Напоминание

"Новый год у ворот - новогодние традиции"


Автор: Татьяна Николаевна Рыбакова
Должность: воспитатель ДОУ
Учебное заведение: МАДОУ д/с "Звёздочка"
Населённый пункт: г.Шахунья
Наименование материала: Проект
Тема: "Новый год у ворот - новогодние традиции"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МАДОУ д/с «Звёздочка»

Краткосрочный проект:

«Новый год у ворот – новогодние традиции»

Воспитатель:

Рыбакова Т.Н.

2021 год

Вид проекта: групповой

Продолжительность проекта: краткосрочный – 2 недели (20-30 декабря

2021 года).

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители

воспитанников.

Актуальность: Данный проект направлен на приобщение детей к народным

праздникам и их особенностям проведения. Дети мало знают историю

происхождения русских праздников, их традиции и обычаи. Родители не

привлекают детей к изготовлению или выбору подарков, а дают уже всё

готовое. А как детям узнать, сколько ждать Новый год, какие подарки

дарить, как вести себя на празднике, чем один праздник отличается от

другого. Наш проект поможет детям и родителям стать непосредственными

участниками

подготовки

к

Новому

году,

полностью

окунуться

в

предновогоднюю бурю эмоций и впечатлений.

Цель проекта: создание условий для формирования представлений о Новом

годе как весёлом и добром празднике, развитие познавательных и творческих

способностей детей в процессе реализации творческого проекта «Новый год

у ворот».

Задачи проекта:

-

расширять

знания

детей

о

празднике,

выделить

его

характерные

особенности:

атрибутика,

отношение

и

настроение

людей,

правила

поведения, традиции;

- вызвать желание участвовать в подготовке к празднику;

- привлечь родителей к жизни группы и к подготовке к Новогоднему

празднику;

-расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления

представлений о празднике, а также путём речевого творчества детей.

Этапы работы над проектом:

1 этап:

Организационный

Определение темы проекта.

Формулирование цели и задачи проекта.

Составления плана реализации основного этапа

проекта.

Подбор информационного, наглядного

материала для проекта.

Информирование родителей о задачах и

содержании проекта.

2 этап

Практический

Режимные моменты

Тематические занятия и беседы о Новом годе.

Беседа «Кто такой дед Мороз»

Беседа « Как мы празднуем Новый год».

Беседа « Что такое новый год».

Разучивание стихов, песен про Новый год.

Дидактические игры « Добавь слово», « Назови

ласково».

Чтение рассказов, сказок о зиме и Новогоднем

празднике ( С Маршака « Двенадцать месяцев»,

Русская

народная

сказка

«Морозко»,

«Снегурочка»)

Изготовление поделок.

Украшение группы.

Новогодний утренник.

3 этап

Заключительный

В ходе реализации проекта поэтапно выполняются все

пункты плана.

- оформление выставки, изготовленные совместно

детьми и родителей «Мастерская Деда Мороза».

-организация выставок работ детей выполненных во

время занятий.

Приглашение для родителей на новогодний утренник.

-Украшение групповой и приёмной комнаты:

- Итоговое мероприятие : Новогодний утренник.

Конспект беседы « Кто такой Дед Мороз».

Наверное, все дети знают, кто такой Дед Мороз. Кто ж в детстве не бежал в

новогоднее утро к ёлке за подарками, которые Дед мороз специально

доставил ночью? Кто из нас не писал Деду Морозу о том, какой подарок он

хочет получить? В нашей Статье мы постараемся рассмотреть историю

возникновения

этого

сказочного

персонажа,

а

также

его

основную

атрибутику.

Дед Мороз считается главным волшебным персонажем на новогоднем

празднике. Основная функция которого состоит в том, чтобы дарить детям

подарки. Свои корни Дед Мороз берёт в славянской мифологии, где его

персонаж олицетворял зимние морозы, а также холод и лютую стужу.

