Автор: Деревянко Анастасия Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад 8 "Машенька"
Населённый пункт: г. Пенза
Наименование материала: Формирования представлений о труде у детей средней группы
Тема: "Маленькие помощники"
Раздел: дошкольное образование
ПРОЕКТ
формирования представлений о труде
у детей средней группы
по теме: "Маленькие помощники"
Подготовила: воспитатель 1 к.к. Деревянко Анастасия Николаевна.
Информационная карта проекта
Актуальность:
Дети всегда в своих играх, помыслах – «зеркало общества».
Дошкольное детство - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи
раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в период
младенчества ребенок, находясь в кругу семьи, получал необходимые
условия для своего развития, то в раннем дошкольном возрасте расширяется
круг его интересов. Ребенок открывает для себя мир человеческих
отношений, разные виды деятельности взрослых людей. Он испытывает
огромное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней
участвовать.
Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством
воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен
быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и
необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с
любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления
творчества личности, ее талантов.
Приобретение детьми знаний о труде в общем смысле слова: взрослых,
сверстников через наблюдение, через трудовую деятельность и
художественную литературу, через беседы и игры. Умение включаться в
коллективный труд со сверстниками группы.
Полное название проекта: «Маленькие помощники».
Подготовила: воспитатель 1 к.к. Деревянко Анастасия Николаевна
Продолжительность проекта:
краткосрочный (2 недели: с 01.09.2021 по 13.09.2021г).
Тип проекта по количеству участников: групповой.
Тип проекта по доминирующему виду проектной деятельности:
познавательный.
Тип проекта по содержанию: информационно практико-ориентированный,
познавательно - игровой.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители, работники детского
сада. (помощник воспитателя, уборщица, прачка)
Возраст детей: 4 – 5 лет.
Проблема: у детей наименьшим образом развит интерес к труду близких
взрослых, это важно, так как на данном этапе у ребенка
происходит формирование личностных качеств, умений и стремления
к труду.
Цель проекта: Дать понятие о труде в общем смысле слова: взрослых,
сверстников через наблюдение, через трудовую деятельность, через беседы и
игры.
Привлечь детей к выполнению трудовых поручений.
Задачи проекта:
Для детей:
- Развить трудолюбие и желание помочь.
- Развить познавательные способности.
- Развить коммуникативные навыки.
- Научить детей узнавать и называть некоторые трудовые действия.
- Сформировать различные представления об орудиях труда.
Для педагога:
- Обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей.
- Приобщить детей к процессу познания.
- Привлечь детей к совместной с взрослым деятельности.
Для родителей:
- Активизировать желания искать пути приобщения своих детей к труду в
семье + оказанию помощи родным (вместе с детьми).
Форма проведения итогового мероприятия проекта:
- сбор фотографий «Маленькие помощники».
Продукты проекта:
Для детей:
Материализованные – рисунки, постройки, чистота в группе, пересадка
растений, чистое бельё кукол….
Нематериализованные – знания о труде взрослых и детей.
Для педагога:
Получение опыта работы с дошкольниками 4 – 5 лет в сфере трудового
воспитания.
Для родителей:
Получение новых знаний о трудовом воспитании детей в семье и в
детском саду.
Ожидаемые результаты по проекту:
Для детей:
- Знания о труде в целом и взрослых, и детей.
- Развитие трудолюбия и желания помочь.
Для педагога:
- Научить эмоционально откликаться на просьбу взрослого о помощи.
- Обогатить и активизировать словарь: веник, совок, швабра, тряпка,
подметать, убирать, мыть, протирать и т. п.
Для родителей:
- Вызвать интерес и желание к совместной работе с педагогом и детьми.
Расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, подготавливают
материал для обучения своих детей.
Интеграция образовательных областей.
Речевое развитие.
Социально-коммуникативные развитие.
Художественно-эстетическое развитие.
Познавательно развитие.
1 ЭТАП ПРОЕКТА – подготовительный – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ.
