Напоминание

"Отличник в школе"


Автор: Попова Елена Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №50
Населённый пункт: г. Красногорск
Наименование материала: Статья
Тема: "Отличник в школе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ОТЛИЧНИК В ШКОЛЕ

Конечно, каждому из нас хотелось бы, чтобы ребенок был успешным в

жизни, в любимом деле и, безусловно, в учебе. Поэтому, когда мы выбираем

для него школу, строим планы на будущее, нам и в голову не приходит, что

могут возникнуть трудности. Тем более что и воспитатели, и знакомые в

один голос твердят, что малыш развит не по годам и очень способный, да и

мы сами видим, какой он смышленый и любознательный. Кроме того, уже до

поступления в первый класс многие дети действительно владеют огромной

информацией: могут с легкостью назвать все планеты Солнечной системы,

столицы многих стран мира, свободно рассуждают про озоновые дыры и т. д.

К тому же некоторые дети, к восторгу и умилению взрослых, виртуозно

обращаются с техникой — компьютерами, мобильными телефонами, DVD-

плеерами, цифровыми камерами. Все это дает основание многим родителям

рассматривать своего ребенка как неординарного, подающего надежды, что

на самом деле, хотя и действительно свидетельствует об определенном

развитии, не является основополагающим фактором, способствующим

эффективному освоению школьной программы.

Таким образом, уже до поступления в школу у родителей вырабатываются

определенные ожидания по отношению к своему ребенку, которые к тому же

поддерживаются социальными установками. Существует миф о том, что у

успешного родителя непременно должен быть успешный ребенок. А

показателем успешности ребенка школьного возраста зачастую становятся

оценки в дневнике и табеле. Вот и получается, что многие из нас, стремясь

доказать себе и окружающим: «Я — правильный родитель», пытаются во что

бы то ни стало сделать из ребенка отличника.

Кому-то это удается (причем без особых усилий), кому-то — нет.

Некоторые дети действительно с удовольствием включаются в игру, которую

предлагают им взрослые и которую можно было бы условно назвать «Кто

умнее», «Кто лучше» или «кто впереди». В этом случае участниками игры,

как правило, становятся почти все члены семьи, каждый из которых

стремится внести свою лепту в повышение успеваемости ребенка. Кто-то

сидит с ним и напряженно вглядывается в крючки и палочки, которые

выводит первоклассник в прописях, при этом в стремлении к совершенству

заставляя малыша снова и снова писать, добиваясь идеального результата.

Менее «терпеливые» поступают проще: водят рукой ребенка в тетрадке для

домашних заданий (а иногда и попросту пишут сами), чтобы было быстрее и

красивее. Затем происходит «передача» ребенка новому «специалисту»: на

смену уставшей маме спешит дедушка, отрабатывающий с внуком технику

чтения, а вскоре подключается старшая сестра, помогающая оформить

гербарий. С переходом ребенка из класса в класс нагрузка (и физическая, и

психологическая) как на ребенка, так и на чрезмерно заинтересованных

родственников возрастает: написание сочинений, рефератов, творческих

работ, докладов становится делом чести всей семьи. Как правило, родители

выбирают одну из двух стратегий «помощи» ребенку-школьнику: стратегия

контроля и постоянной стимуляции желания стать отличником, либо

стратегия «родитель — ученик», в результате которой взрослые все

выполняют за ребенка. Иногда родители, в силу занятости или подозревая в

себе отсутствие педагогических способностей, нанимают для ребенка целую

армию репетиторов (даже в первом классе!), отчитывающихся перед строгим

строем родственников о проделанной с ребенком работе и о достигнутых

результатах.

В некоторых случаях, особенно в начальной школе, как одна, так и другая

стратегия приводят к заветной цели: в дневнике и в табеле дочки или сына

появляются «пятерки». Казалось бы, цель достигнута, и участники игры

должны быть удовлетворены. Но почему-то возникает побочный эффект:

проблемы здоровья ребенка или членов семьи. Так, например, чрезмерная

нагрузка, обрушившаяся на школьника, не готового к ней, может вызвать

соматические проблемы даже у вполне здорового ребенка (учащается

количество респираторных заболеваний, появляется головная боль или боль

в животе, без видимой причины поднимается температура). Не легче

оказывается и состояние некоторых взрослых членов семьи. Таким образом,

налицо эффект так называемого «оценочного травматизма», когда погоня за

отличными оценками нарушает физическое и душевное равновесие и

взрослых, и детей.