Создание новогодней традиции, дошедшей до наших дней, приходится на

середину !9 века, когда повсеместно по стране вводили некого сказочного

дарителя Морозко, приходящего к детям зимой на Рождество и приносящего

подарки. После революции Дед Мороз, как персонаж, подвергся гонениям

вплоть до 1935 года, когда в стране решили восстановить празднование

Нового года и провели первую ёлку. С тех пор Дед Мороз стал считаться

символом Нового года, который исполняет детские желания и оставляет под

ёлкой игрушки.

Тот, кто знает, кто такой Дед мороз, должен знать и место его обитания.

Сейчас официально признанной родиной Деда мороза считается Великий

Устюг, а его резиденции расположены в Архангельске, Мурманске, на

Чунозере и под Петрозаводском. Если вы хотите написать Деду Морозу

письмо, то вот его адрес: 162340, г. Великий Устюг, Деду Морозу.

Атрибутика Деда Мороза

Русский Дед Мороз имеет ряд отличий от других рождественских дарителей,

традиционно принятых в других странах. Чтобы иметь представление, кто

такой Дед Мороз, мы опишем основные элементы его наряда, транспорта и

появления:

Одежда Деда Мороза состоит из следующих элементов:

красное и сине-белое одеяние, покрытое узорами, серебристой

вышивкой, белым мехом лебединым пухом (шуба, из под которой не

видно ни каких штанов, так как короткая шубка способна уничтожить

всякую солидность);

белый пояс с орнаментом;

боярская шапка с треугольным вырезом у лба, расшитая жемчугом;

белые валенки;

варежки расшитые серебром.

Никто не знает, что у Деда Мороза находится под шубой, так как это

сакрально, обнародованию не подлежит.

Внешность Деда Мороза отличается следующими чертами:

борода буйная, седая, длинная, растрёпанная ветром (лишенная всякой

кудрявости);

волосы густые и серебристые;

внушительный рост и размеры.

Посох представляет собой прямую хрустальную или серебристую палку, на

которой сверху есть круглый набалдашник или рукоятка в виде звезды или

головы быка как символа плодородия.

Роль транспорта у Деда Мороза выполняет только русская тройка. При этом

ездит он не по небу, а по земле, так как, считаясь плотью от плоти снега,

земли и природы, он не должен отрываться от корней. Дед мороз разъезжает

в санях с бубенцами, объезжая свои широкие владения.

У Деда Мороза обязательно есть внучка Снегурочка, которая помогает ему

во всём. Эта девушка одета в белые одежды, на голове которой одет венец из

8 лучей, украшенный жемчугом и серебром. Снегурочка символизирует

собой застывшие морозные воды.

Появление Деда Мороза носит сугубо сакральный характер. Наш Дед Мороз

не пролезет ни в один камин, поэтому в домах возникает он неким

мистическим образом как дух. Точного описания его появления никто не

знает, а все попытки объяснить на западный манер эту тайну считаются

кощунством.

Конспект беседы

« Как мы празднуем Новый год»

Цель:

Познакомить детей с традициями встречи Нового года в России и в других

странах мира.

Задачи:

- Систематизировать знания детей о празднования Нового года в разных

странах;

-формировать познавательный интерес;

Ход занятия:

Воспитатель:

- Здравствуйте, дети. Я очень рада видеть вас. Ребята, посмотрите, как

красиво и нарядно в нашей группе.

- Вы догадались, почему? Какой скоро праздник будет у нас?

Правильно, молодцы. - Дети, а вы как думаете, для чего украшают группы к

празднику? (Чтобы было красиво, празднично, нарядно, радостно, весело, по

волшебному).

Воспитатель:

- Сегодня мы с вами поговорим о праздновании Нового года. Я думаю, что

наша беседа будет интересной. Ведь встреча Нового года - древняя традиция,

существующая у всех народов мира. И хотя этот праздник празднуется по-

разному, основным её украшением, является что? (ёлка)

- А кто дома украшал ёлку?

