Автор: Корней Елена Викторовна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 7
Населённый пункт: г. Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: Дидактическое пособие
Тема: «ИГРА КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР
РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 7»
Дидактическое пособие
«ИГРА КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С
ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»
Подготовила: Елена Викторовна Корней
учитель-дефектолог
МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 7»
Г. Магнитогорск
2021
Актуальность игры, как одного из действенных
средств коррекции детей старшего дошкольного
возраста с задержкой психического развития диктуется, на наш взгляд, следующими обстоятельствами:
0 - развлекательной – как доставление удовольствия участникам игры, воодушевления и пробуждения
интереса;
1 - коммуникативной – освоения диалектики общения;
2 - самореализацией в игре;
3 - игротерапевтической – преодоление трудностей, возникающие в других видах деятельности;
4 - диагностической – осуществление самопознания в процессе игры;
- коррекционной – внесение определенных позитивных изменений в структуре личности;
5 - социализацией – включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого
общежития.
Имитируя реальную деятельность в тех или иных искусственно воссозданных ситуациях, участники
игры либо исполняют определенные роли, либо выступают в качестве активных зрителей.
Мы моделируем такую игровую среду, которая максимально корректирует дошкольника.
Игровая среда включает в свой состав:
6 - игровой материал (различные виды
игр, игрушки, или их замещающие предметы), который
находится в определенном игровом пространстве.
7 - систему развивающих отношений между детьми, возникающих в ходе игры и при взаимодействии с
игровым материалом;
8 - активность самих детей.
Ситуации, которые обыгрывались детьми, нами были индивидуализированы с той целью, чтобы развить
и скорректировать слабо выраженные или недостаточно сформированные качества у детей.
Для этого каждая законченная
ситуация анализировалась совместно с детьми, которые давали
рекомендации своим товарищам. Получая рекомендации от своих товарищей, каждый старался выполнить
стоящие перед собой задачи.
Разыгрывая определенные ролевые действия, ребенок в игровом плане не только переживает события,
но и добровольно совершает действия. При этом дошкольник, будучи увлечен игровой ролью, проявляет
активность и инициативность, организаторские способности, и все это происходит на фоне эмоционально
приподнятого настроения. Именно такая обстановка наиболее благоприятна для коррекции детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Цель проведения подобных игр свелась к тому, чтобы актуализировать и развить у участников игры
самостоятельное осмысление заданий, которые они видели на картинке, выработка способов и путей их
решения, и возможно в процессе коллективного познавательного поиска. Предполагаемые и достигнутые
результаты:
1) содержательный – принятие решений.
2) дидактический – освоение содержания заданий участниками занятия и выработка знаний и умений
обоснованно решать задачи;
3)
воспитательный
–
а)
в
сфере
межличностных
отношений
между
детьми,
обеспечивая
взаимопомощь и положительного психологического климата в группе; б) в личностной сфере: развить у
ребенка свои волевые и эмоциональные ресурсы в) в сфере познавательных возможностей.
Нами четко осознаются и те трудности, с которыми приходится сталкиваться учителю-дефектологу,
использующему игровую технологию: значительные временные затраты на разработку и внедрение игры;
отсутствие формализованных критериев и постоянного алгоритма проведения игры, который может меняться в
зависимости от состава детей. В этом заключается противоречие, c одной стороны, возможность гибкой
настройки на конкретных детей, с другой, - невозможность использования одного раз и навсегда написанного
конспекта.
В практике нашей работы были использованы игры с различными заданиями в качестве средства
коррекции детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (см. Приложение 1).
Рисуночная ситуация состоит из конкретного рисунка, цели задания, описывается оборудования, дается
ход занятия.
ПРИЛОЖЕНИ I
ЗАДАНИЕ «ДОСТАНЬ МЯЧ!»
Цель: формировать предпосылки для перехода от решения задач в
наглядно-действенном плане к наглядно-образному мышлению.
Оборудование: сюжетная картинка: комната, в которой находится высокий
шкаф, детский стол, большой и маленький стулья. На полу, на ковре, сидит
маленький мальчик, игрушек у него нет. Мяч лежит на шкафу. Мальчик, сидя
на ковре, тянется к мячу ручками (рис. 1).
Рис. 1
Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть картинку и рассказать, что
на ней нарисовано. Затем просят: «Расскажи мальчику, как достать мяч». В
случае затруднения понимания изображенной ситуации педагог использует
прием припоминания: «Вспомни, как ты доставал игрушку, которая была на
высоком шкафу». Если этот прием не помогает выполнить задание, то
создается реальная ситуация. Ребенка просят достать мяч со шкафа, а затем
рассказать
о
выполненном
действии.
После
организации
практической
ситуации ребенку снова предлагают рассмотреть картинку и рассказать
мальчику, как достать мяч.
ЗАДАНИЕ «ПОЛЕЙ ЦВЕТОК!»
Цель: формировать у детей умение воспринимать изображенную на
картинке ситуацию как целостную, умение воспроизводить в знакомых
ситуациях мысленное оперирование образами-представлениями, опираясь на
свой реальный практический опыт.
Оборудование: сюжетная картинка: окно, на котором стоят два комнатных
цветка: один – цветущий, другой – увядающий. Девочка растерянно смотрит на
увядающий цветок. Недалеко на столе находится лейка с водой (рис. 2).
Рис. 2
Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть картинку и рассказать, что
на ней изображено. Затем просят рассказать девочке, как полить цветок. В
случае затруднения педагог говорит: «Вспомни, во что мы наливаем воду,
чтобы полить цветок». Если и после этого ребенок затрудняется выполнить
задание, используется прием наблюдения за выполнением реального действия
сверстником, а затем ребенок рассказывает о наблюдаемых действиях, т.е.
фиксирует последовательные действия в речи. После этого ребенок снова
выполняет задание в наглядно-образном плане.
Примечание.
Прием наблюдения за реальными действиями сверстника
помогает ребенку узнать в изображенной ситуации реальную, только что им
наблюдаемую, а следовательно, осуществить перенос с предметных действий
на действия с образами-представлениями.
ЗАДАНИЕ «ДОСТАНЬ ШАРИК!»
Цель: формировать предпосылки для перехода от решения задач в
наглядно-действенном плане к наглядно-образному мышлению.
Оборудование: сюжетная картинка: комната, в которой стоит высокий
шкаф, на нем - воздушный шарик с веревочкой. Девочка стоит на ковре и
смотрит
на
шарик.
Недалеко
находятся
две
скамейки
–
высокая
и
низкая (рис. 3).
Рис. 3
Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть картинку и рассказать, что
там изображено. Затем просят: «Помоги девочке, расскажи ей, как достать
шарик». В случае затруднения педагог помогает ребенку рассмотреть и понять
целостную ситуацию, изображенную на картинке. В этих целях педагог задает
ему следующие вопросы: «Как ты думаешь, что хочет девочка? А где находится
шарик? А какой шкаф? Девочка какого роста? Что поможет девочке достать
шарик? Какую скамейку ей надо взять? Куда эту скамейку надо поставить? А
что потом девочке надо сделать, чтобы достать шарик? Теперь расскажи
девочке все по порядку, как достать шарик».