Сбор материала, необходимого для реализации проекта.
Разработка конспектов мероприятий по ознакомлению и
привлечению детей к труду.
Изготовление пособий и подготовка необходимого материала
для трудовой и продуктивной деятельности.
Организация предметно развивающей среды для самостоятельной
деятельности детей в игровых центрах.
2 ЭТАП ПРОЕКТА – основной – ПРАКТИЧЕСКИЙ.
работа с детьми:
• Беседа с детьми о труде младшего воспитателя, после беседы поставлена
задача: узнать, почему в нашей группе так чисто? Ответ на этот вопрос дети
получат в результате реализации проекта.
• Беседа «Не сиди, сложа руки – так не будет скуки».
• Совместная деятельность – экскурсия в прачечную «Труд взрослых –
прачка» (посещение кухни, прачечной, медицинского кабинета, склада
рабочих).
• Наблюдения (за трудом взрослых).
• Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы
(«Колосок», «Федорино горе», «Что такое хорошо и что такое плохо»).
• Организация дидактических и сюжетно – ролевых игр.
• Генеральная уборка группы «Моем, моем чисто-чисто…».
• Дежурство детей в столовой зоне группы (помогаем помощнику
воспитателя).
• Привитие навыков самообслуживания (сложим сами салфетки для губ в
вазочки).
• Подготовка горшков с землёй для пересадки комнатных растений.
• Пересадка комнатных цветов в горшки с землёй.
• Совместное с воспитателем мытьё игрового материала группы
и детских игрушек.
• Стирка кукольного белья.
• Уборка за собой игрушек после самостоятельных игр.
• Просмотр презентации «В мире профессий».
• Формирование эстетического чувства через аккуратное красивое
складывание и расстановку детской литературы на книжной полке.
• Продуктивная деятельность (аппликация, ручной труд).
• Ручной труд «Подарим помощнику красивое ведро и веник» (из бросового
материала и бумаги).
• Ручной труд «Мисочка для наших поваров» (папье-маше).
работа с родителями
• Консультация «Трудовое воспитание ребёнка в семье»
• Рекомендации по воспитанию трудолюбия «Маленький помощник»
3 ЭТАП ПРОЕКТА – заключительный – ПОДВЕДЕНИЕ
ИТОГОВ.
Конспект проекта в методический кабинет.
• Выставка детских работ по продуктивной деятельности по теме проекта.
• Фотоотчёт.
Ожидаемые результаты:
Дети поняли, какие профессии есть в ДОУ, для чего они нужны.
Поняли, что надо трудиться, чтобы было чисто, красиво, эстетично…
Появилось уважение к труду взрослых.
Научились ориентироваться в помещении ДОУ.
Научились трудиться сообща, распределяя обязанности со
сверстниками группы.
Окрепла дружба и сплочение детей друг с другом.
План реализации проекта:
• Беседа с детьми о труде младшего воспитателя, после беседы поставлена
задача: узнать, почему в нашей группе так чисто? Ответ на этот вопрос дети
получат в результате реализации проекта.
• Беседа «Не сиди, сложа руки – так не будет скуки». (см. Приложение 1)
• Совместная деятельность – экскурсия в прачечную «Труд взрослых –
прачка» (посещение кухни, прачечной, медицинского кабинета)
(см. Приложение 2)
• Наблюдения (за трудом взрослых).
• Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы и
загадок о профессиях («Колосок», «Федорино горе», «Что такое хорошо и
что такое плохо»).
(см. Приложение 3)
• Организация дидактических и сюжетно – ролевых игр.
• Генеральная уборка группы «Моем, моем чисто-чисто…».
• Дежурство детей в столовой зоне группы (помощь няне).
• Привитие навыков самообслуживания (сложим сами салфетки для губ в
вазочки).
• Подготовка горшков с землёй для рассадки комнатных растений.
• Пересадка комнатных цветов в горшки с землёй.
