Напоминание

РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ


Автор: Валишина Анастасия Игоревна
Должность: педагог
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 183, дошкольное отделение № 4
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: презентация
Тема: РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Валишина Анастасия Игоревна

Педагог

ГБОУ Школа № 183, дошкольное отделение № 4

г. Москва

РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ

МОТОРИКИ

Развитие артикуляционной моторики

Правильное

произнесение

звуков

обеспечивается

благодаря

хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся

язык,

губы,

нижняя

челюсть,

мягкое

нёбо.

Точность,

сила

и

дифференцированность движений этих органов развиваются у

ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

Работа

по

развитию

подвижности

органов

артикуляционного

аппарата проходит по следующим направлениям:

1.

проведение

дифференцированного

массажа

лицевой

и

артикуляционной мускулатуры;

2.

проведение работы по борьбе с солевацией;

3.

проведение артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного

аппарата

проводится

в

форме

артикуляционной

гимнастики.

Цель

артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и

определенных

положений

органов

артикуляционного

аппарата,

необходимых для правильного произношения звуков.

3/26/19

Рекомендации

по

проведению

упражнений

артикуляционной

гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы

вырабатываемые

у

детей

навыки

закреплялись.

Лучше

выполнять

упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям

более 2-3 упражнений за раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание

артикуляционной позы в одном положении).

4.

При

отборе

упражнений

для

артикуляционной

гимнастики

надо

соблюдать

определенную

последовательность,

идти

от

простых

упражнений к более сложным. Проводить их

лучше эмоционально, в

игровой форме.

3/26/19

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только

одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же

ребенок

выполняет

какое-то

упражнение

недостаточно

хорошо,

не

следует

вводить

новых

упражнений,

лучше

отрабатывать

старый

материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком

положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги

находятся в спокойном положении.

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо,

чтобы

самостоятельно

контролировать

правильность

выполнения

упражнений.

Поэтому

ребенок

и

взрослый

во

время

проведения

артикуляционной

гимнастики

должны

находиться

перед

настенным

зеркалом.

Также

ребенок

может

воспользоваться

небольшим

ручным

зеркалом

(примерно 9х12

см), но

тогда взрослый должен находиться

напротив ребенка лицом к нему.

8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Упражнения для развития подвижности губ

1.

Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

2.

2. Улыбка - Трубочка. Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы

в улыбку.

3/26/19

3/26/19

3. Пятачок.

Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

4. Рыбки разговаривают.

Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).

5.

Сжать большим

пальцем и

указательными

пальцами

одной руки

верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки

нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.

6. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо

добиться,

чтобы

при

выполнении

этого

упражнения,

раздавался

характерный звук "поцелуя".

3/26/19

7. Уточка.

Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие

пальцы были под нижней губой, а все остальные

на верхней губе, и вытягивать губы вперед как

можно

сильнее,

массируя

их

и

стремясь

изобразить клюв уточки.

3/26/19

8. Недовольная лошадка.

Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не

станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

3/26/19

Если губы совсем слабые:

- сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту,

-

удерживая

губами

карандаш

(пластмассовую

трубочку),

нарисовать круг (квадрат),

- удерживать губами марлевую салфетку - взрослый пытается ее

выдернуть.

3/26/19

Упражнения для губ и щек

1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.

2. Сытый хомячок.

Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

3/26/19

3. Голодный хомячок.

Втянуть щеки.

4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в

результате чего воздух выходит с силой и шумом.

3/26/19

Упражнения для языка

3/26/19

"Чистим, зубки"

Улыбнуться,

открыть

рот,

кончиком

языка

с

внутренней

стороны

"почистить" поочередно нижние и верхние зубы.

3/26/19

"Месим тесто"

Улыбнуться,

пошлепать языком между губами — "пя-пя-пя-пя«пя..."

покусать

кончик языка зубками (чередовать эти два движения)

"Чашечка"

Улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму

"чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка)

3/26/19

"Заборчик"

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

"Маляр".

Губы в улыбке,

приоткрыть рот,

кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо

3/26/19

"Грибочек"

Улыбнуться,

поцокать языком, будто едешь на лошадке,

присосать широкий язык к нёбу

"Киска"

Губы в улыбке, рот открыт,

кончик языка упирается в нижние зубы,

выгнуть язык

горкой упираясь кончиком языка в нижние зубы.

3/26/19

"Мышка"

Губы в улыбке,

приоткрыть рот

произнести "а-а" и прикусить широкий кончи

языка (поймали мышку за хвостик).

"Лошадка"

Вытянуть

губы,

приоткрыть

рот

процокать

"узким"

языком

(как

цокают

копытами лошадки).

3/26/19

"Слоник

пьёт".

Вытянув

вперёд

губы

трубочкой,

образовать

"хобот

слоника"

"набирать водичку", слегка при этом причмокивая.

"Орешки"

Рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки, на щеках

образуются твердые шарики - "орешки".

3/26/19

"Качели"

Улыбнуться, открыть рот кончик языка за верхние зубы кончик языка за нижние

зубы

"Часики".

Улыбнуться, открыть рот кончик языка (как часовую стрелку) переводить

из одного уголка рта в другой.

3/26/19

"Лопаточка"

Улыбнуться, приоткрыть рот положить широкий язык на нижнюю губу

"Вкусное варенье".

Улыбнуться, открыть рот широким языком в форме "чашечки"

облизать верхнюю губу.

3/26/19

«Иголочка»

Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу, чтобы он был «острым», как

жало.

«Горка»

Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик

языка упирается в нижние зубы.

3/26/19

Проводя

систематически

артикуляционную

гимнастику

-

мы

способствуем

активному

развитию

звукопроизношения,

дикции

и

общей

моторики у детей!!!

3/26/19

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



В раздел образования