Напоминание

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе


Автор: Кузьмина Наталья Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 190"
Населённый пункт: Алтайский край, г. Барнаул
Наименование материала: "Защитники природы"
Тема: Конспект занятия по экологии в подготовительной группе
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект занятия по экологии в

подготовительной группе

Кузьмина Наталья Николаевна

Воспитатель, МБДОУ детский сад №190 "Степашка", г. Барнаул-

Алтайский край.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по

познавательному развитию (экология) на тему:«Защитники природы»

для детей подготовительной группы

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное

развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: Формирование у детей основ экологической культуры.

Задачи:

Обучающие:

-Познакомить детей с историей возникновения «Красной книги», с какой

целью она создана, с растениями и животными, занесенными в неё.

-Учить устанавливать причинно-следственные связи: к чему ведет

небрежное отношение к природе, почему необходимо беречь природу.

Развивающие:

-Закрепить представлений детей о единстве и взаимосвязи человека и

природы, о том, что в природе всё взаимосвязано.

Воспитательные:

-Воспитывать гуманное и ответственное отношения ко всему живому;

чувство милосердия; интерес к природе, проблемам ее охраны; правильное

поведение в природной среде.

Оборудование:

-Импровизированный «Воздушный шар»

-«Берёзка», «речка», «мусор» на импровизированной полянке в группе

-Телевизор для просмотра видео-материала по теме занятия

-Магнитофон с аудио-записями к некоторым фрагментам занятия

-Знаки по правилам поведения на природе

-Иллюстрации по правилам поведения на природе

-Эмблема года экологии

-«Подарки для берёзки» (листочки, птицы)

-Фотографии животных и растений

-«Красная книга»-изготовленная заранее воспитателем

-Цветной картон (страницы для красной книги)

-Клей-карандаш, тряпочка, клеёнка на каждого ребёнка

-Шапочки с изображением-животных, птиц, воды, воздуха

-Эмблемы-медали: «Защитники природы»

Предварительная работа:

● Наблюдения в природе

● Разучивание стихотворений

● Чтение экологических сказок

● Беседы с детьми о загрязнении окружающей среды

● Рассматривание и беседы с детьми по иллюстрациям и картинам о

природе

● Просмотр видеоматериала по экологии

Организация: в ситуации участвуют: 10-12 детей.

Ход НОД

Воспитатель:

Ребята, какое прекрасное время года наступило, вся

природа просыпается после долгой и холодной зимы. Наша земля такая

красивая! Вот бы взглянуть на неё сверху! Как это можно сделать?

(предположения детей: можно на самолёте, вертолёте, на воздушном

шаре…)

-Ну что же, тогда отправимся в путешествие на большом воздушном шаре.

Занимайте места.

Дети рассаживаются в импровизированном «воздушном шаре»

(дети просматривают видео-о красоте нашей земли; затем раздается

радио сигнал SOS(аудиозапись))

Воспитатель: вы слышите, ребята, этот сигнал SOS. Такой сигнал подают

с тонущего корабля, и всякий услышавший его, где бы он не жил и на

каком бы языке не говорил, всякий знает: где-то гибнут люди, они просят

помощи.

Но сейчас этот сигнал подают не люди. А я знаю откуда

слышится этот сигнал. Ребята, отгадайте загадку, и вы тоже поймёте.

«Богатырь стоит, богат; угощает всех ребят

Ваню – земляникой, Таню – ежевикой,

Машеньку – орешком, толю – сыроежкой.

Катеньку – малиной, Васю – хворостиной.

Догадались, что это за чудо – богатырь?»

Дети: (лес)

Да, ребята –это лес. Давай те спустимся и посмотрим, что же с ним

случилось?

Дети выходят на импровизированную лесную поляну, на которой стоят

несколько пеньков, раскиданный «мусор», одна берёзка со сломанными

ветками, порезанным стволом, рядом «речка», с «мусором».

Воспитатель: Что же здесь произошло ребята? Что случилось? И кто нам

сигнал посылал о помощи?

(предположения детей: кто-то намусорил, сломал ветки у берёзки,

набросал мусор в реку…)

Воспитатель:

Да ребята, наверное, здесь до нас побывали другие

путешественники. Хотела вам предложить присесть здесь на полянке, вот

только как - то не очень приятно сидеть среди мусора. Что же делать?

