Напоминание

Словарная работа на уроке русского языка


Автор: Метальникова Жанна Витальевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №19"
Населённый пункт: г.Кемерово
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Словарная работа на уроке русского языка
Раздел: среднее образование





Назад




Методическая разработка по теме

«Словарная работа на уроке русского языка»

Урок в 5 классе: «Что можно сказать о слове?»

Метальникова Жанна Витальевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №19» г.Кемерово

Кемерово, 2021год

Пояснительная записка

В данной работе представлен «Урок в 5 классе: «Что можно сказать о

слове?»

На всех школьных дисциплинах педагоги сталкиваются с проблемой

непонимания прочитанного обучающимися. Не секрет, что современный

школьник мало читает, а большую часть времени проводит за гаджетами.

А.С.Пушкин говорил: «Чтение – вот лучшее учение».

Слово – это основная единица языка. Поэтому и работа со словом

играет важную роль на уроках русского языка и литературы. Лингвистика –

это наука о языке, которая состоит из множества разделов. На своих уроках

работу со словом строю в контексте всех возможных разделов науки о

языке. Особенно важна такая работа на уроках в 5 классе, для того чтобы

учащиеся могли выработать навык не только лексического осмысления

значения слова, но и грамматического.

Словарная работа – это совокупность систематически проводимых

упражнений,

направленных

на

усвоение

учащимися

лексических,

грамматических, произносительных и орфографических норм литературного

языка. Словарная работа должна носить системный и постоянный характер.

Обращаясь к такому роду деятельности со словом, мы формируем все

ключевые предметные компетенции.

Работа по учебно-методическому комплексу М.М.Разумовской, С.И.

Львовой даёт возможность вести словарную работу на должном уровне.

Урок рассчитан на обучающихся 5 класса.

Тип урока: комбинированный

Цели и задачи: знакомство учащихся с фонетическим, лексическим,

грамматическим значениями новых слов;

формирование навыка работы в паре;

формирование языковых и речевых умений;

воспитания любви к родному языку через понимание его единиц.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать своё

мнение в соответствие с языковой ситуацией.

Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к

совершенствованию собственной речи.

Проявлять

интерес к

созданию

собственных

текстов;

интерес к

изучению языка.

Осознавать ответственность за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные УУД:

Способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и

письменной форме на родном языке;

Соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических,

лексических, грамматических, стилистических норм современного

литературного языка.

Коммуникативно-целесообразное взаимодействие с другими людьми в

процессе речевого общения.

Понимание того, что доказывается; понимание, алгоритма работы.

Понимание, к какому выводу необходимо прийти, умение удерживать

собственную мысль.

Организация текста, умение корректировать написанное.

Адекватно использовать речевые средства для решения различных

коммуникативных задач.

Владеть

монологической

и

диалогической

формами

речи,

высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других,

пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою

точку зрения; задавать вопросы.

Пользоваться словарями, справочниками, интернет-ресурсами.

Предметные УУД:

Понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его

роли в образовании в целом.

Освоение базовых понятий лингвистики.

Опознавание и анализ основных единиц языка.

Проведение различных видов анализа слова.

Оборудование:

компьютер с выходом в интернет, интерактивная

доска, «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, орфографический

словарь, словарь синонимов, словообразовательный словарь и др. Учебник

«Русского языка» 5 класс. Под ред. М.М.Разумовской,

С.И.Львовой,

В.И.Капинос, В.В. Львова. Часть II. Издательство «Дрофа». – М., 2020г

Технологии обучения: здоровьесбережение; проблемного обучения;

развивающего обучения; поэтапного формирования умственных действий

Основная часть

Урок по теме: «Что можно сказать о слове?»

План урока: 1. Повторение (3-5 мин). 2. Самостоятельная работа со

словом (работа в парах, 7-10 мин). 3. Презентация работы учащимися (20

мин). 4. Закрепление (5 мин). 5. Домашнее задание

Ход урока

Тысячелетиями

накапливаются

и

вечно

живут

в

слове

несметные

сокровища человеческой мысли и опыта (по М.Шолохову)

Вступительное слово учителя. Анатоль Франц сказал: «Словарь –

это вселенная», потому что он хранит в себе весь мир: все предметы,

явления, действия. Именно через слово мы знакомимся с этим миром, со

Вселенной. Обратите внимание, как по-разному, но об одном и том же

говорят мудрецы.

