Напоминание

Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх


Автор: Валишина Анастасия Игоревна
Должность: педагог
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 183, дошкольное отделение № 4
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в дидактических

играх

Успешность человека в обществе во многом обусловлена уровнем

развития и владения словом.

Уровень развития связной речи является важнейших показатель

готовности ребенка к обучению в школе и дальнейших его успехов в

процессе

обучения,

поэтому

формирование

связной

речи

должно

происходить еще в дошкольном возрасте.

На успешность обучения ребенка в школе существенное влияние

оказывает уровень развития словаря. Дети, владеющие богатым словарным

запасом и высоким уровнем развития словаря, обычно, не испытывают

затруднения в учении.

Важность работы по развитию словаря детей отражена в Федеральном

государственном

образовательном стандарте дошкольного образования.

Формирование связной речи является центральной задачей речевого развития

детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в

формировании личности.

Развитие

словаря

решает

задачу

накопления

и

уточнения

представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны

мышления.

Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и

общему

развитию

ребенка.

И

напротив,

богатство словаря

является

признаком

хорошо

развитой

речи

и

показателем

высокого

уровня

умственного развития.

Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна

из

характерных

закономерностей

детского

развития.

Игра

является

своеобразной формой общественной жизни дошкольников. Играм в системе

современного

дошкольного

воспитания

детей

отводится

одно

из

главенствующих мест.

Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра.

Дидактическая игра создаётся специально в обучающих целях.

Отличительной

чертой

дидактической

игры

является

наличие

определенной структуры независимо от вида. Структуру дидактической игры

составляют:

1) основные компоненты – дидактические и игровые задачи, игровые

действия;

2) дополнительные компоненты – сюжет, роль.

Важным

элементом

дидактической

игры

являются

правила.

Выполнение их обеспечивает реализацию игрового содержания. Главным

условием решения игровой и дидактической задачи является соблюдение

правил.

Классификация дидактических игр различна. В дошкольной педагогике

принято традиционное деление дидактических игр на игры с предметами,

настольно-печатные

игры,

словесные.

Так

же

дидактические

игры

различаются по обучающему содержанию, игровым действиям, по роли

педагога, правилам, организации и взаимоотношению детей в игре. Каждая

дидактическая игра имеет свою обучающую задачу, что отличает игры друг

от друга.

Основным отличием дидактической игры от игровых упражнений

заключается в том, что выполнение в ней игровых правил направляется,

контролируется игровыми действиями.

Любую игру можно сделать дидактической, для этого необходимо

присутствие в ней основных компонентов: дидактической задачи, правил,

игровых действий.

Использование интересной игры побуждает ребенка к свободному

речевому общению, усвоению правильных грамматических форм языка,

употреблению известных ему слов в словосочетаниях и предложениях,

активизирует уже имеющийся у него словарный запас. Обогащение

жизненного опыта ребенка, усложнение его деятельности и развитие

общения приводят к постепенному количественному росту словаря.

По этой причине дидактические игры являются важной частью как

логопедической работы, так и жизни ребенка в целом. Такие игры

расширяют представление ребенка об окружающем мире, обучают ребенка

наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму,

цвет), различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи.



В раздел образования