-Какой была ваша ёлка?

-

Какими игрушками вы её украшали?

Воспитатель:

- Дети, посмотрите у нас есть ёлочка. Но что то на ней не хватает?

(Украшений). Давайте украсим ёлочку.

Воспитатель:

Ёлочка у нас получилась красивая и нарядная. О ёлке- новогодней красавице

написано много рассказов, сказок , стихов.

-Кто из вас знает стихи про ёлочку? Пусть их нам расскажет.

1. Ёлочка, ёлочка

Яркие огни

Бусами, бусами

Ёлочка звени!

2. Отряхнула белый снег

Ёлочка с поклоном

И стоит красивей всех

В платьице зелёном.

3. Ей зелёный цвет к лицу

Ёлка знает это

Как она под новый год

Хороша одета!

Воспитатель:

- Молодцы, ребята замечательные стихи рассказали! – А теперь послушайте

меня.

Новый год-праздник самый любимый и взрослыми и детьми. Раньше новый

год праздновали в марте. Именно в это время начинались полевые работы, и

март считался первым месяцем в году. Так, например в Азии новый год

празднуется в самую жару, поэтому люди встречаясь, поливают друг друга

водой. А в Болгарии, когда собираются на новогоднее торжество, на две или

три минуты выключают свет. А в Италии перед новым годом люди

выбрасывают Старые, ненужные вещи и заменяют их на новые. Сегодня

почти везде Новый год отмечают в ночь с тридцать первое декабря на первое

января.

Воспитатель:

- Дети, а кто является главным героем новогоднего праздника? Отгадайте

загадку.

У этого дедушки много внучат

Внучата на дедушку часто ворчат

На улице дедушка к ним пристаёт

За пальцы хватает, за ушки дерёт. ( Дед Мороз).

Воспитатель:

- Ну вот и подошла к концу наша с вами беседа. Она получилась у нас

интересной. Сегодня вы многое узнали и сможете рассказать дома друзьям и

знакомым. Спасибо вам!

Беседа по сказке « Снегурочка»

Цель:

Познакомить детей со сказкой « Снегурочка».

Задачи:

Развивать умение отвечать на вопросы

Обогащать словарь по теме «Зима»

Развивать речемыслительную деятельность

Беседа по содержанию сказки:

- Как вы думаете, это грустная сказка или весёлая? Почему?

- В какое время года появилась Снегурочка?

- А как она появилась?

- Почему её назвали Снегурочкой?

- Какая была Снегурочка?

- Почему Снегурочка грустила, когда весеннее солнышко стало согревать

землю?

-Как растаяла Снегурочка? Что послужила этому?

- Во что превратилась Снегурочка?

Физкультминутка: Зима

Мы сегодня на горе, (встать руки вверх)

Ну, а горка во дворе, (руки в стороны)

Кто на санках, (изобразить)

Кто на лыжах, ( изобразить)

Кто подальше, (наклон вперёд, руки вперёд)

Кто поближе, ( встать руки к груди)

В горку мчимся мы бегом, (бег на месте)

Ну, а с горки кувырком, (присесть, согнутые в локтях руки вращать перед

грудью).

Беседа «Зима»

- Что происходит в природе зимой?

- Какую одежду носят зимой?

- Какие зимние праздники вы знаете?

- В какие игры вы любите играть зимой?

- Назовите зимние месяцы?

- Какими видами спорта можно заниматься зимой?

- Какие времена года вы знаете, кроме зимы

Беседа по сказке «Морозко»

Цель:

Познакомить детей со сказкой «Морозко»

Задачи:

Формировать умение различать сказки от других жанров;

Развивать способность рассказывать о своём восприятии конкретного

поступка литературного персонажа;

Развивать способность понимания сказки, умение её пересказывать;

Развивать и побуждать у детей отношение к хорошим поступкам;

1.

Организационный момент

Где можешь ты увидеть чудеса?

Везде! Ты в лес войди, взгляни на небеса.