ЗАДАНИЕ «КАК ПОСТРОИТЬ ПОЕЗД?»
Цель: формировать у детей умение воспринимать изображенную на
картинке ситуацию как целостную, умение воспроизводить в знакомых
ситуациях мысленное оперирование образами-представлениями, опираясь на
свой реальный практический опыт.
Оборудование: сюжетная картинка: в комнате, на ковре сидит задумчивый
мальчик, а перед ним стоит паровоз и три вагончика с кубиками, отдельно друг
от друга. У паровозика и вагончиков видны сцепления (колечки), недалеко
находятся винтики, которыми надо укрепить эти сцепления. Рядом с ними
лежат предметы, имитирующие орудия труда – молоток, гаечный ключ,
отвертка (рис. 4).
Рис. 4
Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть сюжетную картинку и
рассказать мальчику, как присоединить вагончики между собой и присоединить
к паровозику. В случае затруднения педагог помогает ему проанализировать
сюжет, задает вопросы: « Где паровоз? А где вагончики? Что хочет мальчик
перевезти в вагончиках? Что ему надо сделать, чтобы получился поезд? Как
надо соединить вагончики между собой? А к паровозу как их присоединить?
Что находится рядом с вагончиками? Зачем нужны винтики? Чем их лучше
укреплять, завинчивать? Расскажи мальчику, что ему надо делать». Если эти
вопросы не помогают ребенку решить задачу, то организуется наблюдение за
реальными действиями сверстника. Затем ребенку предлагают рассказать о
выполненных действиях. После целенаправленного наблюдения ребенка снова
просят рассказать мальчику, как построить поезд.
ЗАДАНИЕ «В ПЕСОЧНИЦЕ»
Цель: формировать понимание внутренней логики действий в сюжете, в
котором предполагается динамическое изменение объектов.
Оборудование: сюжетная картинка: лето, около песочницы стоит девочка,
рукой тянется к песку. Внизу изображены предметы: сачок, совочек, удочка,
ведерко (рис. 5).
Рис. 5
Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть картинку и ответить на
вопросы: «Кто нарисован на картинке? Во что девочка хочет поиграть? Что ей
для этого нужно?» В случае затруднения педагог обращает внимание ребенка
на предметные картинки и просит его выбрать нужные предметы для девочки.
Если и после этого ребенок затрудняется ответить, используется прием
припоминания: «Чем ты берешь песок, когда делаешь куличики? Во что ты
насыпаешь песок? Посмотри на картинки и скажи, что надо взять девочке,
чтобы делать куличики?»
ЗАДАНИЕ «ВЕСНА»
Цель: формировать понимание внутренней логики действий в сюжете, в
котором предполагается динамическое изменение объектов.
Оборудование: сюжетная картинка: весна, ряд маленьких, только что
посаженных молодых саженцев. Рядом стоит мальчик с саженцем в руке. Внизу
изображены предметы: топор, совочек, молоток, ножницы, лопата, палочка,
пила (рис. 6).
Рис. 6
Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть картинку и ответить на
вопросы: «Какое время года нарисовано? Что хочет сделать мальчик? Что ему
надо взять, чтобы посадить деревце?» В случае затруднения педагог обращает
внимание ребенка на предметные картинки, а затем уточняющими вопросами
подводит его к пониманию ситуации, изображенной на картинке: «Что весной
делают с молодыми саженцами? Что мальчик хочет сделать с этим деревцем?
Что надо ему сделать сначала, чтобы посадить деревце?»
ЗАДАНИЕ «РЫБОЛОВ»
Цель:
Учить
ребенка
устанавливать
связь
между
предметами,
изображенными
на
картинке,
определять
необходимость
использования
отсутствующего
предмета,
с
помощью
которого
можно
преобразовать
ситуацию соответственно условиям задачи.
Оборудование: сюжетная картинка: мальчик, задумавшись, сидит около
водоема, одна рука его тянется к воде, а другая держится за голову. Около него
стоит ведро. Внизу изображены предметы: палочка, палочка с веревочкой,
сачок, удочка, палочка с колечком, скакалка (рис. 7).
Рис. 7
Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть картинку и ответить на
вопросы: «Что делает мальчик? Что он хотел делать около реки? Расскажи
мальчику, что ему надо взять, чтобы ловить рыбу». В случае затруднения,
педагог обращает внимание ребенка на предметные картинки, а затем задает
уточняющие и дополнительные вопросы: «Что мальчик хотел делать около
реки? Зачем ему ведро? Что он забыл взять? Чем люди ловят рыбу? Расскажи
мальчику, что ему надо взять для рыбалки».
ЗАДАНИЕ «ЗИМОЙ»
Цель: учить определять внутренние взаимоотношения между предметами,
осмысливать внутреннюю логику действий, находить недостающее звено.
Оборудование: сюжетная картинка: зимний пейзаж, мальчик в лыжном
костюме с лыжными палками в руках, стоит на снегу. Внизу изображены
предметы:
скакалка,
санки,
лыжи,
удочка,
детская
машинка,
велосипед (рис. 8).
Рис. 8
Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть картинку и просят помочь
мальчику: «Расскажи мальчику, что ему надо взять, чтобы покататься». В
случае затруднения ребенку указывают на предметные картинки и задают
уточняющие вопросы: «Какое время года здесь изображено? Что мальчик
держит в руках? Что он хотел делать? Что он забыл взять? Расскажи мальчику,
что ему надо взять, чтобы покататься по снегу».
ЗАДАНИЕ «ПОМОГИ РЫБКАМ!»
Цель:
Учить
ребенка
устанавливать
связь
между
предметами,
изображенными
на
картинке,
определять
необходимость
использования
отсутствующего
предмета,
с
помощью
которого
можно
преобразовать
ситуацию соответственно условиям задачи.
Оборудование: сюжетная картинка: комната, в которой стоит девочка и
смотрит на аквариум. В аквариуме – водоросли и камешки. Недалеко от
аквариума стоит банка с водой и рыбками. На столе, возле банки, лежат
палочки с рабочими концами – крючком, сачком, колечком, вилкой (рис. 9).
Рис. 9
Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть картинку и помочь рыбкам.
Педагог говорит: «Девочка хочет опустить рыбок в их домик, в аквариум, но не
знает, как это сделать. Расскажи девочке, как достать рыбок из банки и
переложить их в аквариум». Если ребенок все-таки пытается решать задачу
практическим путем, т.е. пытается взять рыбку в руку и поднести ее к
аквариуму, то необходимо организовать ему наблюдение за действиями
сверстника. После чего ребенок рассказывает, как надо достать рыбок из банки
и опустить их в аквариум.
ЗАДАНИЕ «ДОРИСУЙ!»
Цель: учить определять внутренние взаимоотношения между предметами,
осмысливать внутреннюю логику действий, находить недостающее звено.
Оборудование: у педагога две картинки. На одной изображены различные
предметы: палочка, веревочка, полукруг, круг, веточка, треугольник. На другой
– мальчик или девочка, в руке палочка или веревочка (рис. 10).
