Напоминание

Возможности и трудности при дистанционном обучении в школе музыки


Автор: Платонова Мария Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ВО "Высшая школа музыки Республики Саха (Якутия) (институт) им. В.А.Босикова"
Населённый пункт: город Якутск
Наименование материала: Статья
Тема: Возможности и трудности при дистанционном обучении в школе музыки
Раздел: среднее образование





Назад




Возможности и трудности дистанционного обучения

Как все мы знаем 31 января 2020 года в России началась распространяться

эпидемия коронавируса, которая внесла существенные изменения во всех сферах

жизнедеятельности. В связи с этим, чтоб предотвратить распространение болезни, с марта

2020 года возникла необходимость перехода на дистанционное обучение. А что такое

дистанционное обучение, какие трудности можно преодолеть нашим воспитанникам и

обучающимся при таком обучении. Дистанционное обучение – образовательный процесс

с применением технологий, обеспечивающих связь обучающихся и преподавателей на

расстоянии, без непосредственного контакта. Это взаимодействие учителя и обучающихся

между собой на расстоянии присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание,

методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфическими

средствами, предусматривающими интерактивность. Дистанционное обучение – это

самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном

обучении являются ведущим средством (из Википедии).

Преимущества дистанционного обучения:

- сокращает время на обучение (сбор и время в пути);

- дает возможность работать обучающимся в удобное для себя время, на своем

компьютере (гаджете), в удобном месте и в удобном темпе, в спокойной обстановке;

- повышает качество обучения за счет применения современных средств, объемных

литературных библиотек;

- активное использование изображений, текста, звука, и видеоряда в учебном материале

существенно повышает качество усвоения новой информации.

Минусами дистанционного обучения, особенно в школе музыки, можно считать

невозможность

непосредственного

контакта

«ученик-учитель»,

недостаточную

разработанность системы обратной связи (контроля учебного процесса), сложность

получения практического опыта, невысокое качество выполняемого задания, задание на

дистанционном

обучении

максимально

вырастает

в

объеме,

на

детей

ложится

колоссальная нагрузка, что пагубно может отразиться на их здоровье, преодоление детьми

страха быть перед камерой, общаться через камеру, выход из зоны комфорта, которое не

всем дается легко, некачественная интернет-связь, особенно для удаленных районов

республики. Основная доля нагрузки автоматически ложится на родителей обучающихся,

родители объясняют, проверяют и контролируют степень и качество выполнения задания

ребенком. Ответственные родители постоянно поддерживают и помогают своим детям в

их учебе.

В связи с пандемией в ряде регионов России ввелась цифровая образовательная

среда для проведения онлайн-занятий. Чтобы онлайн-занятия проходили успешно и

качественно, возникла необходимость подготовки электронных платформ, создания базы

для дистанционного обучения. Приведем ряд популярных онлайн-платформ:

Учи.Ру

- удобная платформа, в которой присутствует бесплатный вариант

использования, что даёт возможность использовать её во многих школах в период режима

самоизоляции. Также есть вариант ведения группового онлайн-обучения с несколькими

участниками.

Преимуществом

этой

платформы

является

повышение

качества

образовательных материалов, доступность и освоение материала без пробелов, легкость в

использовании, рост интереса к обучению. Минус - платформа от наплыва большого

количества участников может «зависать», что не дает работать полноценно.

Zoom

это

сервис

для

проведения

видеоконференций,

онлайн-встреч,

дистанционного обучения обучающихся. Создавший учетную запись, может организовать

встречу, но бесплатная учетная запись позволяет проводить занятие только 40 минут.

Остальное затраченное время следует доплатить. Минус - ограниченное время.

Skape – это самая популярная и удобная платформа для организации онлайн-

обучения. Напоминает вариант интернет-телефонии, который позволяет позвонить

собеседнику и общаться с ним на интересующую тему. Во время эфира по Skape на экран

можно вывести себя или рабочий стол с подготовленным материалом. Минус – в Skape

нельзя отправлять большой текст или презентацию.

Самыми облегченными версиями дистанционного обучения можно считать

создание бесед в телефонном приложении Baйбер или WatsApp. Это удобно, можно

обойтись без планшета и компьютера. Телефон можно использовать где угодно и где

удобно. Минусы – короткий объем информации, невозможность текстового документа,

ограниченность

видеоматериала,

когда

нужно

отправлять

свое

исполнение

на

музыкальном инструменте.

Из вышеуказанных платформ нашим воспитанникам и преподавателям больше

всех понравилось учиться через

Skape

и видео-звонок по ватсап. Чтобы узнать

эффективность дистанционного обучения мы провели опрос воспитанников, родителей и

преподавателей. Было задано 3 основных вопроса: 1. Что именно вам понравилось при

дистанционном обучении? 2. Какие трудности вы встретили при онлайн-обучении? 3.

Выберите

одно:

офлайн-обучение

или

онлайн-обучение.

