Автор: Метальникова Жанна Витальевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №19"
Населённый пункт: г.Кемерово
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Словарная работа на уроке русского языка
Раздел: среднее образование
Методическая разработка по теме
«Словарная работа на уроке русского языка»
Урок в 5 классе: «Что можно сказать о слове?»
Метальникова Жанна Витальевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №19» г.Кемерово
Кемерово, 2021год
Пояснительная записка
В данной работе представлен «Урок в 5 классе: «Что можно сказать о
слове?»
На всех школьных дисциплинах педагоги сталкиваются с проблемой
непонимания прочитанного обучающимися. Не секрет, что современный
школьник мало читает, а большую часть времени проводит за гаджетами.
А.С.Пушкин говорил: «Чтение – вот лучшее учение».
Слово – это основная единица языка. Поэтому и работа со словом
играет важную роль на уроках русского языка и литературы. Лингвистика –
это наука о языке, которая состоит из множества разделов. На своих уроках
работу со словом строю в контексте всех возможных разделов науки о
языке. Особенно важна такая работа на уроках в 5 классе, для того чтобы
учащиеся могли выработать навык не только лексического осмысления
значения слова, но и грамматического.
Словарная работа – это совокупность систематически проводимых
упражнений,
направленных
на
усвоение
учащимися
лексических,
грамматических, произносительных и орфографических норм литературного
языка. Словарная работа должна носить системный и постоянный характер.
Обращаясь к такому роду деятельности со словом, мы формируем все
ключевые предметные компетенции.
Работа по учебно-методическому комплексу М.М.Разумовской, С.И.
Львовой даёт возможность вести словарную работу на должном уровне.
Урок рассчитан на обучающихся 5 класса.
Тип урока: комбинированный
Цели и задачи: знакомство учащихся с фонетическим, лексическим,
грамматическим значениями новых слов;
формирование навыка работы в паре;
формирование языковых и речевых умений;
воспитания любви к родному языку через понимание его единиц.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать своё
мнение в соответствие с языковой ситуацией.
Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к
совершенствованию собственной речи.
Проявлять
интерес к
созданию
собственных
текстов;
интерес к
изучению языка.
Осознавать ответственность за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные УУД:
Способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и
письменной форме на родном языке;
Соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических,
лексических, грамматических, стилистических норм современного
литературного языка.
Коммуникативно-целесообразное взаимодействие с другими людьми в
процессе речевого общения.
Понимание того, что доказывается; понимание, алгоритма работы.
Понимание, к какому выводу необходимо прийти, умение удерживать
собственную мысль.
Организация текста, умение корректировать написанное.
Адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач.
Владеть
монологической
и
диалогической
формами
речи,
высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других,
пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою
точку зрения; задавать вопросы.
Пользоваться словарями, справочниками, интернет-ресурсами.
Предметные УУД:
Понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его
роли в образовании в целом.
Освоение базовых понятий лингвистики.
Опознавание и анализ основных единиц языка.
Проведение различных видов анализа слова.
Оборудование:
компьютер с выходом в интернет, интерактивная
доска, «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, орфографический
словарь, словарь синонимов, словообразовательный словарь и др. Учебник
«Русского языка» 5 класс. Под ред. М.М.Разумовской,
С.И.Львовой,
В.И.Капинос, В.В. Львова. Часть II. Издательство «Дрофа». – М., 2020г
Технологии обучения: здоровьесбережение; проблемного обучения;
развивающего обучения; поэтапного формирования умственных действий
Основная часть
Урок по теме: «Что можно сказать о слове?»
План урока: 1. Повторение (3-5 мин). 2. Самостоятельная работа со
словом (работа в парах, 7-10 мин). 3. Презентация работы учащимися (20
мин). 4. Закрепление (5 мин). 5. Домашнее задание
Ход урока
Тысячелетиями
накапливаются
и
вечно
живут
в
слове
несметные
сокровища человеческой мысли и опыта (по М.Шолохову)
Вступительное слово учителя. Анатоль Франц сказал: «Словарь –
это вселенная», потому что он хранит в себе весь мир: все предметы,
явления, действия. Именно через слово мы знакомимся с этим миром, со
Вселенной. Обратите внимание, как по-разному, но об одном и том же
говорят мудрецы.
Ребята, сегодня мы работаем с очередным рядом слов из упражнения
ЗСП -11 (З – значение, С –строение, П- правописание): серебристый,
королева,
раскатистый,
извещение,
слезливость,
злоумышленник,
растащить, размагнитить, сцепление. Ваша задача - через определенное
количество времени презентовать мини-проекты «Что можно сказать о
слове?». Для этого вы должны представить разборы слова, пользуясь
словарями и применяя свои ранее полученные навыки при работе с новыми
словами (смотри приложение 1).
