Автор: Сердитова Наталия Валентиновна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКОУ СОШ4
Населённый пункт: г. Михайловск
Наименование материала: статья
Тема: Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
Раздел: дошкольное образование
Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных
умений у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной
образовательной организации
Аннотация. Статья посвящена изучению сюжетно-ролевой игры как
средству развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного
возраста в дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова: сюжетно-ролевая игра, коммуникативные умения,
дети старшего дошкольного возраста.
Актуальность. В настоящее время происходит серьезное смещение
акцентов: развитие словаря детей, воспитание звуковой культуры речи,
формирование ее грамматического строя являются не самоцелями, а
средствами для развития у детей навыков общения.
Актуальность определяется тем, что сюжетно-ролевая игра, являясь
самостоятельной
деятельностью,
в
которой
дети
вступают
в
непосредственное общение со сверстниками, является важным средством
развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.
Старший дошкольный возраст 5-7 лет является периодом интенсивного
психического
развития.
Особенности
данного
этапа
проявляются
в
прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования
психофизиологических
функций
и
кончая
возникновением
сложных
личностных новообразований.
В сюжетно-ролевой игре дети приобретают навыки общения, у них
развиваются
коммуникативные
умения,
которые
очень
важны
для
дальнейшего процесса социализации личности и успешного вхождения в мир
взрослых.
В
старшем
дошкольном
возрасте
формируются
новые
сферы
деятельности ребенка: развивается игровая деятельность, формируется
сюжетно-ролевая
коллективная игра
на
смену
одиночных контактов.
Начинает
развиваться
активное
сотрудничество
со
взрослыми
и
сверстниками. Общение является взаимодействием двух либо более людей,
которое направлено на объединение и согласование их усилий для
налаживания отношений, а также достижения результата.
В
качестве
необходимых
условий,
подтверждающих
наличие
настоящего общения, выступают: умение отождествления себя с другими
людьми, способность сопереживать, готовность принять иную точку зрения.
Отношения между детьми динамичны, они развиваются, в старшем
дошкольном
возрасте
становятся
конкурентными,
чему
способствует
осознание ребенком общественно значимых норм и правил. Так постепенно
усложняется
и
обогащается
коммуникативное
поведение
ребенка,
формируются его новые формы.
Одной из приоритетных задач современного дошкольного образования
является обеспечение высокого уровня социально - коммуникативного
развития дошкольников как предпосылки их успешной адаптации и
социализации в детское сообщество.
Согласно
ФГОС
ДО,
основными
задачами
социально
–
коммуникативного развития детей дошкольного возраста являются:
- Создание условий для усвоения детьми дошкольного возраста норм и
ценностей, принятых в обществе.
- Развитие социального и эмоционального интеллекта детей, их
эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
-Способствование
становления
самостоятельности,
целенаправленности и саморегуляции действий детей.
- Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности
к своей семье, к сообществу детей и взрослых в коллективе.
- Формирование у детей основ безопасного поведения в быту, социуме,
на природе, а также готовность к взаимодействию со сверстниками. Решение
данных задач может эффективно осуществляться посредством игровой
деятельности, которая является ведущей в дошкольном возрасте.
Коммуникативные
умения
–
это
комплекс
осознанных
коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и
практической
подготовленности
личности,
позволяющий
творчески
использовать знания для отражения и преобразования действительности.
Развитие
коммуникативных
умений
старших
дошкольников
представляет
собой
развитие
способности
общения
и
успешного
взаимодействия с окружающими, в процессе которого ребенок не только
познает другого человека, но и самого себя.
К основным особенностям развития коммуникативных умений
старших дошкольников относят ситуацию сотрудничества со взрослым в
ситуативно-деловой форме, развитие активной речи и формирование
потребности и инициативы в общении со сверстниками, которое имеет
форму эмоционально-практического взаимодействия.
При целенаправленном развитии коммуникативных умений общения у
старших
дошкольников
необходимо
учитывать,
как
возрастные
и
индивидуальные особенности развития детей, в том числе ведущий вид
деятельности – игру, так и особенности их общения.
Образно-ролевая игра имеет, большое значение для самостоятельной
психологической
реабилитации.
