Напоминание

тренинг для учителей


Автор: Кузиванова Людмила Михайловна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №1"
Населённый пункт: Сыктывкар
Наименование материала: методическая разработка
Тема: тренинг для учителей
Раздел: полное образование





Назад





Тренинг для педагогов

«СТУЧИТЕ – И ОТКРОЕТСЯ ВАМ!»
Из Библии педагог-психолог МАОУ «Гимназия №1» г.Сыктывкар р-ки Коми Кузиванова Л.М.
Цель:
развитие коммуникативной компетентности педагогов; формирование навыков делового общении; проанализировать собственные психологические установки и соотнести их с установками других людей; умение отстаивать себя и свое мнение.
Вопрос по кругу:
Какие взаимоотношения, по Вашему мнению, существуют в гимназии? Каким Вы их хотели бы видеть? Взаимоотношения в школе строятся в нескольких направлениях – это учитель- ученик; учитель-родитель; учитель-учитель; учитель-администрация. Разберем позиции, которые мы избираем при общении в той или иной ситуации. 1.
Задание. «Притча»
Каждый родитель имеет право воспитывать своего ребенка так, как он считает нужным. Педагог может оказать помощь в воспитании. Каждый напишет на своих листочках наиболее часто встречающиеся трудности взаимодействия с родителями. Выделите одну трудность, которая является наиболее общей для всех членов группы. Она станет основой для составления притчи. 2.
Задание
(работа с раздаточным материалом) Личность (по Берну) описывается через наличие трех состояний «Я».
Родительское «Я»
- состояние, перенятое в детстве от родителей или тех, кто их замещает и оно связано с наличием нормативных и оценочных воздействиях.
Детское «Я», ребенок
- эмоциональный, импульсивный. В нем собраны все наши чувства и переживания (радость, гнев, удовольствие, боль и т.д.)
Взрослое «Я»
- это зрелая, размышляющая часть личности человека. Взрослое «Я» собирает, оценивает, просчитывает, анализирует, рассуждает, а также объективно оценивает свои действия.
Родительское «Я» -
позицияподавления, стиль авторитарный.
Детское «Я -
позицияотстранения, стиль либеральный.
Взрослое «Я» -
позициясотрудничества, стиль демократичный. Работа с заданиями: 1) Индивидуально ответьте на следующие реплики (приложение 1). 2) Ознакомьтесь с определениями РВД. 3) В парах обсудите какому типу поведения относятся ваши реплики. 4) Определите какой стиль поведения используется вами чаще. 3.
Задание. «Кто за дверью?»

