Автор: Кузьмина Наталья Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 190"
Населённый пункт: Алтайский край, г. Барнаул
Наименование материала: "Защитники природы"
Тема: Конспект занятия по экологии в подготовительной группе
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по экологии в
подготовительной группе
Кузьмина Наталья Николаевна
Воспитатель, МБДОУ детский сад №190 "Степашка", г. Барнаул-
Алтайский край.
Конспект непосредственной образовательной деятельности по
познавательному развитию (экология) на тему:«Защитники природы»
для детей подготовительной группы
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное
развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Цель: Формирование у детей основ экологической культуры.
Задачи:
Обучающие:
-Познакомить детей с историей возникновения «Красной книги», с какой
целью она создана, с растениями и животными, занесенными в неё.
-Учить устанавливать причинно-следственные связи: к чему ведет
небрежное отношение к природе, почему необходимо беречь природу.
Развивающие:
-Закрепить представлений детей о единстве и взаимосвязи человека и
природы, о том, что в природе всё взаимосвязано.
Воспитательные:
-Воспитывать гуманное и ответственное отношения ко всему живому;
чувство милосердия; интерес к природе, проблемам ее охраны; правильное
поведение в природной среде.
Оборудование:
-Импровизированный «Воздушный шар»
-«Берёзка», «речка», «мусор» на импровизированной полянке в группе
-Телевизор для просмотра видео-материала по теме занятия
-Магнитофон с аудио-записями к некоторым фрагментам занятия
-Знаки по правилам поведения на природе
-Иллюстрации по правилам поведения на природе
-Эмблема года экологии
-«Подарки для берёзки» (листочки, птицы)
-Фотографии животных и растений
-«Красная книга»-изготовленная заранее воспитателем
-Цветной картон (страницы для красной книги)
-Клей-карандаш, тряпочка, клеёнка на каждого ребёнка
-Шапочки с изображением-животных, птиц, воды, воздуха
-Эмблемы-медали: «Защитники природы»
Предварительная работа:
● Наблюдения в природе
● Разучивание стихотворений
● Чтение экологических сказок
● Беседы с детьми о загрязнении окружающей среды
● Рассматривание и беседы с детьми по иллюстрациям и картинам о
природе
● Просмотр видеоматериала по экологии
Организация: в ситуации участвуют: 10-12 детей.
Ход НОД
Воспитатель:
Ребята, какое прекрасное время года наступило, вся
природа просыпается после долгой и холодной зимы. Наша земля такая
красивая! Вот бы взглянуть на неё сверху! Как это можно сделать?
(предположения детей: можно на самолёте, вертолёте, на воздушном
шаре…)
-Ну что же, тогда отправимся в путешествие на большом воздушном шаре.
Занимайте места.
Дети рассаживаются в импровизированном «воздушном шаре»
(дети просматривают видео-о красоте нашей земли; затем раздается
радио сигнал SOS(аудиозапись))
Воспитатель: вы слышите, ребята, этот сигнал SOS. Такой сигнал подают
с тонущего корабля, и всякий услышавший его, где бы он не жил и на
каком бы языке не говорил, всякий знает: где-то гибнут люди, они просят
помощи.
Но сейчас этот сигнал подают не люди. А я знаю откуда
слышится этот сигнал. Ребята, отгадайте загадку, и вы тоже поймёте.
«Богатырь стоит, богат; угощает всех ребят
Ваню – земляникой, Таню – ежевикой,
Машеньку – орешком, толю – сыроежкой.
Катеньку – малиной, Васю – хворостиной.
Догадались, что это за чудо – богатырь?»
Дети: (лес)
Да, ребята –это лес. Давай те спустимся и посмотрим, что же с ним
случилось?
Дети выходят на импровизированную лесную поляну, на которой стоят
несколько пеньков, раскиданный «мусор», одна берёзка со сломанными
ветками, порезанным стволом, рядом «речка», с «мусором».
Воспитатель: Что же здесь произошло ребята? Что случилось? И кто нам
сигнал посылал о помощи?
(предположения детей: кто-то намусорил, сломал ветки у берёзки,
набросал мусор в реку…)
Воспитатель:
Да ребята, наверное, здесь до нас побывали другие
путешественники. Хотела вам предложить присесть здесь на полянке, вот
только как - то не очень приятно сидеть среди мусора. Что же делать?