Игра
позволяет
ребенку
отвлечься,
переключиться от проблем, например, в общении со сверстниками. Когда
ребенок научился самостоятельно придумывать сюжет (т.е., другими
словами, овладел режиссерской игрой) и получил опыт ролевого поведения
(поиграл
в
образно-ролевую
игру,
попробовал
перевоплощаться),
то
возникает основа для развития сюжетно-ролевой игры. Что ребенок
приобретает в этой игре?
Теоретическое описание сюжетно-ролевой игры как средства развития
коммуникативных умений у старших дошкольников, позволило определить,
что игра – это ведущий вид деятельности старшего дошкольного возраста.
Основными видами игр для развития коммуникативных умений являются
сюжетно-ролевые, коммуникативные, подвижные игры и игры с правилами,
в которых старший дошкольник совершенствует умения общения, как в
вымышленных, так и в реальных отношениях. Организация сюжетно-ролевой
игры как средства
коммуникативного умения начинается с установления
позитивного контакта.
В сюжетно-ролевой игре основное внимание ребенка направлено на
социальные отношения людей. Именно поэтому ребенок и начинает
обыгрывать знакомые темы — магазин, больница, школа, транспорт — и
многие другие. И если раньше эти игры были очень богаты по содержанию,
то теперь они больше похожи на схемы, чем на красочные описания тех или
иных событий.
Это произошло в первую очередь потому, что большинство ребят не
знакомы или плохо знакомы с различными сторонами жизни. Усложнилось
производство; труд взрослых, раньше такой понятный и доступный детям,
оказался для них за семью печатями.
Многие дошкольники не знают, чем занимаются их родители, кто они
по профессии. И если раньше первое, что обыгрывали дети, был труд их
родителей, а естественное желание быть «как мама» или «как папа»
воплощалось в исполнении профессий, то теперь дети вынуждены свести все
к «семейному быту».
И так сложилось, что основной игрой детей стала игра в «дочки-
матери». Конечно, ничего плохого в этом нет, однако все богатство сюжетов
и взаимоотношений между людьми сводится лишь к семейным сценам, а
остальные стороны действительности и отношения внутри них оказываются
вне поля зрения ребенка. Это, безусловно, обедняет игру и плохо сказывается
на развитии воображения. Что же можно сделать в этой ситуации? Выход
есть. Если раньше дети не нуждались в специальной работе по ознакомлению
их с окружающим, то теперь обстоятельства изменились и от взрослых
требуются дополнительные усилия.
Сюжетно-ролевая игра - это модель взрослого общества, но связи
между детьми в ней серьезные. Нередко можно наблюдать конфликтные
ситуации на почве нежелания того или иного ребенка играть свою роль.
У старших дошкольников игра начинается с договора, с совместного
планирования, кто кем будет играть, а основные вопросы теперь уже «Бывает
так или нет?». Так, дети учатся общественным связям в процессе игры.
Заметно сглаживается процесс социализации, дети постепенно вливаются в
коллектив.
В процессе игры, через общение и взаимодействие со сверстниками и
взрослыми, ребенок усваивает социальный опыт, систему социальных связей
и отношений. От 5 до 7 лет – к данному возрасту дети уже должны овладеть
умением придумывать разнообразные сюжеты игр, согласовывать свои
игровые замыслы с замыслами партнеров по игре. Для того, чтобы этот
процесс разворачивался более активно, воспитатель может организовывать
игры-придумывания, которые будут протекать в речевом взаимодействии
между партнерами. Основным содержанием игры-придумывания является
составление новых сюжетов, которые могут включать в себя разнообразные
события.
Особенностью процесса формирования игровых умений, является то,
что взрослый выступает не в роли педагога, а равного партнера, который
играет вместе с ребенком наравне, занимает позицию дошкольника. При
таком взаимодействии игра носит естественный характер. Вместе с тем,
воспитатель должен уже с раннего возраста ориентировать ребенка на
сверстника, учить его навыкам эффективного игрового взаимодействия с
партнером на доступном для него уровне.
Для развертывания сюжетно-ролевых игр целесообразно использовать
любое свободное время в режиме дня (на прогулке, вечером). При
проведении игр важно использовать индивидуальный подход к каждому
ребенку, помогать детям с трудностями социализации. При подготовке к
сюжетно-ролевой
игре
важно
четко
определить
игровые
правила
и
действовать
постепенно,
усложняя
задачи.
Подбирать
игру,
соответствующую программным требованиям, учитывая возраст детей,
проведенной предварительной работой с дошкольниками.
