Напоминание

«Формирование основ музыкальной грамотности у родителей воспитанников в практике работы музыкального руководителя ДОУ»


Автор: Кремер Ольга Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 37"
Населённый пункт: г.Новокузнецк , Кемеровская область
Наименование материала: творческая разработка
Тема: «Формирование основ музыкальной грамотности у родителей воспитанников в практике работы музыкального руководителя ДОУ»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование основ музыкальной грамотности у родителей воспитанников

в практике работы музыкального руководителя ДОУ

Кремер Ольга Владимировна , музыкальный руководитель

МБ ДОУ «Детский сад № 37»,г. Новокузнецк

Конечно, уровень музыкального развития у каждого родителя разный. Но это не значит,

что те, кто не имеет музыкального образования, не может дать ребенку хорошую основу для

его дальнейшего музыкального развития. Главное – это образ жизни семьи и ее традиции,

Музыкальное воспитание в семье имеет большое значение для общего и музыкального

развития ребенка. Именно в семье закладываются те основы, которые позволяют успешно

развивать у детей музыкальные способности, приобщить их к музыкальному искусству,

сформировать положительное отношение к музыке.

Следует помнить, что только при тесном

взаимодополняющем

взаимодействии

семьи

и

дошкольного

учреждения,

возможно

достижение таких высоких целей музыкального воспитания как развитие музыкальных и

творческих способностей детей, формирование начал музыкальной культуры и общей

духовной культуры.

Поэтому при работе с родителями использую следующие принципы и подходы:

«Систематичности и последовательности» - вытекает из закономерностей образования,

воспитания и развития, которые приобретают особый смысл в дидактических процессах в

музыкальном воспитании.

«Единства» - достигается в том случае, если цели и задачи музыкального воспитания хорошо

понятны не только музыкальному руководителю, но и родителям.

«Интегративного

подхода

к

построению

образовательной

деятельности»

- рассматривается как взаимное «пронизывание» различных видов предметности в разных

видах детской деятельности, взаимодействие музыки, пения, восприятия, движения и игры на

детских музыкальных инструментах.

«Сотрудничества семьи и детского сада»

- в воспитании по законам партнерства,

содействие развития понимания, взаимоуважения между ребенком и его родителями на основе

открытия ими ребенка как индивидуальности, создания условий для продвижения каждого

ребенка по своей траектории развития и саморазвития в темпе и на уровне его возможного

максимума.

«Гармонии 3-х начал»

- это проявляется в соединении направлений развития ребенка:

музыкального, духовного и интеллектуального.

Формы взаимодействия музыкального руководителя и родителей:

- индивидуальные беседы с родителями;

- консультирование родителей по вопросам организации музыкального воспитания детей в

семье;

- выступления на родительских собраниях дошкольного образовательного учреждения с

докладами о музыкальном воспитании;

- открытые музыкальные занятия с детьми для родителей (дни открытых дверей;

- анкетирование, опросы родителей с целью выявления условий музыкального воспитания в

семье.

Приоритетными направления в своей профессиональной деятельности при взаимодействии

с родителями считаю следующие направления :

- «Сохраняем культурные и семейные традиции» - основывается на приобщении к истокам

народной культуры и сохранения семейных традиций.

- «Оздоравливаемся вместе» - включает в себя формирование у родителей основ музыкальной

грамотности.

- «Играем, развиваем, воспитываем вместе» - погружение в разнообразную совместную

деятельность, любое совместное мероприятие позволяет увидеть родителям изнутри

проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как это делают

другие, приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской

общественностью в целом. Многообразие тематики позволяет родителям и детям не только

пополнить свои знания, но и раскрыть свой творческий потенциал.

- «Взаимопознание

и

взаимоинформирование»

- возможность

оказывать

друг

другу

необходимую поддержку в развитии ребенка, привлекать имеющиеся педагогические ресурсы

для решения общих задач воспитания.

Родители должны знать методы и приемы, формы организации музыкального воспитания в

семье, понимать значение музыкального воспитания, повышать свой собственный культурный

уровень. Познакомить с ними родителей должен воспитатель.

