Автор: Самуйленко Елена Геннадьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №50
Населённый пункт: г. Красногорск
Наименование материала: Статья
Тема: "Для чего нужно учитывать возрастные особенности ребенка?"
Раздел: дошкольное образование
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО УЧИТЫВАТЬ ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
РЕБЕНКА?
Многие родители пребывают в твердой уверенности, что задания по
подготовке к школе для шести - семилетних детей — сущий пустяк и что их
чадо способно справиться с заданиями, во много раз сложнее предложенных
авторами пособий. Вот и начинается битва за то, чтобы доказать
уникальность собственного чада. Так, некоторые родители, выполнив
совместно с ребенком (а где-то и вместо него) упражнения, предназначенные
для детей пяти-шести лет, утверждают, что они недостаточно сложны для
сына или дочки, поэтому начинают заниматься с ребенком, но учебникам для
первого, а порой и для второго класса, рассказывая всем, что ребенок легко
справляется с заданиями. Однако такие действия родителей едва ли можно
считать правильными. Во-первых, через 1— 2 года ребенка будут учить в
школе примерно по таким же учебникам, и тогда ему станет неинтересно
повторять уже пройденное. Более того, эффект узнавания знакомого
материала может мешать ему серьезно заниматься, поскольку возникнет
иллюзия, что он уже и так все знает. Во-вторых, даже если в чем-то (в
решении примеров, в чтении и др.) ребенок и оказался на высоте, это может
говорить, как о его уникальных способностях, так и о том, что его просто
«натаскали» на выполнение данного вида работ. Не исключается и такой
вариант: ребенок, например, быстро решает задачи, но не умеет элементарно
пересчитывать предметы, хотя считает до тысячи.
Поэтому при подготовке ребенка к школе (и при обучении) ни в коем
случае нельзя форсировать события, надеясь разглядеть одаренность в
ребенке. Ведь каждому возрастному периоду соответствует определенный
этап развития — сенситивный (чувствительный) период для развития той или
иной сферы психической деятельности. Поэтому лучше все же довериться
специалистам, составляющим пособия для детей, а не удовлетворять
собственные родительские амбиции. И, наверное, прежде чем приступить к
подготовке ребенка к школе, желательно ознакомиться с основными
закономерностями развития детей пяти — семи лет, после чего выбирать
книги и игры для ребенка, опираясь на полученные знания о его возрастных
особенностях.
Иногда родители, не утруждая себя чтением литературы по возрастной
психологии, черпают знания о возрастных особенностях ребенка по
наблюдениям за сверстниками сына или дочки. Так, нередко ребенок слышит
примерно такие упреки: «Посмотри, Ваня уже давно читает, а ты до сих пор
не знаешь буквы...» Казалось бы, родители правы: ведь в возрасте пяти-
шести лет многие дети уже читают. Значит, это и есть особенности развития
детей данного возраста? Но проблема в том, что даже если бы все пяти-
шестилетние дети научились вдруг каким-то волшебным образом читать,
чтение все равно бы не стало основной чертой их развития, поскольку в этом
возрасте еще не сформированы определенные структуры мозга, не созданы
предпосылки для успешного осуществления этого вида деятельности.
Принцип «хочу все знать» во многом определяет развитие дошкольника.
Ребенок в пять-шесть лет с удовольствием рисует, лепит, сочиняет и
рассказывает сказки, задает огромное количество вопросов и сам же
пытается ответить на них. И разве такой пытливый и любознательный
ребенок может стать «трудным» или «ленивым» учеником? А может быть,
именно мы, взрослые, делаем что-то не так, начиная обучать ребенка?
Может, мы не всегда учитываем возрастные и личностные показатели
ребенка, а также факторы риска, осложняющие его обучение и развитие?
В настоящее время многочисленные группы по подготовке к школе
зачастую принимают дошкольников разных возрастных групп. Так, порой за
одной партой можно увидеть детей от пяти с половиной до семи лет.
Безусловно, опытный педагог постарается найти индивидуальный подход к
каждому из них, однако, как показывает практика, при наличии в одной
группе детей разного возраста это становится практически невозможным.
Чем же отличаются друг от друга дети, какие их особенности могут вызвать
трудности в работе педагога?
Л. С. Выготский указывал на три параметра, по которым дети одной
возрастной группы отличаются от детей другой возрастной группы:
социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное
новообразование.
Дошкольное детство — от трех до семи лет — большой отрезок жизни
ребенка, и хотя эти дети находятся на одной стадии развития (согласно
возрастной периодизации), все же дошкольники четырех — шести лет могут
в значительной степени отличаться друг от друга по названным параметрам.
