Автор: Валишина Анастасия Игоревна
Должность: педагог
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 183, дошкольное отделение № 4
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх
Раздел: дошкольное образование
Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в дидактических
играх
Успешность человека в обществе во многом обусловлена уровнем
развития и владения словом.
Уровень развития связной речи является важнейших показатель
готовности ребенка к обучению в школе и дальнейших его успехов в
процессе
обучения,
поэтому
формирование
связной
речи
должно
происходить еще в дошкольном возрасте.
На успешность обучения ребенка в школе существенное влияние
оказывает уровень развития словаря. Дети, владеющие богатым словарным
запасом и высоким уровнем развития словаря, обычно, не испытывают
затруднения в учении.
Важность работы по развитию словаря детей отражена в Федеральном
государственном
образовательном стандарте дошкольного образования.
Формирование связной речи является центральной задачей речевого развития
детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в
формировании личности.
Развитие
словаря
решает
задачу
накопления
и
уточнения
представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны
мышления.
Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и
общему
развитию
ребенка.
И
напротив,
богатство словаря
является
признаком
хорошо
развитой
речи
и
показателем
высокого
уровня
умственного развития.
Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна
из
характерных
закономерностей
детского
развития.
Игра
является
своеобразной формой общественной жизни дошкольников. Играм в системе
современного
дошкольного
воспитания
детей
отводится
одно
из
главенствующих мест.
Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра.
Дидактическая игра создаётся специально в обучающих целях.
Отличительной
чертой
дидактической
игры
является
наличие
определенной структуры независимо от вида. Структуру дидактической игры
составляют:
1) основные компоненты – дидактические и игровые задачи, игровые
действия;
2) дополнительные компоненты – сюжет, роль.
Важным
элементом
дидактической
игры
являются
правила.
Выполнение их обеспечивает реализацию игрового содержания. Главным
условием решения игровой и дидактической задачи является соблюдение
правил.
Классификация дидактических игр различна. В дошкольной педагогике
принято традиционное деление дидактических игр на игры с предметами,
настольно-печатные
игры,
словесные.
Так
же
дидактические
игры
различаются по обучающему содержанию, игровым действиям, по роли
педагога, правилам, организации и взаимоотношению детей в игре. Каждая
дидактическая игра имеет свою обучающую задачу, что отличает игры друг
от друга.
Основным отличием дидактической игры от игровых упражнений
заключается в том, что выполнение в ней игровых правил направляется,
контролируется игровыми действиями.
Любую игру можно сделать дидактической, для этого необходимо
присутствие в ней основных компонентов: дидактической задачи, правил,
игровых действий.
Использование интересной игры побуждает ребенка к свободному
речевому общению, усвоению правильных грамматических форм языка,
употреблению известных ему слов в словосочетаниях и предложениях,
активизирует уже имеющийся у него словарный запас. Обогащение
жизненного опыта ребенка, усложнение его деятельности и развитие
общения приводят к постепенному количественному росту словаря.
По этой причине дидактические игры являются важной частью как
логопедической работы, так и жизни ребенка в целом. Такие игры
расширяют представление ребенка об окружающем мире, обучают ребенка
наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму,
цвет), различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи.