Напоминание

Значение беседы в работе с детьми дошкольного возраста.


Автор: Давтян Лиана Рубеновна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ №65 Приморского района
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: Статия
Тема: Значение беседы в работе с детьми дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Значение беседы в работе с детьми дошкольного возраста.

В работе с дошкольниками важен выбор методов обучения.

Словесный метод – один из ведущих, поскольку даёт возможность

сформировать у детей знания, выходящие за пределы их опыта. Наиболее

эффективным словесным методом является беседа – целенаправленное

обсуждение с детьми любых предметов и явлений.

Вопросы методики беседы неоднократно освещались в педагогической

литературе. Разработанный в древности Сократом и Платоном метод беседы

применялся при обучении юношей логике и риторике. Намного позднее этот

метод стали использовать в школьном обучении. Со времен Я.А.Коменского

и И.Г.Песталоцци встал вопрос о применении беседы и в дошкольном

образовании.

Большое значение беседе придавала Е.И.Тихеева – российский педагог, один

из создателей дошкольной педагогики в России. Она считала её одним из

главных приёмов развития речи детей, целью которой являлось углубление,

уточнение и систематизация представлений и знаний детей.

В своих публикациях Е.И. Тихеева говорила: «Беседа выявляет, как велика у

детей потребность выражать свои мысли, как развивается их язык, если тема

беседы соответствует их интересам и психике».

В беседе взрослый своими наводящими вопросами наталкивает их на

воспоминания, догадки, суждения, что для неокрепшего ума ребёнка крайне

важно. Ценность беседы заключается в том, что взрослый в ней учит ребёнка

логически мыслить и рассуждать. Но в этом и большая трудность беседы.

Ведь научить детей самостоятельно мыслить гораздо сложнее, чем сообщать

им готовые знания.

С развитием мышления у детей тесно связано и развитие речи. В беседе

взрослый должен учить ребёнка ясно выражать свои мысли, а также

развивать умение слушать и слышать собеседника.

Беседа имеет важное значение не только для сообщения детям знаний, но и

для развития связной речи, выработки навыков речи в коллективе. В беседе

можно объединить детей вокруг общих интересов, возбудить их интерес друг

к другу. У детей вырабатывается привычка слушать собеседника, умение

договариваться, делиться своими мыслями и впечатлениями, высказываться в

коллективе.

В беседе можно лишь тогда удержать внимание ребёнка и оставить глубокий

след в сознании, когда они протекают живо, непринуждённо, когда материал

для усвоения понятен и близок ребёнку.

Материал, данный в беседе, должен надолго остаться в сознании ребёнка.

Чтобы это произошло, необходимо предложить ему активную позицию,

когда ребёнок не только наблюдающий, слушающий, иногда отвечающий, но

и действующий, активно общающийся.

Поэтому важной формой речевой работы с детьми являются ситуации

общения.

Ситуации общения - возникающие спонтанно формы общения, направленные

на формирование коммуникативных способностей.

Важно отметить в работе с детьми необходимость целостного подхода к

формированию диалогической речи и недопустимость сведения задач

общения только к освоению вопросно-ответной формы. Полноценный диалог

не должен быть без формирования ответной позиции, партнёрских

отношений и без установления диалогических отношений.

Ситуация общения строится на непрерывной мобилизации детского

внимания, открытого общения и активного участия.

Такие ситуации могут быть реально – практическими и игровыми, в

зависимости от возраста детей. Для некоторых детей участие в коллективном

обсуждении ситуации требует определённого волевого усилия: преодоление

робости, застенчивости и высказывания в присутствии других. Поэтому,

умелое участие взрослого в значительной мере решает успех дела. Кроме

хорошо продуманной логической структуры ситуации общения взрослый

должен знать и индивидуальные особенности детей и дифференцированно

подключать их к активному участию в ситуации общения.

Таким образом, беседы являются ценным методом не только умственного

воспитания, но и средством социально-нравственного воспитания.



В раздел образования