Рис. 10
Ход занятия: Педагог показывает картинку и объясняет: «Художник
нарисовал мальчика (девочку), который (которая) идет на прогулку, но он не
успел дорисовать то, что у него (у нее) в руках». Педагог предлагает детям
самим придумать, что мальчик взял с собой на прогулку. Например, на кар-
тинке изображен мальчик с палочкой, можно сказать, что он идет на прогулку с
лопаткой, цветком, шариком. Затем предлагает детям нарисовать тот предмет,
который забыл нарисовать художник. Каждому ребенку дают лист бумаги, на
котором изображена часть предмета. Ребенок дорисовывает тот предмет,
который назвал. Педагог расставляет детские рисунки на полотне рядом с
изображением персонажа.
Примечание. Занятие можно проводить неоднократно, меняя картинки, на
одном занятии дают 2-3 картинки. При этом можно предложить детям вначале
нарисовать предмет, а потом его назвать.
ЗАДАНИЕ «ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ?»
Цель: учить определять внутренние взаимоотношения между предметами,
осмысливать внутреннюю логику действий, находить недостающее звено.
Оборудование: восемь парных сюжетных картинок, на одних изображен
персонаж, который выполняет какое-либо действие, а на других – этот же
персонаж,
но
без
предмета-орудия.
Внизу
сюжетной
картинки
–
ряд
предметных картинок, изображающих недостающие предметы. Предлагаются
следующие сюжетные картинки: первая пара – «Мальчик везет за веревочку
машинку, в ней находятся игрушки», «Мальчик смотрит на такую же машинку,
но там нет веревочки»; вторая пара – «Девочка везет в коляске игрушки: куклу,
Буратино, Незнайку», «Девочка держит в руках игрушки: куклу, Буратино,
Незнайку»; третья пара – «Бабушка спицами вяжет носок», «Бабушка держит
клубок, а спиц у нее нет»; четвертая пара – «Мальчик катает маленькую
девочку на санках», «Мальчик и маленькая девочка стоят» (рис. 11); пятая пара
– «Девочка вешает кукольное белье на веревку, прикрепляя прищепками, рядом
стоит таз на табуретке», «Девочка стоит около таза с бельем»; шестая пара –
«Три девочки прыгают через скакалки», «Две девочки стоят, а третья пытается
прыгать без скакалки»; седьмая пара – «Женщина пришивает иголкой пуговицу
к рубашке» «Женщина держит рубашку и пуговицу»; восьмая пара – «Девочка
несет портфель в руках», «Девочка держит книги и тетради в руках» (рис. 12).
Предметные картинки: веревка, длинная веревка для белья и прищепки,
кукольная коляска, спицы, иголка с ниткой, санки, скакалки, портфель
(рис. 13).
Рис. 11
Ход занятия. Педагог показывает ребенку первую пару сюжетных
картинок: на одной – «Мальчик везет за веревочку машинку, в ней находятся
игрушки», на другой – «Мальчик смотрит на такую же машинку, но там нет
веревочки». Педагог дает ребенку рассмотреть эти картинки и говорит:
«Посмотри внимательно, чем отличаются эти картинки. Чего не хватает одному
из этих мальчиков? Найди нужный ему предмет». Если ребенок затрудняется
ответить на вопрос, педагог учит
его сравнивать эти картинки. Он берет
палочку и, указывая на каждый персонаж и предмет, изображенные на
картинках, помогает ребенку сравнить: «Вот, видишь, здесь – на первой
картинке – мальчик везет игрушки. А тут, на второй картинке, что делает
мальчик? Почему он не везет машинку? Чего здесь не хватает? Что забыли
привязать к машинке?» Педагог берет предметную картинку и подкладывает ее
к сюжетной. Далее ребенку по очереди дают сравнивать все пары сюжетных
картинок, предоставляя возможность самому находить недостающий предмет и
называть его.
Рис. 12
После того как дети рассмотрят по очереди все сюжетные картинки и
найдут недостающие предметы, педагог говорит: «Каждый раз, когда человек
что-то делает, ему нужен какой-нибудь предмет. Например, чтобы пришить
пуговицу, что ему надо? А чтобы связать носки? Что нужно, чтобы принести
воды / А в чем удобно катать игрушки? Что нужно, чтобы покататься по снегу,
по льду? Что нужно ученику, чтобы удобно носи учебники?» и т. д.
Рис. 13
ЗАДАНИЕ «ДОСТАНЬ КЛЮЧИК!»
Цель: формировать умение воспринимать изображенную на картинке
ситуацию как целостную, умение воспроизводить в знакомых ситуациях
мысленное
оперирование
образами-представлениями,
опираясь
на
свой
реальный практический опыт.
Оборудование: сюжетная картинка: в комнате стоит мальчик, в руках у
него игрушка, напротив, на гвоздике, высоко висит ключик. Недалеко от
мальчика стоят две лавки - большая и маленькая (рис. 14).
Рис. 14
Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть картинку и говорят:
«Мальчик хочет завести игрушку, но он не знает, как достать ключик. Расскажи
мальчику, как достать ключик». В случае затруднения ребенку задают
уточняющие вопросы: «Что хочет достать мальчик? Что ему надо взять, чтобы
достать ключик? Почему ему надо взять большую лавку? Куда он ее поставит?
А теперь расскажи все по порядку, что мальчику надо сделать, чтобы достать
ключик».
ИГРА «УЗНАЙ НА ВКУС!»
Цель: формировать обобщенные представления о свойствах и качествах
предметов.
Оборудование: фрукты и овощи, знакомые детям: огурец (свежий и
соленый), морковь, помидор, репа, лук; яблоко, виноград, слива, лимон; три
подноса.
Ход занятия. На одном подносе лежат целые фрукты и овощи, на другом -
такие же овощи и фрукты, разрезанные на небольшие кусочки из расчета на
каждого ребенка. Здесь же находятся бумажные салфетки. Педагог приглашает
к себе по одному играющему. Предлагает ему внимательно рассмотреть, какие
овощи и фрукты лежат на двух подносах. Затем закрывает ребенку глаза
платочком, кладет на салфетку один кусочек овоща или фрукта и просит
ребенка взять этот кусочек в рот. Тот отгадывает по вкусу и запаху название
овоща или фрукта, отрыв глаза, находит такой же овощ или фрукт на подносе.
После чего ему предлагают объяснить, какой был овощ или фрукт на вкус:
мягкий или твердый, сладкий или соленый, кислый или горький. Игра
заканчивается перечислением принесенных овощей или фруктов, определением
вкуса каждого из них.
Организуя игры, следует помнить о гигиенических требованиях: нельзя с
одной вилки давать всем детям для пробы овощи или фрукты, использованные
салфетки надо класть на отдельный поднос.
Примечание. При повторном проведении игры детям предлагают другие
овощи и фрукты.
ИГРА «ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНО?»
Цель: учить ориентироваться в пространстве и создавать новые образы
предметов и ситуаций, а также комбинации отдельных образов, выстраивать
целостные сюжеты в наглядном и словесном плане.
Оборудование: поднос, коробка с набором предметов, сделанных из
разного материала: деревянные, резиновые, пластмассовые, металлические,
стеклянные.