Некоторым

родителям

дистанционное обучение понравилось, потому что дети всегда рядом, под присмотром в

безопасности, отсутствие контактов с другими людьми. Трудности при дистанционном

обучении: слабый интернет, из-за этого теряли нужное время, трудно выполнять

домашние задания, нехватка практики, особенно в плане игры на инструменте, нехватка

советов, невозможность все вовремя контролировать, также трудности встретили при

занятиях по музыкально-теоретическим дисциплинам. Детям не хватало живого общения,

особенно со своими сверстниками. Скучали по школе. Родители проголосовали 100% за

офлайн-обучение.

57%

воспитанников

проголосовали

за

офлайн-обучение,

42%

воспитанников – за онлайн-обучение.

При обучении в школе музыки преподаватели практикуют различные методики

преподавания, им приходится скорректировать курс, увеличить время выполнения

задания, чтоб не допустить перегрузки обучающихся. При выполнении заданий

наибольшую сложность вызвала работа с детьми младшего школьного возраста.

Дистанционное обучение особенно в школе музыки имеет свои специфические проблемы:

- сильный стресс из-за неготовности обучающихся, родителей и преподавателей к такой

форме обучения;

- недостаток свободного времени из-за нагрузок;

- недостаток серьезного отношения к онлайн-обучению;

-

отсутствие

у

некоторых

обучающихся

дорогих

качественных

музыкальных

инструментов;

- невозможность работать со звуком (динамикой, филировкой);

- технические проблемы зависающего интернета, которые имеют место быть.

Положительными сторонами дистанционного обучения можно считать возможность

повторно возвратиться к изученному материалу, несколько раз посмотреть запись видео-

урока, дополнительно посмотреть нужные видео-материалы, презентации.

Онлайн-обучение – это получение знаний, умений и навыков при помощи

компьютера или другого гаджета, подключенного к интернету. Это обучение «здесь и

сейчас», опосредованное соединением. Такой формат появился в сфере дистанционного

обучения и стал его логическим продолжением с развитием интернета и цифровых

технологий, который навсегда может войти в нашу жизнь в будущем.

Как помочь воспитанникам преодолеть трудности при дистанционном обучении.

Что может вызвать стресс?

Освоение нового дела – определенное напряжение, психологический дискомфорт.

Выход из зоны комфорта (при общении через камеру).

Адаптация может длится от 2 до 6 месяцев, в зависимости от индивидуальных

особенностей ребенка.

Родителям и воспитателям важно своевременно заметить признаки следующие стресса.

В физическом состоянии:

Головные боли

Усталость

Плохой сон

Снижение аппетита

В поведении:

Перепады настроения

Капризы или истерики

Непослушание

Нежелание делать домашние задания

Изменения в поведении – это крик о помощи, так как просто сказать об этом ребенок

не может, он и сам не понимает, что с ним происходит. И в такое время родителям

советуем начать с себя.

1.

Дети всегда копируют взрослых

2.

«Это же ребенок, ему нельзя, а мне можно…»

3.

Проанализируйте свои домашние привычки, всегда ли Вы сами выполняете те

требования, которые предъявляете к ребенку?

4.

Постарайтесь быть примером, подражая которому можно приобрести хорошие

привычки без лишних слов.

Родителям и воспитателям важно знать следующее:

1.

После школы ребенок должен сначала поесть, отдохнуть (на свежем воздухе).

2.

Уроки лучше сделать в середине дня. Пик мозговой активности: 9-12 ч.; 16-18 ч.

3.

Уложить ребенка спать не позже 9 ч.

4.

Нужна двигательная активность (в день -3-4 часа), от него зависит работа мозга.

5.

Каждый ребенок должен заниматься в кружках и секциях.

Если у ребенка замечаете признаки стресса, если видите, что ленится, значит ему

нужна ваша помощь. Как вернуть интерес ребенка к занятиям:

1.

Не кричать на ребенка, наказывать физически, просто разговаривать в спокойном

тоне.

2.

Уделять больше внимания своему ребенку.

3.

Вовремя похвалить за достижения.

4.

Нужно терпение и помощь в преодолении трудностей, обучать постепенно,

отмечая правильные шаги.

Родители (воспитатели) обязаны знать и соблюдать эти правила:

нельзя кормить ребенка сухой пищей, бутербродами;

нельзя сразу после школьных занятий требовать выполнять домашние задания;

детям не рекомендуется сидеть у телевизора и компьютера более 40-45 минут;

детям нельзя смотреть перед сном страшные фильмы, играть в шумные игры;

нельзя детей лишать игр на свежем воздухе из-за плохих отметок;

нужно делать несколько оздоровительных пауз во время выполнения домашних

заданий;

детям можно проявлять двигательную активность в свободное от уроков время.

Соблюдая вышеуказанные правила, можно помочь воспитанникам более-менее мягко

преодолеть трудности в обучении.



В раздел образования