Напоминание

Влияние Интернет-технологий на духовно-нравственное воспитание студентов системы СПО


Автор: Безугленко Ольга Сергеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ОГАПОУ
Населённый пункт: г. Бирюч, Белгородская область
Наименование материала: Статья
Тема: Влияние Интернет-технологий на духовно-нравственное воспитание студентов системы СПО
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Влияние Интернет-технологий на духовно-нравственное воспитание студентов

системы СПО

Безугленко Ольга Сергеевна, классный руководитель

ОГАПОУ «Бирючанский техникум»,

г. Бирюч, Белгородская область.

Развитие

информационно-телекоммуникационных

технологий

обуславливает

необходимость овладения гражданами, в том числе несовершеннолетними,

основами

информационно-правового

воспитания

и

информационной грамотности.

В условиях

информационного

общества

приоритетное

значение

приобретает

умение

человека

использовать

в

любой

деятельности

современные

технические

средства,

владение

информационными понятиями, новейшими технологиями и методами хранения и передачи

информации, ресурсами Интернет. Информационная компетентность выступает залогом

личностного и профессионального успеха современного человека.

Общепризнано, что

информационная

безопасность

несовершеннолетних

представляет

собой

сложную

саморазвивающуюся систему, включающую в качестве основных элементов законодательно-

правовое регулирование.

Главной

целью

информационно-правового

воспитания

и

обеспечения

информационной грамотности обучающихся является изучение несовершеннолетними

основных понятий, используемых в информационном законодательстве РФ.

В качестве мер, которые будут способствовать осуществлению информационной

безопасности

несовершеннолетних,

выступают

создание

организационно-правовых

механизмов защиты детей от распространения информации, причиняющей вред их здоровью

и развитию; внедрение систем исключения доступа к информации, несовместимой с

задачами гражданского становления детей, а также средств фильтрации и иных аппаратно-

программных и технико-технологических устройств; профилактика у детей и подростков

Интернет - зависимости, игровой зависимости и правонарушений с использованием

информационно-телекоммуникационных технологий; формирование у несовершеннолетних

навыков

ответственного

и

безопасного

поведения

в

современной

информационно-

телекоммуникационной среде через обучение их способам защиты от вредной информации.

Информационно-правовое

воспитание

студентов

системы

среднего

профессионального образования (далее - СПО) представляет собой важнейший процесс,

реализуемый

образовательной

организацией,

в

частности,

педагогами.

Сущность

информационно-правового воспитания состоит в формировании у студентов знаний в

области юриспруденции,

а также в развитии у них правопослушного поведения.

Осуществление информационно-правового воспитания студентов СПО на современном

этапе является одной из приоритетных задач государства, что выражается также в наличии

нормативно-правовой

базы,

касающейся

данной

тематики.

Информационно-правовое

воспитание играет огромную роль, ведь стимулирование правопослушного поведения

направлено, в первую очередь, на обеспечение законности и развитие Российской Федерации

как правового государства. Воспитание в широком значении является целенаправленным

процессом, который выражается в постепенной передаче старшим поколением своего опыта

младшему

поколению.

Воспитание

в

более

узком

значении

представляет

собой

целенаправленное воздействие каких-либо субъектов на определённых людей с целью

формирования у них некоторых нравственных ориентиров и ценностей, знаний и взглядов, а

также

убеждений.

Правовое

воспитание в широком

значении является

процессом

формирования правовой культуры у определённых групп людей. Информационно-правовое

воспитание в узком значении представляет собой педагогический процесс, который

направлен на формирование у студентов правовой культуры и правосознания, что

непосредственным образом выражается в таких качествах, как правовая грамотность,

правомерное поведение, уверенность в соблюдении нравственно-правового поведения.

Знание преподавателем отличительных основ и специфики правового воспитания, даёт ему

возможность

подбирать

содержание,

эффективные

формы

и

способы

проведения

мероприятий, сосредоточенных на формирование правовой культуры студентов.

Проблема

информационно-правового

воспитания

и

правовой

грамотности

обучающихся как фактора информационной безопасности образовательного процесса в

настоящее время является чрезвычайно важной. Данная проблема базируется на увеличении

объема

потока

негативной

информации,

поступающей

через

информационно-

телекоммуникационные

средства

даже

с

учетом

законодательных

ограничений.

Обучающиеся, включая несовершеннолетних, становятся потребителями и пользователями

негативных информационных ресурсов вследствие правовой неграмотности.

Выбор проблемы обусловлен отсутствием детально разработанной методологической

базы, освещающей вопросы сотрудничества образовательных организаций и обучающихся

по программам развития правовой грамотности в рамках образовательной деятельности. В

процессе реального взаимодействия образовательной организации и обучающихся по

становлению

информационно-правовой

грамотности

как

фактора

информационной

безопасности решается глобальная проблема восстановления социального и духовного

здоровья детей в социуме. По мнению многих ученых, в области юриспруденции и

педагогики информационно-правовая грамотность

несовершеннолетних

находится на

низком уровне. Данная ситуация

сигнализирует о возникшей острой необходимости

серьезного совершенствования правового воспитания обучающихся [2].

Информационно- правовое воспитание находится в органической связи с началами

нравственности, демократического сознания всех граждан представляет процесс повышения

культуры общества, человека, обретения им достоинства, свободы и справедливости.

Актуальными являются вопросы соотношения законности и свободы личности, прав

человека и его гражданской ответственности, развития демократии. Кроме того, правовое

воспитание способствует накапливанию знаний, развивает умение проводить анализ

собственной деятельности и принимать самостоятельные решения, вырабатывает у

несовершеннолетних чувство гордости и достоинства за свою страну.