1. Повторение
(данный этап урока может представлять собой как
фронтальный опрос, так и индивидуальный, когда к доске выходит ученик и
отвечает на все заданные вопросы, на ответы отводится 3- 5 минут):
Как называется словарь, в котором отражено лексическое значение
слов? (толковый)
Как называется словарь, в котором отражено правильное написание
слов? (орфографический)
Какой
раздел
лингвистики
,
занимается
вопросами
составления
словарей и их изучения? (лексикография)
Что представляет собой фонетический разбор? (разбор слова по
звукам);
морфологический
разбор?
(определение
грамматических
особенностей
слова);
морфемный
разбор?
(выделение
частей
слова)
лексический
разбор?
(это
анализ однозначности-многозначности слова,
типа его лексического значения в данном контексте, синонимов, антонимов,
происхождения).
2.
Самостоятельная работа представляет собой деятельность со
словами, которые представлены в ЗСП – 11:
серебристый, королева,
раскатистый, извещение, слезливость, злоумышленник, растащить,
размагнитить, сцепление-
1,2,4,3,5
(где «1» - это фонетический разбор слова,
«2»
-
морфемный
разбор,
«3»
-
морфологический
разбор,
«4»
-
синтаксический
разбор,
который
выполняется
после
составления
собственного предложения с данным словом, «5» - лексический разбор). В
заключение назвать орфограммы в слове.
ВАЖНО.
При
работе
со
словом
сначала
следует
выполнить
фонетический,
морфемный,
лексический,
после
синтаксический
и
морфологический разборы, так как интереснее работать со словами,
стоящими не в начальной форме. Поэтому ученики сначала составляют
предложения и определяют синтаксическую роль слова, а после дают его
морфологический анализ. В конце работы называют орфограммы слова.
Работа идет в парах. Парам дается одно слово, с которым предстоит
комплексная работа. Во время презентации те пары, которым достались
одинаковые слова, выполняют функцию экспертов и дополняют ответы
обучающихся. Время выполнения работы 7-10 минут.
3. Презентация.
Ребята парами выходят к интерактивной доске,
материал сканируется и выводится на большой экран, что позволяет увидеть
работу целиком, заметить недочёты. Если нет такой возможности, то
большую роль играет речевая подача работы. Пары самостоятельно
определяют, кому какой материал презентовать.
Пара №1. Слово «серебристый»
1,2,4,3,5
1
.Се-ре-брИс-тый - [с’ир’ибр’истый’]. 11 букв=11 звуков, 4 слога.
2
.Состав слова:
серебр
—
корень,
ист
—
суффикс,
ый
—
окончание, серебрист —
основа слова.
Однокоренные
слова:
серебро,
серебряный.
4
.
Ёлка
была украшена
серебристой
мишурой
(мишурой какой?
серебристой – определение, подчеркиваем волнистой линией)
3
. Серебристой
I. имя прилагательное, (какой?), обозначает признак предмета, н.ф.
серебристый
II. единственное число, творительный падеж, женский род, полная
форма, качественное (разряд определяем после изучения темы).
5
. Значение слова:
1. Цвета серебра, отливающий серебром, с
серебряным оттенком, отливом. С. ландыш. С. свет луны. Серебристая
борода (с сединой). С. тополь (порода тополя, у к-рого листья с нижней
стороны покрыты светлым пушком). 2. перен. То же, что серебряный (в 3
знач.). С.голосок – по Толковому словарю Ожегова.
Синонимы - серебряный, седой, звонкий, светло-серый, высокого тона,
заливистый, с примесью серебра, матово-серебристый, мелодично-звонкий.
Орфограммы в слове – непроверяемая безударная гласная, проверяемая
безударная гласна (серЕбряный).
Пара №2. Слово «королева»
1,2,4,3,5
1
. Ко-ро-лЕ-ва - [карал'эва]. 8букв=8 звуков. 4 слога
2
.Состав слова: корол - корень, ев - суффикс, а - окончание, королев —
основа слова. Однокоренные слова – король, королевский.
4
. Королева шла по залу. (Кто? королева – подлежащее, подчёркиваем
одной линией)
3
. Королева
I. имя существительное, (кто?), обозначает предмет, н.ф.
II.
единственное
число,
именительный
падеж,
женский
род,
1
склонение, одушевленное, нарицательное.
