Автор: Безугленко Ольга Сергеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ОГАПОУ
Населённый пункт: г. Бирюч, Белгородская область
Наименование материала: Статья
Тема: Влияние Интернет-технологий на духовно-нравственное воспитание студентов системы СПО
Раздел: среднее профессиональное
Влияние Интернет-технологий на духовно-нравственное воспитание студентов
системы СПО
Безугленко Ольга Сергеевна, классный руководитель
ОГАПОУ «Бирючанский техникум»,
г. Бирюч, Белгородская область.
Развитие
информационно-телекоммуникационных
технологий
обуславливает
необходимость овладения гражданами, в том числе несовершеннолетними,
основами
информационно-правового
воспитания
и
информационной грамотности.
В условиях
информационного
общества
приоритетное
значение
приобретает
умение
человека
использовать
в
любой
деятельности
современные
технические
средства,
владение
информационными понятиями, новейшими технологиями и методами хранения и передачи
информации, ресурсами Интернет. Информационная компетентность выступает залогом
личностного и профессионального успеха современного человека.
Общепризнано, что
информационная
безопасность
несовершеннолетних
представляет
собой
сложную
саморазвивающуюся систему, включающую в качестве основных элементов законодательно-
правовое регулирование.
Главной
целью
информационно-правового
воспитания
и
обеспечения
информационной грамотности обучающихся является изучение несовершеннолетними
основных понятий, используемых в информационном законодательстве РФ.
В качестве мер, которые будут способствовать осуществлению информационной
безопасности
несовершеннолетних,
выступают
создание
организационно-правовых
механизмов защиты детей от распространения информации, причиняющей вред их здоровью
и развитию; внедрение систем исключения доступа к информации, несовместимой с
задачами гражданского становления детей, а также средств фильтрации и иных аппаратно-
программных и технико-технологических устройств; профилактика у детей и подростков
Интернет - зависимости, игровой зависимости и правонарушений с использованием
информационно-телекоммуникационных технологий; формирование у несовершеннолетних
навыков
ответственного
и
безопасного
поведения
в
современной
информационно-
телекоммуникационной среде через обучение их способам защиты от вредной информации.
Информационно-правовое
воспитание
студентов
системы
среднего
профессионального образования (далее - СПО) представляет собой важнейший процесс,
реализуемый
образовательной
организацией,
в
частности,
педагогами.
Сущность
информационно-правового воспитания состоит в формировании у студентов знаний в
области юриспруденции,
а также в развитии у них правопослушного поведения.
Осуществление информационно-правового воспитания студентов СПО на современном
этапе является одной из приоритетных задач государства, что выражается также в наличии
нормативно-правовой
базы,
касающейся
данной
тематики.
Информационно-правовое
воспитание играет огромную роль, ведь стимулирование правопослушного поведения
направлено, в первую очередь, на обеспечение законности и развитие Российской Федерации
как правового государства. Воспитание в широком значении является целенаправленным
процессом, который выражается в постепенной передаче старшим поколением своего опыта
младшему
поколению.
Воспитание
в
более
узком
значении
представляет
собой
целенаправленное воздействие каких-либо субъектов на определённых людей с целью
формирования у них некоторых нравственных ориентиров и ценностей, знаний и взглядов, а
также
убеждений.
Правовое
воспитание в широком
значении является
процессом
формирования правовой культуры у определённых групп людей. Информационно-правовое
воспитание в узком значении представляет собой педагогический процесс, который
направлен на формирование у студентов правовой культуры и правосознания, что
непосредственным образом выражается в таких качествах, как правовая грамотность,
правомерное поведение, уверенность в соблюдении нравственно-правового поведения.
Знание преподавателем отличительных основ и специфики правового воспитания, даёт ему
возможность
подбирать
содержание,
эффективные
формы
и
способы
проведения
мероприятий, сосредоточенных на формирование правовой культуры студентов.
Проблема
информационно-правового
воспитания
и
правовой
грамотности
обучающихся как фактора информационной безопасности образовательного процесса в
настоящее время является чрезвычайно важной. Данная проблема базируется на увеличении
объема
потока
негативной
информации,
поступающей
через
информационно-
телекоммуникационные
средства
даже
с
учетом
законодательных
ограничений.
Обучающиеся, включая несовершеннолетних, становятся потребителями и пользователями
негативных информационных ресурсов вследствие правовой неграмотности.
Выбор проблемы обусловлен отсутствием детально разработанной методологической
базы, освещающей вопросы сотрудничества образовательных организаций и обучающихся
по программам развития правовой грамотности в рамках образовательной деятельности. В
процессе реального взаимодействия образовательной организации и обучающихся по
становлению
информационно-правовой
грамотности
как
фактора
информационной
безопасности решается глобальная проблема восстановления социального и духовного
здоровья детей в социуме. По мнению многих ученых, в области юриспруденции и
педагогики информационно-правовая грамотность
несовершеннолетних
находится на
низком уровне. Данная ситуация
сигнализирует о возникшей острой необходимости
серьезного совершенствования правового воспитания обучающихся [2].
Информационно- правовое воспитание находится в органической связи с началами
нравственности, демократического сознания всех граждан представляет процесс повышения
культуры общества, человека, обретения им достоинства, свободы и справедливости.
Актуальными являются вопросы соотношения законности и свободы личности, прав
человека и его гражданской ответственности, развития демократии. Кроме того, правовое
воспитание способствует накапливанию знаний, развивает умение проводить анализ
собственной деятельности и принимать самостоятельные решения, вырабатывает у
несовершеннолетних чувство гордости и достоинства за свою страну.
