Авторы: Борисов Евгений Борисович, Юдин Юрий Сергеевич
Должность: Мастер производственного обучения, мастер производственного обучения
Учебное заведение: ОГАПОУ "Яковлевский политехнический техникум"
Населённый пункт: Г. Строитель, Белгородская область, Яковлевский район
Наименование материала: статья
Тема: Профессиональное социализация студентов как условие формирования будущих специалистов
Раздел: среднее профессиональное
Профессиональное социализация студентов
как условие формирования будущих специалистов
Мастер производственного обучения Борисов Евгений Борисович
Мастер производственного обучения Юдин Юрий Сергеевич
ОГАПОУ «Яковлевский политехнический техникум»,
г. Строитель , Яковлевский район, Белгородская область
Современные социально-экономические преобразования российского общества
обусловливают необходимость поиска качественной трансформации системы среднего
профессионального образования в рамках становления новой образовательной парадигмы,
определяющей проектирование ее целевых ориентиров в контексте формирования
ключевых компетенций будущего специалиста среднего звена (с учетом требований,
отраженных в федеральных государственных образовательных стандартах), развития у
него готовности постоянно обучаться (в течение всей жизни) для повышения собственной
конкурентоспособности на рынке труда, наращивания новых социально-личностных
качеств человеческого капитала, ориентированных на вызовы инновационной экономики.
Целевые ориентиры деятельности профессиональных образовательных организаций
задают направленность воспроизводства «модели выпускника новой формации» в
соответствии с определенной образовательной и социализационной нормой,
обеспечивающей профессиональную, личностную и социальную «жизнеспособность»
будущего специалиста среднего звена в современных условиях новой экономики –
экономики знаний, технологий, лидерства и инноваций.
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г.
определена необходимость создания демократической системы образования,
гарантирующей необходимые условия для обучающихся, способных к оптимальной
социализации в постоянно изменяющихся условиях социальной и профессиональной
практики.
Вышеизложенное актуализирует поиск новых подходов к роли и содержанию подготовки
будущего специалиста в системе среднего профессионального образования, тесно
связанных с качеством профессиональной социализации обучающегося, выполняющей
функции развития у выпускника сферы освоения современных технологий производства и
ценностно-смысловой ориентации в освоении профессиональной деятельности,
определяющей успешность перспективного построения профессиональной карьеры
будущего квалифицированного рабочего и его оптимальную интеграцию в различные
сферы трудовой деятельности.
Профессиональная социализация формирует потенциал успешного включения
будущего специалиста среднего звена в процесс трудовой деятельности и поддержания
высокого уровня его профессиональной мобильности в течение всей жизни. При
оптимальном процессе профессиональной социализации в обществе обеспечивается
преемственность в передаче от поколения к поколению нравственных устоев, знаний,
профессиональных установок и ценностных ориентаций, профессиональных навыков и
умений, мастерства, осуществляется постепенное вступление обучающегося в
профессиональную и социальную жизнь, достигается устойчивость и развитие
экономической системы.
Профессиональная социализация рассматривается как психологический адаптационно-
интеграционный процесс, в ходе которого на основе существующей внутренней
ориентации индивида, развития личностных ресурсов, под влиянием определенных
знаний и институтов происходит усвоение профессиональных установок, норм, знаний,
образцов поведения и последующее их воспроизводство в профессиональной
деятельности, что создает потенциал для профессиональной мобильности личности
который представляет, с одной стороны, способ интеграции социальных норм,
свойственных профессиональной среде определенного профиля, а с другой –
самоидентификацию личности и степень осознания ею своей субъектно-объектной роли
во взаимодействии с профессиональной средой механизм формирования «личностно-
профессиональных и социальных качеств» будущего специалиста, позволяющих ему
успешно выполнять определенные роли и профессиональные функции . Процесс
профессионального становления личности в специально созданных педагогических
условиях, обеспечивающих формирование социально-профессиональной компетентности
обучающегося как личностного, интегративного качества, проявляющегося в
адекватности решения разнообразных профессиональных задач и ситуаций с учетом их
социального контекста, многоуровневый процесс, направленный на усвоение личностью
специальных знаний, профессиональных умений и навыков, ценностей и норм для
достижения высокого профессионализма как основы эффективности профессиональной
деятельности, и ориентированный на развитие инновационных, адаптационных и
интегративных качеств индивида, необходимых для эффективного включения в
профессионально-трудовое сообщество.
Необходимо отметить, что профессиональная социализация будущего специалиста
среднего звена обусловлена спецификой ее осуществления в рамках профессиональной
образовательной организации. Эффективность профессиональной социализации
обучающегося зависит от многих факторов: нацеленности основных профессиональных
образовательных программ на развитие необходимых ключевых профессиональных
компетенций и социально-профессиональных качеств обучающегося как профессионала
определенного профиля и квалификации; продолжительности адаптации будущего
специалиста среднего звена к изменяющимся условиям окружающей действительности;
сформированности умений принять и осознать реальные и будущие требования
профессионального сообщества; созданного микроклимата организации и
конструирования способов взаимодействия с субъектами социальных отношений и т.д.
Для успешности осуществления профессиональной социализации будущего
специалиста среднего звена в профессиональных образовательных организациях
необходимо создание целостного образовательно-воспитательного пространства,
интегрирующего образовательно-воспитательный, культурно-социальный, интерактивный
составляющие, обладающие целенаправленным профессионально-социализирующим
комплексным влиянием. Образовательно-воспитательная составляющая отражает
ориентиры оптимальной организации образовательного процесса, внеаудиторной и
воспитательной деятельности (в интеграционном единстве), обеспечивающие
формирование совокупности профессиональных и социально-личностных компетенций
обучающегося, которые являются базой для дальнейшего личностного, социального и
профессионального саморазвития). Культурно-социальная составляющая акцентирует
внимание на учете образовательных и профессиональных традиций, знаково-
символических атрибутов, корпоративной культуры организации и производственной
сферы и др., формирующих психологический микроклимат и дух образовательно-
профессионального сообщества, определяющий становление смысловой системы
регуляции и поведенческой направленности выпускника, осознанность мира ценностей
будущей профессии). Интерактивная составляющая целостного образовательно-
воспитательного пространства профессиональной образовательной организации задает
направленность оптимального конструирования субъектных отношений,
разновозрастного и профессионального общения, связей, контактов с субъектами
взаимодействия (профессионалами, социальными партнерами, работодателями и т.д.) для
осмысления будущим специалистом среднего звена значимости совместного бытия и
построения конструктивных социальных отношений (коммуникативно-интерактивного
обмена опытом и информацией) в контексте эффективности будущей профессиональной
деятельности ориентированной на достижение вершин профессионального и личностного
плана.