Ход занятия. Педагог проводит беседу с детьми, в которой уточняет знания
детей о том, что все окружающие предметы сделаны из разных материалов,
просит вспомнить, какие они знают материалы, а также сделанные из них вещи.
Затем педагог предлагает новую игру, в ходе которой дети должны пройти по
комнате, найти предметы, сделанные из разных материалов, и положить их так:
металлические положить на поднос, сделанный из металла; деревянные - на
деревянную дощечку, пластмассовые - на пластмассовый поднос и т.д.
Примечание.
При повторном проведении игры детям предлагается на
ощупь, не глядя на предмет, узнать, из чего он сделан, и рассказать о нем так,
чтобы другие дети по описанию узнали и правильно назвали его. Мешочек
открывается лишь в том случае, если тот, кто описывал предмет и кто
отгадывал, не ошиблись.
ИГРА «ЧТО ГДЕ РАСТЕТ?»
Цель: учить ориентироваться в пространстве и создавать новые образы
предметов и ситуаций, а также комбинации отдельных образов, выстраивать
целостные сюжеты в наглядном и словесном плане.
Оборудование: большие карты с изображением леса, поля, огорода и сада,
по краям карты – шесть пустых клеток для картинок; маленькие картинки с
изображением различных растений (деревья, кустарники, грибы, шишки, ягоды,
фрукты, овощи и т.д.) (рис. 15, 16).
Ход занятия. Дети получают по большой карте с разными пейзажами.
Педагог показывает одну из маленьких картинок и спрашивает: «Что это? Где
растет?» Ребенок, у которого есть на большой карте это растение, называет его
и говорит, где оно растет. Например. Педагог показывает картинку с изоб-
ражением шишки и спрашивает: «Что это? Где растет?» Ребенок отвечает: «Это
шишка, растёт в лесу, на елке» и т.д. В конце игры педагог предлагает детям
обобщить знания о том, что где растет: «Назовите, что растет в лесу. А что
растет в поле? А что растет в саду? Что растет в огороде?»
Рис. 15
Рис. 16
ЗАДАНИЕ «СГРУППИРУЙ КАРТИНКИ!» (ПО ОБРАЗЦУ)
Цель: Учить устанавливать связь между предметами изображенными на
картинке.
Оборудование: восемь парных предметных картинок. На них – одни и те
же предметы, изображенные по-разному: одни из них можно использовать,
другие – нет (шар с веревочкой – шар без веревочки; флажок с древком, флажок
без древка; зонтик с палочкой, зонтик без палочки; кружка с ручкой, кружка без
ручки; ведро с ручкой, ведро без ручки; сачок с палочкой, сачок без палочки;
машинка с веревкой, машинка – без веревки (рис. 17а, 17б).
Ход занятия. Педагог кладет перед ребенком две картинки – образцы:
шарик с веревочкой и шарик без веревочки – и говорит: «Картинки надо
разложить в два ряда. Вот здесь – указывает жестом на первую картинку – надо
класть все похожие на эту, а в другой ряд – показывает на шарик без веревочки
– надо класть все, похожие на эту». Затем помогает ребенку правильно
разложить следующую пару картинок – флажок с древком и флажок без древка.
Далее
дает
ребенку
по
одной
картинке
вперемежку,
независимо
от
правильности выполнения задания, ребенка не останавливает и ошибки не
исправляет. После того как ребенок разложил картинки, педагог спрашивает:
«Какие картинки ты разложил в этот ряд, а какие – в этот?» Если ребенок
допустил ошибку, педагог говорит: «Посмотри внимательно, ты ошибся,
исправь». В случае затруднения педагог помогает ребенку сравнить две-три
пары картинок, обращая его внимание на разницу в картинках. Потом помогает
ребенку обобщить: «В этом ряду все предметы, с которыми можно действовать,
играть, а здесь – все предметы, с которыми играть и действовать нельзя».
Примечание.
Кроме перечисленных заданий, можно предложить детям
сказки В. Сутеева – «Палочка-выручалочка», «Еж и гриб». При этом
необходимо закрепить представления детей о том, что в различных ситуациях
один и тот же предмет (палочка) может быть использован в различных
проблемных практических ситуациях.
Рис. 17,а
Рис. 17,б
ЗАДАНИЕ «УВЯДШИЕ ЦВЕТЫ»
Цель: формировать у детей понимание явлений, связанных между собой
причинно-следственными зависимостями.
Оборудование: две сюжетные картинки: на первой – увядшие цветы в вазе,
стебли их не достают до воды. (Причина – стебли не достают до воды;
следствие – цветы завяли). На второй - девочка смотрит на букет живых цветов.
Рядом находятся две банки: одна с водой, другая без воды (рис. 18 а, б).
Рис. 18, а
Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть первую картинку и
рассказать, что произошло с цветами. В случае затруднения педагог задает
уточняющие вопросы, направленные на выявление связей между объектами и
явлениями, изображенными в этом сюжете. Он говорит: «Что ты скажешь о
цветочках? Какие цветочки? Что там налито в вазу? Сколько там воды?
Стебельки цветов находятся в воде? Что можно сказать об этом? О воде? О
цветах? Что случилось с цветами? Почему цветы завяли?»
Если и после этого ребенок не справился с заданием, ему предлагают
другую картинку; просят рассмотреть картинку и дать совет девочке, куда
поставить цветы. Ситуация выбора помогает ребенку определить действия
персонажа, активизирует его мыслительную деятельность и положительно
отражается на его высказываниях. После этого задания ребенку снова дают
картинку «Увядшие цветы» и просят рассказать, почему цветы завяли.
Рис. 18, б
ЗАДАНИЕ «ВЕТРЕНАЯ ПОГОДА»
Цель: формировать у детей понимание явлений, связанных между собой
причинно-следственными зависимостями.
Оборудование: сюжетная картинка: ветки деревьев, листья и трава
наклонены в левую сторону. В эту сторону летит шляпа. В правом углу –
девочка с протянутыми руками бежит за шляпой. (Причина – сильный ветер;
следствие – ветер сорвал с головы шляпу) (рис. 19).
Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть картинку и рассказать, что
там произошло. В случае затруднения педагог использует прием припоминания
и задает вопросы, направленные на актуализацию прошлого опыта ребенка:
«Что бывает с деревьями, травой, листьями, когда дует сильный ветер?» и т.д.
Организуются целенаправленные наблюдения, в ходе которых детей учат
определять погоду: солнечную, дождливую, ветреную. После чего детям
предлагают
рассмотреть
картинки
с
изображением
различной
погоды:
солнечной летней; осенней дождливой; осенней ветреной. Затем ребенку снова
предлагают рассмотреть картинку с сюжетом «Ветреная погода» и рассказать,
что там изображено.
Рис. 19
ЗАДАНИЕ «ШКОДЛИВАЯ КОШКА»
Цель: формировать у детей понимание явлений, связанных между собой
причинно-следственными зависимостями.
Оборудование: сюжетная картинка: на окне вверху – клетка с птичкой; на
подоконнике – цветы в горшках. Кошка стоит на задних лапах, передними
тянется к клетке. Один горшок на полу разбит. (Причина – кошка хочет
поймать птичку; следствие первого порядка – кошка столкнула горшок;
следствие второго порядка – горшок разбит) (рис. 20).
Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть картинку и рассказать, что
там произошло. В случае затруднения педагог спрашивает: «Где находится
клетка с птичкой? Куда забралась кошка? Что она хочет? Что можно сказать о
подоконнике? Как ведет себя кошка? Что случилось с горшком?» Затем педагог
просит рассказать все, что ребенок знает про эту картинку.
Рис. 20
ЗАДАНИЕ «ШАРИК УЛЕТЕЛ!»
Цель: формировать у детей понимание явлений, связанных между собой
причинно-следственными зависимостями.
Оборудование: сюжетная картинка: плачущая девочка с веревочкой в
руках. Воздушный шарик с короткой веревочкой летит вверх. (Причина –
тонкая веревка оборвалась; следствие первого порядка – шарик улетел;
следствие второго порядка – девочка плачет) (рис. 21).
Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть картинку и рассказать, что
там произошло. В случае затруднения педагог активизирует восприятие и
понимание
сюжета,
задавая
ребенку
следующие
вопросы:
«Кто
здесь
нарисован? Что делает девочка? Что она держит в руке? Куда делся шарик? Как
ты думаешь, почему девочка плачет?» Затем ребенок рассказывает все, что
произошло на картинке.
Рис. 21
ЗАДАНИЕ «РАЗБИТАЯ ЧАШКА»
Цель: учить детей устанавливать причинно-следственные связи между
предметами объектами и явлениями, изображенными на картинках.
Оборудование: сюжетная картинка: в середине комнаты стоит круглый
стол, на нем находится посуда. Растерянный мальчик смотрит на разбитую
чашку, которая находится на полу, рядом с ней лежит мяч. (Причина – мальчик
играл в комнате с мячом; следствие первого порядка – мяч попал в чашку;
следствие второго порядка – чашка разбита) (рис. 22).
Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть картинку и рассказать, что
на ней изображено. В случае затруднения педагог активизирует восприятие и
понимание сюжета уточняющими вопросами: «Что находится на столе? Что
лежит на полу? Что мальчик делал с мячом? Куда упал мячик? Что случилось с
чашкой?» Потом ребенок рассказывает все, что произошло.
Рис. 22
ЗАДАНИЕ «РАННЯЯ ВЕСНА»
Цель: учить детей устанавливать причинно-следственные связи между
предметами объектами и явлениями, изображенными на картинках.
Оборудование: сюжетная картинка: пейзаж ранней весны, двое детей,
одетых в теплые лыжные костюмы, на руках – варежки, в руках – лыжи.
(Причина – ярко светит солнце, тепло; следствие первого порядка – снег
растаял; следствие второго порядка – дети не смогли покататься на лыжах)
(рис. 23).
Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть картинку и рассказать, что
там изображено и что произошло. В случае затруднения педагог задает
вопросы, направленные на восприятие и понимание событий, изображенных на
картинке: «Какое время года наступило? Как ты догадался, что наступила
весна? Что хотели дети? Почему им не удалось покататься на лыжах?» Затем
ребенок рассказывает все, что он видит на картинке.
Рис. 23
ЗАДАНИЕ «ДОЖДИК»
Цель: учить детей устанавливать причинно-следственные связи между
предметами объектами и явлениями, изображенными на картинках.
Оборудование: сюжетная картинка: идет сильный дождь, дети бегут к
дому, везде лужи. (Причина – идет сильный дождь; следствие – дети бегут на
веранду) (рис. 24).
Рис. 24
Ход занятия. Педагог дает ребенку рассмотреть картинку и предлагает
составить рассказ: «Посмотри внимательно, что тут происходит». В случае
затруднения педагог задает уточняющие вопросы: «Кто нарисован на картинке?
Какая погода на улице? Куда бегут дети? Почему?» Затем говорит: «Теперь
составь рассказ о том, что тут произошло».
ЗАДАНИЕ «КОШКА И МОЛОКО»
Цель: учить детей устанавливать причинно-следственные связи между
предметами объектами и явлениями, изображенными на картинках.
Оборудование: сюжетная картинка: на столе опрокинутая банка с молоком,
молоко льется, кошка сидит на полу в углу, в комнате стоит женщина и
смотрит на банку. (Причина – кошка опрокинула банку; следствие – молоко
пролилось) (рис. 25).
Рис. 25
Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть картинку и говорят:
«Посмотри, что тут изображено. Что тут произошло? Расскажи». В случае
затруднения педагог задает уточняющие вопросы: «Где стояла банка? Что было
в банке? Кто захотел молока? Куда прыгнула кошка? Что случилось с банкой?
Кто опрокинул банку с молоком? »
ЗАДАНИЕ «СЛОМАННАЯ ВЕТКА»
Цель: учить детей устанавливать причинно-следственные связи между
предметами, объектами и явлениями, изображенными на картинках.
Оборудование: сюжетная картинка: зеленое дерево, одна, самая низкая,
ветка сломана, рядом стоит мальчик с перевязанной рукой и грустно смотрит на
сломанную ветку. (Причина – мальчик катался на ветке; следствие первого
порядка – сломал ветку; следствие второго порядка – повредил себе руку)
(рис. 26).
Рис. 26
Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть картинку и рассказать, что
там изображено и что произошло. В случае затруднения педагог спрашивает:
«Какое росло дерево? Кто стоит около дерева? Что случилось с веткой? Что
случилось с рукой мальчика? Кто сломал ветку? Сожалеет ли мальчик о том,
что он сломал ветку? Что ему теперь надо сделать с веткой?» После ответов на
уточняющие вопросы педагог просит ребенка рассказать обо всем, что
произошло.
ЗАДАНИЕ «КУПАНИЕ КУКЛЫ»
Цель:
учить
выделять
и
понимать
временную,
логическую
последовательность
событий
и
учитывать
эту
последовательность
при
раскладывании картинок, составлять рассказ по определенной серии картинок.
Оборудование: сюжетные картинки; на первой – девочка раздевает куклу;
на второй – девочка купает куклу; на третьей – девочка вытирает куклу; на
четвертой – девочка надевает на куклу новое платье (рис. 27).
Рис. 27
Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть картинки по одной, а затем
разложить их по порядку и рассказать, что девочка делала сначала, что потом и
чем
завершилось
купание.
В
случае
затруднения
используется
прием
припоминания. Ребенку говорят: «Вспомни, когда мы купали куклу, что мы
вначале делали? Найди это на картинке и положи ее первой. Верно, сначала мы
куклу раздевал и, вот эта картинка. Что потом мы делали? Правильно, мы ее
купали, вот здесь это нарисовано. А потом что делали с куклой? Верно, мы ее
вытирали полотенцем, вот эта картинка. А затем что делали? Правильно, мы ей
надевали новое платье, вот и здесь девочка надевает на куклу новое платье.
Теперь надо рассказать все по порядку, что сначала девочка делала, а что –
потом».
ЗАДАНИЕ «УТРО МАЛЬЧИКА»
Цель:
формировать
понимание
последовательности
событий,
изображенных на картинках.
