Автор: Татьяна Николаевна Рыбакова
Должность: воспитатель ДОУ
Учебное заведение: МАДОУ д/с "Звёздочка"
Населённый пункт: г.Шахунья
Наименование материала: Проект
Тема: "Новый год у ворот - новогодние традиции"
Раздел: дошкольное образование
МАДОУ д/с «Звёздочка»
Краткосрочный проект:
«Новый год у ворот – новогодние традиции»
Воспитатель:
Рыбакова Т.Н.
2021 год
Вид проекта: групповой
Продолжительность проекта: краткосрочный – 2 недели (20-30 декабря
2021 года).
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители
воспитанников.
Актуальность: Данный проект направлен на приобщение детей к народным
праздникам и их особенностям проведения. Дети мало знают историю
происхождения русских праздников, их традиции и обычаи. Родители не
привлекают детей к изготовлению или выбору подарков, а дают уже всё
готовое. А как детям узнать, сколько ждать Новый год, какие подарки
дарить, как вести себя на празднике, чем один праздник отличается от
другого. Наш проект поможет детям и родителям стать непосредственными
участниками
подготовки
к
Новому
году,
полностью
окунуться
в
предновогоднюю бурю эмоций и впечатлений.
Цель проекта: создание условий для формирования представлений о Новом
годе как весёлом и добром празднике, развитие познавательных и творческих
способностей детей в процессе реализации творческого проекта «Новый год
у ворот».
Задачи проекта:
-
расширять
знания
детей
о
празднике,
выделить
его
характерные
особенности:
атрибутика,
отношение
и
настроение
людей,
правила
поведения, традиции;
- вызвать желание участвовать в подготовке к празднику;
- привлечь родителей к жизни группы и к подготовке к Новогоднему
празднику;
-расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления
представлений о празднике, а также путём речевого творчества детей.
Этапы работы над проектом:
1 этап:
Организационный
Определение темы проекта.
Формулирование цели и задачи проекта.
Составления плана реализации основного этапа
проекта.
Подбор информационного, наглядного
материала для проекта.
Информирование родителей о задачах и
содержании проекта.
2 этап
Практический
Режимные моменты
Тематические занятия и беседы о Новом годе.
Беседа «Кто такой дед Мороз»
Беседа « Как мы празднуем Новый год».
Беседа « Что такое новый год».
Разучивание стихов, песен про Новый год.
Дидактические игры « Добавь слово», « Назови
ласково».
Чтение рассказов, сказок о зиме и Новогоднем
празднике ( С Маршака « Двенадцать месяцев»,
Русская
народная
сказка
«Морозко»,
«Снегурочка»)
Изготовление поделок.
Украшение группы.
Новогодний утренник.
3 этап
Заключительный
В ходе реализации проекта поэтапно выполняются все
пункты плана.
- оформление выставки, изготовленные совместно
детьми и родителей «Мастерская Деда Мороза».
-организация выставок работ детей выполненных во
время занятий.
Приглашение для родителей на новогодний утренник.
-Украшение групповой и приёмной комнаты:
- Итоговое мероприятие : Новогодний утренник.
Конспект беседы « Кто такой Дед Мороз».
Наверное, все дети знают, кто такой Дед Мороз. Кто ж в детстве не бежал в
новогоднее утро к ёлке за подарками, которые Дед мороз специально
доставил ночью? Кто из нас не писал Деду Морозу о том, какой подарок он
хочет получить? В нашей Статье мы постараемся рассмотреть историю
возникновения
этого
сказочного
персонажа,
а
также
его
основную
атрибутику.
Дед Мороз считается главным волшебным персонажем на новогоднем
празднике. Основная функция которого состоит в том, чтобы дарить детям
подарки. Свои корни Дед Мороз берёт в славянской мифологии, где его
персонаж олицетворял зимние морозы, а также холод и лютую стужу.