Представьте, что сейчас кто-то стоит за дверью. Он стоит к нам спиной закутанный в темный плащ. Затем он медленно поворачивается и плащ падает. Вопросы: 1) Опишите, как он выглядит? 2) Какое у него выражение лица? 3) Какое у него настроение? 4) Как он к Вам относится и готов ли к общению с вами? 5) В каком русле пойдет это общение? - Как Вы понимаете
«Общение с ребенком на равных»
4.
Задание. «Инопланетяне»
Разделиться на Землян и Инопланетян (2-3) Задание Землянам: подготовиться к встрече Инопланетян. Задание Инопланетянам: вести себя неожиданно, агрессивно и не церемониться в обследовании окружающего. Вопросы к Землянам: 1) что вы испытали при виде такого поведения инопланетян? 2) как вы обоснуете ваши действия? 3) удалось ли вам понять причины такого поведения? 4) какое чувство возникло в конце? Только поняв и приняв причины неадекватного поведения можно его прогнозировать. Работать по его изменению
Энергизатор «Снеговик»
5.
Задание. «Увольнение».
Деление по жребию Участники объединяются в микрогруппы по 5–6 человек. Инструкция для участников: вы являетесь сотрудниками малого предприятия. В связи с тяжелой экономической и финансовой ситуацией, сложившейся на предприятии, необходимо уволить одного человека. Другие варианты уже неоднократно просчитывались, они не подходят. Выход один — увольнение одного из сотрудников, то есть одного из вас. Это может спасти ситуацию. 1) Кто будет этим человеком? 2) Какими критериями вы будете руководствоваться? 3) Решать надо самостоятельно. 4) Какой процедурой воспользуетесь — это тоже ваше право. 5) Категорически запрещается бросать жребий и предлагать свою кандидатуру. Время — 8 минут. После выполнения — обсуждение. Когда люди долго работают, то между ними складываются интимно-личностные отношения, основанные на симпатии-антипатии, складываются группки по интересам. Деловое общение отходит на дальний план. Как вы думаете, помогают или мешают эмоционально-личностные отношения получению результата? 6.
Информационное сообщение «Психологические установки» (
по Э. Берну). Возможны четыре вида психологических установок: 1. Я — «плюс», Ты — «плюс». Эта установка позволяет плодотворно сотрудничать, ценить себя и других. При данной установке человек способен решать все свои проблемы. 2. Я — «плюс», Ты — «минус». Эта установка характерна для тех, кто не добрал внимания и ласки в детстве, кого обижали. Человек с такой установкой перекладывает ответственность за свои трудности на других. У него затруднено конструктивное сотрудничество: «все поступают не так».
3. Я — «минус», Ты — «плюс». Эта установка исходит из мнения, что все выросли в хороших, здоровых семьях, а мне не повезло. Личность испытывает бессилие по сравнению с другими. Избегает тесных контактов с окружающими либо нуждается в симбиотической связи с сильными. 4. Я — «минус», Ты — «минус». Эта установка близка к патологической. Вызывает чувство безнадежности, потерю интереса к жизни. Люди с такой установкой легко раздражаются и непредсказуемы. 7.
Задание. «Начальник - секретарь»
Участники делятся на две группы: первая группа готовится к роли начальника, вторая – машинисток.- Задача начальников дать очередное задание секретарю и выразить свое недовольство качеством ее работы (много ошибок, опечаток, работа сделана не в срок) - участники, исполняющие роль секретаря, меняются в каждой ситуации. Усталая и болезненная; Капризная и молодая дама; Одинокая и замкнутая; Боевая и языкастая; Заигрывающая с начальником; Интеллигентная пожилая дама. В ходе обсуждения следует проанализировать, поведение какого из участников было наиболее эффективным и за счет какого стиля.
Задание. Апельсин
Ознакомьтесь с описанием различных исходов конфликта. Деление на 5 групп (по типам выхода из конфликта) Задание: разделите апельсин в соответствии с предложенным типом.
Рефлексия:
«Мне сегодня…»
Задание. Выставка
Нарисуйте солнце, дайте ему название. Далее обойдите все картины и впишите свое название. Выбрать: 1. Хозяйку выставки (руководителя) 2. представителей СМИ Корреспонденты задают по вопросу - Корреспонденты ваши впечатления.
Задание. Коллаж на себя
Вопросы: 1) Нравится ли Вам ваша работа? 2) Чего в ней больше реального или идеального? 3) Что Вы чувствовали, когда творили? 4) Что в образе считаете самым главным?
Рефлексия «Мне сегодня...»
Каждый участник группы должен завершить фразу: «Мне сегодня...», оправдались ли ваши ожидания? Подведение итогов.
Приложение 1.
Информационное сообщение «Психологические установки» (по Э. Берну).
Цель: проанализировать собственные психологические установки и соотнести их с установками других людей.
Возможны четыре вида психологических установок:
1. Я — «плюс», Ты — «плюс». Эта установка позволяет плодотворно сотрудничать, ценить себя и других. При данной установке человек способен решать все свои проблемы. 2. Я — «плюс», Ты — «минус». Эта установка характерна для тех, кто не добрал внимания и ласки в детстве, кого обижали. Человек с такой установкой перекладывает ответственность за свои трудности на других. У него затруднено конструктивное сотрудничество: «все поступают не так». 3. Я — «минус», Ты — «плюс». Эта установка исходит из мнения, что все выросли в хороших, здоровых семьях, а мне не повезло. Личность испытывает бессилие по сравнению с другими. Избегает тесных контактов с окружающими либо нуждается в симбиотической связи с сильными. 4. Я — «минус», Ты — «минус». Эта установка близка к патологической. Вызывает чувство безнадежности, потерю интереса к жизни. Люди с такой установкой легко раздражаются и непредсказуемы.
Упражнение «6 и 9».
Цель: развитие умения договариваться, убеждать. Упражнение выполняется в парах. Участникам предлагается лист с нарисованной цифрой «6». Лист держится таким образом, что один участник видит цифру «6», а другой — «9». Задача участников — увидеть одновременно одну и ту же цифру.
Упражнение «Увольнение».
Цель: умение отстаивать себя и свое мнение. Участники объединяются в микрогруппы по 5–6 человек. Инструкция для участников: вы являетесь сотрудниками малого предприятия. В связи с тяжелой экономической и финансовой ситуацией, сложившейся на предприятии, необходимо уволить одного человека. Другие варианты уже неоднократно просчитывались, они не подходят. Выход один — увольнение одного из сотрудников, то есть одного из вас. Это может спасти ситуацию. Кто будет этим человеком? Какими критериями вы будете руководствоваться? Решать надо самостоятельно. Какой процедурой воспользуетесь — это тоже ваше право. Категорически запрещается бросать жребий и предлагать свою кандидатуру. Время — 8 минут. После выполнения — обсуждение.
Приложение 2. 1. Ребенок: Эта задача слишком трудна. Взрослый: 2. Ребенок: вы, что не знаете, у меня плохая память? Взрослый 3. Ребенок: Да я не виноват в ссорах, ребята первые начинают. Взрослый 4. Ребенок: Мы хотим заниматься у другого учителя. Взрослый 5. Ребенок: Ваша двойка мне совершенно до лампочки. Взрослый 6. Ребенок: Все кричали, а из класса выгнали меня. Взрослый 7. Ребенок: Вы занижаете мне оценки, я пожалуюсь родителям. Взрослый 8. Родитель: вы просто придираетесь к моему ребенку вместо того чтобы оказать ему помощь. Взрослый
«Путешествие в костюмерную»
Постарайтесь расслабится, сядьте поудобнее, как Вам удобно. Сконцентрируйтесь на своем дыхании. Почувствуйте воздух, который Вы вдыхаете, какой он легкий или тяжелый, холодный или горячий? Постарайтесь представить себе старый город. Вы идете по широкой улице. У вас хорошее настроение. Вы входите на площадь. В центре стоит фонтан, вокруг него много птиц. Небо голубое. И вдруг ваш взгляд падает на очень красивое здание – это театр.вы приближаетесь к дверям театра. За красивые старинные ручки открываете дверь и входите в фойе. Вокруг лежат ковры. Свисают длинные красивые хрустальные люстры. Все очень торжественно. Вы видите длинный коридор – это служебный проход. Вы идете туда, открываете одну из служебных дверей и входите в костюмерную, включаете свет и видите множество костюмов, самых разных. Очень много шляп, обуви, зонты, много всего. Вы перебираете вешалки и рассматриваете костюмы. Вдруг вы видите тот костюм, который вам очень понравился. Вы трогаете тот материал, из которого он сшит. Рассматриваете застежки. У вас возникает желание примереть его. Вы его одеваете, застегиваете все застежки. Смотритесь в большое зеркало на себя, кружитесь, вертитесь, разглядываете себя. Время подошло к концу и вы снимаете костюм. Одеваете свою одежду. Последний раз оглядываете костюмерную. Выключаете свет и уходите. Идете по служебному проходу, выходите в фойе. Последний раз осматриваетесь здесь и выходите на улицу. На площади ничего не изменилось. Так же щебечут птицы. Такое же голубое небо. А теперь попробуйте вернуться сюда. Почувствуйте стул, на котором вы сидите. Когда вы будите готовы, откройте глаза.
СИТУАЦИЯ 1
Допустим, что Ваш непосредственный начальник, минуя Вас, дает задание Вашему подчиненному, у которого имеется уже Ваше задание. Вы и Ваш начальник считаете свои задания неотложными. Выберите наиболее приемлемый для Вас вариант решения (обычно):
A.
Строго придерживаться субординации и не оспаривать решения начальника, отменив или отложив выполнение Вашего задания.
Б.
Все зависит от того, насколько авторитетен в моих глазок начальник.