В рамках инновационной деятельности основное значение отводится ознакомлению
обучающихся с нормами права и морали в области информационной безопасности в рамках
образовательного процесса, насыщенного разнообразием форм и методов. Совместно с
родителями
педагогические
работники
образовательной
организации
формируют
у
обучающихся правосознание, применяя определенные средства, технологии и методики,
активизируя их собственную деятельность через обучение, внеурочную деятельность.
Моделирование современной воспитательной системы позволяет обновлять и дополнять
содержание и структуру формирования правовой грамотности обучающихся, отвечая
потребностям общества в изучении нормативно-правовой базы Российской Федерации.
Тщательно подобранные методы применяются не разрозненно, а в комплексе, тем самым
повышая эффективность их воздействия[1].
Принимая
во
внимание
первостепенность
действующих
в
образовательных
организациях
образовательных
программ,
информационно-правовое
воспитание
обучающихся как фактор информационной безопасности в образовательном процессе не
нарушает
структуру
традиционного
правового
воспитания,
а
учитывает
психо-
физиологические особенности обучающихся.
Информационно-правовое
воспитание
в
широком
значении
является
целенаправленным процессом, который выражается в постепенной передаче старшим
поколением своего опыта младшему поколению. Воспитание в более узком значении
представляет собой целенаправленное воздействие каких-либо субъектов на определённых
людей с целью формирования у них некоторых нравственных ориентиров и ценностей,
знаний и взглядов, а также убеждений. Правовое воспитание в широком значении является
процессом формирования правовой культуры у определённых групп людей. Правовое
воспитание в узком значении представляет собой педагогический процесс, который
направлен на формирование у студентов правовой культуры и правосознания, что
непосредственным образом выражается в таких качествах, как правовая грамотность,
правомерное поведение, уверенность в соблюдении нравственно-правового поведения.
Знание преподавателем отличительных основ и специфики правового воспитания, даёт ему
возможность
подбирать
содержание,
эффективные
формы
и
способы
проведения
мероприятий, сосредоточенных на формирование правовой культуры студентов [4].
Характеризуя правовое воспитание студентов системы СПО, следует отметить, что
ключевыми направлениями и формами их, приемлемыми для вузов, выступают:
правовая
агитация;
педагогическое
сопровождение;
правовая
пропаганда;
правовое
просвещение;
участие в обеспечении правопорядка [3].
Успешное осуществление правового воспитания требует от педагога самому
придерживаться общепризнанных правовых норм и правил поведения, ведь слова бессильны,
когда они не оправдываются примером самого воспитателя. Правовое воспитание может
также осуществляться во внеаудиторное время (беседы, «круглые столы», вечера вопросов и
ответов, институты правовых познаний, юридические олимпиады, викторины, диспуты на
правовые темы, встречи с работниками суда и прокуратуры, проведение собраний в группах
с обсуждением поведения правонарушителей-студентов.) [1]. Успешными в правовом
воспитании являются учебные деловые игры, когда обучающиеся могут выступать в них в
роли правозащитников, а также судей и присяжных. Правовое воспитание содействует
увеличению роли обучающихся вуза в студенческом самоуправлении. Также реализуются
права студентов в распоряжении делами вуза в ходе практической работы. В данной связи
главное – это сделать правовую базу самоуправления обучающихся, то есть администрация
вуза должна содействовать студентам, предоставлять по их желанию требуемую для
принятия решений информацию, а также здания для проведения различных правовых
мероприятий, оборудование и материальные средства в установленные сроки. Коллективы
обучающихся должны иметь право приостанавливать выполнение решений администрации,
которые нарушают права студентов вуза. То есть осуществление педагогом правового
воспитания даёт студентам огромную пользу – они могут использовать свои знания в
области юриспруденции для защиты собственных прав [2].
Таким образом, информационно-правовое воспитание студентов системы СПО – это
комплексная работа, осуществляемая образовательной организацией и, в первую очередь,
педагогами. Информационно-правовое воспитание необходимо, потому что оно стимулирует
к
правопослушности
и
непосредственным
образом
взаимосвязано
с
обеспечением
законности и развитием правового государства. Информационно-правовое воспитание
осуществляется при помощи различных методов и средств, к примеру, осуществлению
правового воспитания способствует проведение учебных деловых игр, различных акций и
мероприятий. Информационно-правовое воспитание студентов системы СПО основывается
на
различных
принципах
педагогической
теории
и
осуществляется
на
основе
профессионализма педагогов.
Список литературы:
1.
Ваганова О.И., Нуреева М.А., Трутанова А.В. Особенности формирования
правовой грамотности студентов В сборнике: Инновационные подходы к решению
профессионально-педагогических проблем сборник статей по материалам II Всероссийской
научно-практической конференции. Мининский университет. 2017. С. 34-38.
2.
Кутепов М.М., Алешугина Е.А., Максимова К.А. Особенности процесса
формирования профессиональных компетенций в учреждениях среднего профессионального
образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 3 (28).
С. 17-20.
3.
Крицкая, Н. Ф. Современные тенденции развития гражданского образования //
Интегративный
подход
к
воспитанию
гражданственности
в
системе
непрерывного
образования: материалы Всерос. науч.-практ. конф., Киров, апрель 2005. - Киров: Изд-во
ВятГГУ, 2005.
4.
Шпилева, Е. В., Романенко, Л. Н. Воспитательный процесс как фактор
формирования активной гражданской позиции // Исторические, философские, политические
и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики.
Тамбов: Грамота, 2013. № 9 (35): в 2-х ч. Ч. 1. С. 215-217.