• Совместное с воспитателем мытьё игрового материала группы и детских
игрушек.
• Стирка кукольного белья.
• Уборка за собой игрушек после самостоятельных игр.
• Просмотр презентации «В мире профессий».
• Формирование эстетического чувства через аккуратное красивое
складывание и расстановку детской литературы на книжной полке.
• Продуктивная деятельность (аппликация, ручной труд).
• Ручной труд «Подарим няне красивое ведро и веник»
(из бросового материала и бумаги).
• Ручной труд «Тарелочка для наших поваров» (папье-маше)
Этапы подготовки и реализации проекта
Организационный
- Ознакомление родителей с проектом (индивидуальная беседа с каждым
родителем).
- Беседа с детьми о труде младшего воспитателя, после беседы поставлена
задача: узнать, почему в нашей группе так чисто? Ответ на этот вопрос дети
получат в результате реализации проекта.
- Беседа «Не сиди, сложа руки – так не будет скуки».
- Совместная деятельность – экскурсия в прачечную «Труд взрослых –
прачка» (посещение кухни, прачечной, медицинского кабинета, склада
рабочих).
- Наблюдения (за трудом взрослых).
- Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы
(«Колосок», «Федорино горе», «Что такое хорошо и что такое плохо»).
- Организация дидактических и сюжетно – ролевых игр.
- Генеральная уборка группы «Моем, моем чисто-чисто…».
- Дежурство детей в столовой зоне группы (помощь няне).
- Привитие навыков самообслуживания (сложим сами салфетки для губ в
вазочки).
- Подготовка горшков с землёй для пересадки комнатных растений.
- Пересадка комнатных цветов в горшки с землёй.
- Совместное с воспитателем мытьё игрового материала группы и детских
игрушек.
- Стирка кукольного белья.
- Уборка за собой игрушек после самостоятельных игр.
- Просмотр презентации «В мире профессий».
- Формирование эстетического чувства через аккуратное красивое
складывание и расстановку детской литературы на книжной полке.
- Консультация «Трудовое воспитание ребёнка в семье»
- Рекомендации по воспитанию трудолюбия «Маленький помощник»
Продуктивный
- Ручной труд «Подарим няне красивое ведро и веник» (из бросового
материала и бумаги)
- Ручной труд «Мисочка для наших поваров» (папье-
маше)
Презентативный
- Фотоотчёт «Маленькие помощники».
Итоговый
- Выставка детских работ по продуктивной деятельности по
теме проекта «Маленькие помощники».
Список используемой литературы
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная
программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е.
Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,
2014. – 352 с.
2. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим / Н. В.
Алешина. -М.: "Педагогическое Общество России", 2000.
3. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В. Г. Нечаевой. - М.:
Просвещение,1974.
4. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация дошкольников /Н. Н.
Захаров. - М.: Просвещение, 1988.
5. Кондрашов В. П.Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-
методическое пособие / В. П. Кондрашов.- Балашов: Изд-во "Николаев",
2004.
6. Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде
взрослых/ В. Логинова, Л. Мишарина // Дошкольное воспитание. - 1978.- №
10.
7. Мир детства. Дошкольник. / Под ред. А. Г. Хрипковой. – М.:
Педагогика, 1987.
8. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4 – 7 лет/Т. В. Потапова. -
М.: ТЦ Сфера, 2008.
9. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н.
С. Пряжников. - Воронеж, 1996.
10. Федоренко В. Формирование представлений о профессиях. / В.
Федоренко // Дошкольное воспитание. - 1978.-№10.
11. Пособие «Трудовое воспитание в детском саду» / Л. В. Куцакова-
Мозаика-Синтез Москва. 2014.
12. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические
рекомендации для работы с детьми - 2-7 лет. / Т. С. Комарова, Л. В.
Куцакова, Л. Ю. Павлова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
13. Беседы с дошкольниками о профессиях. / Т. В. Потапова –М:
Сфера,2005. (Серия «Вместе с дошкольниками»).
