Напоминание

Партнерство школы и семьи как фактор повышения психолого-педагогической безопасности образовательного пространства гимназии


Автор: Ермакова Анна Вячеславовна
Должность: заместитель директора по воспитательной работе
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №9"
Населённый пункт: г.о.Коломна
Наименование материала: статья
Тема: Партнерство школы и семьи как фактор повышения психолого-педагогической безопасности образовательного пространства гимназии
Раздел: полное образование





Назад





«Партнерство школы и семьи как фактор повышения психолого-

педагогической безопасности образовательного пространства гимназии».

«Семья и школа – это две ведущие педагогические системы, во

взаимодействии которых определяется и вектор личностного

развития ребенка и морально-нравственного состояния всего общества»

Л.А. Кассиль
Важность совместной деятельности семьи и школы никогда не ставились под сомнение в педагогиче ской науке и практике. Именно от скоординированности их действий зависит эффективность всего образовательного процесса. Школьная жизнь наших учеников начинается со Дня знаний в первом классе и заканчивается в 11 классе на выпускном вечере. И это действительно отрезок
Жизни
, а не подготовка к ней. И на этом отрезке семья вместе со школой формирует психолого-педагогическую среду, которая и определяет успешность, гармоничность и безопасность образовательного процесса гимназии. За два последних десятилетия мы стали невольными участниками кризисных явлений в отношениях родительской общественности. Причины этого хорошо известны:  уничтожающая критика советского воспитания и образования, повлекшая за собой обесценивание воспитания в сознании родителей и педагогов;  агрессивная позиция средств массовой информации, искажающая истинное положение вещей в школе;  формирование в сознании общества понятия «образовательные услуги», подменяющего значение школы, как социального института.
Неконструктивные отношения школы и семьи, рассогласованность их

действий обострили существующие проблемы детства и выявили ряд

противоречий:
 общество, столкнувшееся с возрастающими негативными явлениями в детской среде осознало потребность в повышении воспитательного потенциала школы и семьи и столкнулось с проблемой разобщенности этих ведущих институтов воспитания, ослабляющей их и без того заметно ограниченный информационной атакой воспитательный потенциал;  между потребностью школы в активном участии всех субъектов образования, в том числе и родителей учащихся, в решении проблем функционирования и развития школы и неэффективностью используемых способов включения семьи в этот процесс;  между требованием образовательной политики к школе формировать новую систему отношений образования с социумом и н е разработанностью законодательных механизмов формирования подобной системы отношений.
Новая парадигма образования возложила на родителей, в равной степени и как на школу, ответственность за качество образования. В этих условиях обозначились контуры нового средства реализации взаимосвязи институтов образования и семьи - социального партнерства.
Социальное партнерство -

тип социального взаимодействия, ориентирующий участников на

равноправное сотрудничество, поиск согласия и достижение консенсуса,

оптимизацию отношений. (на слайде)
Для нашей гимназии, в прошлом школы №9, имеющую почти столетнюю историю, подобное партнерство не является новшеством. На различных этапах своего развития родительская общественность всегда стремилась помочь школе всеми доступными для них средствами:  за несколько лет, буквально на пустом месте, силами учеников, родителей и рабочих Коломзавода было отстроено в 1928 году новое здание школы, первое каменное здание, построенное в городе после революции;  все военные и первые послевоенные годы в стенах школы активно работал родительский комитет, которых своими заботами не оставлял детей, чьи родители погибли в годы войны (сейчас трудно представить, но на кухне было организовано дежурство родителей, которые помогали готовить еду и налаживать питание учеников, своих детей);  фотографии 60-70 годов рассказывают нам об участии родителей в поисковых походах школьников, профориентации учащихся;  сегодня в гимназии более 30% учащихся – это дети наших выпускников, что положительно характеризует удовлетворенность родительской общественности уровнем образования и воспитания в гимназии;
ПАВЛОВА Е.В.
С 2012 года гимназия стала базовой экспериментальной площадкой Российской Академии наук «Формирование психолого-педагогической безопасности образовательного учреждения». Работа с родительской общественностью, психолого-педагогическое просвещение и координация воспитательного потенциала семьи и школы ведется в гимназии в рамках работы экспериментальной площадки.
В гимназии сложились все необходимые организационно-педагогические