Ребята, сегодня мы работаем с очередным рядом слов из упражнения

ЗСП -11 (З – значение, С –строение, П- правописание): серебристый,

королева,

раскатистый,

извещение,

слезливость,

злоумышленник,

растащить, размагнитить, сцепление. Ваша задача - через определенное

количество времени презентовать мини-проекты «Что можно сказать о

слове?». Для этого вы должны представить разборы слова, пользуясь

словарями и применяя свои ранее полученные навыки при работе с новыми

словами (смотри приложение 1).

1. Повторение

(данный этап урока может представлять собой как

фронтальный опрос, так и индивидуальный, когда к доске выходит ученик и

отвечает на все заданные вопросы, на ответы отводится 3- 5 минут):

Как называется словарь, в котором отражено лексическое значение

слов? (толковый)

Как называется словарь, в котором отражено правильное написание

слов? (орфографический)

Какой

раздел

лингвистики

,

занимается

вопросами

составления

словарей и их изучения? (лексикография)

Что представляет собой фонетический разбор? (разбор слова по

звукам);

морфологический

разбор?

(определение

грамматических

особенностей

слова);

морфемный

разбор?

(выделение

частей

слова)

лексический

разбор?

(это

анализ однозначности-многозначности слова,

типа его лексического значения в данном контексте, синонимов, антонимов,

происхождения).

2.

Самостоятельная работа представляет собой деятельность со

словами, которые представлены в ЗСП – 11:

серебристый, королева,

раскатистый, извещение, слезливость, злоумышленник, растащить,

размагнитить, сцепление-

1,2,4,3,5

(где «1» - это фонетический разбор слова,

«2»

-

морфемный

разбор,

«3»

-

морфологический

разбор,

«4»

-

синтаксический

разбор,

который

выполняется

после

составления

собственного предложения с данным словом, «5» - лексический разбор). В

заключение назвать орфограммы в слове.

ВАЖНО.

При

работе

со

словом

сначала

следует

выполнить

фонетический,

морфемный,

лексический,

после

синтаксический

и

морфологический разборы, так как интереснее работать со словами,

стоящими не в начальной форме. Поэтому ученики сначала составляют

предложения и определяют синтаксическую роль слова, а после дают его

морфологический анализ. В конце работы называют орфограммы слова.

Работа идет в парах. Парам дается одно слово, с которым предстоит

комплексная работа. Во время презентации те пары, которым достались

одинаковые слова, выполняют функцию экспертов и дополняют ответы

обучающихся. Время выполнения работы 7-10 минут.

3. Презентация.

Ребята парами выходят к интерактивной доске,

материал сканируется и выводится на большой экран, что позволяет увидеть

работу целиком, заметить недочёты. Если нет такой возможности, то

большую роль играет речевая подача работы. Пары самостоятельно

определяют, кому какой материал презентовать.

Пара №1. Слово «серебристый»

1,2,4,3,5

1

.Се-ре-брИс-тый - [с’ир’ибр’истый’]. 11 букв=11 звуков, 4 слога.

2

.Состав слова:

серебр

корень,

ист

суффикс,

ый

окончание, серебрист —

основа слова.

Однокоренные

слова:

серебро,

серебряный.

4

.

Ёлка

была украшена

серебристой

мишурой

(мишурой какой?

серебристой – определение, подчеркиваем волнистой линией)

3

. Серебристой

I. имя прилагательное, (какой?), обозначает признак предмета, н.ф.

серебристый

II. единственное число, творительный падеж, женский род, полная

форма, качественное (разряд определяем после изучения темы).

5

. Значение слова:

1. Цвета серебра, отливающий серебром, с

серебряным оттенком, отливом. С. ландыш. С. свет луны. Серебристая

борода (с сединой). С. тополь (порода тополя, у к-рого листья с нижней

стороны покрыты светлым пушком). 2. перен. То же, что серебряный (в 3

знач.). С.голосок – по Толковому словарю Ожегова.

Синонимы - серебряный, седой, звонкий, светло-серый, высокого тона,

заливистый, с примесью серебра, матово-серебристый, мелодично-звонкий.

Орфограммы в слове – непроверяемая безударная гласная, проверяемая

безударная гласна (серЕбряный).

Пара №2. Слово «королева»

1,2,4,3,5

1

. Ко-ро-лЕ-ва - [карал'эва]. 8букв=8 звуков. 4 слога

2

.Состав слова: корол - корень, ев - суффикс, а - окончание, королев —

основа слова. Однокоренные слова – король, королевский.

4

. Королева шла по залу. (Кто? королева – подлежащее, подчёркиваем

одной линией)

3

. Королева

I. имя существительное, (кто?), обозначает предмет, н.ф.

II.

единственное

число,

именительный

падеж,

женский

род,

1

склонение, одушевленное, нарицательное.