Оборудование: сюжетные картинки на первой – мальчик проснулся и
сидит на кровати; на второй – мальчик умывается; на третьей – мальчик
одевается; на четвертой – мальчик завтракает (рис. 28).
Ход занятия. Перед ребенком вперемежку раскладывают картинки и
предлагают ему их рассмотреть. Затем просят разложить все картинки по
порядку так, чтобы было понятно, что мальчик делал вначале, что потом, чем
завершилось
его
действие.
В
случае
затруднения
используется
прием
припоминания, педагог говорит: «Когда ты утром просыпаешься, что ты
делаешь? Найди это на картинке. Верно, здесь мальчик проснулся и сидит на
кроватке. Что потом он будет делать?
Рис. 28
Найди это на картинке, вот здесь он умывается. А когда ты умоешься, что
делаешь? Верно, ты одеваешься. Где это делает мальчик? Верно, вот эта
картинка. Когда оденешься, что ты делаешь? Правильно, ты завтракаешь.
Найди это на картинке. Теперь расскажи все по порядку об этом мальчике, что
он делал вначале, что потом».
ЗАДАНИЕ «ВЕТКА»
Цель:
учить
выделять
и
понимать
временную,
логическую
последовательность
событий
и
учитывать
эту
последовательность
при
раскладывании картинок, составлять рассказ по определенной серии картинок.
Оборудование: сюжетные картинки: на первой – мальчик нашел ветку на
улице; на второй – мальчик ставит ветку в вазу с водой; на третьей – на ветке
появились почки; на четвертой – на ветке выросли маленькие листочки
(рис. 29).
Рис. 29
Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть все картинки и разложить
их по порядку: «Разложи так, чтобы было ясно, что было сначала с веткой, что
произошло потом. Составь рассказ по этим картинкам». Если ребенок
затрудняется сделать это, то начинает раскладывать и рассказывать педагог:
«Вначале мальчик нашел веточку на улице, вот это – первая картинка. А потом
что было? Найди это на картинке. Верно, мальчик принес ветку домой и
поставил в вазу с водой, вот эта картинка. Потом что было с веткой? Верно, на
веточке появились листочки, вот здесь это нарисовано. А потом что было с
веткой? Правильно, на ней появились зеленые листочки, вот эта картинка.
Теперь сам расскажи все по порядку об этой ветке».
ЗАДАНИЕ «РИСУНОК»
Цель:
учить
выделять
и
понимать
временную,
логическую
последовательность
событий
и
учитывать
эту
последовательность
при
раскладывании картинок, составлять рассказ по определенной серии картинок.
Оборудование: сюжетные картинки: на первой – мальчик начал рисовать
дом на мольберте; на второй – мальчик нарисовал основание дома и рисует
окно; на третьей – мальчик рисует крышу дома; на четвертой – мальчик
нарисовал дом и делает последние штрихи (рис. 30).
Рис. 30
Ход занятия. Перед ребенком раскладывают все картинки и просят их
рассмотреть. Затем ему предлагают разложить их по порядку: «Разложи так,
Чтобы было ясно, что мальчик вначале рисовал, что потом, и что он в конце
нарисовал. Составь рассказ по этим картинкам». В случае затруднения педагог
начинает раскладывать картинки и говорит: «Вот мальчик начал рисовать,
видишь, он нарисовал линию. Что потом он рисовал?» и т.д.
ЗАДАНИЕ «ЗАЙЧИК И СНЕГОВИК»
Цель:
учить
выделять
и
понимать
временную,
логическую
последовательность
событий
и
учитывать
эту
последовательность
при
раскладывании картинок, составлять рассказ по определенной серии картинок.
Оборудование: сюжетные картинки: на первой – зайчик прыгает вверх,
пытаясь достать морковку – нос высокого снеговика; на второй – зайчик стоит
на лесенке, приставленной к снеговику и тянется к морковке; на третьей –
зайчик сидит на лесенке, отвернувшись от снеговика, светит солнце, снеговик
тает, стал ниже; на четвертой – светит яркое солнце, зайчик ест морковку,
рядом валяется куча снега, ведро, которое было на голове снеговика, лесенка
(рис. 31).
Рис. 31
Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть все картинки и разложить
их по порядку: «Рассмотри внимательно каждую картинку. Подумай, как надо
разложить картинки, чтобы получился рассказ: его начало, продолжение и
окончание». После того как ребенок разложил картинки, независимо от того,
соблюдена правильная последовательность событий или нет, его просят
составить рассказ по этим картинкам. В процессе рассказа ребенок может
менять картинки местами. В случае затруднения педагог сам составляет рассказ
и просит ребенка разложить картинки в соответствии с его рассказом.
ЗАДАНИЕ «ЕЖ И ГРИБ»
Цель:
учить
выделять
и
понимать
временную,
логическую
последовательность
событий
и
учитывать
эту
последовательность
при
раскладывании картинок, составлять рассказ по определенной серии картинок.
Оборудование: сюжетные картинки: на первой – еж идет по лесу с узелком
на палочке, впереди растет маленький гриб; на второй – еж лежит под грибом,
укрывшись желтым листочком, узелок на грибочке, палочка около дерева
стоит, идет сильный дождь; на третьей – еж смотрит на большой гриб, узелок
лежит высоко на большом грибочке, палочка рядом (рис. 32).
Ход занятия. Педагог дает детям рассмотреть картинки и последовательно
их разложить. Потом, независимо от того, как ребенок разложил картинки, его
спрашивают, почему он так разложил картинки. В случае затруднения педагог
предлагает ребенку ответить на следующие вопросы: «Куда шел еж? Почему
еж захотел полежать под грибом? Куда он положил узелок и поставил палочку?
Чем укрылся ежик? Что было, когда еж спал? Когда еж проснулся, чему он
очень удивился? Почему так быстро вырос гриб? Как быть? Как достать
узелок? Как ты думаешь, какое время года изображено?» Затем снова
предлагается ребенку составить рассказ по этой серии картинок.
Примечание.
Прием припоминания и наводящие вопросы педагога
помогают детям осмыслить и осознать последовательность действия, знакомого
им из практического или чувственного опыта, и зафиксировать эти действия в
речи, а в дальнейшем – соотнести свой прошлый опыт с ситуацией,
изображенной на картинках.
Рис. 32
ЗАДАНИЕ «УЛИЦА БОЛЬШОГО ГОРОДА»
Цель: формировать умение выявлять связи между персонажами и
объектами, изображенными на картинках, рассуждать, делать вывод и
обосновывать суждения; анализировать сюжеты со скрытым смыслом.
Оборудование: сюжетная картинка: в центре улицы – светофор и переход,
горит желтый свет; в левом углу стоит милиционер, рядом находится мальчик
и смотрит на него; четыре отдельных картинки для фланелеграфа: на первой –
улица города, на второй – светофор, на третьей – милиционер, на четвертой –
мальчик (рис. 33).
Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть картинку и составить
рассказ. В случае затруднения необходимо провести несколько занятий по
данной теме.
Занятие А.