Задачи музыкального воспитания в семье:

Обогащение духовного мира ребенка музыкальными впечатлениями, формирование

интереса

к

музыке,

передача

традиций

своего

народа,

формирование

основ

музыкальной культуры;

Развитие музыкальных и творческих способностей в процессе различных видов

музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-

образовательная деятельность);

Содействие общему развитию детей средствами музыки.

Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Родители должны стремиться обучать

детей в семье, музыкальных кружках, студиях, посещать концерты, музыкальные спектакли,

обогащать детей разносторонними музыкальными впечатлениями, расширять музыкальный

опыт.

Основные педагогические методы (наглядный, словесный, практический) применимы и в

музыкальном семейном воспитании.

Наглядно-слуховой метод – основной метод музыкального воспитания. Если в семье звучит не

только развлекательная, но и народная и классическая музыка, ребенок привыкает к ее

звучанию, обогащает свой слуховой опыт.

Наглядно-зрительный метод – в семейном воспитании имеет ряд преимуществ. Дома,

общаясь с ребенком, имеется возможность показать книги с репродукциями картин,

рассказывая при этом об эпохе, когда была сочинена музыка, традициях и обрядах,

познакомить с изображениями предметов быта, одежды. Таким образом обогащаются

представления детей об искусстве.

Словесный метод – позволяет настроиться ребенку на восприятие музыки, поддерживает

возникший интерес.

Практический метод – позволяет ребенку овладеть определенными умениями и навыками

исполнительства и творчества.

Успешность применения всех этих методов зависит от общекультурного и музыкального

уровня

взрослых,

их

педагогических

знаний

и

способностей,

терпения,

желания

заинтересовать ребенка музыкой. Даже если родители не музыканты, они без труда могут

прививать ребенку любовь к музыке. Для этого можно использовать следующие виды

деятельности:

1.

Пение для ребенка – отличный способ проявить свои чувства и ощущения, показать

свое настроение. Благодаря пению ребенок учится четче разговаривать, укрепляет свой

организм, углубляет дыхание, совершенствует голосовой аппарат. Не стыдите малыша, если

он поет песни – пойте вместе с ним его любимые композиции. Ведь цель пения – понять

образы и настроение музыкальных произведений, проявить чувства в процессе естественного

пения.

2.

Музыкально - ритмические движения помогают ребенку развивать волевые качества

и слуховое внимание, умение согласовывать движения и музыку, проявлять творческое

воображение. А ритмические упражнения, танцы и музыкальные игры максимально этому

способствуют.

3.

Слушание музыки в семье заключается в прослушивании музыкальных произведений,

в привитии навыков культуры слушания музыки, формировании музыкального вкуса.

Культура

восприятия

музыки

формируется

путем

постепенного

и

многократного

прослушивания композиций, которые доступны детскому восприятию. Так, изначально

детям

рекомендуется

прислушиваться

к

звукам,

затем

им

предлагают

дослушать

композицию до конца, не отвлекаясь, и уже к школьному возрасту ребенок сможет активно

слушать музыку, понимая ее содержание и смысл.

4.

Игра на детских музыкальных инструментах. Пожалуй, эта часть музыкального

воспитания ребенка в семье самая интересная – дети с большим удовольствием берутся за

музыкальные инструменты, пытаясь повторить ту или иную мелодию. В дошкольном

возрасте очень важно беречь детский слух: музыкальные инструменты должны звучать

чисто, быть прочными, отвечать возрасту ребенка. Как правило, в младшем возрасте детей

знакомят с колокольчиками, погремушками, различными дудочками, бубнами. В старшем

дошкольном возрасте дети должны знать большинство музыкальных инструментов и

характер их звучания, правила хранения инструментов и особенности пользования ими.

Для родителей своих воспитанников предлагаю серию музыкальных игрушек: например:

«Нажималки» - они оказывают на ребенка такое же действие, как и любая звучащая музыка:

- влияют на настроение и поведение ребенка (медленная музыка успокаивает, бодрая -

возбуждает)

- стимулирует речевое и эмоциональное развитие, улучшает наглядно-образное мышление.

Мягкие игрушки нравятся всем детям. Их можно кормить, одевать, укладывать с собой в

кроватку. А если игрушка умеет еще и «петь», то заниматься с ней вдвойне веселей!