5

. Значение слова: 1. см. король. 2. Жена короля (в 1 знач.). 3. В

шахматах: то же, что ферзь (разг.). 4. Игральная карта с изображением

женщины в короне. Червонная к. 5. перен., чего. В нек-рых сочетаниях:

лучшая среди других подобных. К. красоты (победительница конкурса

красоты). К. шахмат (чемпионка мира). К. лыжни. К. спорта (о легкой

атлетике). – по Толковому словарю Ожегова.

Синонимы: ферзь — царица — карта — фигура — короличка —

королица — монархиня — женщина — гений чистой красоты.

Орфограммы в слове – непроверяемая безударная гласная, проверяемая

безударная гласна (корОль).

Пара №3. Слово «раскатистый»

1,2,4,3,5

1

. Ра-скА-ти-стый - [раскАтистый’]. 11 букв=11 звуков, 4 слога.

2

.Состав слова: рас — приставка, кат — корень, ист — суффикс, ый —

окончание, раскатист — основа слова.

Однокоренные слова: выкатывать, катать, катить, откат, перекати-

поле.

4

. Сергей

издавал раскатистый

хохот. (хохот какой? раскатистый -

определение, подчёркиваем волнистой линией).

3

. Раскатистый

I. имя прилагательное, (какой?), обозначает признак предмета, н.ф.

раскатистый

II.

единственное

число,

винительный

падеж,

мужской

род,

качественное

5

. Значение слова: ист. С раскатом (в 3 знач.), с раскатами. Раскатистые

звуки. Раскатисто (нареч.) смеяться – по Толковому словарю Ожегова.

Синонимы:

громкий — гулкий — оглушительный — зычный —

звучный — громовой — перекатистый — гортанный — перекатный.

Орфограммы в слове

раскатистый: правописание чередующейся

приставки рас-//раз-, суффикс –ист.

Пара №4. Слово «извещение»

1,2,4,3,5

1

. И-зве-щЕ-ни-е - [изв’ищ’эн’ий’э]. 9 букв=10 звуков, 5 слогов.

2

.Состав слова: из — приставка, вещ — корень, ени — суффикс, е —

окончание, извещени — основа слова.

Однокоренные слова: весть (ст//щ), вестник, возвестить, известить,

извещать.

4

. Извещения об урагане так и не было. (не было (чего? извещения –

дополнение, подчёркивается пунктиром).

3

. Извещения

I. имя существительное, (чего?), обозначает предмет, н.ф. извещение

II. единственное число, родительный падеж, средний род, 2 склонение,

неодушевленное, нарицательное

5

.

Значение

слова:

извещение,

-я,

ср.

1.

см.

известить.

2.

Сообщение, уведомление. И. о собрании.– по Толковому словарю Ожегова.

Синонимы:

предупреждение — оповещение — письмо — уведомление

— бюллетень — предостережение — предуведомление.

Орфограммы в слове извещение: из –правописание чередующихся

приставок (из//ис), проверяемая гласная в корне (вЕсть), правописание

суффикса –ени-(нет –ини-).

Пара №5. Слово «слезливость»

1,2,4,3,5

1

. сле –злИ-вость - [сл’изл’иваст’]. 11букв=10 звуков, 3слога.

2

.Состав слова: корень — слез, суффикс — лив, суффикс — ость,

основа слова — слезливость.

Однокоренные слова: прослезиться,

слезоточить,

слеза, слёзный,

бесслезность.

4

. Слезливость глаз мешала ему рассмотреть детали. (Что? Слезливость

– подлежащее, подчёркивается одной линией).

3

. Слезливость

I. имя существительное, (что?), обозначает предмет, н.ф.

II.

единственное

число,

именительный

падеж,

женский

род,

3

склонение, неодушевленное, нарицательное

5

. Значение слова: Отвлеч. сущ. по значению прил.: слезливый.

слезливый, —ая, -ое; -ив. 1. Склонный часто плакать. Слезливая женщина, 2.

Плачущий, жалобный. С. голос. II сущ. слезливость, -и, ж. - по Толковому

словарю Ожегова.

Синонимы:

слезоточивый — плаксивый — слезистый — слезный —

сердцещипательный — душещипательный — сентиментальный....

Орфограммы в слове

слезливый: безударная проверяемая гласная

(слЁзный).

Пара №6. Слово «злоумышленник»

1,2,4,3,5

1

. зло-у-мЫ-шле-нник - [злаумЫшл’ин’:ик]13 букв=12 звуков, 5 слогов.

