Автор: Герасимова Мария Сергеевна
Должность: магистрант ФГБОУ ВО "Самарского государственного социально-педагогического университета"
Учебное заведение: учитель истории и обществознания МБОУ Школа № 76 г.о. Самара
Населённый пункт: г. Самара, Самарская область
Наименование материала: Статья, методическая разработка
Тема: Методические рекомендации по преподаванию темы «Русский Общевоинский Союз 1920-1945 гг.» в курсе отечественной истории
Раздел: полное образование
Методические рекомендации по преподаванию темы: «Русский
Общевоинский Союз 1920-1945 гг.» в курсе отечественной истории
Тема военной эмиграции может изучаться в рамках внеурочной
деятельности в период изучения темы Гражданской войны в России, или же
после ее окончания. Тема российской эмиграции «первой волны» является
плодотворной темой для размышлений, научно-исследовательской работы
для школьников. Русский Общевоинский Союз (РОВС) был одной из самых
сильнейших и влиятельных эмигрантских военных организаций, судьба его
лидеров, его апологетов и его критиков, до откровенных противников –
яркая страница в истории России зарубежом, к сожалению, совершенно не
изучаемая в школьном курсе отечественной истории.
В данном случае внеурочная познавательная деятельность школьников
может быть реализована в рамках конференции. В зависимости от того, по
какому принципу – линейному или концентрическому – идет изучение курса
истории Отечества, данная форма работы с обучающимися может быть
проведена в 9-м или 10-м классах. Внеурочная познавательная деятельность
выражает собой (помимо других) общеинтеллектуальное направление,
основу
которого
составляют
научно-исследовательская
и
проектная
деятельность школьников
1
.
ФГОС акцентирует внимание на деятельностном подходе, главной
целью которого является самостоятельное получение знаний в ходе
исследовательской деятельности. Конференция позволяет организовать
работу обучающихся таким образом, что под контролем учителя, ребята
самостоятельно изучают соответствующий материал по теме, решают
проблемы, готовят презентации и устный ответ своего доклада. Также
обучающиеся получают возможность развивать универсальные учебные
действия:
1
Багаутдинова Р.Р., Габдрахманова Е.В. Организация внеурочной деятельности в
соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования: методические
рекомендации. Казань: ИРО РТ, 2015. С. 26
1.
поисковые
(умение самостоятельно находить информацию в
различных источниках, анализировать и передавать её в соответствии с
задачами учебного предмета);
2.регулятивные
(планирование
деятельности,
прогнозирование
результатов, контроль, коррекция);
3.общеучебные (умение выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-
следственные связи, находить несколько вариантов решения проблемы);
4.познавательные (поиск и выделение необходимой информации,
выбор наиболее эффективных способов решения задач);
5. логические (способность анализировать собственную деятельность,
устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения);
6. коммуникативные (работа в сотрудничестве с учителем, умение
оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом
совместной работы, умение вступать в диалог, вести дискуссию, задавать
вопросы, отстаивать свою точку зрения);
7. рефлексивные (умение оценивать результат своей деятельности и
деятельности других, отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне
необходимо научиться?»);
8.
презентационные
(способность
выступать
перед
аудиторией,
отвечать на вопросы, использовать различные средства наглядности)
2
.
При
распределении
докладов
учитываются
индивидуальные
особенности учащихся, их склонности, интересы, способности. Учащиеся
должны говорить четко, выразительно. Важнейшей задачей преподавателя
на конференции является привлечение ребят к активному слушанию
докладов и их сознательному восприятию. В конце конференции следует
подвести итоги, отметить работу ребят, выслушать их мнение.
Внеурочная деятельность позволяет достигать три уровня результатов.
Первый уровень – приобретение социальных знаний, первичное понимание
социальной реальности и повседневной жизни (основное взаимодействие по
2
Ларионова С.В., Попова О.А. От урока к внеурочной проектной деятельности //
Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2015. № 4. С. 63-64
схеме учитель-ученик). Второй уровень – получение опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного
отношения к социальной реальности в целом (взаимодействие в рамках
класса, всей школы, широкий круг межличностного общения). Третий
уровень – получение опыта самостоятельного общественного действия
(взаимодействие в открытом социуме, за пределами школы)
3
.
Конференция в рамках внеурочной деятельности достигает первых
двух уровней результатов, закладывая перспективы достижения и третьего
уровня, через развитие у школьников навыков работы с литературой,
написание докладов и выступления с ними на конференциях за рамками
школьного кабинета.