Игрушки, имитирующие настоящие звуки познакомят ребенка с окружающим миром. Для

большей «достоверности» можно использовать игрушки, имитирующие, причем часто вполне

правдоподобно, реальные звуки: игрушки с голосами домашних животных, с голосами диких

зверей и птиц и т.д. Мальчикам наверняка придется по душе музыкальная игрушка

автомобильной тематики со звуками сирены, сигнализации, клаксона, работающего двигателя.

Девочкам – игрушки со звуками стиральной машины, микроволновки, холодильника.

Существуют и игрушки, имитирующие звуки настоящих музыкальных инструментов.

Погремушка хороша тем, что ее не обязательно покупать. Можно сделать из подручных

материалов: «Киндер сюрприза», насыпав туда сахар, крупу, фасоль. Для ребенка постарше

можно сделать погремушку из пластиковой бутылки или даже из воздушного шарика. Более

мелодичный, «музыкальный» звук издают так называемые звенящие шары и неваляшки.

Когда ребенок становится постарше, можно начинать знакомить его с природой звука. Для

этого понадобятся инструменты как минимум трех групп:

Ударные:

начать лучше с ударных, в них все как-то понятней– стукнул, шлепнул – вот и звук. Детки

постарше начинают осваивать палочки. А с помощью палочек уже можно играть и на

барабане, и на ксилофоне, и на металлофоне, и на чем угодно. Ну а если вашему ребенку по

душе русские инструменты, то среди них ударных тоже много: это и деревянные ложки, и

трещотка, и рубель (это ребристая доска для стирки белья)

стирать – так вот, наши предки с помощью специальных палочек и ее в музыкальный

инструмент превращали).

состав симфонического оркестра входит), состав симфонического оркестра входит),

Духовые:

у духовых инструментов другой способ извлечения звука дунул – зазвучало! А с помощью

определенных манипуляций можно еще и звуки разной высоты издавать, целую мелодию

сыграть! Начинать, опять же, надо с чего попроще – со свистулек. Можно простейшую

«свистульку» и самим сделать – из стеклянной бутылки, частично наполненной водой. Если

дунуть в горлышко под определенным углом – бутылка зазвучит. А меняя количество воды,

можно и высоту звука менять. Есть и инструменты посложнее - губные гармошки,

игрушечные дудочки и флейты. Ну а если ребенка это увлечет - тем лучше.

Струнные:

в этих инструментах звук издает колеблющаяся струна. Ее можно увидеть, пощупать. Строго

говоря, такие инструменты редко бывают «игрушечными», на них как-то не принято играть

«просто так». Но что мешает попробовать? Если моторика ребенка уже достаточно развита,

чтобы «щипать» отдельные струны, можно предложить гусли, балалайку, домру, гитару, хоть

арфу – главное, чтобы это доставляло вам и малышу удовольствие.

Для

развития музыкальных

способностей

детей, формирования

основ музыкальной культуры

необходимо

использовать

народную

и

классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкус маленьких слушателей.

Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и

народными традициями, обычаями, духовной культуры народа. Если ребёнок слышит

народные мелодии с раннего детства, он естественно проникается народно - песенными

интонациями. Они становятся ему привычными родными. Ребёнку важно прочувствовать и

красоту классической музыки, накопить опыт её восприятия, различить смену настроений,

прислушаться к звучанию различных музыкальных инструментов.

Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для

детского восприятия. Это должны быть небольшие произведения или фрагменты с яркой

мелодией, запоминающимся ритмом, красочной оркестровкой (пьесы Л. Бетховена, Ф.

Шуберта, Ф. Шопена, П. И. Чайковского М. И. Глинки) и более скромная по выразительным

средствам, но вызывающая чувство восхищения старинная музыка А. Вивальди, И. С. Баха, В.

А. Моцарт

Часто в семье дети занимаются музыкальным творчеством самостоятельно: напевают

песни, играют на музыкальных инструментах, ритмически стучат, импровизируют мелодии на

различных музыкальных инструментах. Важно поддерживать такое стремление ребенка к

изучению музыки и всячески этому способствовать. А чтобы музыкальное воспитание было

эффективным, родители должны:

1.

Следить за правильностью речи ребенка, вовремя исправлять дефекты речи, если таковы

имеются. При надобности посещать занятия с логопедом, обследоваться у лора или

невропатолога.

2.