В соответствии с нормативными документами возрастом, являющимся
достаточным для приема ребенка в школу, - является шесть лет пять
месяцев и 29 дней. Соответственно (не рассматривая крайних вариантов,
когда обеспокоенные родители приводят на подготовительные курсы
четырехлетних малышей или, когда ребенок приступает к обучению в связи с
особенностями развития позднее семи лет), в зависимости от предполагаемой
продолжительности обучения на курсах (один или два года), в одном классе
могут оказаться дети от четырех с половиной до шести с половиной лет.
Договоримся, что детей четырех с половиной — пяти с половиной лет мы
условно будем называть «пятилетками», а дошкольников от пяти с
половиной до шести с половиной лет — «шестилетками».
Какие отличия по названным Л. С. Выготским параметрам наблюдаются у
этих детей?
«Социальная ситуация развития — это своеобразное, специфическое для
данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение
между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего
социальной» [Выготский, 2000, с. 903]. Причем при анализе социальной
ситуации развития внимание фиксируется как на деятельности, так и на
переживаниях ребенка.
У детей четырех-пяти лет личные интересы и желания составляют основу
жизни. При общении со сверстниками они зачастую навязывают им личные
мотивы, однако все чаще проявляется способность слушать и слышать
других детей, в совместной деятельности дети учатся договариваться. В
общении со взрослыми ребенок четырех-пяти лет в первую очередь
нуждается в сотрудничестве.
Проходит год, и шестилетний ребенок начинает соотносить свои интересы
с интересами и желаниями окружающих его детей. Если он посещает детский
сад, то уже обладает какими-то навыками общения,
способен соблюдать
дисциплину и режим дня. Труднее привыкать к школьным требованиям
домашним детям, так как их социальный опыт часто бывает ограничен
семьей и потому невелик. В этом возрасте возникает — и у некоторых детей
становится актуальной — проблема лидерства. При общении со взрослыми
для ребенка становится важным признание его значимости. Дошкольник
испытывает потребность в одобрении и стремится быть хорошим, а неудачи
огорчают его. Настроение взрослого оказывает влияние на ребенка.
Если взрослые не учитывают особенности возраста, требуют от четырех-
пятилетних детей, например, отказа от любимых занятий в пользу учебы, то
возможны два варианта развития ситуации: либо ребенок не сможет
выполнить требования взрослых, либо, в соответствии с ведущей мотивацией
этого возраста «хочу быть хорошим», малыш во что бы то ни стало будет
стремиться к высоким результатам, нанося тем самым вред своему здоровью.
Следующим параметром, отличающим детей одного возрастного периода
от другого, является ведущая деятельность — тот вид деятельности, с
которой на определенном этапе развития ребенка связано возникновение
важнейших психических новообразований. В дошкольном детстве таким
ведущим видом деятельности является игра.
Как пятилетние, так и шестилетние дети успешнее всего развиваются в
процессе ролевой или творческой игры, где они воспроизводят деятельность
взрослых и отношения между ними. Эта игра «вырастает» из предметно-
манипулятивной деятельности, характерной для детей от года до трех лет.
Специалисты отмечают, что первые виды детских игр появляются на границе
раннего и дошкольного детства (ранний — от года до трех лет, дошкольный
— от трех до семи лет). Сначала это режиссерская игра, чуть позже —
образно-ролевая (ребенок воображает себя кем-то и действует в соответствии
с этим). Уже к середине дошкольного возраста (около пяти лет) эти виды
игры перерастают в сюжетно-ролевую игру, где дети исполняют ту или иную
роль. Позднее из таких игр появляются игры с правилами, в которых
главным становится четкое соблюдение правил игры. Старшие дошкольники
стараются придерживаться правил игры и контролируют их выполнение
другими участниками. Ролевая игра шестилетних детей тоже происходи! по
определенным правилам.
В возрасте от трех до пяти лет игры детей воспроизводят предметные
действия окружающих их людей, в пять — семь лет игра отражает их
социальные отношения. Игры маленького ребенка поначалу связаны с семьей
как главным объектом наблюдений. Но с возрастом расширяется сфера
познания ребенка и в игре появляются новые сюжеты, связанные с детским
садом, зоопарком, магазином, больницей и т. д. Трех- четырехлетний ребенок
посвящает игре 10—15 минут в день, в четыре-пять лет игра может
продолжаться 40—50 минут, а в шесть лет он может играть в одно и то же
уже в течение нескольких часов и даже дней.
И если мы хотим, чтобы подготовка к школе стала эффективной и
приносила максимальное удовольствие ребенку, необходимо включать в нее
игровые элементы. Причем ребенку в шесть лет можно предложить игру,
которая продлится несколько часов и будет представлять собой, например,
поиск сокровищ по заранее придуманным нами инструкциям и ориентирам.