5
. Значение слова: 1. см. король. 2. Жена короля (в 1 знач.). 3. В
шахматах: то же, что ферзь (разг.). 4. Игральная карта с изображением
женщины в короне. Червонная к. 5. перен., чего. В нек-рых сочетаниях:
лучшая среди других подобных. К. красоты (победительница конкурса
красоты). К. шахмат (чемпионка мира). К. лыжни. К. спорта (о легкой
атлетике). – по Толковому словарю Ожегова.
Синонимы: ферзь — царица — карта — фигура — короличка —
королица — монархиня — женщина — гений чистой красоты.
Орфограммы в слове – непроверяемая безударная гласная, проверяемая
безударная гласна (корОль).
Пара №3. Слово «раскатистый»
1,2,4,3,5
1
. Ра-скА-ти-стый - [раскАт’истый’]. 11 букв=11 звуков, 4 слога.
2
.Состав слова: рас — приставка, кат — корень, ист — суффикс, ый —
окончание, раскатист — основа слова.
Однокоренные слова: выкатывать, катать, катить, откат, перекати-
поле.
4
. Сергей
издавал раскатистый
хохот. (хохот какой? раскатистый -
определение, подчёркиваем волнистой линией).
3
. Раскатистый
I. имя прилагательное, (какой?), обозначает признак предмета, н.ф.
раскатистый
II.
единственное
число,
винительный
падеж,
мужской
род,
качественное
5
. Значение слова: ист. С раскатом (в 3 знач.), с раскатами. Раскатистые
звуки. Раскатисто (нареч.) смеяться – по Толковому словарю Ожегова.
Синонимы:
громкий — гулкий — оглушительный — зычный —
звучный — громовой — перекатистый — гортанный — перекатный.
Орфограммы в слове
раскатистый: правописание чередующейся
приставки рас-//раз-, суффикс –ист.
Пара №4. Слово «извещение»
1,2,4,3,5
1
. И-зве-щЕ-ни-е - [изв’ищ’эн’ий’э]. 9 букв=10 звуков, 5 слогов.
2
.Состав слова: из — приставка, вещ — корень, ени — суффикс, е —
окончание, извещени — основа слова.
Однокоренные слова: весть (ст//щ), вестник, возвестить, известить,
извещать.
4
. Извещения об урагане так и не было. (не было (чего? извещения –
дополнение, подчёркивается пунктиром).
3
. Извещения
I. имя существительное, (чего?), обозначает предмет, н.ф. извещение
II. единственное число, родительный падеж, средний род, 2 склонение,
неодушевленное, нарицательное
5
.
Значение
слова:
извещение,
-я,
ср.
1.
см.
известить.
2.
Сообщение, уведомление. И. о собрании.– по Толковому словарю Ожегова.
Синонимы:
предупреждение — оповещение — письмо — уведомление
— бюллетень — предостережение — предуведомление.
Орфограммы в слове извещение: из –правописание чередующихся
приставок (из//ис), проверяемая гласная в корне (вЕсть), правописание
суффикса –ени-(нет –ини-).
Пара №5. Слово «слезливость»
1,2,4,3,5
1
. сле –злИ-вость - [сл’изл’иваст’]. 11букв=10 звуков, 3слога.
2
.Состав слова: корень — слез, суффикс — лив, суффикс — ость,
основа слова — слезливость.
Однокоренные слова: прослезиться,
слезоточить,
слеза, слёзный,
бесслезность.
4
. Слезливость глаз мешала ему рассмотреть детали. (Что? Слезливость
– подлежащее, подчёркивается одной линией).
3
. Слезливость
I. имя существительное, (что?), обозначает предмет, н.ф.
II.
единственное
число,
именительный
падеж,
женский
род,
3
склонение, неодушевленное, нарицательное
5
. Значение слова: Отвлеч. сущ. по значению прил.: слезливый.
слезливый, —ая, -ое; -ив. 1. Склонный часто плакать. Слезливая женщина, 2.
Плачущий, жалобный. С. голос. II сущ. слезливость, -и, ж. - по Толковому
словарю Ожегова.
Синонимы:
слезоточивый — плаксивый — слезистый — слезный —
сердцещипательный — душещипательный — сентиментальный....
Орфограммы в слове
слезливый: безударная проверяемая гласная
(слЁзный).
Пара №6. Слово «злоумышленник»
1,2,4,3,5
1
. зло-у-мЫ-шле-нник - [злаумЫшл’ин’:ик]13 букв=12 звуков, 5 слогов.
