Развить трудолюбие и желание помочь.

- Развить познавательные способности.

- Развить коммуникативные навыки.

- Научить детей узнавать и называть некоторые трудовые действия.

- Сформировать различные представления об орудиях труда.

Для педагога:

- Обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей.

- Приобщить детей к процессу познания.

- Привлечь детей к совместной с взрослым деятельности.

Для родителей:

- Активизировать желания искать пути приобщения своих детей к труду в

семье + оказанию помощи родным (вместе с детьми).

Форма проведения итогового мероприятия проекта:

- сбор фотографий «Маленькие помощники».

Продукты проекта:

Для детей:

Материализованные – рисунки, постройки, чистота в группе, пересадка

растений, чистое бельё кукол….

Нематериализованные – знания о труде взрослых и детей.

Для педагога:

Получение опыта работы с дошкольниками 4 – 5 лет в сфере трудового

воспитания.

Для родителей:

Получение новых знаний о трудовом воспитании детей в семье и в

детском саду.

Ожидаемые результаты по проекту:

Для детей:

- Знания о труде в целом и взрослых, и детей.

- Развитие трудолюбия и желания помочь.

Для педагога:

- Научить эмоционально откликаться на просьбу взрослого о помощи.

- Обогатить и активизировать словарь: веник, совок, швабра, тряпка,

подметать, убирать, мыть, протирать и т. п.

Для родителей:

- Вызвать интерес и желание к совместной работе с педагогом и детьми.

Расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, подготавливают

материал для обучения своих детей.

Интеграция образовательных областей.

Речевое развитие.

Социально-коммуникативные развитие.

Художественно-эстетическое развитие.

Познавательно развитие.

1 ЭТАП ПРОЕКТА – подготовительный – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ.

Сбор материала, необходимого для реализации проекта.

Разработка конспектов мероприятий по ознакомлению и

привлечению детей к труду.

Изготовление пособий и подготовка необходимого материала

для трудовой и продуктивной деятельности.

Организация предметно развивающей среды для самостоятельной

деятельности детей в игровых центрах.

2 ЭТАП ПРОЕКТА – основной – ПРАКТИЧЕСКИЙ.

работа с детьми:

• Беседа с детьми о труде младшего воспитателя, после беседы поставлена

задача: узнать, почему в нашей группе так чисто? Ответ на этот вопрос дети

получат в результате реализации проекта.

• Беседа «Не сиди, сложа руки – так не будет скуки».

• Совместная деятельность – экскурсия в прачечную «Труд взрослых –

прачка» (посещение кухни, прачечной, медицинского кабинета, склада

рабочих).

• Наблюдения (за трудом взрослых).

• Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы

(«Колосок», «Федорино горе», «Что такое хорошо и что такое плохо»).

• Организация дидактических и сюжетно – ролевых игр.

• Генеральная уборка группы «Моем, моем чисто-чисто…».

• Дежурство детей в столовой зоне группы (помогаем помощнику

воспитателя).

• Привитие навыков самообслуживания (сложим сами салфетки для губ в

вазочки).

• Подготовка горшков с землёй для пересадки комнатных растений.

• Пересадка комнатных цветов в горшки с землёй.

• Совместное с воспитателем мытьё игрового материала группы

и детских игрушек.

• Стирка кукольного белья.

• Уборка за собой игрушек после самостоятельных игр.

• Просмотр презентации «В мире профессий».

• Формирование эстетического чувства через аккуратное красивое

складывание и расстановку детской литературы на книжной полке.

• Продуктивная деятельность (аппликация, ручной труд).

• Ручной труд «Подарим помощнику красивое ведро и веник» (из бросового

материала и бумаги).

• Ручной труд «Мисочка для наших поваров» (папье-маше).

работа с родителями

• Консультация «Трудовое воспитание ребёнка в семье»

• Рекомендации по воспитанию трудолюбия «Маленький помощник»

3 ЭТАП ПРОЕКТА – заключительный – ПОДВЕДЕНИЕ

ИТОГОВ.

Конспект проекта в методический кабинет.

• Выставка детских работ по продуктивной деятельности по теме проекта.

• Фотоотчёт.

Ожидаемые результаты:

Дети поняли, какие профессии есть в ДОУ, для чего они нужны.

Поняли, что надо трудиться, чтобы было чисто, красиво, эстетично…

Появилось уважение к труду взрослых.

