Напоминание

Профессиональное социализация студентов как условие формирования будущих специалистов


Авторы: Борисов Евгений Борисович, Юдин Юрий Сергеевич
Должность: Мастер производственного обучения, мастер производственного обучения
Учебное заведение: ОГАПОУ "Яковлевский политехнический техникум"
Населённый пункт: Г. Строитель, Белгородская область, Яковлевский район
Наименование материала: статья
Тема: Профессиональное социализация студентов как условие формирования будущих специалистов
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Профессиональное социализация студентов

как условие формирования будущих специалистов

Мастер производственного обучения Борисов Евгений Борисович

Мастер производственного обучения Юдин Юрий Сергеевич

ОГАПОУ «Яковлевский политехнический техникум»,

г. Строитель , Яковлевский район, Белгородская область

Современные социально-экономические преобразования российского общества

обусловливают необходимость поиска качественной трансформации системы среднего

профессионального образования в рамках становления новой образовательной парадигмы,

определяющей проектирование ее целевых ориентиров в контексте формирования

ключевых компетенций будущего специалиста среднего звена (с учетом требований,

отраженных в федеральных государственных образовательных стандартах), развития у

него готовности постоянно обучаться (в течение всей жизни) для повышения собственной

конкурентоспособности на рынке труда, наращивания новых социально-личностных

качеств человеческого капитала, ориентированных на вызовы инновационной экономики.

Целевые ориентиры деятельности профессиональных образовательных организаций

задают направленность воспроизводства «модели выпускника новой формации» в

соответствии с определенной образовательной и социализационной нормой,

обеспечивающей профессиональную, личностную и социальную «жизнеспособность»

будущего специалиста среднего звена в современных условиях новой экономики –

экономики знаний, технологий, лидерства и инноваций.

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г.

определена необходимость создания демократической системы образования,

гарантирующей необходимые условия для обучающихся, способных к оптимальной

социализации в постоянно изменяющихся условиях социальной и профессиональной

практики.

Вышеизложенное актуализирует поиск новых подходов к роли и содержанию подготовки

будущего специалиста в системе среднего профессионального образования, тесно

связанных с качеством профессиональной социализации обучающегося, выполняющей

функции развития у выпускника сферы освоения современных технологий производства и

ценностно-смысловой ориентации в освоении профессиональной деятельности,

определяющей успешность перспективного построения профессиональной карьеры

будущего квалифицированного рабочего и его оптимальную интеграцию в различные

сферы трудовой деятельности.

Профессиональная социализация формирует потенциал успешного включения

будущего специалиста среднего звена в процесс трудовой деятельности и поддержания

высокого уровня его профессиональной мобильности в течение всей жизни. При

оптимальном процессе профессиональной социализации в обществе обеспечивается

преемственность в передаче от поколения к поколению нравственных устоев, знаний,

профессиональных установок и ценностных ориентаций, профессиональных навыков и

умений, мастерства, осуществляется постепенное вступление обучающегося в

профессиональную и социальную жизнь, достигается устойчивость и развитие

экономической системы.

Профессиональная социализация рассматривается как психологический адаптационно-

интеграционный процесс, в ходе которого на основе существующей внутренней

ориентации индивида, развития личностных ресурсов, под влиянием определенных

знаний и институтов происходит усвоение профессиональных установок, норм, знаний,

образцов поведения и последующее их воспроизводство в профессиональной

деятельности, что создает потенциал для профессиональной мобильности личности

который представляет, с одной стороны, способ интеграции социальных норм,

свойственных профессиональной среде определенного профиля, а с другой –

самоидентификацию личности и степень осознания ею своей субъектно-объектной роли

во взаимодействии с профессиональной средой механизм формирования «личностно-

профессиональных и социальных качеств» будущего специалиста, позволяющих ему

успешно выполнять определенные роли и профессиональные функции . Процесс

профессионального становления личности в специально созданных педагогических

условиях, обеспечивающих формирование социально-профессиональной компетентности

обучающегося как личностного, интегративного качества, проявляющегося в

адекватности решения разнообразных профессиональных задач и ситуаций с учетом их

социального контекста, многоуровневый процесс, направленный на усвоение личностью

специальных знаний, профессиональных умений и навыков, ценностей и норм для

достижения высокого профессионализма как основы эффективности профессиональной

деятельности, и ориентированный на развитие инновационных, адаптационных и

интегративных качеств индивида, необходимых для эффективного включения в

профессионально-трудовое сообщество.

Необходимо отметить, что профессиональная социализация будущего специалиста

среднего звена обусловлена спецификой ее осуществления в рамках профессиональной

образовательной организации. Эффективность профессиональной социализации

обучающегося зависит от многих факторов: нацеленности основных профессиональных

образовательных программ на развитие необходимых ключевых профессиональных

компетенций и социально-профессиональных качеств обучающегося как профессионала

определенного профиля и квалификации; продолжительности адаптации будущего

специалиста среднего звена к изменяющимся условиям окружающей действительности;

сформированности умений принять и осознать реальные и будущие требования

профессионального сообщества; созданного микроклимата организации и

конструирования способов взаимодействия с субъектами социальных отношений и т.д.

Для успешности осуществления профессиональной социализации будущего

специалиста среднего звена в профессиональных образовательных организациях

необходимо создание целостного образовательно-воспитательного пространства,

интегрирующего образовательно-воспитательный, культурно-социальный, интерактивный

составляющие, обладающие целенаправленным профессионально-социализирующим

комплексным влиянием. Образовательно-воспитательная составляющая отражает

ориентиры оптимальной организации образовательного процесса, внеаудиторной и

воспитательной деятельности (в интеграционном единстве), обеспечивающие

формирование совокупности профессиональных и социально-личностных компетенций

обучающегося, которые являются базой для дальнейшего личностного, социального и

профессионального саморазвития). Культурно-социальная составляющая акцентирует

внимание на учете образовательных и профессиональных традиций, знаково-

символических атрибутов, корпоративной культуры организации и производственной

сферы и др., формирующих психологический микроклимат и дух образовательно-

профессионального сообщества, определяющий становление смысловой системы

регуляции и поведенческой направленности выпускника, осознанность мира ценностей

будущей профессии). Интерактивная составляющая целостного образовательно-

воспитательного пространства профессиональной образовательной организации задает

направленность оптимального конструирования субъектных отношений,

разновозрастного и профессионального общения, связей, контактов с субъектами

взаимодействия (профессионалами, социальными партнерами, работодателями и т.д.) для

осмысления будущим специалистом среднего звена значимости совместного бытия и

построения конструктивных социальных отношений (коммуникативно-интерактивного

обмена опытом и информацией) в контексте эффективности будущей профессиональной

деятельности ориентированной на достижение вершин профессионального и личностного

плана.



В раздел образования