Экскурсия на улицу, где основное внимание уделяется
целенаправленному наблюдению за перекрестком: как люди переходят дорогу,
как двигаются машины. Педагог уточняет, что движение на перекрестке
регулирует светофор. При наличии большого скопления машин оказывает
помощь и милиционер. После этого с детьми проводится беседа в целях
уточнения их представлений об улице города. Педагог задает вопросы: «Где мы
были? Что видели на улице? Для чего нужен на перекрестке светофор? Как
люди переходят дорогу на перекрестке? Что делает милиционер у перехода?»
Рис. 33
Занятие Б. Дидактическая игра «Светофор» (оборудование: игрушка –
светофор на батарейках). Одни дети изображают пешеходов, другие –
водителей транспорта, один ребенок берет на себя роль милиционера.
Занятие В.
Беседа по картинке «Улица города». Дети рассматривают
картинку и отвечают на вопросы: «Что бывает на улице города? Какой
транспорт
движется
по
улицам
города?
Как
двигается
транспорт
на
перекрестке? Как двигаются люди на перекрестке?»
Занятие
Г.
Составление
сюжета
из
картинок
на
фланелеграфе
соответственно рассказу педагога: «Мальчик Вова жил в большом городе.
Однажды он вышел на улицу и подошел к перекрестку. Там находился
светофор, на нем горел желтый свет. Милиционер посмотрел на Вову и сказал:
«Не спеши, жди зеленого света. Когда все машины остановятся, можно
переходить улицу». После рассказа педагог предлагает детям выложить на
фланелеграфе картинку в соответствии с его содержанием. Педагог поочередно
называет
предложения,
а
дети
выбирают
подходящее
изображение
и
составляют сюжет. Затем по этим картинкам составляется рассказ.
ЗАДАНИЕ «В ЦИРКЕ»
Цель: формировать умение выявлять связи между персонажами и
объектами, изображенными на картинках, рассуждать, делать вывод и
обосновывать суждения; анализировать сюжеты со скрытым смыслом.
Оборудование: сюжетная картинка: арена цирка, где выступают артисты,
вокруг сидят зрители и хлопают в ладоши (рис. 34).
Рис. 34
Ход занятия. Ребенку предлагают рассмотреть сюжетную картинку и
рассказать, что на ней изображено. В случае затруднения педагог задает
уточняющие вопросы: «Кто здесь изображен? Куда пришли зрители? Кто
находится на арене цирка? Что делают артисты в цирке? Что делают зрители?
Ты был когда-нибудь в цирке? Зачем люди ходят в цирк?» Затем предлагается
ребенку составить самостоятельно рассказ.
ИГРА «НАЙДИ ПАРУ!»
Цель: учить ориентироваться в пространстве и создавать новые образы
предметов и ситуаций а также комбинации отдельных образов, формировать
обобщенные представления о свойствах и качествах предметов.
Оборудование: цветные ленточки, шарики, обручи (красного, синего,
зеленого, оранжевого, желтого, голубого цветов), поднос.
Ход занятия. Цветные обручи раскладываются на одной стороне комнаты.
Педагог раздает одним детям цветные шарики, а другим – цветные ленточки.
Затем объясняет: «Вы будете бегать по комнате, кто куда хочет, а когда я
скажу: «Найди себе пару!», вы будете искать того, у кого ленточка того же
цвета, что и ваш шарик. Затем надо надуть шарик и привязать к нему ленточку.
После этого надо найти свой «домик» – обруч такого же цвета, как шарик, и
войти в него». После того как дети найдут свои «домики», педагог уточняет
правильность выполненного задания. Каждая пара детей проверяет цвет доми-
ка, шарика и ленточки и называет цвет. В конце игры педагог проверяет
правильность выполненного задания. В случае затруднения педагог помогает
детям найти свою пару, используя прием сличения. (Например, шарик желтого
цвета, ленточка желтая, домик такой же желтый, как шарик).
ИГРА «СЛОЖИ КАРТИНКУ!»
Цель: формировать обобщенные представления о свойствах и качествах
предметов.
Оборудование: карты – образцы (30 см × 40 см) со схематическим
изображением предметов: вагончик (прямоугольник, круги – два колеса);
грибок (две фигурки: четверть круга – шляпка и закругленный снизу
прямоугольник – ножка); кораблик (трапеция – основание треугольник;
парус – маленький треугольник – флажок); цыпленок (три круга: большой
круг
–
туловище,
круг поменьше
–
голова, маленький круг – глаз;
треугольник – клюв, два маленьких овала – лапки ); снеговик (три круга
разной величины, маленькая трапеция – ведерко на голове); карты – образцы
(10 см × 12 см) со схематическим изображением этих же предметов. Кроме
того, необходимы комплекты картинок в конвертиках для каждого ребенка
(рис. 35).
Рис. 35
Ход занятия. Дети садятся за столики. Педагог говорит, что сейчас они
будут
собирать
разные
картинки.
Показывает
детям
первую
картинку
(вагончик), устанавливает ее так, чтобы всем детям было видно. Затем раздает
детям
комплекты
фигурок,
из
которых
надо
сложить
эту
картинку:
прямоугольник и два круга. Дети складывают, а педагог наблюдает. В случае
затруднения педагог дает ребенку индивидуальный образец, где карта-образец
по размеру соответствует размеру форм. Это дает возможность ребенку
выполнить задание путем наложения на индивидуальный образец, а затем уже
выполнить задание по общему образцу. После того как все дети соберут первую
картинку, педагог предлагает сложить каждому ребенку по 2-3 картинки.
ИГРА «НАЙДИ ПОХОЖИЕ!»
Цель: учить ориентироваться в пространстве и создавать новые образы
предметов и ситуаций а также комбинации отдельных образов, формировать
обобщенные представления о свойствах и качествах предметов.
Оборудование: на каждого играющего – мешочек с игрушками: ежик,
неваляшка, ракета, машинка, домик, божья коровка, мышка, поднос.
Ход занятия. Дети садятся вокруг столов и каждому ребенку дают
мешочек с одним предметом (ежик, неваляшка, ракета, машинка, домик, божья
коровка, мышка). Педагог говорит, что у каждого ребенка в мешочке лежит
предмет определенной формы. К этому предмету надо подобрать предметы
(или игрушки), похожие по форме на предмет, который находится в мешочке.
Дети смотрят и запоминают, что у них лежит в мешочке. Затем они ходят по
группе и каждый самостоятельно подбирает предметы или игрушки и кладет их
в свой мешочек. После того как дети найдут несколько предметов (не менее 5),
каждый должен высыпать их на поднос и рассказать о том, чем подобранные
им игрушки (предметы) похожи на тот, который был в мешочке, то есть,
обосновать в речи свой выбор предметов и свои действия. В случае
затруднения педагог помогает ребенку выделить форму в его предмете,
называет словом эту форму и вместе с ним подбирает 2–3 предмета. Затем
педагог предлагает ребенку самостоятельно выбрать 2 предмета определенной
формы.
ИГРА «ЗАМРИ!»
Цель: игра направлена на овладение детьми действиями замещения, учить
использовать
при
решении
разнообразных
умственных
задач
условные
заместители реальных предметов и явлений.