Научились ориентироваться в помещении ДОУ.

Научились трудиться сообща, распределяя обязанности со

сверстниками группы.

Окрепла дружба и сплочение детей друг с другом.

План реализации проекта:

• Беседа с детьми о труде младшего воспитателя, после беседы поставлена

задача: узнать, почему в нашей группе так чисто? Ответ на этот вопрос дети

получат в результате реализации проекта.

• Беседа «Не сиди, сложа руки – так не будет скуки». (см. Приложение 1)

• Совместная деятельность – экскурсия в прачечную «Труд взрослых –

прачка» (посещение кухни, прачечной, медицинского кабинета)

(см. Приложение 2)

• Наблюдения (за трудом взрослых).

• Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы и

загадок о профессиях («Колосок», «Федорино горе», «Что такое хорошо и

что такое плохо»).

(см. Приложение 3)

• Организация дидактических и сюжетно – ролевых игр.

• Генеральная уборка группы «Моем, моем чисто-чисто…».

• Дежурство детей в столовой зоне группы (помощь няне).

• Привитие навыков самообслуживания (сложим сами салфетки для губ в

вазочки).

• Подготовка горшков с землёй для рассадки комнатных растений.

• Пересадка комнатных цветов в горшки с землёй.

• Совместное с воспитателем мытьё игрового материала группы и детских

игрушек.

• Стирка кукольного белья.

• Уборка за собой игрушек после самостоятельных игр.

• Просмотр презентации «В мире профессий».

• Формирование эстетического чувства через аккуратное красивое

складывание и расстановку детской литературы на книжной полке.

• Продуктивная деятельность (аппликация, ручной труд).

• Ручной труд «Подарим няне красивое ведро и веник»

(из бросового материала и бумаги).

• Ручной труд «Тарелочка для наших поваров» (папье-маше)

Этапы подготовки и реализации проекта

Организационный

- Ознакомление родителей с проектом (индивидуальная беседа с каждым

родителем).

- Беседа с детьми о труде младшего воспитателя, после беседы поставлена

задача: узнать, почему в нашей группе так чисто? Ответ на этот вопрос дети

получат в результате реализации проекта.

- Беседа «Не сиди, сложа руки – так не будет скуки».

- Совместная деятельность – экскурсия в прачечную «Труд взрослых –

прачка» (посещение кухни, прачечной, медицинского кабинета, склада

рабочих).

- Наблюдения (за трудом взрослых).

- Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы

(«Колосок», «Федорино горе», «Что такое хорошо и что такое плохо»).

- Организация дидактических и сюжетно – ролевых игр.

- Генеральная уборка группы «Моем, моем чисто-чисто…».

- Дежурство детей в столовой зоне группы (помощь няне).

- Привитие навыков самообслуживания (сложим сами салфетки для губ в

вазочки).

- Подготовка горшков с землёй для пересадки комнатных растений.

- Пересадка комнатных цветов в горшки с землёй.

- Совместное с воспитателем мытьё игрового материала группы и детских

игрушек.

- Стирка кукольного белья.

- Уборка за собой игрушек после самостоятельных игр.

- Просмотр презентации «В мире профессий».

- Формирование эстетического чувства через аккуратное красивое

складывание и расстановку детской литературы на книжной полке.

- Консультация «Трудовое воспитание ребёнка в семье»

- Рекомендации по воспитанию трудолюбия «Маленький помощник»

Продуктивный

- Ручной труд «Подарим няне красивое ведро и веник» (из бросового

материала и бумаги)

- Ручной труд «Мисочка для наших поваров» (папье-

маше)

Презентативный

- Фотоотчёт «Маленькие помощники».

Итоговый

- Выставка детских работ по продуктивной деятельности по

теме проекта «Маленькие помощники».

Список используемой литературы

1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная

программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е.

Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,

2014. – 352 с.

2. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим / Н. В.

Алешина. -М.: "Педагогическое Общество России", 2000.

3. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В. Г. Нечаевой. - М.:

Просвещение,1974.

4. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация дошкольников /Н. Н.

Захаров. - М.: Просвещение, 1988.

5. Кондрашов В. П.Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-

методическое пособие / В. П. Кондрашов.- Балашов: Изд-во "Николаев",

2004.

6. Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде

взрослых/ В. Логинова, Л. Мишарина // Дошкольное воспитание. - 1978.- №

10.

7. Мир детства. Дошкольник. / Под ред. А. Г. Хрипковой. – М.:

Педагогика, 1987.

8. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4 – 7 лет/Т. В. Потапова. -

М.: ТЦ Сфера, 2008.

9. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н.

С. Пряжников. - Воронеж, 1996.

10. Федоренко В. Формирование представлений о профессиях. / В.

Федоренко // Дошкольное воспитание. - 1978.-№10.

11. Пособие «Трудовое воспитание в детском саду» / Л. В. Куцакова-

Мозаика-Синтез Москва. 2014.

12. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические

рекомендации для работы с детьми - 2-7 лет. / Т. С. Комарова, Л. В.

Куцакова, Л. Ю. Павлова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

13. Беседы с дошкольниками о профессиях. / Т. В. Потапова –М:

Сфера,2005. (Серия «Вместе с дошкольниками»).

14. Куцакова «Нравственно-трудовое воспитание в детском саду»,

Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском

саду /под ред. Васильевой М. А., Гербовой, В. В., Комаровой Т. С., М.,

Мозаика-синтез, 2007

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Беседа с детьми по теме:

«Не сиди, сложа руки – так не будет скуки»

Трудолюбие К. Ушинский назвал самым большим богатством, которое

родители могут оставить детям в наследство.

На пятом году жизни в игре закладываются основы общественно полезной

деятельности, совершенствуются навыки самообслуживания. Постепенно

дошкольники начинают относиться к труду как к серьезной деятельности,

одобряемой и поощряемой родителями и воспитателями. Такое отношение

к труду следует всячески поддерживать.

В ходе бесед воспитатель рассказывает детям о важности труда в жизни

человека, о его полезности и значимости; знакомит дошкольников с

различными профессиями; на конкретных примерах показывает, что труд,

даже самый простой, требует определенных усилий.

Не сиди сложа руки – так не будет и скуки (4–5 лет)

В ходе беседы воспитатель рассказывает детям о полезности и

значимости труда.

– Бывает ли вам скучно? – интересуется у детей воспитатель. – А как вы

избавляетесь от скуки?

– Послушайте, что делала Света, когда ей было скучно (С. Баруздин

"Когда не бывает скучно").

.

Поиграли ребята и стали собираться гулять. Светлана осталась в группе.

– Ты сегодня кашляешь, тебе лучше посидеть в комнате, – сказала

Зинаида Федоровна. – Поиграй, а мы скоро вернемся.

Светлана постояла посреди комнаты, посидела на стуле, походила из угла

в угол, и так скучно ей стало! На улицу хочется!

– Вовсе я не кашляю! Почему меня гулять не взяли?

Пришла няня Нина Марковна, стала прибирать в комнате. Нужно стулья

по порядку расставить, пол подмести, стекла протереть.

Много дел у Нины Марковны! Никак одной не управиться.

– Я помогу! – говорит Светлана. – Давайте вместе убирать.

И они стали работать вместе. Светлана расставляет стулья, а Нина

Марковна подметает пол. Света складывает книги, а Нина Марковна

оправляет постели в спальне…

– Скорее, – говорит Светлана, – а то не успеем!

– Скорее! – говорит Нина Марковна. – Нужно все до прихода ребят

убрать. Тикают часы на стене,бегут стрелки: пять, десять, пятнадцать

минут… Время летит быстро, а работа идет еще быстрее. Только Нина

Марковна со Светой кончили уборку, как на улице пошел дождь и все ребята

прибежали домой. Вошли к себе в группу, посмотрели… Чисто в комнате,

уютно, хорошо!

– Ну как, тебе не скучно было? – спрашивает Свету Зинаида Федоровна.

– Нет, – отвечает Светлана, – мы с Ниной Марковной работали!

– Какое настроение было у Светы, когда все ушли гулять? (Ей было

скучно, хотелось на улицу к ребятам.)

– Как Света нашла себе интересное занятие?

– Кому Света помогала? Что она делала?

– Что увидели ребята, когда вошли в группу?

–Что сказала девочка в ответ на вопрос воспитательницы: "Ну как, тебе не

скучно было?"

– Кто из вас любит работать?

– Как мы называем человека, который любит работать, приносить пользу

окружающим? (Трудолюбивый, работящий.)

