Напоминание

"Условия развития познания"


Автор: Денисюк Наталья Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №50
Населённый пункт: г. Красногорск
Наименование материала: Статья
Тема: "Условия развития познания"
Раздел: дошкольное образование





Назад




УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАНИЯ

Развивая и обучая ребенка, прежде всего надо ориентироваться на его

возрастные, а также индивидуальные особенности. Ребенок в пять лет - это

не тот ребенок, каким он станет через год или два, а значит, и обучать его

надо по-иному.

Изменения в развитии ребенка для родителей, которые видят его каждый

день, кажутся незаметными. Часто мы с удивлением замечаем, что-то, что

было не по силам дочке или сыну еще два-три месяца назад, теперь

выполняется легко и свободно. Развитие ребенка происходит постоянно.

Каждый день – это изменения. В возрасте пяти-шести лет растет физическая

выносливость

и

общая

работоспособность

организма

ребенка.

Дети

становятся более активными и с большей энергией познают окружающий

мир. Однако физическая активность зачастую способствует эмоциональной

возбудимости, импульсивности, и, как следствие, старший дошкольник

быстро утомляется и устает. Развитие пяти-шестилетнего ребенка таково, что

он не может быть всегда разумным и волевым, хотя мы, взрослые, очень

желаем и добиваемся этого. Чаще всего мотивы его деятельности носят

сиюминутный характер. Желания могут быстро сменять друг друга, игры и

разнообразные «хочу – не хочу» в течение дня чередуются в ритме, не всегда

понятном для родителей и воспитателей.

И чтобы добиться больших успехов, мы должны помнить, что игра -

любимый вид деятельности старшего дошкольника. В сюжетно-ролевых

играх,

как правило, ребенок проживает заинтересовавшие его стороны

окружающей действительности - отношения между людьми, те или иные

события. Игра помогает проработать проблемы, выходящие за рамки

собственного жизненного опыта, удовлетворить познавательный интерес к

новой информации. Дети играют в «семью», «магазин», «доктора», «школу»,

«путешествие», проигрывают сюжеты любимых сказок и мультфильмов.

Книги,

телевизионные

передачи

помогают

ребенку

познакомиться

с

животными и растениями дальних стран, с обычаями и одеждой людей

других национальностей и эпох. Игра стимулирует познание, а познание, в

свою очередь, позволяет игре стать более сложной и информационно

насыщенной.

После шести лет у ребенка получает развитие так называемая

режиссерская игра, которая носит и коллективный характер. Она отличается

от сюжетно-ролевой игры тем, что не просто воспроизводит жизнь людей и

их отношения, а позволяет моделировать сюжеты, опираясь на личные

впечатления, знания ребенка и, главное, - его воображение. В этих играх

наряду с реальными героями могут присутствовать и герои сказок,

мультфильмов и кино. Многие исследователи считают развитие этого вида

игры одним из основных показателей готовности ребенка к школе.

Интеллектуальное развитие ребенка хотя и является важным условием его

готовности к обучению в школе, но это далеко не единственная предпосылка

к успешному обучению. Все это свидетельствует о том, что именно детской

игре мы, взрослые, должны отдавать предпочтение и уделять внимание при

подготовке ребенка к школе.

Важной стороной жизни ребенка является его общение со сверстниками и

взрослыми. В возрасте пяти лет ребенок испытывает потребность в

сотрудничестве. Общаясь со сверстниками, он уже может потребовать

уважительного отношения к себе, учится договариваться, слышит и слушает

собеседника.

Ближе к шести годам у ребенка появляется потребность в признании,

желание убедиться в собственной значимости, возможно возникновение

проблемы лидерства. Ребенок болезненно относится к сравнению его с

другими детьми, так как стремится быть первым, не любит проигрывать, в

случае проигрыша может дразниться и критиковать все происходящее. В

таких ситуациях сюжетно-ролевая игра может выступать как регулятор

межличностных отношений, способный направить социальное развитие

ребенка в позитивное русло.

В

возрасте

шести-семи

лет

у

ребенка

возникает

потребность

в

сопереживании и взаимопонимании. Ребенок старается вести себя хорошо, но

частенько проверяет границы дозволенного. Дети этого возраста крайне

чувствительны к похвале: для того чтобы заслужить ее, они способны даже

на ябедничество. Жесткая критика со стороны взрослого (особенно в

присутствии сверстников) может серьезно их травмировать.

Очень

важная

задача

для

родителей

-

формирование

адекватной

самооценки у ребенка,

позитивного отношения к своим способностям,

умения преодолевать трудности и не бояться ошибок. Страх сделать что-

нибудь не так, как попросит родитель, воспитатель или учитель, часто

приводит к тому, что ребенок вообще отказывается от выполнения любой,

даже посильной познавательной задачи. Покажите ребенку, чего он достиг,

чему он научился. Дайте возможность почувствовать радость и гордость от

успешных самостоятельных действий. Обсуждайте в семье успехи и

достижения ребенка, постепенно ребенок сам захочет поделиться с вами

своими достижениями и порадоваться успехам других, и у него будет

формироваться потребность в получении новой информации, в исследовании

чего-то интересного, если он будет видеть вашу заинтересованность и

серьезное отношение к его исследовательской деятельности.

Желательно периодически обсуждать с ребенком какую-либо тему,

связанную с его жизнью, с его интересами: что любит и не любит ваш

ребенок, чему он хотел бы научиться, есть ли у него друзья и кто он, о чем

мечтает ваш ребенок, как хотел бы провести выходной день и др. Можно не

только обговаривать эти темы, но и совместно создавать семейные рисунки и

даже альбомы (с картинками и фотографиями). Наблюдения за жизнью своей

семьи,

своих

друзей

помогут

ребенку

познакомиться

с

различными

эмоциональными состояниями людей, такими как радость, печаль, усталость,

огорчение, любовь, одобрение. И в этом познании других людей тоже

помогут беседы с родителями, фотографии и даже проигрывание интересных

или непонятных ребенку жизненных ситуаций.

Навыки самонаблюдения

помогут ребенку поверить в собственные силы и возможности, разовьют

интерес к самостоятельному исследованию окружающего мира. Уважение

ребенком

себя

как

личности

поможет

ему

строить

отношения

со

сверстниками и взрослыми: развитие децентрации, то есть способности

понять и принять другую точку зрения, - еще одно из условий познания

мира, мира людей, а кроме того — один из факторов социальной готовности

ребенка к школе.

Таким

образом,

разностороннее,

гармоничное

развитие

ребенка

и

предопределяет

его

готовность

к

школе,

которая

включает

в

себя

психофизиологическую, интеллектуальную и личностную (в том числе и

социальную)

картину

развития

вашего

мальчика

или

девочки.

И

познавательная активность может быть успешным фундаментом как для

интеллектуального, так и для социально-личностного развития ребенка.



В раздел образования