Автор: Попова Елена Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №50
Населённый пункт: г. Красногорск
Наименование материала: Статья
Тема: "Отличник в школе"
Раздел: дошкольное образование
ОТЛИЧНИК В ШКОЛЕ
Конечно, каждому из нас хотелось бы, чтобы ребенок был успешным в
жизни, в любимом деле и, безусловно, в учебе. Поэтому, когда мы выбираем
для него школу, строим планы на будущее, нам и в голову не приходит, что
могут возникнуть трудности. Тем более что и воспитатели, и знакомые в
один голос твердят, что малыш развит не по годам и очень способный, да и
мы сами видим, какой он смышленый и любознательный. Кроме того, уже до
поступления в первый класс многие дети действительно владеют огромной
информацией: могут с легкостью назвать все планеты Солнечной системы,
столицы многих стран мира, свободно рассуждают про озоновые дыры и т. д.
К тому же некоторые дети, к восторгу и умилению взрослых, виртуозно
обращаются с техникой — компьютерами, мобильными телефонами, DVD-
плеерами, цифровыми камерами. Все это дает основание многим родителям
рассматривать своего ребенка как неординарного, подающего надежды, что
на самом деле, хотя и действительно свидетельствует об определенном
развитии, не является основополагающим фактором, способствующим
эффективному освоению школьной программы.
Таким образом, уже до поступления в школу у родителей вырабатываются
определенные ожидания по отношению к своему ребенку, которые к тому же
поддерживаются социальными установками. Существует миф о том, что у
успешного родителя непременно должен быть успешный ребенок. А
показателем успешности ребенка школьного возраста зачастую становятся
оценки в дневнике и табеле. Вот и получается, что многие из нас, стремясь
доказать себе и окружающим: «Я — правильный родитель», пытаются во что
бы то ни стало сделать из ребенка отличника.
Кому-то это удается (причем без особых усилий), кому-то — нет.
Некоторые дети действительно с удовольствием включаются в игру, которую
предлагают им взрослые и которую можно было бы условно назвать «Кто
умнее», «Кто лучше» или «кто впереди». В этом случае участниками игры,
как правило, становятся почти все члены семьи, каждый из которых
стремится внести свою лепту в повышение успеваемости ребенка. Кто-то
сидит с ним и напряженно вглядывается в крючки и палочки, которые
выводит первоклассник в прописях, при этом в стремлении к совершенству
заставляя малыша снова и снова писать, добиваясь идеального результата.
Менее «терпеливые» поступают проще: водят рукой ребенка в тетрадке для
домашних заданий (а иногда и попросту пишут сами), чтобы было быстрее и
красивее. Затем происходит «передача» ребенка новому «специалисту»: на
смену уставшей маме спешит дедушка, отрабатывающий с внуком технику
чтения, а вскоре подключается старшая сестра, помогающая оформить
гербарий. С переходом ребенка из класса в класс нагрузка (и физическая, и
психологическая) как на ребенка, так и на чрезмерно заинтересованных
родственников возрастает: написание сочинений, рефератов, творческих
работ, докладов становится делом чести всей семьи. Как правило, родители
выбирают одну из двух стратегий «помощи» ребенку-школьнику: стратегия
контроля и постоянной стимуляции желания стать отличником, либо
стратегия «родитель — ученик», в результате которой взрослые все
выполняют за ребенка. Иногда родители, в силу занятости или подозревая в
себе отсутствие педагогических способностей, нанимают для ребенка целую
армию репетиторов (даже в первом классе!), отчитывающихся перед строгим
строем родственников о проделанной с ребенком работе и о достигнутых
результатах.
В некоторых случаях, особенно в начальной школе, как одна, так и другая
стратегия приводят к заветной цели: в дневнике и в табеле дочки или сына
появляются «пятерки». Казалось бы, цель достигнута, и участники игры
должны быть удовлетворены. Но почему-то возникает побочный эффект:
проблемы здоровья ребенка или членов семьи. Так, например, чрезмерная
нагрузка, обрушившаяся на школьника, не готового к ней, может вызвать
соматические проблемы даже у вполне здорового ребенка (учащается
количество респираторных заболеваний, появляется головная боль или боль
в животе, без видимой причины поднимается температура). Не легче
оказывается и состояние некоторых взрослых членов семьи. Таким образом,
налицо эффект так называемого «оценочного травматизма», когда погоня за
отличными оценками нарушает физическое и душевное равновесие и
взрослых, и детей.