2
.Состав слова:
у
—
приставка,
зл,
мышл
—
корни,
о
—
соединительная
гласная,
енн,
ик
—
суффиксы,
нулевое
окончание, злоумышленник — основа слова.
Однокоренные слова: зло, умышленный, злостность, мысль.
4
.
Все
кинулись
на поиски
злоумышленника. (на поиски кого? –
злоумышленника -дополнение, подчёркиваем пунктиром).
3
. Злоумышленника
I.
имя
существительное,
(кого?),
обозначает
предмет,
н.ф.
злоумышленник
II. единственное число, родительный падеж, мужской род, 2 склонение,
одушевленное, нарицательное.
5
.
Значение
слова:
злоумышленника,
м.
(книжн.
офиц.
устар.). Человек, совершивший преступление с заранее обдуманным намерен
ием; замысливший какой-н. дурной, преступный поступок – по Толковому
словарю Ожегова.
Синонимы:
враг — преступник — покуситель — уголовник —
правонарушитель — умышленник — умышлятель — враждебник.
Орфограммы в слове
злоумЫшленник: проверяемая безударная
гласная (злО), двойной согласный.
Пара №7. Слово «растащить»
1,2,4,3,5
1
. ра-ста-щИть - [растащ'Ит'] 9 букв=8 звуков, 3 слога.
2
.Состав слова:
рас — приставка, тащ — корень, и- суффикс, ть-
окончание, растащи — основа слова.
Однокоренные слова: растащенный, протащить, тащить, вытащить.
4
.
Все
грибы
растащили
белки.
(белки что сделали? растащили -
сказуемое, подчёркиваем двумя линиями).
3
. Растащили
I. глагол, (что сделали?), обозначает действие предмета, н.ф.
растащить
II. прошедшее время, множественное число, 2 спряжение, совершенный
вид, невозвратный.
5
. Значение слова: растащить, ащу, ащишь; ащенный; сов. (разг.). 1.
кого-что. Унести по частям, в разное время, в разные места; таща
разъединить. Р. горящие брёвна. 2. кого (что). Оттащить одного от другого,
разнять. Р. драчунов. 3. кого-что. Разворовать, украсть. Воры растащили всё в
доме– по Толковому словарю Ожегова.
Синонимы:
разнять,
оттащить,
украсть,
унести,
разъединить,
растаскать.
Орфограммы в слове: правописание чередующихся приставок (рас-,
раз-), проверяемая безударная гласная (тАщит).
Пара №8. Слово «размагнитить»
1,2,4,3,5
1
. ра-зма-гни-тить -
[размагн'ит'ит'
] 12 букв=11звуков, 4 слога.
2
.Состав слова: раз — приставка, магнит — корень, и — суффикс, ть-
окончание инфинитива, размагнити — основа слова.
Однокоренные слова: магнит, магнитить, размагничивать.
4
.Ты
размагнитишь
мне
часы? (ты что сделаешь? размагнитишь -
сказуемое, подчёркиваем двумя линиями).
3
. Размагнитишь
I. глагол, (что сделаешь?), обозначает действие предмета, н.ф. размагнитить
II. настоящее время, единственное число, 2 лицо, 2 спряжение,
совершенный вид, невозвратный.
5
. Значение слова: 1. что. Лишить магнитных свойств. Р. ферросплав. 2.
перен., кого (что). Лишить собранности, целеустремленности, энергии (разг.).
|| несов. размагничивать, -аю, -аешь. || сущ. размагничивание, -я, ср.– по
Толковому словарю Ожегова.
Синонимы: размагниченный.
Орфограммы в слове: правописание чередующихся приставок (рас-,
раз-), непроверяемая безударная гласная в корне, правописание Ь знака после
шипящих (2 лицо, ед.число глагола).
Пара №9. Слово «сцепление»
1,2,4,3,5
1
. сце-пле-ни-е - [
сцыпл’эн’ий’э
] 9 букв=10 звуков, 4 слога.
2
.Состав слова: приставка — с, корень — цепл, суффикс — ени,
окончание — е, основа слова — сцеплени.
Однокоренные слова: выцепить, вцепиться, выцеплять, зацеп, цепкий.
4
. Сцепление вагонов прошло успешно. (что? –сцепление -подлежащее,
подчёркиваем одной линией).
3
. Сцепление
I. имя существительное, (что?), обозначает предмет, н.ф.
II.
единственное
число,
именительный
падеж,
средний
род,
2
склонение, одушевленное, нарицательное.
5
. Значение слова: сцепление,
-
я, ср. 1. см. сцепить, -ся. 2. Механизм в
транспортной машине для соединения или разъединения валов2, сцепная
муфта (спец.). 3. перен. Совокупность, скопление (устар.).– по Толковому
словарю Ожегова.