Перед воспитателем при организации сюжетно-ролевой игры стоят
следующие задачи:
- помочь ребенку расширить игровой опыт;
- пробуждать интерес к творчеству, игре;
-подвести ребенка к игровому общению со сверстниками.
При игре с игрушкой нужно привлекать в игру, взрослого-партнера и
сверстников, ведь живой партнер привлекательнее, чем игрушка, с ним
можно разговаривать, он может сам действовать. С этой целью необходимо
обучать детей ролевому диалогу. Начальные навыки ролевого поведения
дети получают в игре с куклами. На детской игре проецируется поведение
взрослого. Для игры необходимо подбирать программные сюжеты, а также
использовать, например стихотворения А. Барто «Игрушки».
Необходимо показывать детям пример, как накормить куклу, покачать
её, уложить спать, спеть колыбельную песню, затем передайте куклу ребенку
для самостоятельной игры, при затруднении проводите совместную игру. Во
время игр с куклой дети проявляют заботу о ней, учатся действовать
самостоятельно. В этих играх формируются нравственные положительные
качества.
В дальнейшем необходимо организовать игры-ситуации: «На стройке»,
«Кто шофер», «Железная дорога», которые предполагают участие в игре
группы
детей,
благодаря,
которым
формируются
социальные
взаимоотношения между сверстниками, играющими роли людей труда.
В процессе игры дети общаются со сверстниками, создаются
дружеские взаимосвязи, что способствуют объединению в коллектив. Для
этого нужно осуществлять педагогическую поддержку сюжетно-ролевых
игр: поощрять к ролевому общению, одобрять реплики при игровом
взаимодействии детей, своим участием демонстрировать ролевое поведение.
Вводить ребенка в игровую ситуацию воспитателю следует не прямыми
указаниями, а косвенными методами (советы, напоминание).
Роль
воспитателя
в
руководстве
сюжетно-ролевой
игрой
дошкольников, направленной на развитие коммуникативных способностей,
заключается в следующем:
1. Вовлечение детей в игру.
2. Развертывание ролевого диалога, сначала с взрослым (воспитателем),
а затем между детьми. Воспитатель может строить совместную игру с
детьми,
постепенно
её,
усложняя,
в
следующей
последовательности:
первоначально взрослый берет на себя основную роль и втягивает ребенка в
совместную игру, предлагая ему дополнительную роль; в дальнейшем
воспитатель подключается к игре ребенка, беря на себя уже дополнительную
роль, а затем уступает ее другому ребенку, то есть ориентирует детей друг на
друга,
«замыкает»
их
в
смысловой
связке,
требующей
ролевого
взаимодействия.
3. Использование подражания в руководстве игрой, направленное на
формирование знаний норм и правил в общении с другими людьми.
Подражание рассматривается как процесс отражения действий, поступков,
как способ их усвоения. В процессе своей работы педагог должен уделять
большое внимание формированию дружеских и тёплых отношений детей
друг к другу,
обучать
детей
позитивным
приёмам
общения,
учить
анализировать причины конфликтов и вырабатывать умение самостоятельно
их регулировать.
Основным источником сюжетно-ролевой игры дошкольника является
окружающий мир, деятельность и взаимоотношения взрослых и сверстников,
а главная ее особенность заключается в наличии воображаемой ситуации,
которая складывается из ролей и сюжета. Игровая деятельность в старшем
дошкольном возрасте ещё более усложняется и развертывается.
У детей в этом возрасте должно быть сформировано умение
объединяться в игру, договариваться о последовательности совместных
действий, сюжете, должна быть развита способность выделять и отображать
характерные черты игрового образа, который принимает на себя ребенок.
Ведущим
мотивом
игры
у
старших
дошкольников
становится
познавательный интерес, проявляющийся в стремлении ребенка познать
окружающую
действительность.
Но
становление
таких
устойчивых
познавательных
интересов
возможно
лишь
при
расширении
детских
представлений об окружающей жизни, о деятельности взрослых, их
взаимоотношениях, которым дети стараются подражать в своих играх.
Также, у дошкольников проявляется и возрастает интерес к играм с
общественной тематикой. Дети в старшем дошкольном возрасте обдуманно
подходят к выбору сюжета, обсуждают его до начала самой игры, а также
планируют развитие содержания.
Сюжетно-ролевая игра влияет на формирование всех психических
процессов дошкольника, способствует развитию речи, воображения. Те есть
является
средством для развития коммуникативных умений в старшем
дошкольном возрасте.