Следить за развитием музыкального словаря ребенка, постоянно пополнять его новыми

эмоционально-выразительными словами.

3.

Танцевать, петь и играть вместе с ребенком под музыку и без нее.

4.

Читать ребенку детские произведения (стихи, сказки), рассказы о детстве и творчестве

известных композиторов.

5.

Регулярно посещать всей семьей театры, цирки, балеты, оперу и прочие музыкальные

представления. Если такой возможности нет, можно купить диски с известными

музыкальными произведениями и устраивать их просмотр в домашней обстановке всей

семьей.

6.

Поощрять все успехи своего ребенка и не сравнивать его способности с умениями

других детей.

О чем должны помнить родители, занимаясь музыкальным воспитанием ребенка дома?

Первое

правило – не игнорировать пристрастие ребенка к музыке. Как только малыш

начинает

проявлять

заинтересованность музыкой,

необходимо начинать музыкальное

развитие максимально раньше.

Второе правило – не огорчайтесь, если у вашего малыша что-то не получается с первого раза

или у него не всегда есть желание заниматься песнями, танцами. Путь к успеху заключается в

количественном накоплении знаний и умений. Терпение и постоянный труд помогут добиться

желаемого.

Третье правило

– развивайте все способности ребенка, который так или иначе могут

тормозить развитие других.

Четвертое правило - самое главное правило: каждый ребенок музыкальный, поэтому не

стоит говорить о его немузыкальности, не попытавшись развить в нем эти способности.

Музыка - величайший источник нравственного развития. Она открывает перед ребёнком мир

ощущений, переживаний, и позволяет в самой доступной форме знакомится с окружающими

явлениями.

Музыка в семье может использоваться как в виде занятий с детьми, так и в более

свободных формах – развлечение, самостоятельное музицирование детей, фоновое звучание.

На занятиях роль взрослого активна. К менее активным формам руководства взрослого

относят:

слушание

грамзаписей

музыкальных

сказок,

музыки

к

мультфильмам,

самостоятельное музицирование детей. Ребенок должен чувствовать поддержку взрослого.

Более свободная форма музыкальной деятельности - слушание музыки одновременно с другой

деятельностью (тихими играми, рисованием). Чтобы добиться положительных результатов в

семейном

музыкальном

воспитании,

нужно

приложить

максимум

усилий,

терпения,

настойчивости.

Семейное музыкальное воспитание ребенка не должно быть навязчивым – старайтесь сделать

так, чтобы занятия приносили малышу радость и удовольствие.

Литература

1.Давыдова И.А. Формы работы музыкального руководителя ДОУ с родителями // 1 сентября.

2013.

2. Зацепина М.Б. Развитие ребёнка в музыкальной деятельности - М.: Творческий центр, 2010.

3. Струве Г.А. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио., - СПб.:

Издательство «Лань».1999. – 64с.

4. Меньших И., С музыкой растем, играем и поем: сборник песен и игр для детей дошкольного

возраста, - Ростов – на - Дону: Феликс, 2007. – 57с.

5. Радынова О.П. Музыкальное воспитание в семье - М.: Просвещение, 1994

6. Трубникова М.А., Музыкальные ступеньки: игры и развлечения с детскими музыкальными

инструментами, - М., 1998. –

ПРИЛОЖЕНИЕ

Консультация для родителей

Музыкальное воспитание детей в условиях семьи

Музыка занимает важное место в развитии личности ребенка и является той прочной

нитью, которая связывает ребенка с миром взрослых и вместе с тем позволяет ощутить себя

как личность. Влияние музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры или наказания,

поскольку

она

может

непосредственно

воздействовать

на

чувства

ребенка

через

эмоционально-образное содержание музыкального произведения, вызвать у ребенка чувство -

сопереживание, формирует его внутренний мир.

Музыка, очень хорошо, побуждает ребенка к творчеству, активизируя его

воображение, фантазию. Простейшие творческие проявления ребенка в доступной для него

музыкальной деятельности являются залогом его будущего успеха в последующей жизни.

От того, насколько комфортна окружающая ребенка среда, будет во многом зависеть

его собственное поведение по отношению к сверстникам, и окружающим его, взрослым. И

если

ребенок

будет

воспитываться

в

атмосфере

душевной

теплоты,

понимания,

эмоционального комфорта, то у него не будут возникать негативные проявления, чувство

отторжения, ощущение собственной неполноценности и ненужности.