2

.Состав слова:

у

приставка,

зл,

мышл

корни,

о

соединительная

гласная,

енн,

ик

суффиксы,

нулевое

окончание, злоумышленник — основа слова.

Однокоренные слова: зло, умышленный, злостность, мысль.

4

.

Все

кинулись

на поиски

злоумышленника. (на поиски кого? –

злоумышленника -дополнение, подчёркиваем пунктиром).

3

. Злоумышленника

I.

имя

существительное,

(кого?),

обозначает

предмет,

н.ф.

злоумышленник

II. единственное число, родительный падеж, мужской род, 2 склонение,

одушевленное, нарицательное.

5

.

Значение

слова:

злоумышленника,

м.

(книжн.

офиц.

устар.). Человек, совершивший преступление с заранее обдуманным намерен

ием; замысливший какой-н. дурной, преступный поступок – по Толковому

словарю Ожегова.

Синонимы:

враг — преступник — покуситель — уголовник —

правонарушитель — умышленник — умышлятель — враждебник.

Орфограммы в слове

злоумЫшленник: проверяемая безударная

гласная (злО), двойной согласный.

Пара №7. Слово «растащить»

1,2,4,3,5

1

. ра-ста-щИть - [растащ'Ит'] 9 букв=8 звуков, 3 слога.

2

.Состав слова:

рас — приставка, тащ — корень, и- суффикс, ть-

окончание, растащи — основа слова.

Однокоренные слова: растащенный, протащить, тащить, вытащить.

4

.

Все

грибы

растащили

белки.

(белки что сделали? растащили -

сказуемое, подчёркиваем двумя линиями).

3

. Растащили

I. глагол, (что сделали?), обозначает действие предмета, н.ф.

растащить

II. прошедшее время, множественное число, 2 спряжение, совершенный

вид, невозвратный.

5

. Значение слова: растащить, ащу, ащишь; ащенный; сов. (разг.). 1.

кого-что. Унести по частям, в разное время, в разные места; таща

разъединить. Р. горящие брёвна. 2. кого (что). Оттащить одного от другого,

разнять. Р. драчунов. 3. кого-что. Разворовать, украсть. Воры растащили всё в

доме– по Толковому словарю Ожегова.

Синонимы:

разнять,

оттащить,

украсть,

унести,

разъединить,

растаскать.

Орфограммы в слове: правописание чередующихся приставок (рас-,

раз-), проверяемая безударная гласная (тАщит).

Пара №8. Слово «размагнитить»

1,2,4,3,5

1

. ра-зма-гни-тить -

[размагн'ит'ит'

] 12 букв=11звуков, 4 слога.

2

.Состав слова: раз — приставка, магнит — корень, и — суффикс, ть-

окончание инфинитива, размагнити — основа слова.

Однокоренные слова: магнит, магнитить, размагничивать.

4

.Ты

размагнитишь

мне

часы? (ты что сделаешь? размагнитишь -

сказуемое, подчёркиваем двумя линиями).

3

. Размагнитишь

I. глагол, (что сделаешь?), обозначает действие предмета, н.ф. размагнитить

II. настоящее время, единственное число, 2 лицо, 2 спряжение,

совершенный вид, невозвратный.

5

. Значение слова: 1. что. Лишить магнитных свойств. Р. ферросплав. 2.

перен., кого (что). Лишить собранности, целеустремленности, энергии (разг.).

|| несов. размагничивать, -аю, -аешь. || сущ. размагничивание, -я, ср.– по

Толковому словарю Ожегова.

Синонимы: размагниченный.

Орфограммы в слове: правописание чередующихся приставок (рас-,

раз-), непроверяемая безударная гласная в корне, правописание Ь знака после

шипящих (2 лицо, ед.число глагола).

Пара №9. Слово «сцепление»

1,2,4,3,5

1

. сце-пле-ни-е - [

сцыпл’эн’ий’э

] 9 букв=10 звуков, 4 слога.

2

.Состав слова: приставка — с, корень — цепл, суффикс — ени,

окончание — е, основа слова — сцеплени.

Однокоренные слова: выцепить, вцепиться, выцеплять, зацеп, цепкий.

4

. Сцепление вагонов прошло успешно. (что? –сцепление -подлежащее,

подчёркиваем одной линией).

3

. Сцепление

I. имя существительное, (что?), обозначает предмет, н.ф.

II.

единственное

число,

именительный

падеж,

средний

род,

2

склонение, одушевленное, нарицательное.

5

. Значение слова: сцепление,

-

я, ср. 1. см. сцепить, -ся. 2. Механизм в

транспортной машине для соединения или разъединения валов2, сцепная

муфта (спец.). 3. перен. Совокупность, скопление (устар.).– по Толковому

словарю Ожегова.

