Автор: Денисюк Наталья Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №50
Населённый пункт: г. Красногорск
Наименование материала: Статья
Тема: "Условия развития познания"
Раздел: дошкольное образование
УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАНИЯ
Развивая и обучая ребенка, прежде всего надо ориентироваться на его
возрастные, а также индивидуальные особенности. Ребенок в пять лет - это
не тот ребенок, каким он станет через год или два, а значит, и обучать его
надо по-иному.
Изменения в развитии ребенка для родителей, которые видят его каждый
день, кажутся незаметными. Часто мы с удивлением замечаем, что-то, что
было не по силам дочке или сыну еще два-три месяца назад, теперь
выполняется легко и свободно. Развитие ребенка происходит постоянно.
Каждый день – это изменения. В возрасте пяти-шести лет растет физическая
выносливость
и
общая
работоспособность
организма
ребенка.
Дети
становятся более активными и с большей энергией познают окружающий
мир. Однако физическая активность зачастую способствует эмоциональной
возбудимости, импульсивности, и, как следствие, старший дошкольник
быстро утомляется и устает. Развитие пяти-шестилетнего ребенка таково, что
он не может быть всегда разумным и волевым, хотя мы, взрослые, очень
желаем и добиваемся этого. Чаще всего мотивы его деятельности носят
сиюминутный характер. Желания могут быстро сменять друг друга, игры и
разнообразные «хочу – не хочу» в течение дня чередуются в ритме, не всегда
понятном для родителей и воспитателей.
И чтобы добиться больших успехов, мы должны помнить, что игра -
любимый вид деятельности старшего дошкольника. В сюжетно-ролевых
играх,
как правило, ребенок проживает заинтересовавшие его стороны
окружающей действительности - отношения между людьми, те или иные
события. Игра помогает проработать проблемы, выходящие за рамки
собственного жизненного опыта, удовлетворить познавательный интерес к
новой информации. Дети играют в «семью», «магазин», «доктора», «школу»,
«путешествие», проигрывают сюжеты любимых сказок и мультфильмов.
Книги,
телевизионные
передачи
помогают
ребенку
познакомиться
с
животными и растениями дальних стран, с обычаями и одеждой людей
других национальностей и эпох. Игра стимулирует познание, а познание, в
свою очередь, позволяет игре стать более сложной и информационно
насыщенной.
После шести лет у ребенка получает развитие так называемая
режиссерская игра, которая носит и коллективный характер. Она отличается
от сюжетно-ролевой игры тем, что не просто воспроизводит жизнь людей и
их отношения, а позволяет моделировать сюжеты, опираясь на личные
впечатления, знания ребенка и, главное, - его воображение. В этих играх
наряду с реальными героями могут присутствовать и герои сказок,
мультфильмов и кино. Многие исследователи считают развитие этого вида
игры одним из основных показателей готовности ребенка к школе.
Интеллектуальное развитие ребенка хотя и является важным условием его
готовности к обучению в школе, но это далеко не единственная предпосылка
к успешному обучению. Все это свидетельствует о том, что именно детской
игре мы, взрослые, должны отдавать предпочтение и уделять внимание при
подготовке ребенка к школе.
Важной стороной жизни ребенка является его общение со сверстниками и
взрослыми. В возрасте пяти лет ребенок испытывает потребность в
сотрудничестве. Общаясь со сверстниками, он уже может потребовать
уважительного отношения к себе, учится договариваться, слышит и слушает
собеседника.
Ближе к шести годам у ребенка появляется потребность в признании,
желание убедиться в собственной значимости, возможно возникновение
проблемы лидерства. Ребенок болезненно относится к сравнению его с
другими детьми, так как стремится быть первым, не любит проигрывать, в
случае проигрыша может дразниться и критиковать все происходящее. В
таких ситуациях сюжетно-ролевая игра может выступать как регулятор
межличностных отношений, способный направить социальное развитие
ребенка в позитивное русло.
В
возрасте
шести-семи
лет
у
ребенка
возникает
потребность
в
сопереживании и взаимопонимании. Ребенок старается вести себя хорошо, но
частенько проверяет границы дозволенного. Дети этого возраста крайне
чувствительны к похвале: для того чтобы заслужить ее, они способны даже
на ябедничество. Жесткая критика со стороны взрослого (особенно в
присутствии сверстников) может серьезно их травмировать.
Очень
важная
задача
для
родителей
-
формирование
адекватной
самооценки у ребенка,
позитивного отношения к своим способностям,
умения преодолевать трудности и не бояться ошибок. Страх сделать что-
нибудь не так, как попросит родитель, воспитатель или учитель, часто
приводит к тому, что ребенок вообще отказывается от выполнения любой,
даже посильной познавательной задачи. Покажите ребенку, чего он достиг,
чему он научился. Дайте возможность почувствовать радость и гордость от
успешных самостоятельных действий. Обсуждайте в семье успехи и
достижения ребенка, постепенно ребенок сам захочет поделиться с вами
своими достижениями и порадоваться успехам других, и у него будет
формироваться потребность в получении новой информации, в исследовании
чего-то интересного, если он будет видеть вашу заинтересованность и
серьезное отношение к его исследовательской деятельности.
Желательно периодически обсуждать с ребенком какую-либо тему,
связанную с его жизнью, с его интересами: что любит и не любит ваш
ребенок, чему он хотел бы научиться, есть ли у него друзья и кто он, о чем
мечтает ваш ребенок, как хотел бы провести выходной день и др. Можно не
только обговаривать эти темы, но и совместно создавать семейные рисунки и
даже альбомы (с картинками и фотографиями). Наблюдения за жизнью своей
семьи,
своих
друзей
помогут
ребенку
познакомиться
с
различными
эмоциональными состояниями людей, такими как радость, печаль, усталость,
огорчение, любовь, одобрение. И в этом познании других людей тоже
помогут беседы с родителями, фотографии и даже проигрывание интересных
или непонятных ребенку жизненных ситуаций.
Навыки самонаблюдения
помогут ребенку поверить в собственные силы и возможности, разовьют
интерес к самостоятельному исследованию окружающего мира. Уважение
ребенком
себя
как
личности
поможет
ему
строить
отношения
со
сверстниками и взрослыми: развитие децентрации, то есть способности
понять и принять другую точку зрения, - еще одно из условий познания
мира, мира людей, а кроме того — один из факторов социальной готовности
ребенка к школе.
Таким
образом,
разностороннее,
гармоничное
развитие
ребенка
и
предопределяет
его
готовность
к
школе,
которая
включает
в
себя
психофизиологическую, интеллектуальную и личностную (в том числе и
социальную)
картину
развития
вашего
мальчика
или
девочки.
И
познавательная активность может быть успешным фундаментом как для
интеллектуального, так и для социально-личностного развития ребенка.