Автор: Давтян Лиана Рубеновна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ №65 Приморского района
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: Статия
Тема: Значение беседы в работе с детьми дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование
Значение беседы в работе с детьми дошкольного возраста.
В работе с дошкольниками важен выбор методов обучения.
Словесный метод – один из ведущих, поскольку даёт возможность
сформировать у детей знания, выходящие за пределы их опыта. Наиболее
эффективным словесным методом является беседа – целенаправленное
обсуждение с детьми любых предметов и явлений.
Вопросы методики беседы неоднократно освещались в педагогической
литературе. Разработанный в древности Сократом и Платоном метод беседы
применялся при обучении юношей логике и риторике. Намного позднее этот
метод стали использовать в школьном обучении. Со времен Я.А.Коменского
и И.Г.Песталоцци встал вопрос о применении беседы и в дошкольном
образовании.
Большое значение беседе придавала Е.И.Тихеева – российский педагог, один
из создателей дошкольной педагогики в России. Она считала её одним из
главных приёмов развития речи детей, целью которой являлось углубление,
уточнение и систематизация представлений и знаний детей.
В своих публикациях Е.И. Тихеева говорила: «Беседа выявляет, как велика у
детей потребность выражать свои мысли, как развивается их язык, если тема
беседы соответствует их интересам и психике».
В беседе взрослый своими наводящими вопросами наталкивает их на
воспоминания, догадки, суждения, что для неокрепшего ума ребёнка крайне
важно. Ценность беседы заключается в том, что взрослый в ней учит ребёнка
логически мыслить и рассуждать. Но в этом и большая трудность беседы.
Ведь научить детей самостоятельно мыслить гораздо сложнее, чем сообщать
им готовые знания.
С развитием мышления у детей тесно связано и развитие речи. В беседе
взрослый должен учить ребёнка ясно выражать свои мысли, а также
развивать умение слушать и слышать собеседника.
Беседа имеет важное значение не только для сообщения детям знаний, но и
для развития связной речи, выработки навыков речи в коллективе. В беседе
можно объединить детей вокруг общих интересов, возбудить их интерес друг
к другу. У детей вырабатывается привычка слушать собеседника, умение
договариваться, делиться своими мыслями и впечатлениями, высказываться в
коллективе.
В беседе можно лишь тогда удержать внимание ребёнка и оставить глубокий
след в сознании, когда они протекают живо, непринуждённо, когда материал
для усвоения понятен и близок ребёнку.
Материал, данный в беседе, должен надолго остаться в сознании ребёнка.
Чтобы это произошло, необходимо предложить ему активную позицию,
когда ребёнок не только наблюдающий, слушающий, иногда отвечающий, но
и действующий, активно общающийся.
Поэтому важной формой речевой работы с детьми являются ситуации
общения.
Ситуации общения - возникающие спонтанно формы общения, направленные
на формирование коммуникативных способностей.
Важно отметить в работе с детьми необходимость целостного подхода к
формированию диалогической речи и недопустимость сведения задач
общения только к освоению вопросно-ответной формы. Полноценный диалог
не должен быть без формирования ответной позиции, партнёрских
отношений и без установления диалогических отношений.
Ситуация общения строится на непрерывной мобилизации детского
внимания, открытого общения и активного участия.
Такие ситуации могут быть реально – практическими и игровыми, в
зависимости от возраста детей. Для некоторых детей участие в коллективном
обсуждении ситуации требует определённого волевого усилия: преодоление
робости, застенчивости и высказывания в присутствии других. Поэтому,
умелое участие взрослого в значительной мере решает успех дела. Кроме
хорошо продуманной логической структуры ситуации общения взрослый
должен знать и индивидуальные особенности детей и дифференцированно
подключать их к активному участию в ситуации общения.
Таким образом, беседы являются ценным методом не только умственного
воспитания, но и средством социально-нравственного воспитания.