Автор: Денисюк Наталья Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №50
Населённый пункт: г. Красногорск
Наименование материала: Статья
Тема: "Кто в ответе за подготовку ребенка к школе?"
Раздел: дошкольное образование
КТО В ОТВЕТЕ ЗА ПОДГОТОВКУ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ?
Казалось бы, все главные вопросы решены: выбрана достойная школа,
подходящая для ребенка обучающая программа, определена главная линия
подготовки — развитие вместо натаскивания. Но возникает еще один, не
менее важный вопрос: кто же будет заниматься с ребенком? Кто будет
отвечать за качество его подготовки к школе?
Существует несколько вариантов решения этой проблемы: мы можем
доверить
это
ответственное
дело
специалисту
(логопеду,
педагогу,
психологу), или записать ребенка на подготовительные курсы в выбранную
школу, или платить за дополнительные занятия в группе детского сада.
Некоторые родители предпочитают заниматься с сыном или дочкой сами, а в
некоторых семьях подготовку к школе берут на себя бабушки и дедушки.
Иногда с ребенком занимаются старшие братья и сестры.
Наверное,
любой
из
перечисленных
вариантов
может
оказаться
эффективным. Все будет зависеть от особенностей ребенка и конкретной
семьи. Так, астеничного, болезненного малыша, для которого пребывание в
детском саду — испытание, вряд ли стоит подвергать риску дополнительных
заболеваний, записывая на дополнительные занятия. А вот домашний
ребенок никогда не посещавший детского сада, может приобрести большой
опыт общения со сверстниками и с учителем, если будет посещать
подготовительные курсы. Гиперактивному ребенку, волевая сфера которого
еще не сформирована, лучше не торопиться с обучением. В противном
случае он, не умеющий управлять своим поведением, вызовет множество
нареканий со стороны педагога, недовольство родителей, что может привести
к снижению самооценки и к отказу выполнять какие- либо учебные
требования. Ребенок неуверенный, сомневающийся в своих силах, на
подготовительных курсах может получить отличную тренировку навыков
взаимодействия с учителем и со сверстниками, что в недалеком будущем
поможет ему успешно адаптироваться к условиям школы. Некоторым
инфантильным детям посещение таких курсов полезно не только для
получения информации, но и для развития умения слушать педагога,
выполнять задания вовремя, сидеть за партой, не выкрикивать ответ без
разрешения учителя.
В зависимости от того, какие цели вы преследуете, отдавая ребенка в
группу по подготовке к первому классу, выбор курсов может быть
различным. Так, если вы хотите, чтобы ребенок попал в конкретную школу
или даже класс, лучше всего записать ребенка на курсы, организованные на
базе данного учебного заведения. Чаще всего занятия ведет именно тот
преподаватель, который будет учить вашего сына или дочь в следующем
году, что чрезвычайно полезно: ребенок успеет понять и привыкнуть к его
требованиям, а педагог, познакомившись заранее с детьми, получит
возможность изменить учебный план в соответствии с психологическими
особенностями их развития.
Если же целью занятий на курсах вы ставите обучение ребенка
определенным навыкам (сидеть за партой, поднимать руку, отвечать только
на обращенный к нему вопрос и т. д.), то, может быть, нет необходимости
возить малыша после трудового дня в школу, пусть престижную, особенно
если она находится далеко от дома.
В том случае, если вы хотите помочь своему робкому ребенку, который не
ходит в детский сад, овладеть навыками общения с окружающими, для этой
цели подойдут не только подготовительные курсы, но и любая группа
развития для старших дошкольников. Здесь ребенок в процессе игр и занятий
в коллективе приобретет навыки общения, которые пригодятся ему в
школьной жизни.
Бывает, что родители отдают ребенка на курсы с целью обучения
конкретным умениям и навыкам, например, чтению и счету в пределах 20.