(Предложения детей: надо всё убрать …)

Дети убирают мусор в мешки. Очищают «речку». Перевязывают ветку у

берёзки.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы всё правильно сделали, собрали весь

мусор, очистили речку, и даже берёзке веточку перевязали.

А куда можно деть этот мусор?

(предложения детей: отнести мешки с мусором в специальные контейнеры

в помойку)

Воспитатель: Вот теперь можно присесть на пенёчки и поговорить о том,

что здесь случилось.

(Воспитатель прислушивается и наклоняется к березке).

Воспитатель: Вы слышите, что говорит эта березка?

-

Ребята, это не воспитанные люди так обидели её? Она старалась

порадовать их: в жаркий день спрятать всех в тени, от солнца, напоить

березовым соком.

Её березовые листочки и почки лечили людей от многих болезней. А

белый ствол и кружевные листочки – радовали глаза своей красотой. За

что же люди обломали ветки, изрезали ствол?

(Предположения детей: они ломали ветки для костра…)

Воспитатель: Ребята, ведь мы друзья и защитники природы. Мы сможем

помочь деревьям – мы научим всех – и малышей и взрослых беречь

деревья, охранять лес – ведь это чистый воздух и наше здоровье.

Дети рассказывают по иллюстрациям о правилах поведения на природе и

прикрепляют соответствующий знак к доске.

Воспитатель: Смотрите, а берёзка то наша всё ещё грустит. Может

подарим ей наши подарки. Давайте сначала, подарим ей весенний наряд. А

потом и птиц.

Дети вешают на берёзку- «листочки», прикрепляют «птиц».

Раздаётся пение птиц (аудиозапись) Детям предлагается лечь и отдохнуть,

послушать пение птиц. Релаксация.

Воспитатель: Ну что же, вижу вы хорошо знаете, как себя вести на

природе. А я тоже хочу прикрепить знаки на нашу доску.

Воспитатель прикрепляет знаки – загрязнение воды и воздуха –выбросами

из труб заводов и фабрик, автомобилей.

Воспитатель: Ребята, а кто знает, что же делать? Ведь и мы с вами и

растения, и животные не хотят дышать грязным воздухом. Не хотим мы

купаться в грязных речках, а звери и птицы не хотят пить грязную воду?

(Предложения детей: надо ставить очистительные фильтры на заводах, на

машинах, нельзя мыть машины в речках …)

Воспитатель: Да ребята, люди придумали-специальные очистительные

фильтры, чтобы не загрязнять воду и воздух. И если такие фильтры будут

стоять везде: и на заводах и фабриках и на автомобилях, тогда воздух наш

будет чистым и свежим. И реки наши будут чистыми, а леса и поля полны

цветов.

Хочу показать вам ещё вот такой знак (показ эмблемы- «год экологии»)

2017 год в нашей стране объявлен –годом экологии. Мы с вами уже

говорили о том, что такое –экология и чем занимаются люди-экологи. Кто-

нибудь может рассказать?

Дети :( экология –это наука, а экологи изучают жизнь -человека,

животных, растений и как на них влияет окружающая среда)

Воспитатель: - Да, ребята –экология –это наука, которая изучает

взаимоотношения

между

человеком

и

животными,

растениями

и

окружающей средой. И ещё экологи ищут причины ухудшения состояния

природы и пытаются найти методы чтобы исправить это. Обратите

внимание на эмблему-года экологии-что там изображено?

Дети: (наша земля-из голубых, зелёных линий, как будто-это реки, леса…)

Воспитатель: -Да действительно, здесь изображена наша земля, на

которой-чистые голубые реки и зелёные леса, которые мы с вами должны

охранять и беречь.

-Смотрите, ка и на нашей полянке-появились первые весенние цветы. Но

рвать их не стоит. А вот почему –нам об этом расскажут наши друзья,

которые тоже, как и мы отправятся на прогулку в весенний лес. Давайте

посмотрим и внимательно послушаем.

-Ну что ребята, теперь вы знаете почему нельзя рвать подснежники и что

такое- «Красная книга»

-Кто-нибудь может рассказать –что он запомнил из посмотренной

передачи?

-Зачем люди создали – «Красную книгу»?

(Ответы детей: несколько лет назад люди создали красную книгу, чтобы

занести в неё, исчезающие виды животных и растений. С тех пор –они

охраняются –законом. И никому нельзя уничтожать их.)