14. Куцакова «Нравственно-трудовое воспитание в детском саду»,
Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском
саду /под ред. Васильевой М. А., Гербовой, В. В., Комаровой Т. С., М.,
Мозаика-синтез, 2007
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Беседа с детьми по теме:
«Не сиди, сложа руки – так не будет скуки»
Трудолюбие К. Ушинский назвал самым большим богатством, которое
родители могут оставить детям в наследство.
На пятом году жизни в игре закладываются основы общественно полезной
деятельности, совершенствуются навыки самообслуживания. Постепенно
дошкольники начинают относиться к труду как к серьезной деятельности,
одобряемой и поощряемой родителями и воспитателями. Такое отношение
к труду следует всячески поддерживать.
В ходе бесед воспитатель рассказывает детям о важности труда в жизни
человека, о его полезности и значимости; знакомит дошкольников с
различными профессиями; на конкретных примерах показывает, что труд,
даже самый простой, требует определенных усилий.
Не сиди сложа руки – так не будет и скуки (4–5 лет)
В ходе беседы воспитатель рассказывает детям о полезности и
значимости труда.
– Бывает ли вам скучно? – интересуется у детей воспитатель. – А как вы
избавляетесь от скуки?
– Послушайте, что делала Света, когда ей было скучно (С. Баруздин
"Когда не бывает скучно").
.
Поиграли ребята и стали собираться гулять. Светлана осталась в группе.
– Ты сегодня кашляешь, тебе лучше посидеть в комнате, – сказала
Зинаида Федоровна. – Поиграй, а мы скоро вернемся.
Светлана постояла посреди комнаты, посидела на стуле, походила из угла
в угол, и так скучно ей стало! На улицу хочется!
– Вовсе я не кашляю! Почему меня гулять не взяли?
Пришла няня Нина Марковна, стала прибирать в комнате. Нужно стулья
по порядку расставить, пол подмести, стекла протереть.
Много дел у Нины Марковны! Никак одной не управиться.
– Я помогу! – говорит Светлана. – Давайте вместе убирать.
И они стали работать вместе. Светлана расставляет стулья, а Нина
Марковна подметает пол. Света складывает книги, а Нина Марковна
оправляет постели в спальне…
– Скорее, – говорит Светлана, – а то не успеем!
– Скорее! – говорит Нина Марковна. – Нужно все до прихода ребят
убрать. Тикают часы на стене,бегут стрелки: пять, десять, пятнадцать
минут… Время летит быстро, а работа идет еще быстрее. Только Нина
Марковна со Светой кончили уборку, как на улице пошел дождь и все ребята
прибежали домой. Вошли к себе в группу, посмотрели… Чисто в комнате,
уютно, хорошо!
– Ну как, тебе не скучно было? – спрашивает Свету Зинаида Федоровна.
– Нет, – отвечает Светлана, – мы с Ниной Марковной работали!
– Какое настроение было у Светы, когда все ушли гулять? (Ей было
скучно, хотелось на улицу к ребятам.)
– Как Света нашла себе интересное занятие?
– Кому Света помогала? Что она делала?
– Что увидели ребята, когда вошли в группу?
–Что сказала девочка в ответ на вопрос воспитательницы: "Ну как, тебе не
скучно было?"
– Кто из вас любит работать?
– Как мы называем человека, который любит работать, приносить пользу
окружающим? (Трудолюбивый, работящий.)
– Расскажите о том, что вы умеете делать.
– Объясните пословицу "Не сиди сложа руки – так не будет и скуки".
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Совместная деятельность – экскурсия в средней группе:
«Труд взрослых – прачка».
Задачи:
• продолжать знакомить детей с работой сотрудников детского сада;
• показать детям, что сотрудники детского сада заботятся о детях;
• формировать у детей представление о содержании и структуре труда
прачки, о характере стирального трудового процесса (цель, материал,
бытовая техника, результат);
• рассказать об опасности бытовых электрических приборов и бережном с
ними обращении;
• воспитывать уважительное отношение к труду прачки, облегчить
их труд (труд в прачечной очень тяжёл, и если дети будут хорошо мыть
руки, сотрудникам легче будет стирать полотенца).
