Напоминание

"Роль воспитателя и ребёнка в воспитательном процессе"


Автор: Андреева Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №289
Населённый пункт: город Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль воспитателя и ребёнка в воспитательном процессе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Детский сад №289»

Статья: «Роль воспитателя и ребёнка в образовательном процессе »

Выполнила: Андреева С. В.

«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность»

Б. Шоу

Принцип деятельностного подхода изменил взгляды на роль воспитателя и воспитанника

в образовательном процессе. Образовательная деятельность выступает как

сотрудничество воспитателя и ребенка. Ребенок не должен быть пассивным слушателем,

воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Знания не даются

в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом.

Ребенок становится активным деятелем, «открывателем» окружающего мира, а педагог

выступает организатором и помощником.

Как организатор воспитатель:

1. Моделирует образовательные ситуации согласно технологии «Ситуация», организуя

процесс «открытия»;

2. Отбирают методы и приемы. В ходе занятия используют игровые, наглядные,

словесные и практические методы.

Игровые методы и приёмы:

1. Сюрпризность, эмоциональность.

2. Создание игровых ситуаций.

3. Подвижная игра.

Словесные методы и приёмы:

1. Использование художественного слова.

2. Вопросы.

Практические методы и приёмы:

1. Совместные действия воспитателя с ребёнком.

2. Упражнения.

3. Выполнение поручений.

Наглядные методы и приёмы:

1. Показ предметов и игрушек.

2. Задание детям, вопросы.

3. Включение предметов в деятельность детей.

4. Активное действие детей.

5. Выполнение игровых действий.

Смена различных видов деятельности на каждом этапе занятия позволяет предотвратить

утомляемость каким то одним видом дельности. Для получения более высоких

результатов деятельности детей использую разнообразные материалы: наглядные

пособия, дидактический раздаточный материал.

Во время занятия надо стараться общаться с детьми на одном уровне, «глаза в глаза», а не

доминировать над детьми. Отношения между воспитателем и детьми выстраивались по

принципу субъект – субъектных. Воспитатель старается быть в позиции «рядом».

3. Создается соответствующая развивающая предметная среда.

В нашей группе оборудована зона экспериментальной деятельности. Все в ней доступно

детям. Ребенок может заняться той или иной деятельностью: просеять крупу через сито,

определив, почему одна крупа просеялась, а другая (та, что крупнее) - нет; отделить

фасоль от гороха, сравнив их по величине, форме и использовав их для выполнения

аппликации; вылепить что-либо из влажных салфеток; построить замки из влажного песка

; сравнить, как ведут себя на воде резиновый и металлический шарики.

Центр сюжетно-ролевых игр

Сюжетно-ролевая игра – универсальный способ жизнедеятельности ребёнка. В сюжетно-

ролевых играх ребёнок пытается воспроизводить те действия взрослых, которые он

наблюдает в своей повседневной жизни. Игра одно из важных средств познания

окружающего мира. Игра является важным условием социального развития детей. Игра

благоприятствует физическому развитию детей, стимулируя и двигательную активность.

Для своевременного развития игры в группе мы создали необходимые условия:

оборудовали игровую зону детской мебелью, внесли различные атрибуты, в том числе

атрибуты копии и их заместители, которые помогут ребёнку использовать накопленный

опыт в мире игры.

Так же оборудована зона с развивающими играми.

Все в ней доступно детям. Применение развивающих игр повышает эффективность

педагогического процесса, кроме того дают возможность многогранного развития

личности, сплочения детей на основе общих замыслов и интересов.

Как помощник я:

1. создаю доброжелательную среду;

2. помогаю, если ребенку это необходимо;

3. Фиксирую успехи ребенка, сравнивая его только с собой;

Если ребенок с радостью идет в группу, свободно обращается ко мне за помощью или

советом, не боится высказывать свое мнение, значит роль помощника мне удалась.

Одной из основных форм организации непосредственной образовательной деятельности

является системно - деятельностный подход.

1. Создание проблемной ситуации.

2. Целевая установка.

3. Мотивирование к деятельности.

4. Проектирование, решение проблемной ситуации.

5. Выполнение действий.

6. Анализ результатов деятельности.

7. Подведение итогов.

Создание проблемной ситуации (процесс вовлечения в деятельность)

1. Что-то внести или убрать, чтобы большинство детей заинтересовалось.

2. Создать сюрпризный момент или эффект неожиданности (стук в дверь, шум, грохот и т.

д) .

3. Создать интригу (подождите, скоро покажу что-то интересное и т. д.)

Целевая установка.

1. Организовать специальную ситуацию (все мыло заменить камушками, мелок кусочки

сахара)

2. заранее о чем-то договориться с коллегами.

Мотивирование к деятельности.

1. Во время прогулки осенью.

– Ребята красивые листики, которые найдете на участке или на даче, по дороге в детский

сад принесите мне, они очень нужны для сюрприза.

Дети заинтересованы: «Какого сюрприза? »

2. Воспитателю нужна помощь детей в чем- то конкретном, он обращается к детям.

Сегодня к нам придут в группу гости, очень хочу, чтобы им понравилось у нас.

Проектирование решений проблемной ситуации.

1. Дать возможность выдвинуть различные варианты решения ситуации, чтобы разрешить

проблему. Принимать любые варианты детей и предложить что- то сделать на выбор.

2. В процессе деятельности всегда спрашивать детей «Зачем, почему, ты это делаешь»,

чтоб ребенок осмысливал каждый шаг. Если ребенок делает что-то не так, дать ему

возможность самому понять, что именно.

Анализ результатов деятельности.

Не спрашивать у детей понравилось или нет. Спросить надо: «зачем вы все это делали? »,

чтобы понять осознал ли ребенок цель.

Подведение итогов.

Хвалить не только за результат, но и за деятельность в процессе.

Роль педагога в осуществлении системно - деятельностного подхода велика, так как

именно педагог является ключевой фигурой в образовательном процессе. Принцип

деятельности выделяет ребенка как деятеля в образовательном процессе, а педагогу

отводится роль организатора и координатора этого процесса. Трудно переоценить роль

деятельности педагога, ее влияние на процесс становления и развития личности ребенка.

Здесь важно все: и отказ от авторитарного стиля общения в пользу демократического, и

личные качества педагога, и его способность к саморазвитию, и его профессиональная

компетентность.



В раздел образования