Ира П. зарекомендовала себя как успешная ученица уже в первом классе.

Табель девочки из года в год блистал отличными оценками. Кроме того, Ира

проявляла незаурядные способности в музыкальной и художественной

школе, выделялась среди сверстниц серьезным отношением к учебе. Часто

болея, она сначала вместе с родителями, а повзрослев, самостоятельно

регулярно выполняла не только домашние задания, но и те задачи и

упражнения, которые дети делали в классе. «Блестящая» ученица была

гордостью и школы, и семьи. Когда же в 11-м классе Ира не получила

долгожданную золотую медаль, у нее появились первые астматические

приступы, а ее отец попал в больницу в предынсультном состоянии.

Несколько месяцев после этого семья была вынуждена решать не проблемы

дальнейшего образования дочери, а вопросы здоровья, как физического, так и

психологического.

История с Ирой, конечно, исключительный случай. Однако более

благополучные ситуации, приводящие все же к переутомлению и сбоям в

работе организма ребенка, встречаются довольно часто. Все это вовсе не

означает, что отличник в школе — это плохо, что нельзя настраивать ребенка

на хорошую учебу. Однако всякий раз, когда мы, взрослые, ставим перед

ребенком задачу получения только отличных и хороших оценок, необходимо

взвесить все: физическое состояние ребенка, его способности, возможности и

— обязательно — его желание учиться.

Реально оценить вероятность исполнения наших желаний помогут

специалисты: терапевт посоветует, какую нагрузку и какой режим может

выдержать школьник, а психолог поможет определить способности ребенка.

Бывает, что ученик, обладающий уникальными способностями в конкретной

области (например, в математике или в музыке), вынужден, подгоняемый

взрослыми, соответствовать высокой планке по всем учебным дисциплинам.

Тогда данная Богом одаренность со временем меркнет, потому что на занятие

любимым предметом не остается времени и сил. И всеми признанный

отличник не получает удовольствия от процесса учебы. А случается, что

«синдром отличника» — желание во всем, что делаешь, добиться лучшего

результата — остается с человеком навсегда и омрачает жизнь теперь уже

взрослого, который, будучи не в состоянии пересмотреть свои установки,

зачастую становится жертвой собственных амбиций.

Таким образом, ответственность за те или иные требования к качеству

учебы (а вернее, к оценкам) принимает каждый из нас. И ребенок здоров,

если желание учиться на «хорошо» и «отлично» исходит от него, если

занятия не превращаются в пытку ни для ребенка, ни для родителей и не

вызывают переутомления. Тогда желаем вам успехов в покорении новых

«учебных вершин»!

Зачастую и так довольно сложная проблема со здоровьем усугубляется и

ухудшением психологического климата в семье. Так, если для родителей

оценки не являются принципиальными, то и ребенок будет воспринимать

спокойно даже «двойку». Если же мы искусственно фиксируем внимание

школьника как на положительных, так и на отрицательных оценках, он будет

относиться к ним настороженно. Причем при получении даже отличной

оценки он может испытывать дискомфорт, потому что он привык, что его

хвалят не за старания и знания, а всего лишь за оценку. Ведь гарантии того,

что одиннадцать лет учителя будут ставить ему только отличные оценки,

никто дать не может, и напряжение от ожидания не устраивающей его

оценки омрачит радость познания. Подчас беспокойство детей, связанное с

оценками, провоцируем именно мы, взрослые. Удивительно и парадоксально,

что получать «плохие» оценки боятся не только школьники, но и дети

четырех — шести лет, которые гордо заявляют: «Я в школе буду учиться

только на „пятерки" и „четверки", чтобы не огорчать маму». Уверенные, что

мамину любовь можно заслужить именно таким путем, дети воспринимают

плохую оценку как угрозу: потеряешь любовь мамы! У некоторых детей к

тому же падает самооценка, потому что уже дошкольниками они твердо

знают: хороший ребенок должен хорошо учиться. Откуда эта позиция?