Ход мероприятия:
I. Беседа «Кто стирает нам бельё?»
Воспитатель: Ребята, послушайте, я прочитаю вам отрывок из знакомого
вам стихотворения, попробуйте вспомнить его:
Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка, как лягушка,
Ускакало от меня…
- Как называется это произведение? («Мойдодыр».)
- Да это произведение К. И. Чуковского «Мойдодыр».
- Кто помнит, почему вещи убежали от мальчика? (Он был грязнуля.)
- У нас группе грязнуль нет, но всё-таки иногда некоторые ребята могут
испачкать полотенце, если не очень хорошо помоют руки.
- Кто заботится о том, чтобы у детей были чистые
полотенца? (ответы детей.)
- У каждого из вас есть не только полотенце, но и постельное бельё:
простыня, пододеяльник, наволочка. Вам их тоже часто меняют – стелят
чистые. К то же это так заботится о вас? (прачка)
- Что делает прачка в детском саду?
- Кому и для чего нужно чистое бельё?
II. Игра имитация: «Стираем бельё».
Дети имитируют все компоненты стирки белья (по сигналу воспитателя):
наливаем воду в таз, стираем, выжимаем, стряхиваем и развешиваем, гладим.
III. Экскурсия в прачечную.
Воспитатель: Сегодня мы пойдём с вами в прачечную нашего детского
сада, где стирают бельё для всех детей детского сада, и посмотрим, как
работникам прачечной удаётся постирать так много белья.
- Куда мы с вами сейчас пойдём? (в прачечную)
- Как зовут работников прачечной? А как называется профессия?
- Не забудьте поздороваться, когда придёте в прачечную.
В прачечной.
- Куда мы с вами пришли, ребята? Кто здесь работает? Давайте
познакомимся с работниками прачечной. Это …. А сейчас …. расскажет вам,
как им удаётся постирать так много белья. Посмотрите, сколько тут
белья. (Показывает приготовленное к стирке бельё.)
Рассказ работника прачечной о своей работе с показом действий.
IV. Составление рассказа.
Детям предлагается схема трудового процесса стирки белья: дети
рассказывают последовательность и выкладывают картинки.
V. Минутка безопасности: правила общения с бытовыми
электроприборами.
Игра «Можно или нельзя».
Дети становятся в круг. Воспитатель называет, какое-нибудь действие.
Кому из детей он бросит мяч, тот отвечает, можно или нельзя:
- детям включать утюг;
- играть рычагом управления стиральной машины;
- самостоятельно гладить бельё на гладильной доске;
- детям стирать бельё в стиральной машине?
….
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Загадки о профессиях взрослых
1. Ты учишь буквы складывать,
Считать,
Цветы растить и бабочек ловить,
На всё смотреть и всё запоминать,
И всё родное, русское любить. (воспитатель)
***
С малышами я вожусь,
С ними провожу все дни.
Никогда я не сержусь
На проделки ребятни.
С ними я хожу гулять,
Их укладываю спать.
И, конечно же, люблю
Я профессию свою. (воспитатель)
2. Встаём мы очень рано,
Ведь наша забота –
Всех отвозить по утрам на работу (водитель)
3. Кто в дни болезней
Всех полезней
И лечит всех от всех
Болезней? (доктор)
4. В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра – машинист.
Должен знать он очень много,
Потому, что он… (артист).
***
Сегодня играла я Бабу – Ягу
А завтра Снегурку
Сыграть Я смогу. (актриса)
5. Наведёт стеклянный глаз,
Щелкнет раз – и помнит всё. (фотограф)
6. Кто у постели больного сидит?