Ира П. зарекомендовала себя как успешная ученица уже в первом классе.
Табель девочки из года в год блистал отличными оценками. Кроме того, Ира
проявляла незаурядные способности в музыкальной и художественной
школе, выделялась среди сверстниц серьезным отношением к учебе. Часто
болея, она сначала вместе с родителями, а повзрослев, самостоятельно
регулярно выполняла не только домашние задания, но и те задачи и
упражнения, которые дети делали в классе. «Блестящая» ученица была
гордостью и школы, и семьи. Когда же в 11-м классе Ира не получила
долгожданную золотую медаль, у нее появились первые астматические
приступы, а ее отец попал в больницу в предынсультном состоянии.
Несколько месяцев после этого семья была вынуждена решать не проблемы
дальнейшего образования дочери, а вопросы здоровья, как физического, так и
психологического.
История с Ирой, конечно, исключительный случай. Однако более
благополучные ситуации, приводящие все же к переутомлению и сбоям в
работе организма ребенка, встречаются довольно часто. Все это вовсе не
означает, что отличник в школе — это плохо, что нельзя настраивать ребенка
на хорошую учебу. Однако всякий раз, когда мы, взрослые, ставим перед
ребенком задачу получения только отличных и хороших оценок, необходимо
взвесить все: физическое состояние ребенка, его способности, возможности и
— обязательно — его желание учиться.
Реально оценить вероятность исполнения наших желаний помогут
специалисты: терапевт посоветует, какую нагрузку и какой режим может
выдержать школьник, а психолог поможет определить способности ребенка.
Бывает, что ученик, обладающий уникальными способностями в конкретной
области (например, в математике или в музыке), вынужден, подгоняемый
взрослыми, соответствовать высокой планке по всем учебным дисциплинам.
Тогда данная Богом одаренность со временем меркнет, потому что на занятие
любимым предметом не остается времени и сил. И всеми признанный
отличник не получает удовольствия от процесса учебы. А случается, что
«синдром отличника» — желание во всем, что делаешь, добиться лучшего
результата — остается с человеком навсегда и омрачает жизнь теперь уже
взрослого, который, будучи не в состоянии пересмотреть свои установки,
зачастую становится жертвой собственных амбиций.
Таким образом, ответственность за те или иные требования к качеству
учебы (а вернее, к оценкам) принимает каждый из нас. И ребенок здоров,
если желание учиться на «хорошо» и «отлично» исходит от него, если
занятия не превращаются в пытку ни для ребенка, ни для родителей и не
вызывают переутомления. Тогда желаем вам успехов в покорении новых
«учебных вершин»!
Зачастую и так довольно сложная проблема со здоровьем усугубляется и
ухудшением психологического климата в семье. Так, если для родителей
оценки не являются принципиальными, то и ребенок будет воспринимать
спокойно даже «двойку». Если же мы искусственно фиксируем внимание
школьника как на положительных, так и на отрицательных оценках, он будет
относиться к ним настороженно. Причем при получении даже отличной
оценки он может испытывать дискомфорт, потому что он привык, что его
хвалят не за старания и знания, а всего лишь за оценку. Ведь гарантии того,
что одиннадцать лет учителя будут ставить ему только отличные оценки,
никто дать не может, и напряжение от ожидания не устраивающей его
оценки омрачит радость познания. Подчас беспокойство детей, связанное с
оценками, провоцируем именно мы, взрослые. Удивительно и парадоксально,
что получать «плохие» оценки боятся не только школьники, но и дети
четырех — шести лет, которые гордо заявляют: «Я в школе буду учиться
только на „пятерки" и „четверки", чтобы не огорчать маму». Уверенные, что
мамину любовь можно заслужить именно таким путем, дети воспринимают
плохую оценку как угрозу: потеряешь любовь мамы! У некоторых детей к
тому же падает самооценка, потому что уже дошкольниками они твердо
знают: хороший ребенок должен хорошо учиться. Откуда эта позиция?