Создание новогодней традиции, дошедшей до наших дней, приходится на
середину !9 века, когда повсеместно по стране вводили некого сказочного
дарителя Морозко, приходящего к детям зимой на Рождество и приносящего
подарки. После революции Дед Мороз, как персонаж, подвергся гонениям
вплоть до 1935 года, когда в стране решили восстановить празднование
Нового года и провели первую ёлку. С тех пор Дед Мороз стал считаться
символом Нового года, который исполняет детские желания и оставляет под
ёлкой игрушки.
Тот, кто знает, кто такой Дед мороз, должен знать и место его обитания.
Сейчас официально признанной родиной Деда мороза считается Великий
Устюг, а его резиденции расположены в Архангельске, Мурманске, на
Чунозере и под Петрозаводском. Если вы хотите написать Деду Морозу
письмо, то вот его адрес: 162340, г. Великий Устюг, Деду Морозу.
Атрибутика Деда Мороза
Русский Дед Мороз имеет ряд отличий от других рождественских дарителей,
традиционно принятых в других странах. Чтобы иметь представление, кто
такой Дед Мороз, мы опишем основные элементы его наряда, транспорта и
появления:
Одежда Деда Мороза состоит из следующих элементов:
красное и сине-белое одеяние, покрытое узорами, серебристой
вышивкой, белым мехом лебединым пухом (шуба, из под которой не
видно ни каких штанов, так как короткая шубка способна уничтожить
всякую солидность);
белый пояс с орнаментом;
боярская шапка с треугольным вырезом у лба, расшитая жемчугом;
белые валенки;
варежки расшитые серебром.
Никто не знает, что у Деда Мороза находится под шубой, так как это
сакрально, обнародованию не подлежит.
Внешность Деда Мороза отличается следующими чертами:
борода буйная, седая, длинная, растрёпанная ветром (лишенная всякой
кудрявости);
волосы густые и серебристые;
внушительный рост и размеры.
Посох представляет собой прямую хрустальную или серебристую палку, на
которой сверху есть круглый набалдашник или рукоятка в виде звезды или
головы быка как символа плодородия.
Роль транспорта у Деда Мороза выполняет только русская тройка. При этом
ездит он не по небу, а по земле, так как, считаясь плотью от плоти снега,
земли и природы, он не должен отрываться от корней. Дед мороз разъезжает
в санях с бубенцами, объезжая свои широкие владения.
У Деда Мороза обязательно есть внучка Снегурочка, которая помогает ему
во всём. Эта девушка одета в белые одежды, на голове которой одет венец из
8 лучей, украшенный жемчугом и серебром. Снегурочка символизирует
собой застывшие морозные воды.
Появление Деда Мороза носит сугубо сакральный характер. Наш Дед Мороз
не пролезет ни в один камин, поэтому в домах возникает он неким
мистическим образом как дух. Точного описания его появления никто не
знает, а все попытки объяснить на западный манер эту тайну считаются
кощунством.
Конспект беседы
« Как мы празднуем Новый год»
Цель:
Познакомить детей с традициями встречи Нового года в России и в других
странах мира.
Задачи:
- Систематизировать знания детей о празднования Нового года в разных
странах;
-формировать познавательный интерес;
Ход занятия:
Воспитатель:
- Здравствуйте, дети. Я очень рада видеть вас. Ребята, посмотрите, как
красиво и нарядно в нашей группе.
- Вы догадались, почему? Какой скоро праздник будет у нас?
Правильно, молодцы. - Дети, а вы как думаете, для чего украшают группы к
празднику? (Чтобы было красиво, празднично, нарядно, радостно, весело, по
волшебному).
Воспитатель:
- Сегодня мы с вами поговорим о праздновании Нового года. Я думаю, что
наша беседа будет интересной. Ведь встреча Нового года - древняя традиция,
существующая у всех народов мира. И хотя этот праздник празднуется по-
разному, основным её украшением, является что? (ёлка)
- А кто дома украшал ёлку?