В рамках инновационной деятельности основное значение отводится ознакомлению

обучающихся с нормами права и морали в области информационной безопасности в рамках

образовательного процесса, насыщенного разнообразием форм и методов. Совместно с

родителями

педагогические

работники

образовательной

организации

формируют

у

обучающихся правосознание, применяя определенные средства, технологии и методики,

активизируя их собственную деятельность через обучение, внеурочную деятельность.

Моделирование современной воспитательной системы позволяет обновлять и дополнять

содержание и структуру формирования правовой грамотности обучающихся, отвечая

потребностям общества в изучении нормативно-правовой базы Российской Федерации.

Тщательно подобранные методы применяются не разрозненно, а в комплексе, тем самым

повышая эффективность их воздействия[1].

Принимая

во

внимание

первостепенность

действующих

в

образовательных

организациях

образовательных

программ,

информационно-правовое

воспитание

обучающихся как фактор информационной безопасности в образовательном процессе не

нарушает

структуру

традиционного

правового

воспитания,

а

учитывает

психо-

физиологические особенности обучающихся.

Информационно-правовое

воспитание

в

широком

значении

является

целенаправленным процессом, который выражается в постепенной передаче старшим

поколением своего опыта младшему поколению. Воспитание в более узком значении

представляет собой целенаправленное воздействие каких-либо субъектов на определённых

людей с целью формирования у них некоторых нравственных ориентиров и ценностей,

знаний и взглядов, а также убеждений. Правовое воспитание в широком значении является

процессом формирования правовой культуры у определённых групп людей. Правовое

воспитание в узком значении представляет собой педагогический процесс, который

направлен на формирование у студентов правовой культуры и правосознания, что

непосредственным образом выражается в таких качествах, как правовая грамотность,

правомерное поведение, уверенность в соблюдении нравственно-правового поведения.

Знание преподавателем отличительных основ и специфики правового воспитания, даёт ему

возможность

подбирать

содержание,

эффективные

формы

и

способы

проведения

мероприятий, сосредоточенных на формирование правовой культуры студентов [4].

Характеризуя правовое воспитание студентов системы СПО, следует отметить, что

ключевыми направлениями и формами их, приемлемыми для вузов, выступают:

правовая

агитация;

педагогическое

сопровождение;

правовая

пропаганда;

правовое

просвещение;

участие в обеспечении правопорядка [3].

Успешное осуществление правового воспитания требует от педагога самому

придерживаться общепризнанных правовых норм и правил поведения, ведь слова бессильны,

когда они не оправдываются примером самого воспитателя. Правовое воспитание может

также осуществляться во внеаудиторное время (беседы, «круглые столы», вечера вопросов и

ответов, институты правовых познаний, юридические олимпиады, викторины, диспуты на

правовые темы, встречи с работниками суда и прокуратуры, проведение собраний в группах

с обсуждением поведения правонарушителей-студентов.) [1]. Успешными в правовом

воспитании являются учебные деловые игры, когда обучающиеся могут выступать в них в

роли правозащитников, а также судей и присяжных. Правовое воспитание содействует

увеличению роли обучающихся вуза в студенческом самоуправлении. Также реализуются

права студентов в распоряжении делами вуза в ходе практической работы. В данной связи

главное – это сделать правовую базу самоуправления обучающихся, то есть администрация

вуза должна содействовать студентам, предоставлять по их желанию требуемую для

принятия решений информацию, а также здания для проведения различных правовых

мероприятий, оборудование и материальные средства в установленные сроки. Коллективы

обучающихся должны иметь право приостанавливать выполнение решений администрации,

которые нарушают права студентов вуза. То есть осуществление педагогом правового

воспитания даёт студентам огромную пользу – они могут использовать свои знания в

области юриспруденции для защиты собственных прав [2].

Таким образом, информационно-правовое воспитание студентов системы СПО – это

комплексная работа, осуществляемая образовательной организацией и, в первую очередь,

педагогами. Информационно-правовое воспитание необходимо, потому что оно стимулирует

к

правопослушности

и

непосредственным

образом

взаимосвязано

с

обеспечением

законности и развитием правового государства. Информационно-правовое воспитание

осуществляется при помощи различных методов и средств, к примеру, осуществлению

правового воспитания способствует проведение учебных деловых игр, различных акций и

мероприятий. Информационно-правовое воспитание студентов системы СПО основывается

на

различных

принципах

педагогической

теории

и

осуществляется

на

основе

профессионализма педагогов.

Список литературы:

1.

Ваганова О.И., Нуреева М.А., Трутанова А.В. Особенности формирования

правовой грамотности студентов В сборнике: Инновационные подходы к решению

профессионально-педагогических проблем сборник статей по материалам II Всероссийской

научно-практической конференции. Мининский университет. 2017. С. 34-38.

2.

Кутепов М.М., Алешугина Е.А., Максимова К.А. Особенности процесса

формирования профессиональных компетенций в учреждениях среднего профессионального

образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 3 (28).

С. 17-20.

3.

Крицкая, Н. Ф. Современные тенденции развития гражданского образования //

Интегративный

подход

к

воспитанию

гражданственности

в

системе

непрерывного

образования: материалы Всерос. науч.-практ. конф., Киров, апрель 2005. - Киров: Изд-во

ВятГГУ, 2005.

4.

Шпилева, Е. В., Романенко, Л. Н. Воспитательный процесс как фактор

формирования активной гражданской позиции // Исторические, философские, политические

и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики.

Тамбов: Грамота, 2013. № 9 (35): в 2-х ч. Ч. 1. С. 215-217.



В раздел образования