(Предложения детей: надо всё убрать …)
Дети убирают мусор в мешки. Очищают «речку». Перевязывают ветку у
берёзки.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы всё правильно сделали, собрали весь
мусор, очистили речку, и даже берёзке веточку перевязали.
А куда можно деть этот мусор?
(предложения детей: отнести мешки с мусором в специальные контейнеры
в помойку)
Воспитатель: Вот теперь можно присесть на пенёчки и поговорить о том,
что здесь случилось.
(Воспитатель прислушивается и наклоняется к березке).
Воспитатель: Вы слышите, что говорит эта березка?
-
Ребята, это не воспитанные люди так обидели её? Она старалась
порадовать их: в жаркий день спрятать всех в тени, от солнца, напоить
березовым соком.
Её березовые листочки и почки лечили людей от многих болезней. А
белый ствол и кружевные листочки – радовали глаза своей красотой. За
что же люди обломали ветки, изрезали ствол?
(Предположения детей: они ломали ветки для костра…)
Воспитатель: Ребята, ведь мы друзья и защитники природы. Мы сможем
помочь деревьям – мы научим всех – и малышей и взрослых беречь
деревья, охранять лес – ведь это чистый воздух и наше здоровье.
Дети рассказывают по иллюстрациям о правилах поведения на природе и
прикрепляют соответствующий знак к доске.
Воспитатель: Смотрите, а берёзка то наша всё ещё грустит. Может
подарим ей наши подарки. Давайте сначала, подарим ей весенний наряд. А
потом и птиц.
Дети вешают на берёзку- «листочки», прикрепляют «птиц».
Раздаётся пение птиц (аудиозапись) Детям предлагается лечь и отдохнуть,
послушать пение птиц. Релаксация.
Воспитатель: Ну что же, вижу вы хорошо знаете, как себя вести на
природе. А я тоже хочу прикрепить знаки на нашу доску.
Воспитатель прикрепляет знаки – загрязнение воды и воздуха –выбросами
из труб заводов и фабрик, автомобилей.
Воспитатель: Ребята, а кто знает, что же делать? Ведь и мы с вами и
растения, и животные не хотят дышать грязным воздухом. Не хотим мы
купаться в грязных речках, а звери и птицы не хотят пить грязную воду?
(Предложения детей: надо ставить очистительные фильтры на заводах, на
машинах, нельзя мыть машины в речках …)
Воспитатель: Да ребята, люди придумали-специальные очистительные
фильтры, чтобы не загрязнять воду и воздух. И если такие фильтры будут
стоять везде: и на заводах и фабриках и на автомобилях, тогда воздух наш
будет чистым и свежим. И реки наши будут чистыми, а леса и поля полны
цветов.
Хочу показать вам ещё вот такой знак (показ эмблемы- «год экологии»)
2017 год в нашей стране объявлен –годом экологии. Мы с вами уже
говорили о том, что такое –экология и чем занимаются люди-экологи. Кто-
нибудь может рассказать?
Дети :( экология –это наука, а экологи изучают жизнь -человека,
животных, растений и как на них влияет окружающая среда)
Воспитатель: - Да, ребята –экология –это наука, которая изучает
взаимоотношения
между
человеком
и
животными,
растениями
и
окружающей средой. И ещё экологи ищут причины ухудшения состояния
природы и пытаются найти методы чтобы исправить это. Обратите
внимание на эмблему-года экологии-что там изображено?
Дети: (наша земля-из голубых, зелёных линий, как будто-это реки, леса…)
Воспитатель: -Да действительно, здесь изображена наша земля, на
которой-чистые голубые реки и зелёные леса, которые мы с вами должны
охранять и беречь.
-Смотрите, ка и на нашей полянке-появились первые весенние цветы. Но
рвать их не стоит. А вот почему –нам об этом расскажут наши друзья,
которые тоже, как и мы отправятся на прогулку в весенний лес. Давайте
посмотрим и внимательно послушаем.
-Ну что ребята, теперь вы знаете почему нельзя рвать подснежники и что
такое- «Красная книга»
-Кто-нибудь может рассказать –что он запомнил из посмотренной
передачи?
-Зачем люди создали – «Красную книгу»?