Природа дарит тайны нам свои.

Лишь внимательно вокруг ты посмотри.

А где животные, как люди говорят?

И добрые волшебники там чудеса творят?

Ты ответишь без подсказки.

Ну, конечно, это …(Сказки)

2.

Отгадывание загадок

-Как вы уже догадались, сегодня мы будем говорить о сказке, а как она

называется, вам помогут понять загадки.

Без рук рисует,

Без зубов кусает.(мороз)

Не огонь, а жжётся. (мороз)

Чтобы осень не промокла,

Не раскисла от воды,

Превратил он лужи в стёкла,

Сделал снежные сады.(мороз)

-Вы правильно угадали, что ответ у всех этих загадок один- Мороз. А

сказка наша называется «Морозко» .

Чтение сказки «Морозко».

3.

Беседа по сказке

- Ребята, мы с вами познакомились со сказкой Морозко.

- Понравилась вам сказка?

-Почему это произведение относится к жанру сказка? ( Потому что в ней есть

сказочные персонажи Морозко, Баба Яга, старичок Лесовичок, говорящая

собака, волшебная дорога).

- Сравним падчерицу и родную дочку из сказки. Их отношение к другим

людям, к работе, их ум и скромность.

- Назовите качества, присущие падчерице? (Добрая, трудолюбивая, скромная,

с уважением относится к старшим).

-А родной дочки бабы? (Ленивая, злая, проявляет неуважение к старшим).

- На кого вы хотите быть похожи?

- Кто из героев вам больше всего понравился и почему?

Как жилось дочке старика?

- Почему старик повёз свою дочь в лес?

- Почему Морозко пожалел Настеньку?

- Почему старуха отправила свою дочь в лес?

- Чему же учит нас сказка? (Сказка учит нас доброте, находчивости,

уважению к старшим, трудолюбию. Высмеивает плохие черты характера.

Учит нас не судить о человеке по внешнему виду, смотреть глубже,

оценивать людей по их душевным достоинствам, их делам).

Дидактическая игра « Назови ласково».

Зима- ( зимушка), снег- ( снежок), Снегурка- ( Снегурочка), дед- ( дедушка),

баба –( бабушка), ёлка- (ёлочка), снеговик –( снеговичок), лёд – (льдинка) и

т.д.

Дидактическая игра « Добавь слово»

- Зимой все покрыто белым пушистым снегом. Давайте мы поиграем с

этим словом. Я буду читать стихотворение, а вы заканчивайте строчки

словами, похожими на слово снег.

Тихо, тихо, как во сне, падает на землю... (снег)

С неба все скользят пушинки - серебристые... (снежинки)

На деревья, на лужок тихо падает... (снежок)

Вот веселье для ребят - все сильнее... (снегопад)

Все бегут вперегонки, все хотят играть в... (снежки)

Словно в белый пуховик нарядился... (снеговик)

Рядом снежная фигурка - это девочка... (Снегурка)

На снегу-то, посмотри, с красной грудкой... (снегири)

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил... (снег)

- Какие вы слова добавляли? На какое слово они похожи? (ответы

детей)

Текс песни « Зимушка хрустальная»

Зимушка хрустальная вся белым бела

Сколько ты искристого снега намела

Весело и радостно нашей детворе

Выросла высокая горка во дворе

Зимушка хрустальная, ясные деньки

Сели мы на саночки, взяли мы коньки

Санки с горки катятся, снег-снежок хрустит

Зимушка хрустальная деток веселит.

Текс песни «Хороводная Игрушечная»

Нынче праздник новогодний,

Собрались в кружочек мы.

Пусть на ёлочке зелёной,

Загораются огни.

А под ёлочкой игрушки-

Куклы, зайчики, шары.

Скучно бедненьким сидеть,

На весёлый пляс смотреть.

Не грусти и не скучай,

Снами танцевать давай.

Будем весело плясать,

Вокруг ёлочки играть.



В раздел образования