Автор: Русских Наталья Михайловна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: ГКУСО РО Новочеркасский центр помощи детям №1
Населённый пункт: г. Новочеркасск, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: «Использование эффективных логопедических технологий в работе воспитателя центра помощи детям по формированию связной речи у воспитанников с ОВЗ для развития коммуникативных навыков и социализации.
Раздел: среднее образование
Доклад на тему: «Использование эффективных логопедических
технологий в работе воспитателя центра помощи детям по
формированию связной речи у воспитанников с ОВЗ для развития
коммуникативных навыков и социализации. (слайд 1)
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Дети, имеющие различные отклонения психического или физического
плана - это дети с ограниченными возможностями, которые обуславливают
нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную
жизнь.
Синонимами
данного
понятия
могут
выступать
следующие
определения таких детей: «дети с особыми нуждами», «нетипичные
дети»,
«дети
с
трудностями
в
обучении»,
«аномальные
дети»,
«исключительные дети». (слайд 2)
У детей с недостатками развития особенно глубоко нарушено
мышление. Нарушения мышления у ребенка непосредственно сказываются
на овладении речью. Развитие устной и письменной речи занимает
значительное место учебном процессе. Одной из причин, препятствующих
включению в социум воспитанников с интеллектуальной недостаточностью,
является низкий уровень развития речевой культуры. Речь воспитанников
недостаточно точна, примитивна, шаблонна. Особенно беден и ограничен их
словарный запас. Эмоциональный и звуковой строй речи тоже страдают. Это
приводит к трудностям в процессе адаптации, установлении контактов с
окружающими
людьми,
препятствуют
самореализации
ребенка,
его
личностному росту. Возникновение речи тесно связано с потребностью
ребенка в общении, с его жизнедеятельностью.
На сегодняшний день, когда в детских коллективах наших
учреждений все больше появляется детей с ОВЗ, серьезно встает вопрос об
их успешной адаптации, социализации, развитии коммуникативных навыков.
Задача педагогов ввести воспитанника в детский коллектив, создать
условия для его комфортного пребывания, общения. А поэтому необходимо
формировать навыки правильного общения, речи у детей.
Речь
не
является
врождённой
способностью
человека,
она
формируется у ребёнка с его ростом и развитием. Невозможность
полноценного речевого общения, бедный словарный запас и другие
нарушения отражаются на формировании самосознания и самооценки
ребёнка. У детей могут возникнуть замкнутость, неуверенность в себе,
негативизм.
Коррекционно-развивающее обучение детей с отклонениями развития
является одним из методов комплексной реабилитации состояния здоровья,
направленной
на
преодоление
социальных
ограничений,
вызванных
болезнью, путем развития их познавательных и личностных возможностей.
Учитывая, что дети с ОВЗ имеют свои особенности необходимо,
чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным,
развивающим.
Очень
важная
деятельность
для
ребенка
–
игра,
а
основная
потребность – общение. Главная задача занятий – воспитание культуры
поведения, но они также очень важны и для развития речи, потому что
закрепляют навыки хорошей, связной речи, обогащают словарь ребенка.
В нашем учреждении каждый специалист, в том числе и логопед,
отводит воспитаннику определенное количество занятий в неделю, а
воспитатели работают с детьми каждый день и закрепляют знания,
полученные на этих занятиях, по рекомендациям специалистов.
На сегодняшний день в логопедии существует большое количество
эффективных технологий для работы по формированию грамотной связной
речи у детей с ОВЗ. Остановлюсь на некоторых, наиболее интересных,
которые могут использовать воспитатели в своей работе для любой
смешанной
группы
детей.
Это
помогает
разнообразить
досуговую
деятельность, ведь любое задание можно превратить в игру с участием
команд. (слайд 3)
Технологии развития связной речи
1. Метод каталога
Это перенесение свойств отстраненных предметов на другой объект -
улицу, дом, город и т. д.
Упражнение Перенесение на растение свойства любых отстраненных
предметов.
Пример: ЦВЕТОК
СУМКА
кожаная
с ручками
вместительная
Кожаный цветок — пришит к кофте для украшения. Цветок с
листьями, они у него, как ручки, тянутся к солнцу. Цветок вместительный —
в чашечке собирается много пчел для сбора пыльцы.
2. Простейшие приемы фантазирования
Простейшие приемы фантазирования:
а) составление фантастического рассказа о …;
б) увеличить или уменьшить дерево, что произойдет?
в) упражнение
«Робинзон
Крузо».
Находимся
на
необитаемом
острове. Растут только деревья. Как выжить, как выбраться?