Чтобы сократить временные, физические, да и материальные затраты, лучше
записать сына или дочь в группу по подготовке к школе, которая наверняка
организована в детском саду. Даже в том случае, если садик не располагает
возможностями организовать такое обучение, родители могут выступить
инициаторами и пригласить от имени администрации детского сада (с ее
ведома, конечно) специалиста, который будет приходить прямо в группу
детей 2—3 раза в неделю. Эта форма занятий подходит для детей тех
родителей, которые четко знают, чему хотят научить ребенка. Работу по
организации
при
детском
саде
подобной
подготовительной
группы
необходимо начинать в августе — начале сентября, поскольку уже в сентябре
многие родители определяют своих детей в различные учебные учреждения,
и оплата приглашенного в садик специалиста может оказаться для
нескольких родителей, «еще не охваченных» курсами, чрезмерно высокой.
Какую бы форму подготовки к школе вы ни выбрали, главное, чтобы она
была эффективной, а для этого необходимо соблюдать ряд условий.
1. Нагрузка, которая ляжет па малыша, должна быть адекватной его
возрасту и возможностям. На первых порах дети с удовольствием посещают
такие занятия, но через какое-то время (в зависимости от индивидуальных
возможностей) отказываются от их посещения или даже начинают болеть.
Воспринимай те это как сигнал к пересмотру режима занятий. Если ребенок
переутомляется, лучше вообще отказаться от подготовительных курсов.
Иногда родители записывают ребенка на 9-месячные подготовительные
курсы. Но двойная нагрузка (детский сад + курсы) в течение всего учебного
года может стать непосильной даже для крепкого ребенка. И если ребенок
сначала занимался с удовольствием, его учебная мотивация к концу этого
бесконечного, на его взгляд, года может резко снизиться. Подтверждением
этому могут стать ответы шести-семилетних детей на вопрос: «Что ты не
любишь больше всего в жизни?»:
• «Я не-на-ви-жу делать уроки».
• «Больше всего я не люблю писать в прописях».
• «Читать по вечерам букварь — вот самое страшное наказание для меня».
Альтернативным вариантом, который предлагают многие школы, могут
быть занятия на 2-месячных курсах, которые, как правило, направлены на
формирование как интеллектуальной, так и социальной готовности детей к
школе.
2. Бывает так, что родители, отдав ребенка на курсы, не могут обеспечить
систематического их посещения. Конечно, определенный тайм-аут не
повредит малышу, но в этом случае он привыкнет, что занятия — вещь
необязательная, и в школе тоже будет требовать передышки. Кроме того, из-
за перерывов в учебе он вряд ли сможет восполнить пробелы в знаниях,
поэтому еще одним условием эффективности подготовительных занятий
является их систематичность.
3. Для некоторых детей и родителей одной из самых сложных проблем
становится выполнение домашних заданий. Некоторые ребята, едва придя
домой, садятся и с легкостью выполняют все, что задал учитель. Но таких —
единицы. В основном же уставшие за день мальчики и девочки (ведь в
детском саду их тоже никто не освобождал от учебных занятий) с трудом
садятся за уроки. Причем иногда они прямо говорят о недостатке физических
возможностей, пытаясь вымолить у непреклонных мам и пап поблажку, но
далеко не всегда это получается, ведь взрослые зачастую стремятся
соответствовать статусу «хороший родитель», поддерживая к тому же
собственный авторитет и авторитет педагога в глазах ребенка.
Пятилетняя
Леночка
—
часто
болеющий
ребенок—
посещала
подготовительную группу детского сада и параллельно — занятия в частной
школе. Мама хотела, чтобы дочка в следующем году поступила сразу во
второй класс, потому что учительница отметила девочку как способную
ученицу. Однажды в садике дали задание нарисовать на тему «Когда я
счастлив» и «Когда у меня плохое настроение». Леночка нарисовала
тетрадный листок в клеточку, весь его зачеркала, проткнула карандашом, а
внизу написала прописными буквами: УРОКИ. Нам же она пояснила: «Я
злюсь и реву, когда мама заставляет меня выбирать из двух противных:
„Леночка-Леночка, что ты хочешь делать — письмо или математику?" А я
ненавижу и письмо, и математику, и школу ненавижу, и учительницу...