– Расскажите о том, что вы умеете делать.

– Объясните пословицу "Не сиди сложа руки – так не будет и скуки".

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Совместная деятельность – экскурсия в средней группе:

«Труд взрослых – прачка».

Задачи:

• продолжать знакомить детей с работой сотрудников детского сада;

• показать детям, что сотрудники детского сада заботятся о детях;

• формировать у детей представление о содержании и структуре труда

прачки, о характере стирального трудового процесса (цель, материал,

бытовая техника, результат);

• рассказать об опасности бытовых электрических приборов и бережном с

ними обращении;

• воспитывать уважительное отношение к труду прачки, облегчить

их труд (труд в прачечной очень тяжёл, и если дети будут хорошо мыть

руки, сотрудникам легче будет стирать полотенца).

Ход мероприятия:

I. Беседа «Кто стирает нам бельё?»

Воспитатель: Ребята, послушайте, я прочитаю вам отрывок из знакомого

вам стихотворения, попробуйте вспомнить его:

Одеяло убежало,

Улетела простыня,

И подушка, как лягушка,

Ускакало от меня…

- Как называется это произведение? («Мойдодыр».)

- Да это произведение К. И. Чуковского «Мойдодыр».

- Кто помнит, почему вещи убежали от мальчика? (Он был грязнуля.)

- У нас группе грязнуль нет, но всё-таки иногда некоторые ребята могут

испачкать полотенце, если не очень хорошо помоют руки.

- Кто заботится о том, чтобы у детей были чистые

полотенца? (ответы детей.)

- У каждого из вас есть не только полотенце, но и постельное бельё:

простыня, пододеяльник, наволочка. Вам их тоже часто меняют – стелят

чистые. К то же это так заботится о вас? (прачка)

- Что делает прачка в детском саду?

- Кому и для чего нужно чистое бельё?

II. Игра имитация: «Стираем бельё».

Дети имитируют все компоненты стирки белья (по сигналу воспитателя):

наливаем воду в таз, стираем, выжимаем, стряхиваем и развешиваем, гладим.

III. Экскурсия в прачечную.

Воспитатель: Сегодня мы пойдём с вами в прачечную нашего детского

сада, где стирают бельё для всех детей детского сада, и посмотрим, как

работникам прачечной удаётся постирать так много белья.

- Куда мы с вами сейчас пойдём? (в прачечную)

- Как зовут работников прачечной? А как называется профессия?

- Не забудьте поздороваться, когда придёте в прачечную.

В прачечной.

- Куда мы с вами пришли, ребята? Кто здесь работает? Давайте

познакомимся с работниками прачечной. Это …. А сейчас …. расскажет вам,

как им удаётся постирать так много белья. Посмотрите, сколько тут

белья. (Показывает приготовленное к стирке бельё.)

Рассказ работника прачечной о своей работе с показом действий.

IV. Составление рассказа.

Детям предлагается схема трудового процесса стирки белья: дети

рассказывают последовательность и выкладывают картинки.

V. Минутка безопасности: правила общения с бытовыми

электроприборами.

Игра «Можно или нельзя».

Дети становятся в круг. Воспитатель называет, какое-нибудь действие.

Кому из детей он бросит мяч, тот отвечает, можно или нельзя:

- детям включать утюг;

- играть рычагом управления стиральной машины;

- самостоятельно гладить бельё на гладильной доске;

- детям стирать бельё в стиральной машине?

….

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Загадки о профессиях взрослых

1. Ты учишь буквы складывать,

Считать,

Цветы растить и бабочек ловить,

На всё смотреть и всё запоминать,

И всё родное, русское любить. (воспитатель)

***

С малышами я вожусь,

С ними провожу все дни.

Никогда я не сержусь

На проделки ребятни.

С ними я хожу гулять,

Их укладываю спать.

И, конечно же, люблю

Я профессию свою. (воспитатель)

2. Встаём мы очень рано,

Ведь наша забота –

Всех отвозить по утрам на работу (водитель)

3. Кто в дни болезней

Всех полезней

И лечит всех от всех

Болезней? (доктор)

4. В прошлый раз был педагогом,

Послезавтра – машинист.

Должен знать он очень много,

Потому, что он… (артист).