В процессе игры мы можем потренировать ребенка в чтении слова задом
наперед, в нахождении отличий на двух картинках, в счете до 10 и обратно и
т. д. Включенные в игру, эти действия доставят ему удовольствие. Если, же
мы занимаемся с малышом четырех-пяти лет, лучше иметь в арсенале
несколько коротких увлекательных развивающих игр. Например, можно
попросить его помочь сказочному Медвежонку и раскрасить для него в
рабочей тетради только съедобные предметы.
Третьим параметром, характеризующим определенную стадию развития
ребенка, является центральное возрастное новообразование; которым в
дошкольном детстве считается
формирование
произвольности,
слабое
развитие которой может создать проблемы при обучении ребенка в первом
классе.
Развитие произвольности является частью психологической готовности
ребенка к школе. Какими умениями ребенка характеризуется данный
параметр?
•
Способность
ребенка
сознательно
подчинять
свои
действия
определенным правилам.
• Умение внимательно слушать говорящего, воспринимать и выполнять его
задания.
• Возможность самостоятельно выполнить задание по образцу.
Замечено, что при выполнении заданий по инструкции взрослого ребенок
четырех-пяти лет нуждается в его постоянной поддержке, так как не всегда
может оценить правильность выполнения задания. При самостоятельном
выполнении учебного задания ребенок действует хаотично, методом проб и
ошибок. При выполнении сложного задания желательно его проговорить:
ребенок описывает, что он делает и собирается сделать еще. При оценке
качества и правильности выполнения задания он полностью доверяет оценке
взрослого.
Чем
младше
ребенок,
тем
более
красочной
и
эмоционально
заинтересовывающей должна быть подача материала, так как в таком случае
повышается
объем
непроизвольного
внимания
и
памяти,
которые
компенсируют
недостаточное
развитие
произвольности.
Яркие,
новые
впечатления позволяют удержать внимание на изучаемом материале.
Предметы, рисунки, помогающие понять объясняемое, запоминаются лучше,
чем словесные рассуждения взрослого.
Ребенок пяти-шести лет способен понимать инструкцию и выполнять
задание с четко поставленной целью, планируя свою деятельность. Однако
сложный алгоритм своих действий выстроить самостоятельно он еще не
способен и оценивает правильность выполнения задания в целом, не выделяя
конкретные критерии. Поэтому взрослый не должен требовать от ребенка,
чтобы он полностью контролировал свою деятельность.
Для
того
чтобы
переключить
внимание
дошкольника
с
одного
развивающего упражнения на другое, требуется время и помощь взрослого.
Лучше, если при смене задания ребенок немного отдохнет — например,
отвлечется на физкультминутку, просто прогуляется по комнате или
поиграет.
Многие родители, приступив к подготовке ребенка к школе, стремятся
резко перевести его от игровой деятельности к учебной, однако не стоит
торопиться, потому что именно в игре формируется механизм управления
собственным поведением. Ведь умение подчиняться правилам складывается
именно в игре по правилам, а уже затем проявляется в другой деятельности.
Поначалу младшим участникам игры соблюдать правила помогают более
старшие участники, осуществляя внешний контроль. Постепенно ребенок
научается контролировать себя,
управляя своим поведением. Однако
контролировать себя вне игры ребенку еще трудно, так как игра имеет яркую
эмоциональную окраску.
В шесть-семь лет ребенок стремится к деятельности,
одобряемой
взрослыми, что зачастую служит предпосылкой к обучению. Осваивая роль
ученика в игровой форме, дошкольник готовится к новому виду деятельности
— учебной. Но «игра в школу» нравится не всем детям, не у всех мальчиков
и девочек на пороге первого класса достаточно развита способность
подчиняться требованиям взрослого в сложной или неинтересной для самого
ребенка деятельности. Очень может быть, что, несмотря на большой объем
знаний
и
хорошую
память,
недостаточное
развитие
воли
затруднит
адаптацию такого ребенка в первом классе. И здесь на помощь придут
методики проблемного обучения, так как они стимулируют познавательную
активность ребенка и создают мотивацию к использованию новых знаний на
практике.
Таким образом, и педагогам, и родителям, участвующим в подготовке
ребенка к школе, необходимо учитывать возрастные особенности ребенка
даже в пределах одного и того же периода развития. В противном случае
требования, предъявляемые к ребенку, могут оказаться невыполнимыми, и
тогда он либо откажется их выполнять (чем, безусловно, огорчит взрослых),
либо, стремясь во что бы то ни стало угодить учителю или родителям и
форсируя свои возможности, переутомится и потеряет интерес к обучению.