Автор: Валишина Анастасия Игоревна
Должность: педагог
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 183, дошкольное отделение № 4
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: презентация
Тема: РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ
Раздел: дошкольное образование
Валишина Анастасия Игоревна
Педагог
ГБОУ Школа № 183, дошкольное отделение № 4
г. Москва
РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ
МОТОРИКИ
Развитие артикуляционной моторики
Правильное
произнесение
звуков
обеспечивается
благодаря
хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся
язык,
губы,
нижняя
челюсть,
мягкое
нёбо.
Точность,
сила
и
дифференцированность движений этих органов развиваются у
ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.
Работа
по
развитию
подвижности
органов
артикуляционного
аппарата проходит по следующим направлениям:
1.
проведение
дифференцированного
массажа
лицевой
и
артикуляционной мускулатуры;
2.
проведение работы по борьбе с солевацией;
3.
проведение артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного
аппарата
проводится
в
форме
артикуляционной
гимнастики.
Цель
артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и
определенных
положений
органов
артикуляционного
аппарата,
необходимых для правильного произношения звуков.
3/26/19
Рекомендации
по
проведению
упражнений
артикуляционной
гимнастики
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы
вырабатываемые
у
детей
навыки
закреплялись.
Лучше
выполнять
упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям
более 2-3 упражнений за раз.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание
артикуляционной позы в одном положении).
4.
При
отборе
упражнений
для
артикуляционной
гимнастики
надо
соблюдать
определенную
последовательность,
идти
от
простых
упражнений к более сложным. Проводить их
лучше эмоционально, в
игровой форме.
3/26/19
5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только
одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же
ребенок
выполняет
какое-то
упражнение
недостаточно
хорошо,
не
следует
вводить
новых
упражнений,
лучше
отрабатывать
старый
материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком
положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги
находятся в спокойном положении.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо,
чтобы
самостоятельно
контролировать
правильность
выполнения
упражнений.
Поэтому
ребенок
и
взрослый
во
время
проведения
артикуляционной
гимнастики
должны
находиться
перед
настенным
зеркалом.
Также
ребенок
может
воспользоваться
небольшим
ручным
зеркалом
(примерно 9х12
см), но
тогда взрослый должен находиться
напротив ребенка лицом к нему.
8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Упражнения для развития подвижности губ
1.
Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
2.
2. Улыбка - Трубочка. Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы
в улыбку.
3/26/19
3/26/19
3. Пятачок.
Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
4. Рыбки разговаривают.
Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
5.
Сжать большим
пальцем и
указательными
пальцами
одной руки
верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки
нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.
6. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо
добиться,
чтобы
при
выполнении
этого
упражнения,
раздавался
характерный звук "поцелуя".
3/26/19
7. Уточка.
Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие
пальцы были под нижней губой, а все остальные
на верхней губе, и вытягивать губы вперед как
можно
сильнее,
массируя
их
и
стремясь
изобразить клюв уточки.
3/26/19
8. Недовольная лошадка.
Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не
станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.
3/26/19
Если губы совсем слабые:
- сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту,
-
удерживая
губами
карандаш
(пластмассовую
трубочку),
нарисовать круг (квадрат),
- удерживать губами марлевую салфетку - взрослый пытается ее
выдернуть.
3/26/19
Упражнения для губ и щек
1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.
2. Сытый хомячок.
Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
3/26/19
3. Голодный хомячок.
Втянуть щеки.
4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в
результате чего воздух выходит с силой и шумом.
3/26/19
Упражнения для языка
3/26/19
"Чистим, зубки"
Улыбнуться,
открыть
рот,
кончиком
языка
с
внутренней
стороны
"почистить" поочередно нижние и верхние зубы.
3/26/19
"Месим тесто"
Улыбнуться,
пошлепать языком между губами — "пя-пя-пя-пя«пя..."
покусать
кончик языка зубками (чередовать эти два движения)
"Чашечка"
Улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму
"чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка)
3/26/19
"Заборчик"
Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.
"Маляр".
Губы в улыбке,
приоткрыть рот,
кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо
3/26/19
"Грибочек"
Улыбнуться,
поцокать языком, будто едешь на лошадке,
присосать широкий язык к нёбу
"Киска"
Губы в улыбке, рот открыт,
кончик языка упирается в нижние зубы,
выгнуть язык
горкой упираясь кончиком языка в нижние зубы.
3/26/19
"Мышка"
Губы в улыбке,
приоткрыть рот
произнести "а-а" и прикусить широкий кончи
языка (поймали мышку за хвостик).
"Лошадка"
Вытянуть
губы,
приоткрыть
рот
процокать
"узким"
языком
(как
цокают
копытами лошадки).
3/26/19
"Слоник
пьёт".
Вытянув
вперёд
губы
трубочкой,
образовать
"хобот
слоника"
"набирать водичку", слегка при этом причмокивая.
"Орешки"
Рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки, на щеках
образуются твердые шарики - "орешки".
3/26/19
"Качели"
Улыбнуться, открыть рот кончик языка за верхние зубы кончик языка за нижние
зубы
"Часики".
Улыбнуться, открыть рот кончик языка (как часовую стрелку) переводить
из одного уголка рта в другой.
3/26/19
"Лопаточка"
Улыбнуться, приоткрыть рот положить широкий язык на нижнюю губу
"Вкусное варенье".
Улыбнуться, открыть рот широким языком в форме "чашечки"
облизать верхнюю губу.
3/26/19
«Иголочка»
Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу, чтобы он был «острым», как
жало.
«Горка»
Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик
языка упирается в нижние зубы.
3/26/19
Проводя
систематически
артикуляционную
гимнастику
-
мы
способствуем
активному
развитию
звукопроизношения,
дикции
и
общей
моторики у детей!!!
3/26/19
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!