***

Сегодня играла я Бабу – Ягу

А завтра Снегурку

Сыграть Я смогу. (актриса)

5. Наведёт стеклянный глаз,

Щелкнет раз – и помнит всё. (фотограф)

6. Кто у постели больного сидит?

И как лечится, он всем говорит;

Кто болен – он капли предложит принять,

Тому, кто здоров, - разрешит погулять. (доктор).

7. Мы учим детишек,

Читать и писать,

Природу любить,

Стариков уважать. (учитель)

8. Разгребает снег лопатой,

Подметает двор метлой.

Догадались ли, ребята,

Кто следит за чистотой. (дворник)

9. С огнём бороться мы должны –

Мы смелые работники,

С водою мы напарники.

Мы очень людям всем нужны,

Так кто же мы? (пожарники)

10. Если вьётся пламя,

Дым валит столбом,

«Ноль – один» мы наберём,

Его на помощь позовём. (пожарный)

11. Вот на краешке с опаской

Он железо красит краской,

У него в руках ведро,

Сам расписан он пестро. (маляр)

12. К своей машине он спешит,

Чтоб завести мотор.

Не любит утром долго спать,

Чуть свет встаёт… (шофёр)

13. На такси и самосвале,

На пожарной и на скорой –

Вы, конечно, их узнали –

Трудятся весь день … (шофёр)

14. Завтра утром наша мама

Отправляется в полёт,

Потому что наша мама

Называется… (пилот)

15. Мы рано встаём,

Ведь наша забота –

Всех отвозить

По утрам на работу. (шофёр)

16. Ежедневно спозаранку

В руки он берёт баранку.

Крутит, вертит так и сяк,

Но не съест её никак! (шофёр)

17. Скажи, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты,

Все завтраки обеды? (повар)

18. Он на мостике стоит

И имеет грозный вид,

Управляет кораблём.

А бинокль всегда при нём. (капитан)

19. Его приходу

Каждый рад,

Когда на кухне водопад. (водопроводчик)

20. Средь облаков на высоте,

Мы дружно строим новый дом,

Чтобы в тепле и красоте

Счастливо люди жили в нём. (строители)

21. Ставя ловких две руки

Каблуки на башмаки,

И набойки на каблук –

Тоже дело этих рук. (сапожник)

22. На работе день – деньской

Он командует рукой.

Поднимает та рука

Сто пудов под облака. (крановщик)

23. У этой волшебницы,

Этой художницы

Не кисти, не краски,

А гребень и ножницы.

Она обладает таинственной силой:

К кому прикоснётся,

Тот станет красивей! (парикмахер)

24. Он принёс нам телеграмму:

«Приезжаю. Ждите. Мама.»

Деду пенсию принёс,

Хоть совсем не дед Мороз.

На ногах с рассвета он.

Кто же это? (почтальон).

25. Я рубашку сшила мишке.

Я сошью ему штанишки.

Назови скорей, кто я?

Ну, конечно же … (швея)

26. Он бревно отешет ловко,

Рамы сделает, навес,

У него смолой спецовка

Как сосновый пахнет лес. (плотник)

27. Складывает цифры,

Цифры вычитает.

Доходы и расходы

В отчёте представляет.

Здесь доход, а здесь расход.

Ничего не пропадёт! (бухгалтер)

28. Мы защитники страны,

Тренированы, сильны.

Пограничники, танкисты,

Моряки, артиллеристы,

Службу мы несём везде:

На земле и на воде. (военнослужащие)

29. Если наводнение

Иль землетрясение,

На помощь нам всегда придёт

И нас от гибели спасёт. (спасатель)

30. Он с утра в столовой нашей

Варит суп, компот и кашу. (повар)

31. Из просеянной муки

Он печёт нам пироги,

Булки, плюшки, сайки.

Кто он? Угадай-ка! (пекарь)

32. Он одет в комбинезон,

Ловко красит рамы он.

Побелил он потолок,

Сделать нам ремонт помог. (маляр)

33. Он вылечит корь,

И бронхит, и ангину,

Пропишет пилюли и витамины. (врач)

34. Феном, щёткой и расчёской

Ловко сделает причёску. (парикмахер)

35. У него серьёзный вид,

За порядком он следит.

Ясным днём, ночной порой

Охраняет наш покой. (милиционер)

36. У него товаров горы –

Огурцы и помидоры.

Кабачки, капуста, мёд,

Всё он людям продаёт. (продавец)



В раздел образования