Потому что у меня пальцы устают, и голова деревянной и тяжелой
становится, когда приходится писать две строчки по письму и две
строчки по математике! И так каждый вечер». Мама же, уверенная в
том, что четыре строчки для пятилетнего ребенка, да еще такого
способного, — сущий пустяк, считает, что отказ от работы или плохое ее
выполнение — Леночкины капризы, упрямство и непослушание.
В марте девочка перестала посещать детский сад, а еще через месяц
мама, забирая медицинскую карту ребенка, сообщила, что Лена лежит в
больнице с тяжелым диагнозом.
4. Некоторые специалисты считают, что если на подготовительных курсах
ребенка будут учить по той же программе, что и в первом классе, это
позволит ему быстро освоиться в школе. Для некоторых детей (например,
для медлительных и неуверенных в себе) это действительно так, однако
далеко не всегда это оказывается полезным. Так, у гиперактивного ребенка,
услышавшего уже знакомую ему информацию, при повторном изучении
чего-либо может возникнуть иллюзия, что он все отлично знает, поэтому и
слушать внимательно учителя вовсе необязательно. Более того, он, скорее
всего, станет перебивать педагога, вертеться и мешать остальным ребятам.
5. Поскольку ведущей деятельностью ребенка шести-семи лет является
игровая деятельность, именно во время игры он лучше всего усваивает
информацию. Поэтому желательно подыскать такие подготовительные
курсы, на которых дети не просто сидят за партами и выполняют учебные
задания, но и играют.
Таким образом, выбирая группу для занятий вашего ребенка, старайтесь
учесть все эти условия. И тогда посещение курсов принесет радость общения
ребенка со сверстниками, с учителем и много новых полезных знаний,
умений и навыков.
Некоторые родители (к сожалению, их остается все меньше и меньше)
считают, что подготовка сына или дочери к школе — их прямая обязанность
и что заниматься с ребенком должны только они. Такие родители заранее
покупают
множество
рабочих
тетрадей,
учебников
и
каждый
вечер
самоотверженно занимаются с малышом. Это очень удобный способ
подготовки к школе, который позволяет осуществить индивидуальный подход
в обучении, и многие поколения детей проходили именно такую подготовку,
став в дальнейшем замечательными специалистами в разных областях. Ведь
ни один учитель на свете не знает вашего малыша лучше, чем вы. Никому из
них ребенок не доверяет так, как вам. Поэтому и польза от совместных
занятий родителей и детей — велика.
Однако и здесь есть подводные камни. Прежде всего, родители — не
специалисты и, выбирая учебники и рабочие тетради, опираются только на
свое чутье и опыт. Поэтому иногда пособия для ребенка могут и не подойти.
Кроме того, чаще всего они приобретаются без всякой системы, и
комплексный характер подготовки нарушается.
Существует и другая угроза: купив целый ворох рабочих тетрадей, мама
или папа не остановятся, пока все они не будут использованы. Так, однажды
мама семилетнего Миши в ответ на пожелание психолога предоставить
ребенку каникулы только для отдыха, тем более что он уже готов к школе,
возмущенно ответила: «Как же мы будем отдыхать, когда у нас еще целая
полка неиспользованных рабочих тетрадей!»
Ну, и кроме всего прочего, родители, собравшись самостоятельно готовить
ребенка к школе, должны оценить свои силы и честно ответить на вопрос:
«Смогу ли я после рабочего дня систематически, да к тому же спокойно,
заниматься со своим ребенком?» Ведь если занятия по подготовке к школе
будут
напоминать
военные
действия,
вряд
ли
ребенок
сможет
с
удовольствием учиться в дальнейшем. И самое главное, выполнение заданий
из-под палки — верный путь к нарушению взаимоотношений «родитель —
ребенок», к семейным конфликтам и разногласиям. Чтобы этого не
произошло, постарайтесь руководствоваться в процессе подготовки ребенка
некоторыми правилами, накопленными нами за многие годы работы с
детьми:
1. Постарайтесь «не перекармливать» ребенка знаниями, давайте столько
новой информации, сколько он способен воспринять.