г) посмотри на мир чужими глазами.
продолжить рассказ от лица: водителя грузовика, едущего по дороге,
или летчика, отправляющийся в полет, мэра города. Можно учить детей
смотреть на одни и те же явления и события с разных точек зрения.
д) Составление рассказа от имени другого персонажа. задание по
составлению рассказов от имени самых разных людей, живых существ и
даже неживых объектов. Задание детям формулируется примерно так:
«Представь, что ты на какое-то время стал предметом мебели,
камешком на дороге, животным (диким или домашним), человеком
определенной профессии. Расскажи об одном дне этой воображаемой
жизни».
е) Составление рассказа, используя данную концовку.
Педагог читает детям концовку рассказа и предлагает сначала
подумать, а потом рассказать о том, что будет в начале.
Примеры концовок:
«Когда мы вышли на улицу, гроза уже закончилась».
«Маленький щенок приветливо вилял хвостом».
«Котенок сидел на дереве и громко мяукал»;
ж) Сказка наизнанку.
Игра состоит в перевирании сказки или в выворачивании «наизнанку»
сказочной темы.
Вспомните с детьми хорошо знакомую сказку и предложите поменять
характер у ее героев — положительный характер на отрицательный и
наоборот. Предложите подумать и рассказать, как изменяются герои, их
характер, поступки, каким станет сюжет сказки.
Примеры.
Красная
Шапочка
злая,
а
волк
добрый...
Золушка,
непослушная девчонка, довела до белого каления добрую мачеху, все время
издевается над своими смирными сестрами... Колобок предлагает каждому
герою стать его... начинкой, то есть Колобок съедает всех по очереди...
з) Перевирание сказки.
Дети — консерваторы в отношении сказок, им хочется, чтобы все
повторялось много раз. Но наступает момент, когда на сказку можно
посмотреть другими глазами, то есть увидеть то, чего нет в реальной сказке.
На пример: «Жила-была девочка, звали ее Желтая Шапочка...»
Дети: «Не Желтая, а Красная!»
Взрослый: «Ах, да, Красная! Позвал ее папа и сказал...»
Дети: «Да нет же, не папа, а мама!»
Взрослый: «Правильно. Позвала ее мама и говорит: «Сходи-ка к
тете...» И так далее.
и) Сказка в заданном ключе.
Используя как бы разные ключи, открываем для детей сказку в другом
времени, месте действия.
Предложите детям сменить поле действия, время действия.
На пример: Жили старик со старухой у синего моря... в наши дни. Что
будет просить старуха?
Красная Шапочка живет сейчас...
Колобок живет на 10-м этаже с лифтом...
к) Что было потом?
Можно в конце сказки, предложить детям подумать: «А что было
потом?»
На пример: Золушка вышла замуж за принца, и родился у них
сыночек, который научился волшебству у феи, когда пришел к ней в
ученики.
А туфелька Золушки? Что с ней стало после замужества Золушки?
Золушка отдала ее маленькому волшебнику, и тот стал выручать девочек,
когда им нечего было надеть на бал. Но в 12 часов туфли всегда сами
возвращались к Золушке;
л) «Карты Проппа». (слайд 4)
Советский фольклорист Владимир Яковлевич Пропп в своей книге
«Морфология сказки» и в своем исследовательском труде «Трансформация
волшебных сказок» проанализировал структуру народной сказки, особенно
русской, и выделил постоянные функции сказки, которые всегда находятся в
одной и той же последовательности. Согласно системе Проппа, этих
функций тридцать одна, но, разумеется, не во всех сказках наличествуют все
функции,
строгая
последовательность
может
нарушаться,
возможны
перескоки, добавления, синтез, однако это не противоречит основному ходу.
Область применения карт обширная. Предлагаю обратить внимание на
применение их в работе с детьми и почему они так важны для детей с ОВЗ?
(слайд 5).
Цель
занятий:
научить
детей
и
подростков
с
ограниченными
возможностями творческому рассказыванию через использование карт
Проппа.
— формируется умение продумывать замысел, следовать ему в
сочинении, выбирать тему, интересный сюжет, героев;
— карты развивают внимание, восприятие, фантазию, воображение,
обогащают эмоциональную сферу, активизируют устную связную речь;
— карты развивают активность личности, не оставляя ребенка
равнодушным к сказочному сюжету.
Приём «карты Проппа» облегчает запоминание у детей и увеличивает
объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. В ходе своей
работы Пропп разделил сказку на набор, состоящий из 28 функций.