Конечно, от нас, взрослых — родителей, воспитателей, учителей.

Путь к отличным оценкам всегда сопряжен с дополнительными учебными

нагрузка (за исключением случаев одаренности ребенка). Не все дети,

особенно в начальной школе, обладают достаточной волевой готовностью, то

есть могут заставить себя вместо прогулки или игры заниматься монотонной

работой. Тут на помощь приходят взрослые: мамы и папы, бабушки и

дедушки. Но, к сожалению, эта помощь не всегда оказывается эффективной,

так как взрослые в семье не всегда имеют единую позицию в отношении

обучения ребенка. Разные ожидания, стиль и темп обучения вынуждают

ребенка тратить силы на то, чтобы подстроиться к каждому «учителю» в

семье. Кроме того, прежде чем приступить к занятиям с ребенком,

необходимо оценить и собственные силы: многие ли из нас, взрослых, смогут

терпеливо заниматься с ребенком после работы, не от случая к случаю,

независимо от настроения, а ежедневно, невзирая на усталость и занятость?

Если терпения и сил достаточно, то занятия с ребенком могут принести

радость и ученику, и «учителю». Однако на практике чаще всего встречаются

другие ситуации, когда раздраженные, уставшие родители не выдерживают

подобной нагрузки и начинают кричать, а иногда и оскорблять или даже

физически наказывать ребенка. Такая «помощь» вредит не только здоровью

сына или дочки, но и становится причиной конфликтов в семье.

Девятилетняя Оля В., сидя в гостях вместе с мамой, в порыве нежности

обнимает ее и говорит, целуя: «Мамочка, я так сильно тебя люблю!» На

ответ мамы, что она тоже ее любит, Оля произносит: «Нет, мама, я

люблю тебя сильнее, потому что я люблю тебя даже тогда, когда ты бьешь

меня по голове!!!» Опешившая мама, оглядывая в смущении окружающих

людей, пытается оправдаться: «Доченька, разве я когда-нибудь била тебя

по голове?» Девочка вздохнула, отрешенно посмотрела в окно и сказала, не

глядя маме в глаза: «А помнишь, в позапрошлом году, когда мы с тобой учили

английскую песенку, ты меня стукнула по голове три раза?..»

Некоторые

взрослые

подобные

конфликты

считают

не

стоящими

внимания, привычными и не имеющими никаких последствий. Однако все

эти острые моменты, скорее всего, всплывут, когда ребенок станет

подростком. Иногда родители, близко к сердцу принимая неудачи и успехи

ребенка, спорят и даже ссорятся друг с другом, выясняя, кто виноват в той

или иной ситуации. Ребенок, понимая, что именно он стал причиной

конфликта, переживает его очень сильно, иногда испытывая вину еще и от

того, что мама и папа (или мама и бабушка) в очередной раз из- за него

поссорились. Более того, каждый вечер перед занятием с родителями он

ожидает неприятностей: упреков, угроз, споров.

Чтобы избежать подобных негативных ситуаций, желательно относиться

спокойно как к оценкам, полученным ребенком за то или иное задание, так и

к процессу выполнения самого задания. К тому же необходимо определить,

насколько родительское участие требуется вашему сыну или дочери и какое

именно. Конечно, далеко не каждый ребенок с первых дней обучения в

школе

способен

самостоятельно

выполнять

домашние

задания

(хотя

практика показывает, что такие дети все же есть). Поэтому помощь взрослого

бывает нужна, а иногда и просто необходима многим ребятам. Но это не

значит, что совместное выполнение уроков должно стать ежедневным

ритуалом в семье. Научив ребенка в течение нескольких дней, недель или

месяцев (в зависимости от его индивидуальных особенностей) планировать

время выполнения заданий, рассчитывать свои силы, можно и нужно

сокращать контроль родителей, постепенно развивая самостоятельность и

ответственность маленького ученика. Все это поможет сохранить мир в

семье и научит ребенка быть ответственным за свою учебу.



В раздел образования