-Какой была ваша ёлка?
-
Какими игрушками вы её украшали?
Воспитатель:
- Дети, посмотрите у нас есть ёлочка. Но что то на ней не хватает?
(Украшений). Давайте украсим ёлочку.
Воспитатель:
Ёлочка у нас получилась красивая и нарядная. О ёлке- новогодней красавице
написано много рассказов, сказок , стихов.
-Кто из вас знает стихи про ёлочку? Пусть их нам расскажет.
1. Ёлочка, ёлочка
Яркие огни
Бусами, бусами
Ёлочка звени!
2. Отряхнула белый снег
Ёлочка с поклоном
И стоит красивей всех
В платьице зелёном.
3. Ей зелёный цвет к лицу
Ёлка знает это
Как она под новый год
Хороша одета!
Воспитатель:
- Молодцы, ребята замечательные стихи рассказали! – А теперь послушайте
меня.
Новый год-праздник самый любимый и взрослыми и детьми. Раньше новый
год праздновали в марте. Именно в это время начинались полевые работы, и
март считался первым месяцем в году. Так, например в Азии новый год
празднуется в самую жару, поэтому люди встречаясь, поливают друг друга
водой. А в Болгарии, когда собираются на новогоднее торжество, на две или
три минуты выключают свет. А в Италии перед новым годом люди
выбрасывают Старые, ненужные вещи и заменяют их на новые. Сегодня
почти везде Новый год отмечают в ночь с тридцать первое декабря на первое
января.
Воспитатель:
- Дети, а кто является главным героем новогоднего праздника? Отгадайте
загадку.
У этого дедушки много внучат
Внучата на дедушку часто ворчат
На улице дедушка к ним пристаёт
За пальцы хватает, за ушки дерёт. ( Дед Мороз).
Воспитатель:
- Ну вот и подошла к концу наша с вами беседа. Она получилась у нас
интересной. Сегодня вы многое узнали и сможете рассказать дома друзьям и
знакомым. Спасибо вам!
Беседа по сказке « Снегурочка»
Цель:
Познакомить детей со сказкой « Снегурочка».
Задачи:
Развивать умение отвечать на вопросы
Обогащать словарь по теме «Зима»
Развивать речемыслительную деятельность
Беседа по содержанию сказки:
- Как вы думаете, это грустная сказка или весёлая? Почему?
- В какое время года появилась Снегурочка?
- А как она появилась?
- Почему её назвали Снегурочкой?
- Какая была Снегурочка?
- Почему Снегурочка грустила, когда весеннее солнышко стало согревать
землю?
-Как растаяла Снегурочка? Что послужила этому?
- Во что превратилась Снегурочка?
Физкультминутка: Зима
Мы сегодня на горе, (встать руки вверх)
Ну, а горка во дворе, (руки в стороны)
Кто на санках, (изобразить)
Кто на лыжах, ( изобразить)
Кто подальше, (наклон вперёд, руки вперёд)
Кто поближе, ( встать руки к груди)
В горку мчимся мы бегом, (бег на месте)
Ну, а с горки кувырком, (присесть, согнутые в локтях руки вращать перед
грудью).
Беседа «Зима»
- Что происходит в природе зимой?
- Какую одежду носят зимой?
- Какие зимние праздники вы знаете?
- В какие игры вы любите играть зимой?
- Назовите зимние месяцы?
- Какими видами спорта можно заниматься зимой?
- Какие времена года вы знаете, кроме зимы
Беседа по сказке «Морозко»
Цель:
Познакомить детей со сказкой «Морозко»
Задачи:
Формировать умение различать сказки от других жанров;
Развивать способность рассказывать о своём восприятии конкретного
поступка литературного персонажа;
Развивать способность понимания сказки, умение её пересказывать;
Развивать и побуждать у детей отношение к хорошим поступкам;
1.
Организационный момент
Где можешь ты увидеть чудеса?
