Автор: Маркова Елена Николаевна
Должность: учитель иностранного языка
Учебное заведение: ФГКОУ СОШ № 167
Населённый пункт: г. Брянск
Наименование материала: педагогическая статья
Тема: "Современный учитель иностранного языка. Какой он?"
Раздел: полное образование
СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА. КАКОЙ ОН?
Статья подготовлена учителем иностранного языка ФГКОУ СОШ №167 г. Брянск
«Если вы поговорите с человеком
на языке, который он понимает, вы обращаетесь к его голове.
Если вы говорите с ним на его родном языке, вы обращаетесь к его сердцу.»
Нельсон Мандела
Человек в современном мире должен владеть иностранным языком. Современная
ситуация характеризуется глобальными изменениями во всех сферах жизни, и в
образовании в частности. Именно в школе мы начинаем осознавать: либо к обычному
существованию на уровне выживания, либо к необычной активной деятельности по
преобразованию себя и продвижению к благополучию – как к своему, так и всего
общества. Меняется подход образования, появляются новые средства и технологии
обучения, но какие бы изменения не происходили, урок остаётся вечной и главной
формой обучения.
Учитель всегда останется главным действующим лицом на любом уроке, потому,
что он – всегда старше, опытнее, мудрее. За его плечами знания, которые он старательно
передает подрастающему поколению. Сегодня учитель - это, конечно, в первую очередь ,
современный учитель, который твёрдо знает, чего он хочет и как добиться поставленных
целей. Но, к сожалению, желание научить своих учеников тому, что он знает сам, зависит
не столько от знаний самого учителя, но и от умения сделать эти знания достоянием
учеников. Для этого педагог постоянно учиться
сам, чтобы быть всесторонне
образованным.
В наши дни обучение предполагает переосмысление задач всей системы
образования. От концепции «Хорошее образование на всю жизнь» пришло понимание
необходимости образования на протяжении всей жизни. Инициативность выходит на
первый план, так как эта черта личности скорее может гарантировать готовность к
решению различного рода задач и проблем.
Любой профессионал не может помнить всего объёма изученной информации.
Важно найти её в случае необходимости и как применить наиболее эффективно для
решения поставленных задач.
Всё выше упомянутое несомненно относится к учителю иностранного языка. У
современного учителя
много задач: психологическая готовность брать на себя
ответственность
за
принятые
самостоятельно
решения;
потребность
работать
с
современными источниками информации в профессиональной и бытовой сферах
деятельности; формирование коммуникативной компетентности учащихся для успешного
профессионального функционирования и карьерного роста практически в любой области
и т.д..
Учитель иностранного языка должен опираться на три основных компонента
содержания обучения: лингвистический, психологический и методологический. Учителю
иностранного языка необходимо использовать разнообразные формы работы на уроке:
фронтальную,
парную,
групповую,
индивидуальную,
метод
проектов,
новые
информационные технологии, а также разнообразные учебные, коммуникативные,
аутентичные задания и уметь моделировать проблемные ситуации, в процессе которых
все типы заданий могут быть использованы.
В контексте профессиональной культура учителя иностранного языка речь идёт не
только о способности взаимодействовать с представителями иноязычной культуры, но и
умений осуществлять взаимодействие со своими учениками, которых можно считать
представителями иной культуры, хотя они и говорят с вами на одном языке.
Современного учителя иностранного языка должно отличать новое мышление.
Сегодняшний учитель должен быть мобильным, легко вносить изменения в свою
профессиональную
деятельность,
быть
открытым
всему
новому,
постоянно
самообновляться.
Бесспорно,
только
педагог,
имеющий
индивидуальный
профессиональный стиль, вызывает уважение, интерес и симпатию у своих учеников.
Необходимо отметить, что сегодня наблюдается всё большая демократизация педагогики.
Это позволяет современному учителю иностранного языка в полной мере раскрывать свой
творческий потенциал.