Сказка может начинаться с первой функции, с седьмой или с
двенадцатой, но вряд ли будет возвращаться вспять, восстанавливать
пропущенные куски. (слайд 6-8)
«Карты Проппа» – это колода карт по типу игральных, на каждой из
которых записана функция действующего лица или какая-либо тема для
сочинения истории. Эти функции можно представить в виде схем (карт). Их
можно распечатать, или нарисовать самим. Потом читаем с ребенком сказку
и сопровождаем чтение выкладыванием карт Проппа согласно сюжету.
После этого, составляем пересказ прочитанного, ориентируясь на карты
Проппа. (Данные карты подписаны для удобства их освоения взрослыми,
для детей карты делают без подписей).
1. Жили-были. Создаем сказочное пространство. (Каждая сказка начинается с
вводных слов "давным-давно", "жили-были", "в тридесятом царстве").
2. Особое обстоятельство ("умер отец", "солнце исчезло с небосклона",
"дожди перестали лить, и наступила засуха").
3. Запрет ("не открывай оконца", "не отлучайся со двора", "не пей водицы").
4. Нарушение запрета (персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора
отлучаются, и из лужи водицу пьют; при этом в сказке появляется новое лицо
— антагонист, вредитель).
5. Герой покидает дом (при этом герой может либо отправляться, отсылаться
из дома, скажем, с благословения родителей разыскивать сестренку, либо
изгоняться, например, отец увозит изгнанную мачехой дочь в лес, либо
уходить из дома, превратившись в козлика после того, как запрет нарушен).
6. Появление друга-помощника (серый волк, кот в сапогах)
7. Способ достижения цели (это может быть полет на ковре-самолете,
использование меча-кладенца и т.п.).
8. Враг начинает действовать (змей похищает царевну, колдунья отравляет
яблоко).
9. Одержание победы (разрушение злых чар, физическое уничтожение
антагониста - Змея, Кощея Бессмертного, победа в состязании).
10. Преследование (какая сказка, как и детектив, обходится без погони?
Героев могут преследовать гуси-лебеди, Змей Горыныч, Баба-яга, Лихо
Окаянное и прочие, не менее "симпатичные" персонажи).
11. Герой спасается от преследования (прячась в печку, превращаясь в кого-
то или с помощью волшебных средств и преодолевая огромные расстояния).
12. Даритель испытывает героя. И тут появляется новый персонаж –
волшебник, гном, старушка, которой нужна помощь или нищий. Баба-яга
дает девушке задание выполнить домашнюю работу, Змей предлагает герою
поднять тяжелый камень.
13. Герой выдерживает испытание дарителя (все очевидно).
14. Получение волшебного средства (оно может передаваться, изготовляться,
покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, даваться дарителем).
15. Отлучка дарителя (Баба яга отпускает с миром, волшебник исчезает,
дракон прячется обратно в пещеру).
16. Герой вступает в битву с врагом (иногда это открытый бой - со Змеем
Горынычем, иногда состязание или игра в карты).
17. Враг оказывается поверженным (в сказках антагониста не только
побеждают в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с
помощью хитрости).
18. Героя метят (метку наносят на тело или дают особый предмет - кольцо,
полотенце, образок, он что-то забирает у поверженного врага).
19. Герою дают сложное задание (достать перстень со дна моря; соткать
ковер; построить дворец за одну ночь; принести то, не знаю, что).
20. Герой исполняет задание (а как же иначе?).
21. Герою дается новый облик (частый прием -погружение в кипящую воду
или горячее молоко, которое делает героя еще краше).
22. Герой возвращается домой (обычно это происходит в тех же формах, что
и прибытие, но это может быть и победный прилет на поверженном драконе).
23. Героя не узнают дома (иногда вследствие произошедших с ним внешних
изменений, наведенного заклятья, увечья, взросления).
24. Появляется ложный герой (то есть тот, кто выдает себя за героя или
присваивает себе его заслуги).
25. Разоблачение ложного героя (это может произойти в результате
специальных испытаний или свидетельства авторитетных лиц).
26. Узнавание героя. (И тут обнаруживается подмена. Ложный герой с
позором изгоняется, а нашего персонажа принимает в объятия любящая
королевская чета)
27. Счастливый конец (пир на весь мир, свадьба, пол царства в придачу).
28. Мораль (какой вывод можно сделать из случившейся истории).
При помощи карт ребенок легко усваивает содержание сказки, что облегчит
ее пересказ, а в дальнейшем будет способствовать созданию собственной
сказки.
Давайте посмотрим, как используются карты на примере известной
сказки «Красная шапочка» (слайды 9-12).