Везде! Ты в лес войди, взгляни на небеса.
Природа дарит тайны нам свои.
Лишь внимательно вокруг ты посмотри.
А где животные, как люди говорят?
И добрые волшебники там чудеса творят?
Ты ответишь без подсказки.
Ну, конечно, это …(Сказки)
2.
Отгадывание загадок
-Как вы уже догадались, сегодня мы будем говорить о сказке, а как она
называется, вам помогут понять загадки.
Без рук рисует,
Без зубов кусает.(мороз)
Не огонь, а жжётся. (мороз)
Чтобы осень не промокла,
Не раскисла от воды,
Превратил он лужи в стёкла,
Сделал снежные сады.(мороз)
-Вы правильно угадали, что ответ у всех этих загадок один- Мороз. А
сказка наша называется «Морозко» .
Чтение сказки «Морозко».
3.
Беседа по сказке
- Ребята, мы с вами познакомились со сказкой Морозко.
- Понравилась вам сказка?
-Почему это произведение относится к жанру сказка? ( Потому что в ней есть
сказочные персонажи Морозко, Баба Яга, старичок Лесовичок, говорящая
собака, волшебная дорога).
- Сравним падчерицу и родную дочку из сказки. Их отношение к другим
людям, к работе, их ум и скромность.
- Назовите качества, присущие падчерице? (Добрая, трудолюбивая, скромная,
с уважением относится к старшим).
-А родной дочки бабы? (Ленивая, злая, проявляет неуважение к старшим).
- На кого вы хотите быть похожи?
- Кто из героев вам больше всего понравился и почему?
Как жилось дочке старика?
- Почему старик повёз свою дочь в лес?
- Почему Морозко пожалел Настеньку?
- Почему старуха отправила свою дочь в лес?
- Чему же учит нас сказка? (Сказка учит нас доброте, находчивости,
уважению к старшим, трудолюбию. Высмеивает плохие черты характера.
Учит нас не судить о человеке по внешнему виду, смотреть глубже,
оценивать людей по их душевным достоинствам, их делам).
Дидактическая игра « Назови ласково».
Зима- ( зимушка), снег- ( снежок), Снегурка- ( Снегурочка), дед- ( дедушка),
баба –( бабушка), ёлка- (ёлочка), снеговик –( снеговичок), лёд – (льдинка) и
т.д.
Дидактическая игра « Добавь слово»
- Зимой все покрыто белым пушистым снегом. Давайте мы поиграем с
этим словом. Я буду читать стихотворение, а вы заканчивайте строчки
словами, похожими на слово снег.
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю... (снег)
С неба все скользят пушинки - серебристые... (снежинки)
На деревья, на лужок тихо падает... (снежок)
Вот веселье для ребят - все сильнее... (снегопад)
Все бегут вперегонки, все хотят играть в... (снежки)
Словно в белый пуховик нарядился... (снеговик)
Рядом снежная фигурка - это девочка... (Снегурка)
На снегу-то, посмотри, с красной грудкой... (снегири)
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил... (снег)
- Какие вы слова добавляли? На какое слово они похожи? (ответы
детей)
Текс песни « Зимушка хрустальная»
Зимушка хрустальная вся белым бела
Сколько ты искристого снега намела
Весело и радостно нашей детворе
Выросла высокая горка во дворе
Зимушка хрустальная, ясные деньки
Сели мы на саночки, взяли мы коньки
Санки с горки катятся, снег-снежок хрустит
Зимушка хрустальная деток веселит.
Текс песни «Хороводная Игрушечная»
Нынче праздник новогодний,
Собрались в кружочек мы.
Пусть на ёлочке зелёной,
Загораются огни.
А под ёлочкой игрушки-
Куклы, зайчики, шары.
Скучно бедненьким сидеть,
На весёлый пляс смотреть.
Не грусти и не скучай,
Снами танцевать давай.
Будем весело плясать,
Вокруг ёлочки играть.