Задача родителей – содействовать музыкально-творческому развитию ребенка,

поддерживая стремление к игре, попытки к самостоятельным действиям и стимулируя их;

развивать у детей интерес к музыке, желание участвовать в исполнении незатейливых песен,

танцев, игр.

Музыкальные занятия в домашних условиях.

Правильно организованные музыкальные занятия могут сыграть большую роль в создании

особой, дружеской, доверительной и творческой атмосферы в семье, что несомненно значимо

для ребенка с проблемами в развитии. Это важно и для укрепления семейных отношений.

Каждая семья должна позаботиться о наличии хотя бы скромной фонотеки с записью

музыки для детей. Это должна быть музыка, ценная в художественном отношении,

воспитывающая у детей нравственно-эстетические чувства, способствующая первоначальному

формированию основ музыкального вкуса и доступная для восприятия ребенка. В основном это

классическая музыка, предназначенная для слушания, музыка для движений, детские песни,

сказки с музыкальным сопровождением.

Основной совет, который можно дать родителям: побольше слушать с детьми хорошую

музыку, сделав это правилом, семейной традицией, но нужно обратить внимание на то, какую

музыку слушаете вы и ваши дети.

Возбуждающая, громкая музыка, выражающая агрессивный настрой, лишает человека

состояния уравновешенности, спокойствия, побуждает к разрушительным действиям.

Особенно противопоказана такая музыка гипервозбудимым, расторможенным детям со

слабым контролем, т. к. она усиливает проявление отрицательных свойств в поведении

ребенка.

Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизовать

эмоциональное состояние как большого, так и маленького слушателя, а так же развивать

концентрацию внимания.

Играя дома с детьми, мы советуем, широко использовать песенки-упражнения для развития

мелкой моторики у детей. Забавные тексты песенок являются подсказкой для предлагаемых

движений, а веселая и красивая музыка создаст нужное настроение, поможет ритмичному и

выразительному исполнению.

Советы родителям по организации самостоятельной музыкальной деятельности детей

дошкольного возраста:

1.

Обратите внимание на самостоятельную музыкальную деятельность вашего ребёнка.

2.

Не раздражайтесь, когда ребёнок пытается играть на каком-либо инструменте, а

наоборот, стремитесь к тому, чтобы это заинтересовало его.

3.

Покупайте музыкальные инструменты и игрушки, играйте на них сами, играйте вместе с

детьми.

4.

Водите ребёнка в театр, на концерт, где участвуют дети.

5.

Накапливайте детскую фонотеку.

6.

По возможности старайтесь знакомить детей с композиторами.

7.

По возможности отдайте ребёнка в музыкальную школу.

8.

Обсуждайте с ребёнком просмотренные спектакли, концерты.

9.

Помогите придумать ребёнку музыкальную сказку, сценку.

10.Интересуйтесь тем, что узнал нового ребёнок на музыкальном занятии в детском саду.

11. Обязательно присутствуйте и по возможности участвуйте на утренниках и вечерах

развлечений в детском саду.

12. Бывая на природе, обращайте внимание ребёнка на звуки музыки вокруг нас (музыку

природы).

Маленькая мышка

Маленькая мышка. Бегут пальцами обеих рук по

столу и коленям.

По городу бежит,

Глядит ко всем в окошки, Сложив пальцы рук круглым

окошечком, заглядывают в него.

И пальчиком грозит: Грозят пальчиком.

«А кто не лег в кроватку? Руки прижаты ладонями друг к

другу. Лежат на тыльной стороне

одной из рук на столе (коленях)

А кто не хочет спать? Переворачивают руки на другой

«бок».

Такого непослушного Щекочут пальцами то одну, то

я буду щекотать!» другую ладошку.

Рисование

Дети выполняют движения в соответствии с текстом. Можно рисовать на столе, коленях,

полу, животе…

Мы кружок нарисовали,

Наши пальчики устали,

Мы руками потрясем,

Рисовать опять начнем.

Мы черту нарисовали…..

Мы волну нарисовали….

Точки мы нарисовали…..

Такие игры могут быть использованы для совместного отдыха детей и взрослых.

.



В раздел образования