И как лечится, он всем говорит;
Кто болен – он капли предложит принять,
Тому, кто здоров, - разрешит погулять. (доктор).
7. Мы учим детишек,
Читать и писать,
Природу любить,
Стариков уважать. (учитель)
8. Разгребает снег лопатой,
Подметает двор метлой.
Догадались ли, ребята,
Кто следит за чистотой. (дворник)
9. С огнём бороться мы должны –
Мы смелые работники,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы? (пожарники)
10. Если вьётся пламя,
Дым валит столбом,
«Ноль – один» мы наберём,
Его на помощь позовём. (пожарный)
11. Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской,
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро. (маляр)
12. К своей машине он спешит,
Чтоб завести мотор.
Не любит утром долго спать,
Чуть свет встаёт… (шофёр)
13. На такси и самосвале,
На пожарной и на скорой –
Вы, конечно, их узнали –
Трудятся весь день … (шофёр)
14. Завтра утром наша мама
Отправляется в полёт,
Потому что наша мама
Называется… (пилот)
15. Мы рано встаём,
Ведь наша забота –
Всех отвозить
По утрам на работу. (шофёр)
16. Ежедневно спозаранку
В руки он берёт баранку.
Крутит, вертит так и сяк,
Но не съест её никак! (шофёр)
17. Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки обеды? (повар)
18. Он на мостике стоит
И имеет грозный вид,
Управляет кораблём.
А бинокль всегда при нём. (капитан)
19. Его приходу
Каждый рад,
Когда на кухне водопад. (водопроводчик)
20. Средь облаков на высоте,
Мы дружно строим новый дом,
Чтобы в тепле и красоте
Счастливо люди жили в нём. (строители)
21. Ставя ловких две руки
Каблуки на башмаки,
И набойки на каблук –
Тоже дело этих рук. (сапожник)
22. На работе день – деньской
Он командует рукой.
Поднимает та рука
Сто пудов под облака. (крановщик)
23. У этой волшебницы,
Этой художницы
Не кисти, не краски,
А гребень и ножницы.
Она обладает таинственной силой:
К кому прикоснётся,
Тот станет красивей! (парикмахер)
24. Он принёс нам телеграмму:
«Приезжаю. Ждите. Мама.»
Деду пенсию принёс,
Хоть совсем не дед Мороз.
На ногах с рассвета он.
Кто же это? (почтальон).
25. Я рубашку сшила мишке.
Я сошью ему штанишки.
Назови скорей, кто я?
Ну, конечно же … (швея)
26. Он бревно отешет ловко,
Рамы сделает, навес,
У него смолой спецовка
Как сосновый пахнет лес. (плотник)
27. Складывает цифры,
Цифры вычитает.
Доходы и расходы
В отчёте представляет.
Здесь доход, а здесь расход.
Ничего не пропадёт! (бухгалтер)
28. Мы защитники страны,
Тренированы, сильны.
Пограничники, танкисты,
Моряки, артиллеристы,
Службу мы несём везде:
На земле и на воде. (военнослужащие)
29. Если наводнение
Иль землетрясение,
На помощь нам всегда придёт
И нас от гибели спасёт. (спасатель)
30. Он с утра в столовой нашей
Варит суп, компот и кашу. (повар)
31. Из просеянной муки
Он печёт нам пироги,
Булки, плюшки, сайки.
Кто он? Угадай-ка! (пекарь)
32. Он одет в комбинезон,
Ловко красит рамы он.
Побелил он потолок,
Сделать нам ремонт помог. (маляр)
33. Он вылечит корь,
И бронхит, и ангину,
Пропишет пилюли и витамины. (врач)
34. Феном, щёткой и расчёской
Ловко сделает причёску. (парикмахер)
35. У него серьёзный вид,
За порядком он следит.
Ясным днём, ночной порой
Охраняет наш покой. (милиционер)
36. У него товаров горы –
Огурцы и помидоры.
Кабачки, капуста, мёд,
Всё он людям продаёт. (продавец)