условия для развертывания социального партнерства школы и семьи:
 готовность педагогов и администрации школы к партнерству с семьей в сфере воспитания и образования;  основания партнерства, то есть взаимные интересы во взаимодействии, потребностей, воспитательных ресурсов сторон;  наличие в гимназии общей стратегии социального партнерства;  сформированность нормативно-правовой базы социального партнерства школы и семьи.
Целью взаимодействия школы и семьи
является интеграция родителей в педагогический процесс для формирования гармоничного и безопасного
образовательного пространства гимназии и привлечению семьи к сопровождению ребенка в образовательном процессе.
Данная цель реализуется в ходе решения следующих задач:
 обеспечение психолого-педагогической безопасности образовательного пространства гимназии;  взаимное информационное обеспечение;  корректировка семейного и школьного воспитания;  практическая совместная деятельность семьи и школы;  модернизация образовательного процесса гимназии в рамках социального партнёрства. Современные законодательные документы в сфере образования указывают на то, что семья должна стать не только потребителем и заказчиком в системе образования, но, что особенно важно, главным партнером школы в самореализации личности ребенка. В "Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года", в которой воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, указывается на «защиту приоритетного права родителей на воспитание детей перед всеми иными лицами». Воспитательное пространство гимназии представляет собой систему условий, возможностей для саморазвития личности, образуемых отдельными субъектами этого пространства: детьми, педагогами, родителями. Сложившаяся за последние годы образовательная политика гимназии учитывает, что семья превосходит любой социальный институт – никто не может составить конкуренцию семье ни в передаче социальной информации, ни в развитии интеллектуальных и эмоциональных способностей человека. Принимая ребёнка в первый класс, педагогический коллектив сознает всю важность проблемы – реализовать в ученике всё то доброе начало, которое заложено семьёй. В семье ребенок приобретает некоторый жизненный опыт и приобщается к бытующим в обществе нормам морали. В ней же он приобретает и первый опыт социальных отношений и связей. Включение семьи в образовательное пространство гимназии строится по основным принципам «СО»:


СО

- гласия

- пряжения

- переживания

- причастности

- деянности


Актуальные направления партнёрства гимназии и семьи:
 открытость образовательного учреждения для родителей, координация усилий по расширению форм социального партнёрства в социуме;  педагогическое и психологическое просвещение;  формирование здоровьесберегающей среды;  возрождение приоритетов семейного воспитания. Укрепление семейных традиций и связей между поколениями;  профориентация и создание условий для профессионального самоопределения выпускников. Педагогический коллектив гимназии в практической деятельности использует как традиционные, проверенные временем формы общения с родительской общественностью (родительские собрания, лекции, консультации, заседания родительского комитета), так и современные интерактивные и информационные формы и методы социального партнерства (открытые уроки, привлечение родителей к внеурочной деятельности, организации досуга учеников, профориентационной деятельности). Эффективность взаимодействия с семьёй обусловлено и применением ИКТ, что соответствует требованиям современного информационного общества. Использование телекоммуникаций и, в частности, электронной почты позволяет педагогам гимназии оперативно информировать родителей о ходе обучения и воспитания каждого школьника, организуя при этом индивидуальный диалог. Родители также приобретают возможность сообщать учителю сведения, необходимые для коррекции обучения каждого школьника. С этой целью классными руководителями используются также популярные социальные сети Интернет. Электронные дневники позволяют родителям в реальном режиме времени отслеживать успеваемость своих детей, получать информацию о проблемах, возникающих в обучении и советы, направленные на устранение конкретных проблем во взаимодействии с учителем. Налаженная система работы сайта гимназии предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни школы, класса, параллели, расписании занятий, о проводимых учебных и внеучебных мероприятиях. Кроме этого, сайт гимназии стал для родителей источником информации учебного, методического и воспитательного характера.
В заключение необходимо отметить, что изменения в системе образования, принятие основополагающих документов: федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нового закона «Об образовании в РФ», определяют необходимость тесного взаимодействия родительской общественности с образовательными учреждениями. Педагоги гимназии убеждены, что только вместе с родителями школа может результативно решать такие проблемы, как выбор образовательной программы для ребенка, предупреждение асоциального поведения детей, формирование у них ценностного отношения к здоровью, семье, образованию. Современная гимназия обладает многими инструментами влияния на семью через образовательный процесс. При этом семья рассматривается нами как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагогического коллектива создаст комфортную обстановку для развития ребенка. Результат продуманного социального сотрудничества семьи и школы - счастливый успешный ребенок, уверенный в собственных силах. А счастливый ребенок — лучшее средство по формированию мотивации родителей для конструктивного взаимодействия со школой.
"

Лучший способ сделать детей хорошими - сделать их счастливыми".

Оскар Уайльд

Использованная литература:
Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников: учебно-методическое пособие / под общ. ред.М.А.Захарчен- ко. — СПб.: СПб АППО, 2011. Караковский В.А. и др. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем / В.А.Ка- раковский, Л.И.Новикова, Л.И.Селиванова. — М.: Новая шко- ла, 1993. Щёкина О.А. Семья и школа: проблемы и пути взаимодействия в условиях реализации новых стандартов: учебно-методическое пособие / под общ. ред. О.А. Щекиной. СПб.: СПб АППО, 2013.


В раздел образования