B.
Выразив свое несогласие с решением начальника, отложить его задания, поручаемые Вашему подчиненному без согласования с Вами.
Г.
В интересах дела отменить задание начальника, приказав подчиненному сначала выполнить Ваше задание.
Д.
Ваш вариант_______________________________________________
СИТУАЦИЯ 2
Предположим, что Вы получили одновременно два срочных задания: от Вашего непосредственного и более вышестоящего начальника. Времени и условий для согласования у Вас нет. Что Вы скорее всего предпримете в такой ситуации:
A.
В первую очередь буду выполнять задание того, кого больше уважаю.
Б.
Буду выполнять задние, наиболее важное на мой взгляд.
B.
Буду выполнять задание более вышестоящего начальника.
Г.
Буду выполнять задание непосредственного начальника.
Д.
Ваш вариант-----------------------------------------------------------------------------
СИТУАЦИЯ 3
Между двумя сотрудниками или Вашими подчиненными возникла взаимная нетерпимость, антипатия, которая мешает им успешно работать. Каждый из них отдельно обращался к Вам, дабы Вы приняли его сторону. Ваша обычная позиция в такой ситуации:
A.
Мое дело - не допускать, чтобы их взаимоотношения мешали работе, а решить конфликт – это ихдело.
Б.
Лучше всего поручить разобрать активу или на собрании.
B.
Прежде всего разобраться самому и попытаться их при- мирить.
Г.
Сначала выяснить, кто для каждого из конфликтующих служит авторитетом в коллективе, и воздействовать через них...
Д.
Ваш вариант______________________________________________
СИТУАЦИЯ 4
В коллективе совершен неблаговидный поступок, нарушена дисциплина или допущен брак. Начальнику неизвестен виновник или их группа. Что бы Вы предприняли на его месте?
A.
Принять все меры для выяснения конкретных виновников, чтобы наказать и добиться выполнения работы, исправления ошибок.
Б.
Заподозренных в проступке, ошибках вызвать к себе илипоговорить, собрав коллектив.
B.
Сообщить о случившемся коллективу и обсудить прежде всего с коллективом положение дел без выяснения конкретных виновников.
Г.
Для повышения дисциплины и производительности труда коллектива, не теряя времени на разговоры и поиски виновников, предпринять ряд организационных и дисциплинарных мер для того, чтобы подобные факты не повторялись.
Д.
Ваш вариант ____________________________________________
СИТУАЦИЯ 5
Предположим, что предстоит выбор Вашего заместителя. Имеется несколько кандидатов, каждый из претендентов отлич ает ся следующими качествами во взаимоотношениях с подчиненными.
A.
Первый предпочитает избегать конфликтов с людьми и стремится прежде всего к тому, чтобы наладить теплые товарищеские отношения, создать атмосферу взаимного
доверия и дружеского расположения, чем добивается согласованной и успешной работы подчиненных.
Б.
Второй предпочитает в интересах дела идти на конфликты с людьми, не боится «испортить» отношения во имя достижения поставленной цели.
B.
Третий придерживается, и весьма строго, своих прав и обязанностей и требует того же от своих подчиненных, добиваясь четкого выполнения работы.
Г.
Четвертый всегда сосредоточен на достижении своей цели в деловых и организационных вопросах так, что добивается своего, не придавая большого значения недоразумениям, конфликтам во взаимоотношениях с подчиненными.
Д.
Ваш вариант______________________________________
СИТУАЦИЯ 6
Ситуация как предыдущая. Кандидаты отличаются друг от друга следующими особенностями во взаимоотношениях с вышестоящим начальством:
A,
Первый быстро соглашается с мнениями, указаниями начальника, безоговорочно и пунктуально выполняет любое задание, независимо от своего отношения к начальнику.
Б.
Второй быстро соглашается с мнениями, указаниями начальника, безоговорочно и пунктуально выполняет любое задание, если начальник авторитетен в его глазах.
B.
Третий обладает неуживчивым характером, склонен к спорам, бывает замкнут, трудно к нему найти подход, но зато очень способный специалист, умелый организатор, творчески выполняет работу и добивается оптимальных результатов.
Г.
Четвертый обладает богатым опытом, способностями в области предстоящей ему работы, стремится всегда сосредоточиться на своем деле, избегать лишних контактов с начальником, чтобы ему не мешали; имеет высокое чувство ответственности.
Д.
Ваш вариант—____________________________
СИТУАЦИЯ 7
Когда Вам невесело в праздничной компании, к чему Вы более склонны:
A.
Вести разговор на темы, близкие Вам, особенно по профессии.
Б.
Выяснить взаимоотношения по опорным или принципиальным вопросам, чтобы отстоять свою точку зрения.
B.
Присоединиться к общей теме разговора, разделяя лишь общее веселое настроение.
Г.
Добиваться согласия спорящих, быть их посредником или судьей.
Д.
Ваш вариант___________________________________
СИТУАЦИЯ 8
Ваш подчиненный не выполнил задание к сроку ввиду неорганизованности или неумения работать, хотя обещал, дал слово сделать свою работу к намеченному сроку. Ваша реакция:
А.
Сначала добиваться выполнения задания, затем уже поговорить наедине, воспитывать, если надо - наказать.
Б.
Сначала поговорить с ним наедине, выясняя причину или усовестить а затем добиваться выполнения работы или наказать.
В.
Сначала поговорить с теми, кто больше знает провинившегося и посоветоваться о том, какую меру воздействия применить к нему. Г. Прежде всего подумать о том, как помочь подчиненному, дать испытательный срок и вести тщательный контроль за его работой, вовремя исправлять ошибки и делать замечания, наказав за невыполнение работы в срок.
Д.
Ваш вариант_________________________