Оборудование: десять карточек (20 см × 30 см). На каждой дано
схематическое изображение человека в какой-либо позе, например: ноги
вместе – правая рука внизу, левая – в сторону; ноги вместе – руки в стороны
и т.д. (рис. 36).
Рис. 36
Ход занятия. Педагог объясняет детям правила игры: «Вы бегаете по
комнате и по моей команде: «Раз, два, три, замри!» останавливаетесь».
Произнося эти слова, педагог показывает одну из карточек со схематическим
изображением человечка в какой-нибудь позе. Все дети должны принять такую
же позу. Если поза не соответствует схематическому изображению, педагог
предлагает ребенку посмотреть на сверстника и принять нужную позу. При
повторении игры каждый раз используется новая карточка.
ИГРА «КУДА СПРЯТАЛСЯ ЖУЧОК?»
Цель: развивать ориентировку в пространстве способность к наглядному
моделированию.
Оборудование: макет кукольной комнаты (коробка размером 50 см × 50
см) с изображенными по бокам окнами и дверью). В комнате расставлена
кукольная мебель (шесть предметов): диван, телевизор, шкаф, круглый стол,
кресло и письменный стол; план комнаты – лист бумаги, на котором в
соответствующих местах черточками отмечено расположение окон и двери и с
помощью
кругов,
квадратов
и
прямоугольников
изображены
предметы
кукольной комнаты; красный кружок и такого же размера бумажный жучок,
которого можно спрятать под любым предметом кукольной комнаты (рис. 37).
Рис. 37
Ход занятия. На столе педагога расположена кукольная комната – здесь
живет кукла Маша. К ней в комнату влетел жучок, и нужно Маше помочь
отыскать его. Педагог показывает план кукольной комнаты и поясняет каждое
обозначение.
Затем предлагает детям установить соответствие обозначений на плане
предметам кукольной мебели.
Предварительно
педагог
прячет
жучка
в
кукольной
комнате
под
определенный предмет, соответственно кладет метку (красный кружок) на
изображение этого предмета на плане. Ребенок пробует найти по плану жучка.
Если он ошибается и показывает не тот предмет, педагог вызывает следующего
ребенка. Игра повторяется 3 – 4 раза с разным местонахождением жучка в
кукольной
комнате.
Можно
также
изменить
расстановку
мебели
и,
соответственно, план комнаты.
ИГРА «НЕ ОШИБИСЬ!»
Цель: развивать ориентировку в пространстве.
Оборудование: мяч.
Ход занятия. Педагог предлагает детям вспомнить, где у них правая рука, и
поднять ее. Затем он говорит: «Все предметы, которые вы видите в той стороне,
где правая рука, находятся справа. Кто знает, где находятся предметы, которые
вы видите в той стороне, где левая рука? Знаете ли вы, что обозначают слова
«впереди меня» и «позади меня»? (Уточняет эти понятия). А сейчас мы
поиграем. (Дети садятся за стол). Я буду начинать рассказывать, называть
предметы нашей комнаты, а вы будете добавлять слова «справа», «слева»,
«позади», «впереди», отвечать, где этот предмет находится. Педагог про
должает: «Стол стоит (бросает мяч одному из играющих). – Позади. – Полочка
с цветами висит... (бросает мяч другому ребенку). – Справа. – Дверь от нас ... –
Слева». Если ребенок ошибся, педагог предлагает встать, поднять руку и
указать этой рукой на предмет. Он спрашивает: «Какая рука у тебя ближе к
окну? – Правая. – Значит, где находится от тебя окно? – Справа».
Примечание.
При повторении игру можно провести и так: педагог
произносит слова («слева», «справа», «впереди», «позади»), а дети говорят,
какие предметы находятся в названном направлении. Для проведения игры
детей не следует сажать в кружок, их лучше посадить с одной стороны стола
так, чтобы предметы по отношению к ним были расположены одинаково. В
более старших группах детей можно сажать в кружок.
ЗАДАНИЕ «В ЗООПАРКЕ»
Цель: формировать соотношение между словом и образом; формировать
умение находить игрушку или предмет по словесному описанию закреплять
представления об окружающем.
Оборудование: трафареты, изображающие животных: зайца, крокодила,
жирафа; прямоугольники, изображающие клетки; игрушки: заяц, крокодил,
жираф и строительный набор – кирпичики.
Ход занятия. Педагог предлагает детям помочь «поселить» животных в
клетки зоопарка, он говорит: «В зоопарке свободны три клетки, они разные по
размеру: одна – маленькая, низкая; другая – большая и очень высокая; третья –
большая и очень длинная. В зоопарк привезли животных: крокодила, зайца и
жирафа. Помогите поселить этих животных в удобные для них клетки.
Расскажите, какое животное в какую клетку надо «поселить». В случае
затруднения педагог предлагает детям построить клетки из кирпичиков и
поселить животных в эти клетки. После практической деятельности детей
просят рассказать, каких животных в какие клетки они «поселили» и почему.
ЗАДАНИЕ «КТО ГДЕ ЖИВЕТ?»
Цель: формировать соотношение между словом и образом; формировать
умение находить игрушку или предмет по словесному описанию закреплять
представления об окружающем.
Оборудование: две большие картинки: на первой – домашний двор, на
котором нарисованы места проживания животных; на второй – лес, где также
изображены места проживания диких животных; трафареты с изображением
диких и домашних животных; конверты (рис. 38).
Ход занятия. Перед каждым ребенком кладут конверт. Педагог предлагает
детям поиграть – надо отгадать, какая фигурка лежит в каждом из конвертов.
Каждый играющий смотрит в свой конверт, но не говорит вслух, какое у него
животное. Надо рассказать об этом животном сверстникам – каков размер
животного, какая шерсть, чем питается, где живет. Остальные дети должны
отгадать, кто это, и вставить трафарет на картинку. Первым рассказывает
педагог: «У меня тут рыжий, с ушками, с усами, у него четыре лапки, хвост,
пьет молоко, ловит мышей, живет дома. Кто это?» После того как дети
отгадали, педагог ставит трафарет на большую картинку с изображением
домашнего двора. Дети по очереди рассказывают о своих животных: «Большая,
у нее есть рога, травку жует, деткам молоко дает. Кричит: «Му да му, молока
кому? Кто это?»; «Рыжая, хитрая, хвост большой, пушистый, в лесу живет, в
деревне
кур
крадет.
Кто
это?»;
«Большой,
лохматый,
шерсть
бурая
(коричневая), он зимой лапу сосет, в берлоге живет, а летом ягоды и мед ест.
Кто это?»; «Летом серый, зимой белый, уши длинные, хвост короткий, любит
морковку, живет в лесу. Кто это?»; «Под соснами, под елками лежит клубок с
иголками, любит грибы, яблоки. Кто это?»; «С хозяином дружит, дом сторожит,
живет под крыльцом, хвост кольцом»; «Живет в лесу, в дупле, летом рыжая, а
зимой серая, любит орешки и грибы. Кто это?»
В случае затруднения педагог задает уточняющие вопросы: «Большое или
маленькое животное? Какого цвета у него шерсть? Где живет? Что ест? Какой
у него домик?»
Рис. 38