Конечно, от нас, взрослых — родителей, воспитателей, учителей.
Путь к отличным оценкам всегда сопряжен с дополнительными учебными
нагрузка (за исключением случаев одаренности ребенка). Не все дети,
особенно в начальной школе, обладают достаточной волевой готовностью, то
есть могут заставить себя вместо прогулки или игры заниматься монотонной
работой. Тут на помощь приходят взрослые: мамы и папы, бабушки и
дедушки. Но, к сожалению, эта помощь не всегда оказывается эффективной,
так как взрослые в семье не всегда имеют единую позицию в отношении
обучения ребенка. Разные ожидания, стиль и темп обучения вынуждают
ребенка тратить силы на то, чтобы подстроиться к каждому «учителю» в
семье. Кроме того, прежде чем приступить к занятиям с ребенком,
необходимо оценить и собственные силы: многие ли из нас, взрослых, смогут
терпеливо заниматься с ребенком после работы, не от случая к случаю,
независимо от настроения, а ежедневно, невзирая на усталость и занятость?
Если терпения и сил достаточно, то занятия с ребенком могут принести
радость и ученику, и «учителю». Однако на практике чаще всего встречаются
другие ситуации, когда раздраженные, уставшие родители не выдерживают
подобной нагрузки и начинают кричать, а иногда и оскорблять или даже
физически наказывать ребенка. Такая «помощь» вредит не только здоровью
сына или дочки, но и становится причиной конфликтов в семье.
Девятилетняя Оля В., сидя в гостях вместе с мамой, в порыве нежности
обнимает ее и говорит, целуя: «Мамочка, я так сильно тебя люблю!» На
ответ мамы, что она тоже ее любит, Оля произносит: «Нет, мама, я
люблю тебя сильнее, потому что я люблю тебя даже тогда, когда ты бьешь
меня по голове!!!» Опешившая мама, оглядывая в смущении окружающих
людей, пытается оправдаться: «Доченька, разве я когда-нибудь била тебя
по голове?» Девочка вздохнула, отрешенно посмотрела в окно и сказала, не
глядя маме в глаза: «А помнишь, в позапрошлом году, когда мы с тобой учили
английскую песенку, ты меня стукнула по голове три раза?..»
Некоторые
взрослые
подобные
конфликты
считают
не
стоящими
внимания, привычными и не имеющими никаких последствий. Однако все
эти острые моменты, скорее всего, всплывут, когда ребенок станет
подростком. Иногда родители, близко к сердцу принимая неудачи и успехи
ребенка, спорят и даже ссорятся друг с другом, выясняя, кто виноват в той
или иной ситуации. Ребенок, понимая, что именно он стал причиной
конфликта, переживает его очень сильно, иногда испытывая вину еще и от
того, что мама и папа (или мама и бабушка) в очередной раз из- за него
поссорились. Более того, каждый вечер перед занятием с родителями он
ожидает неприятностей: упреков, угроз, споров.
Чтобы избежать подобных негативных ситуаций, желательно относиться
спокойно как к оценкам, полученным ребенком за то или иное задание, так и
к процессу выполнения самого задания. К тому же необходимо определить,
насколько родительское участие требуется вашему сыну или дочери и какое
именно. Конечно, далеко не каждый ребенок с первых дней обучения в
школе
способен
самостоятельно
выполнять
домашние
задания
(хотя
практика показывает, что такие дети все же есть). Поэтому помощь взрослого
бывает нужна, а иногда и просто необходима многим ребятам. Но это не
значит, что совместное выполнение уроков должно стать ежедневным
ритуалом в семье. Научив ребенка в течение нескольких дней, недель или
месяцев (в зависимости от его индивидуальных особенностей) планировать
время выполнения заданий, рассчитывать свои силы, можно и нужно
сокращать контроль родителей, постепенно развивая самостоятельность и
ответственность маленького ученика. Все это поможет сохранить мир в
семье и научит ребенка быть ответственным за свою учебу.