СИТУАЦИЯ 9
Ваш подчиненный игнорирует Ваши указания, и делает все по-своему или не исправляет того, что Вы сказали устранить. Ваше поведение:
A.
Достаточно, предполагая о мотивах упорства, неповиновения, применить обычные административные меры наказания, не теряя времени на разговоры.
Б.
Вызвать его на откровенный разговор и постараться переубедить, расположив для благоприятного делового контакта в дальнейшем.
B.
Прежде всего попытаться воздействовать на подчиненного через общественное мнение, актив, авторитетных для него сотрудников.
Г.
Сначала подумать о том, что зависит от моего поведения, не делаю ли ошибок сам, а уж затем выяснить, в чем прав и не прав Ваш подчиненный.
Д.
Ваш вариант_______________________
СИТУАЦИЯ 10
В уже сложившийся коллектив со своими традициями, конфликтами между группировками поступает новый руководитель. Каким образом, по Вашему мнению, должен решать новый начальник конфликты, возникающие в коллективе?
А.
Не обращая внимания на сопротивление противников, вести работу, не вовлекаясь в споры, конфликты, воздействуя на про
тивников
силой примера.
Б.
В первую очередь попытаться разубедить, привлечь на свою сторону тех, кто выступает или не соглашается с нововведениями, хочет работать по-старому.
В.
В работе с коллективом прежде всего опираться на актив, общественные и административные организации, поручая им разрешать возникающие споры, разногласия, конфликты.
Г.
Вникая в суть конфликтов, постараться примирить сотрудников старого и нового стиля работы и взаимоотношений, поддерживая лучшее в традициях коллектива и отвергая отрицательное, косное, вредное.
Д.
Ваш вариант__________________________________
СИТУАЦИЯ 11
Один из членов Вашего коллектива внезапно заболел. Каждый сотрудник очень занят срочной работой. Работа отсутствующего также должна быть выполнена в срок. Как обычно ведете себя в такой ситуации?
A.
Распоряжаетесь: «Вы возьмете эту работу, Вы займетесь другим делом, а Вы поможете товарищу, когда выполните всю работу» и т. п.
Б.
Предлагаете: «Мы подумаем вместе, кто возьмет на себя эту работу. Она должна быть сделана. Каждый скажет, что он выполнит в этот период, а затем решим вместе».
B.
Поступаете иногда так: «Я очень перегружен работой! Распределите-ка сами между собой эту работу. Выручите друг друга и весь коллектив».
Г.
Прежде всего попытаетесь сами сделать все, чтобы выполнить работу отсутствующего, или помочь тем, кто возьмется ее выполнить.
Д.
Ваш вариант _________________________________
СИТУАЦИЯ 12
У Вас создались натянутые отношения с коллегой. Допустим, что причины Вам не совсем ясны. Что Вы предпримете в первую очередь для того, чтобы устранить напряженность во взаимоотношениях?
A.
Прежде всего вызвать на откровенный разговор этого коллегу, чтобы выяснить причины натянутых отношений.
Б.
Прежде всего разобраться в своем поведении по отношению к коллеге.

B.
В первую очередь разобраться в деловых вопросах, которые страдают от этих взаимоотношений.
Г.
В первую очередь обратиться к другим коллегам, которые хорошо его знают. вовремя исправлять ошибки и делать замечания, наказав за невыполнение работы в срок.
Д.
Ваш вариант __________________________________ СПИСОК ИСТОЧНИКОВ: 1. Карнеги Д. « Как завоевать друзей…» - М.: «Прогресс», 1989 2. Маркичева Т.Б., Ножин Е.А. Деловое общение: практические рекомендации.- М.: Из-во РАГС, 1997 3. Мониена Г.Б., Панасюк Е.В. тренинг взаимодействия с неуспевающими учеником. – СПб.: Из-во «Речь», 2003 4. Немов Р.С. Психология: Учеб для студентов высш. пед. учеб. заведений: В3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика пособие.- М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995 5. Фопель К. «Как научить детей сотрудничать?» Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем. ; В 4-х. – М.: Генезис, 1998


В раздел образования