-Воспитатель: Ребята давайте сегодня с вами, в нашей группе создадим

свою «Красную книгу». Посмотрите –я приготовила –саму книгу-вот она

(показ книги)

-Почему она красного цвета?

Дети: (красный цвет-цвет -опасности, тревоги)

Воспитатель: -Давайте поместим в нашу «Красную книгу» -животных и

растения, которые встречаются в нашем крае в Подмосковье. Возьмите

фотографии этих животных и растений и приклейте на цветные картонные

странички.

-Что обозначают страницы –красного цвета?

Дети :(На красных страницах – те животные и растения, которых почти не

осталось на земле и их надо охранять и беречь)

Воспитатель: -Посмотрите ребята у кого –какие животные или растения на

красных страницах, назовите их (можно прочитать-названия)

Дети :(Сапсан, белка-летяга, подснежники, ландыши…)

Воспитатель: - А, что обозначают жёлтые страницы?

Дети :(-На жёлтых страницах –те растения и животные –количество

которых быстро снижается)

Воспитатель: -Дети, у кого есть –жёлтые страницы-покажите и назовите

этих животных и растения.

Дети :(речная выдра, белый журавль, колокольчики, жаба…)

Воспитатель: - А, белые страницы есть? Что они обозначают?

Дети :(На белых страницах –животные и растения, численность которых

всегда была невелика.)

(Филин, сова…)

Воспитатель: -К сожалению, есть в книге страницы-чёрного цвета. Кто

знает, что они обозначают?

Дети :(Это самые печальные страницы-на них те растения и животные,

которые навсегда исчезли с лица земли.)

Воспитатель: -Покажите и назовите их.

Дети :(Карликовая берёзка)

Воспитатель: -Есть ли зелёные страницы? Что они обозначают?

Дети :(Это самые радостные страницы книги-на них, те растения и

животные, которых удалось восстановить, спасти от вымирания)

Воспитатель: -Давайте назовём их. Кого удалось спасти?

Дети :(Прибайкальский шмель)

Воспитатель: -Вот сколько животных и растений находятся под охраной.

В каждой области, в каждой стране есть такие «Красные книги». И наша с

вами задача, защищать, беречь природу. И тогда зелёных страниц в

«Красной книге будет становится больше, чем других.

Воспитатель читает стихотворение:

«Охраняется Красною книгой

Столько разных животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери на нашей планете,

Охраняются даже цветы.»

Воспитатель: - А, сейчас я предлагаю вам превратится в разных зверей,

птиц, насекомых и поиграть. Надевайте шапочки.

(Дети надевают –шапочки и садятся на ковёр)

Воспитатель: -Те, кто услышит в моём стихотворении-говорится –о нём -

выходит в круг и берётся за руки со следующим вышедшим.

Воспитатель читает стихотворение, а дети в соответствующих тексту

шапочках выходят в круг и берутся за руки.

«Все на свете, всем нужны!

И рыбы не меньше нужны, чем слоны

Нельзя обойтись без лягушек нелепых

И даже без хищников злых и свирепых.

Нужны все на свете, нужны все подряд,

Кто делает мед, и кто делает яд,

Нам птицы нужны и нужны пауки

Нельзя обойтись никому без воды!

И солнце, и воздух нужны и земля.

Ещё без растений никак нам нельзя.

Да, если мы с кем-то не очень дружны-

Мы все-таки очень друг другу нужны!

А если нам кто-то лишним покажется,

То это, конечно, ошибкой окажется.»

Воспитатель: -Видите ребята, как крепко связаны все живущие на нашей

земле: и люди, птицы, животные, растения, вода и воздух. Мы не можем

выжить друг без друга и поэтому должны научится дружить с природой,

охранять её и беречь.

В память о нашем сегодняшнем занятии и в связи с тем, что 2017 год

объявлен в нашей стране-годом-экологии, я приготовила для вас вот такие

эмблемы- медали- «защитники природы». Я надеюсь, что вы будите

настоящими друзьями природы и её защитниками.

Воспитатель вручает детям –медали-эмблемы- «Защитники природы».

Воспитатель: А, в завершении, давайте ещё раз пролетим над нашей

красивой землёй и полюбуемся на её красоты.

Просмотр видео-песня о защитниках природы.



В раздел образования