Синонимы: сочленение, зацепление, переплетение, соединение, связь,
конкатенация; зажимное устройство, муфта; союз; схлестывание, сцепка,
когезия, связывание, стискивание, адгезия.
Орфограммы в слове
сцеплЕние: проверяемая безударная гласная
(сцЕпка), правописание окончания существительного.
4. Закрепление.
На данном этапе урока в 5 классе будет
целесообразно
применить
игровую
методику,
что
позволит
ребятам
расслабиться, отдохнуть от кропотливого труда, но в то же время повторить
изученный материал.
Игра с мячом «Лингвистика». Ученики встают. Учитель кидает мяч
любому ученику и задаёт вопрос из любого задания. После ответа мяч
возвращается учителю и т.д. Вопросы можно классифицировать, ограничивая
учеников конкретным разделом языкознания. Данный вид работы допустим
при изучении любых тем в 5-6 классах. Она позволяет ребятам повторить
пройденный материал в игровой обстановке, формирует скорость мышления,
позволяет сменить атмосферу урока.
Например,
1. Назови корень слова «сцепление»?
2. Назови однокоренные слова к слову «размагнитить»?
3. Определи склонение слова «королева»? и т.п.
5. Домашнее задание: выполнить ЗСП 11 по заданию учебника.
Заключение
При постоянном использовании предложенной системы работы для
изучения слов можно достичь высокого уровня образования. Как показывает
практика, ученики лучше запоминают материал, когда работа с ним идет не
только в комплексе, но и строго регламентировано. Контрольной точкой
после такого вида словарной работы может быть обычный словарный
диктант. В процессе практической деятельности ученики приобретают навык
использования словарей, интернета в учебных целях.
Данный урок позволяет использовать такие виды словарной работы,
как фонетический анализ слова, морфемный и другие. Комплексный анализ
слов помогает осознать учащимся, что язык – это система. Обязательным
условием успешной словарной работы является налаживание двусторонней
связи между учениками, работающими в паре, а также между парами и
классом. Ограничение по времени позволяет обучающимся мобилизовать
силы и простроить работу более плодотворно.
Словарная работа - это неотъемлемая часть школьной программы
обучения русскому языку, так как способствует решению многих важных
задач.
Помогает
формировать
личность
ученика,
его
мировоззрения,
расширяет словарный запас и помогает познакомиться с богатством родного
языка и его стилистическими возможностями.
Данный
урок
является
«основой»
всех
уроков
при
работе
с
упражнениями ЗСП учебника. Возможны любые комбинации. Типичность
такой
работы
формирует
успешное
владение
основными
понятиями
лингвистики.
Важно, что при работе со словом материал может носить опережающий
характер;
например,
в
толковом
словаре
ученики
встречают
формы
причастий, деепричастий – материал, с которым им предстоит познакомиться
только в 6 классе. Если при выполнении ЗСП 1-4,5 на начале 5 класса идет
работа совместно с учителем, то, работая над ЗСП 6 и т.д. учащиеся готовы к
самостоятельности, учителю же отводится роль консультанта и куратора,
больше времени остаётся для индивидуальной работы с обучающимися.
Удивительно, что при системном использовании такой деятельности
учащиеся
реже
обращаются
к
орфографическому
словарю,
словарю
синонимов и другим, так как умело справляются с орфографией слова, его
лексикой, легче даётся морфемный разбор. Такая работа помогает успешно
справиться с Всероссийской проверочной работой, является опытом для
сдачи ОГЭ, ЕГЭ.
Список источников
1.
Александрова Л.П. и др. Словарь синонимов русского языка. М., 2001.
2.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1-4. М.,
2000.
3.
Ерёмина О.А. Словарные слова: 5 класс. – М.: «Экзамен», 2006
4.
Капинос, В. И. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 классы:
книга для учителя / В. И капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик и
др.– М.: Просвещение, 1991
5.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2006.
6.
Потиха А., Розенталь Д.Э. Лигвинстические словари и работа с ними в
школе. – Москва: «Просвещение» , 1987.
7.
«Толковый словарь русского языка» под редакцией С.И. Ожегова и Н.Ю.
Шведовой;
8.
Толковый словарь русского языка для школьников. М., 2001.
9.
Учебник
«Русского
языка»
5
класс.
Под
ред.
М.М.Разумовской,
С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова. Часть II. Издательство «Дрофа».
– М., 2020г
Приложение 1
Вид сканированной работы учащегося