2. Определите периоды наибольшей работоспособности ребенка (для
одних детей — это утро, для других — вечер) и организуйте занятия именно
в это время.
3. Помогите ребенку узнать о его сильных сторонах, это придаст ему
уверенности не только в учебе, но и в жизни.
4. Опирайтесь на сильные стороны ребенка в процессе обучения (у одного
ребенка это мгновенная реакция на вопрос, у другого — способность
переключать внимание с объекта на объект, у третьего — отличная память и
т. д.).
5. Не обещайте ребенку, что занятия по подготовке к школе будут только
интересными и веселыми. Подготовьте его к тому, что учеба — это труд,
который не всегда приносит результат.
6. Приучите ребенка к мысли, что, оценивая качество его работы, вы
будете не только хвалить, но и высказывать замечания.
7. Делая замечания, не характеризуйте личность ребенка, а указывайте на
конкретные недостатки: не «ты ленивый» («неаккуратный», «глупый»), а
«эта буква — неровная», «ответ в примере — неверный».
8. Избегайте навешивания «ярлыков», обидных замечаний. Родители,
однажды оскорбившие ребенка, в следующий раз поступят так же.
9. Постарайтесь не обобщать: «Ты всегда ленишься», «Ну вот, ты, как
обычно, забыл...». Неудача ребенка может быть связана с временными
условиями (болит живот, устал в детском саду, не дали посмотреть любимый
мультик), но раньше он старался изо всех сил выполнять ваши инструкции и
может обидеться на несправедливое замечание.
10. Ограничивайте себя в желании давать советы ребенку. Лучше
попросите его посоветовать что-ни- будь самому себе. Иначе у ребенка не
будет развиваться критичность мышления, самостоятельность суждений.
11. После занятия поговорите с ребенком и спросите, что ему понравилось
больше всего, что вызвало затруднения (гнев, обиду).
12. Принимайте ребенка таким, какой он есть. Не сравнивайте его с
другими детьми, не заставляйте изучать что-либо только потому, что
соседский мальчик это уже знает.
13. Демонстрируйте свою уверенность в том, что у ребенка все получится.
Если пока ваш сын или дочь не может порадовать такими успехами, о
которых вы мечтали, подумайте: может быть, вы требуете невозможного?
Или надо просто подождать? Научите своего ребенка позитивно мыслить:
«Пока у меня эта цифра получается не очень красивой, но завтра я
постараюсь сделать ее лучше».
Выполнение этих несложных правил поможет сделать процесс подготовки
к школе приятным и для взрослого, и для ребенка. Но даже если занятия по
подготовке к школе проходят в комфортной обстановке, и ребенок и
взрослый понимают друг друга с полуслова, получая удовольствие от
обучения, постарайтесь не допустить еще одной ошибки, которую в
дальнейшем будет трудно исправить: не подменяйте общение с ребенком
занятиями с ним. Эмоциональный контакт, задушевные беседы о делах,
событиях и переживаниях дня необходимы как взрослому, так и ребенку. Тем
более что это поможет в будущем сохранить контакт с подростком. И
постарайтесь не лишать ребенка удовольствия от чтения книг вслух. К
сожалению, многие родители, как только сын или дочь начинает читать
самостоятельно, прекращают чтение им вслух. Думаем, что напрасно. Пусть
семейное чтение вслух
станет одной из форм совместной деятельности
взрослых и детей, передаваемой из поколения в поколение, хорошей и
доброй традицией вашей дружной семьи.
Мы рассказали лишь о некоторых вариантах подготовки к школе. Каждый
из вас, безусловно, выберет свой путь, и он окажется правильным именно для
вас. Главное — постарайтесь не потерять ради получения малой толики
знаний душевной близости с малышом и радости общения.