Карты Проппа подразумевают несколько этапов работы с ними. (слайд 13)
1.
Необходимо при построении сказки для главного героя создать
безопасное
волшебное
пространство.
Поэтому
используются
слова:
"Давным-давно", "Жили - были", "В некотором царстве - в некотором
государстве"…
2. Хорошо, когда в сказке у главного героя оказывается друг- помощник.
3. В ходе сказки необходимо решить какую-то задачу. Главный герой решает
задачку, приобретает определенный навык и преображается.
4. В сказку вводится антигерой (враг) – персонаж, которого надо победить
(или может быть изменить его).
5. Финал сказки должен быть позитивный. Проблема решена, после чего
герой возвращается домой.
Как правило, среди детей, находящихся в наших центрах, большую
часть составляют дети с ЗПР. В работе с этими детьми необходимы арт-
терапевтические технологии. (слайд 14)
«Арт-терапия»
является средством свободного самовыражения.
Через рисунок, музыку, игру, сказку мы можем помочь человеку дать выход
своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения
конфликтных ситуаций. (слайд 15)
Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и
самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных
способностей
–
это
путь
к
психологическому
здоровью
ребёнка.
Разнообразные занятия искусством способствуют развитию творческих
способностей ребёнка, формированию у него правильного мировоззрения и
позитивного мировосприятия. В процессе детского творчества раскрывается
внутренний мир ребёнка.
Видов арт-терапии огромное количество, но мы остановимся на
наиболее подходящих для работы воспитателя технологиях:
Техники
изо-терапии,
используемые
для
развития
речи
(нетрадиционное
рисование):
«кляксография»,
пальцевая
живопись,
рисование мягкой бумагой, рисование на стекле, техника рисования
листьями, палочками, камушками, отпечатывание ватой, оттиск пробками,
рисование ладонями.
Сказкотерапия
– метод, использующий сказочную форму для
речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования
взаимодействия через речь с окружающим миром.
Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личности,
забота о душе.
Элементы
сказкотерапии:
сотрудничество
взрослого
и
ребёнка,
создание благоприятной психологической атмосферы, приобщение детей к
прошлому и настоящему русской культуры, фольклору.
Куклотерапия – это раздел арт-терапии, использующий в качестве
основного
приёма
воздействия
куклы,
как
промежуточный
объект
взаимодействия ребёнка и взрослого.
Цель куклотерапии
– помочь сгладить переживания, укрепить
психическое
здоровье,
улучшить
социальную
адаптацию,
повысить
самосознание. Разрешить конфликт в коллективной деятельности.
Смехотерапия – это вид психотерапии, помогающий снять боль.
Расслабиться, избавиться от стеснительности. Юмор и смех поднимают
настроение,
помогают
наладить
коммуникативные
связи,
позволяют
эффективно противостоять стрессовым ситуациям.
Хромотерапия (цветотерапия) – восстановление индивидуального
биологического ритма с помощью специального подобранного цвета.
Работа с цветом способствует решению многих задач:
- повышает уровень коммуникативности детей, их эмоциональную
отзывчивость;
- обогащает сенсорный и эмоциональный опыт детей
- знакомит с приёмами управления своими чувствами, формирует
навыки самоконтроля.
В детях природой заложена определённая реакция на тот или иной
цвет. На настроение, поведение и даже состояние здоровья влияет не только
цвет окружающего пространства, но и цвет одежды, в которой находится
ребёнок. Присутствие какого-либо цвета в жизни ребёнка может бодрить,
улучшать
настроение,
а
переизбыток
может
вызвать
состояние
перевозбуждения, повышенной двигательной активности.
Цветотерапия несомненно способствует улучшению микроклимата в
детском
коллективе;
стимуляции
интеллектуального
развития
воспитанников;
приобретению
детьми
навыков
психофизической
релаксации.
Хочу обратить ваше внимание на такую технику как мнемотехника.
(слайд 16). Она чем-то схожа технологией «Карт Проппа», т. к в системе
используется визуальный ряд картинок– это система приёмов, облегчающая
запоминание
и
увеличивающих
объём
памяти
путём
образования
дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника помогает в развитии связной речи, зрительной и
слуховой памяти, внимания, ассоциативного мышления, воображения,
ускорения процессов автоматизации и дифференциации поставленных
звуков.
Суть мнемосхем заключается в том, что на каждое слово или
словосочетание придумывается изображение, весь текст зарисовывается
схематически. С помощью этих схем ребёнок легко воспроизводит текстовую
информацию.
На этом хочу закончить свой доклад. Желаю вам творческих успехов!
До свидания! ((слайд 17)