(Ответы детей: несколько лет назад люди создали красную книгу, чтобы
занести в неё, исчезающие виды животных и растений. С тех пор –они
охраняются –законом. И никому нельзя уничтожать их.)
-Воспитатель: Ребята давайте сегодня с вами, в нашей группе создадим
свою «Красную книгу». Посмотрите –я приготовила –саму книгу-вот она
(показ книги)
-Почему она красного цвета?
Дети: (красный цвет-цвет -опасности, тревоги)
Воспитатель: -Давайте поместим в нашу «Красную книгу» -животных и
растения, которые встречаются в нашем крае в Подмосковье. Возьмите
фотографии этих животных и растений и приклейте на цветные картонные
странички.
-Что обозначают страницы –красного цвета?
Дети :(На красных страницах – те животные и растения, которых почти не
осталось на земле и их надо охранять и беречь)
Воспитатель: -Посмотрите ребята у кого –какие животные или растения на
красных страницах, назовите их (можно прочитать-названия)
Дети :(Сапсан, белка-летяга, подснежники, ландыши…)
Воспитатель: - А, что обозначают жёлтые страницы?
Дети :(-На жёлтых страницах –те растения и животные –количество
которых быстро снижается)
Воспитатель: -Дети, у кого есть –жёлтые страницы-покажите и назовите
этих животных и растения.
Дети :(речная выдра, белый журавль, колокольчики, жаба…)
Воспитатель: - А, белые страницы есть? Что они обозначают?
Дети :(На белых страницах –животные и растения, численность которых
всегда была невелика.)
(Филин, сова…)
Воспитатель: -К сожалению, есть в книге страницы-чёрного цвета. Кто
знает, что они обозначают?
Дети :(Это самые печальные страницы-на них те растения и животные,
которые навсегда исчезли с лица земли.)
Воспитатель: -Покажите и назовите их.
Дети :(Карликовая берёзка)
Воспитатель: -Есть ли зелёные страницы? Что они обозначают?
Дети :(Это самые радостные страницы книги-на них, те растения и
животные, которых удалось восстановить, спасти от вымирания)
Воспитатель: -Давайте назовём их. Кого удалось спасти?
Дети :(Прибайкальский шмель)
Воспитатель: -Вот сколько животных и растений находятся под охраной.
В каждой области, в каждой стране есть такие «Красные книги». И наша с
вами задача, защищать, беречь природу. И тогда зелёных страниц в
«Красной книге будет становится больше, чем других.
Воспитатель читает стихотворение:
«Охраняется Красною книгой
Столько разных животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери на нашей планете,
Охраняются даже цветы.»
Воспитатель: - А, сейчас я предлагаю вам превратится в разных зверей,
птиц, насекомых и поиграть. Надевайте шапочки.
(Дети надевают –шапочки и садятся на ковёр)
Воспитатель: -Те, кто услышит в моём стихотворении-говорится –о нём -
выходит в круг и берётся за руки со следующим вышедшим.
Воспитатель читает стихотворение, а дети в соответствующих тексту
шапочках выходят в круг и берутся за руки.
«Все на свете, всем нужны!
И рыбы не меньше нужны, чем слоны
Нельзя обойтись без лягушек нелепых
И даже без хищников злых и свирепых.
Нужны все на свете, нужны все подряд,
Кто делает мед, и кто делает яд,
Нам птицы нужны и нужны пауки
Нельзя обойтись никому без воды!
И солнце, и воздух нужны и земля.
Ещё без растений никак нам нельзя.
Да, если мы с кем-то не очень дружны-
Мы все-таки очень друг другу нужны!
А если нам кто-то лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.»
Воспитатель: -Видите ребята, как крепко связаны все живущие на нашей
земле: и люди, птицы, животные, растения, вода и воздух. Мы не можем
выжить друг без друга и поэтому должны научится дружить с природой,
охранять её и беречь.
В память о нашем сегодняшнем занятии и в связи с тем, что 2017 год
объявлен в нашей стране-годом-экологии, я приготовила для вас вот такие
эмблемы- медали- «защитники природы». Я надеюсь, что вы будите
настоящими друзьями природы и её защитниками.
Воспитатель вручает детям –медали-эмблемы- «Защитники природы».
Воспитатель: А, в завершении, давайте ещё раз пролетим над нашей
красивой землёй и полюбуемся на её красоты.
Просмотр видео-песня о защитниках природы.