Синонимы: сочленение, зацепление, переплетение, соединение, связь,

конкатенация; зажимное устройство, муфта; союз; схлестывание, сцепка,

когезия, связывание, стискивание, адгезия.

Орфограммы в слове

сцеплЕние: проверяемая безударная гласная

(сцЕпка), правописание окончания существительного.

4. Закрепление.

На данном этапе урока в 5 классе будет

целесообразно

применить

игровую

методику,

что

позволит

ребятам

расслабиться, отдохнуть от кропотливого труда, но в то же время повторить

изученный материал.

Игра с мячом «Лингвистика». Ученики встают. Учитель кидает мяч

любому ученику и задаёт вопрос из любого задания. После ответа мяч

возвращается учителю и т.д. Вопросы можно классифицировать, ограничивая

учеников конкретным разделом языкознания. Данный вид работы допустим

при изучении любых тем в 5-6 классах. Она позволяет ребятам повторить

пройденный материал в игровой обстановке, формирует скорость мышления,

позволяет сменить атмосферу урока.

Например,

1. Назови корень слова «сцепление»?

2. Назови однокоренные слова к слову «размагнитить»?

3. Определи склонение слова «королева»? и т.п.

5. Домашнее задание: выполнить ЗСП 11 по заданию учебника.

Заключение

При постоянном использовании предложенной системы работы для

изучения слов можно достичь высокого уровня образования. Как показывает

практика, ученики лучше запоминают материал, когда работа с ним идет не

только в комплексе, но и строго регламентировано. Контрольной точкой

после такого вида словарной работы может быть обычный словарный

диктант. В процессе практической деятельности ученики приобретают навык

использования словарей, интернета в учебных целях.

Данный урок позволяет использовать такие виды словарной работы,

как фонетический анализ слова, морфемный и другие. Комплексный анализ

слов помогает осознать учащимся, что язык – это система. Обязательным

условием успешной словарной работы является налаживание двусторонней

связи между учениками, работающими в паре, а также между парами и

классом. Ограничение по времени позволяет обучающимся мобилизовать

силы и простроить работу более плодотворно.

Словарная работа - это неотъемлемая часть школьной программы

обучения русскому языку, так как способствует решению многих важных

задач.

Помогает

формировать

личность

ученика,

его

мировоззрения,

расширяет словарный запас и помогает познакомиться с богатством родного

языка и его стилистическими возможностями.

Данный

урок

является

«основой»

всех

уроков

при

работе

с

упражнениями ЗСП учебника. Возможны любые комбинации. Типичность

такой

работы

формирует

успешное

владение

основными

понятиями

лингвистики.

Важно, что при работе со словом материал может носить опережающий

характер;

например,

в

толковом

словаре

ученики

встречают

формы

причастий, деепричастий – материал, с которым им предстоит познакомиться

только в 6 классе. Если при выполнении ЗСП 1-4,5 на начале 5 класса идет

работа совместно с учителем, то, работая над ЗСП 6 и т.д. учащиеся готовы к

самостоятельности, учителю же отводится роль консультанта и куратора,

больше времени остаётся для индивидуальной работы с обучающимися.

Удивительно, что при системном использовании такой деятельности

учащиеся

реже

обращаются

к

орфографическому

словарю,

словарю

синонимов и другим, так как умело справляются с орфографией слова, его

лексикой, легче даётся морфемный разбор. Такая работа помогает успешно

справиться с Всероссийской проверочной работой, является опытом для

сдачи ОГЭ, ЕГЭ.

Список источников

1.

Александрова Л.П. и др. Словарь синонимов русского языка. М., 2001.

2.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1-4. М.,

2000.

3.

Ерёмина О.А. Словарные слова: 5 класс. – М.: «Экзамен», 2006

4.

Капинос, В. И. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 классы:

книга для учителя / В. И капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик и

др.– М.: Просвещение, 1991

5.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2006.

6.

Потиха А., Розенталь Д.Э. Лигвинстические словари и работа с ними в

школе. – Москва: «Просвещение» , 1987.

7.

«Толковый словарь русского языка» под редакцией С.И. Ожегова и Н.Ю.

Шведовой;

8.

Толковый словарь русского языка для школьников. М., 2001.

9.

Учебник

«Русского

языка»

5

класс.

Под

ред.

М.М.Разумовской,

С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова. Часть II. Издательство «Дрофа».

– М., 2020г

Приложение 1

Вид сканированной работы учащегося



В раздел образования