Тема военной эмиграции, в нашем случае РОВСа, богата на материал,
который будет прекрасным фундаментом для школьных исследований,
эмоционально-трагическая страница истории – пример нравственного
выбора, яркий пример того, как одна историческая картина сменяется
другой.
Российская
эмиграция
–
трагичный
и
масштабный
пример
разрушения старой жизни, краха империи, появления нового государства,
борьба за будущее. Явление мировой истории, которому каждый может дать
оценку, высказать свое мнение, выстроить свое отношение, быть «за» или
«против».
Изучение темы «Русский Общевоинский Союз 1920-1945 гг.» может
быть осуществлено в рамках конференции: «РОВС. В Зарубежье новое
начало». Данное внеурочное мероприятие рассчитано на два академических
часа, поскольку предусматривает вступительное слово учителя, выступления
докладчиков, вопросы по докладам, перерыв между уроками (5-10 минут),
подведение итогов и рефлексия.
После каждого доклада предполагается небольшой отрывок времени
на вопросы к докладчику. Допускается небольшая дискуссия между
участниками
конференции,
поскольку
это
обеспечит
не
только
3
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор:
пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011. С. 9-10
взаимодействие учеников между собой, но и позволит каждому в равной
мере высказать свое мнение по тому или иному вопросу, а также даст
ученикам возможность оценивать и точки зрения своих товарищей.
Важным моментом в проведении любого урочного или внеурочного
мероприятия,
является
наличие
интерактивных
и
современных
информационных технологий, которые помогут оживить выступления
докладчиков, создавая у слушателей целостные образные представления о
том, что служит темой доклада, беседы или дискуссии.
Таким
образом,
внеурочная
деятельность,
предоставляющая
возможность
учащимся
заниматься
исследовательской
деятельностью,
осуществляя
освоение
детьми
образовательных,
профессиональных
и
культурных ценностей, наиболее полно раскрывает потенциал каждого
ребенка, его способности и таланты.
Также внеурочная деятельность
способствует
формированию
личности
учащихся,
способствует
их
самоопределению в той или иной социокультурной среде, а также помогает
учащимся
сформировать
навыки
самостоятельного
обучения
и
самоорганизации.
Для
проведения
внеурочной
деятельности
пишутся
специальные
программы.
Идеальным
вариантом
видится
организация
внеурочной работы на протяжении всего периода обучения в 5-9 классах, но
в зависимости от разных условий, рекомендуется объединять программами
учеников 5-7 и 8-9 классов соответственно.
Современная школа находится в постоянном процессе модернизации и
увеличения требований к постановке и реализации образовательного
процесса.
Внеурочная
деятельность
по
истории
в
настоящее
время
приобретает все большую значимость. Действуя в тандеме с урочной
деятельностью,
она
способствует
повышению
эффективности
и
результативности всего образовательного процесса. Участие во внеурочной
деятельности
обеспечивает
не
только
улучшение
интеллектуальных
характеристик
школьников,
расширяет
их
кругозор,
помогает
лучше
закрепить изученный школьный материал, но и обладает сильнейшим
воспитательным эффектом. Важным положительным эффектом внеурочной
деятельности является не только возможность более глубокого изучения
истории, но и развитие с ее помощью эмоциональной сферы школьников.
Внеурочная деятельность позволяет превратить историческое образование в
непрерывный
процесс,
который
в
соответствии
с
возрастными
характеристиками обучающихся можно усложнять, повышая тем самым
удельный вес самостоятельной работы ребят. Такая деятельность направлена
на становление и совершенствование личностных качеств детей, достижение
высоких личностных, предметных и метапредметных результатов. Работа с
научной
литературой
и
источниками,
улучшение
способностей
анализирования исторического материала, составление текста доклада,
выступление с ним, собственные выводы, умение работать с аудиторией,
держать внимание и поддерживать дискуссии – сформировать, научить,
развить эти стороны учеников поможет внеурочная деятельность.
В рамках реализации темы «Русский Общевоинский Союз 1920-1945
гг.» у обучающихся есть возможность познакомится с многогранным миром
«Русского Зарубежья» - феноменом мировой истории, явлением сложным,
многофакторным, не изученным до конца, настолько удивительным и
неподражаемым, не имеющим аналогов. Помимо изучения фактического
материала, перед ребятами откроется панорама «Зарубежной России»
периода 1920-30-х гг.,
они получат возможность ощутить тяжесть
морального выбора эмигрантов в преддверии масштабной катастрофы –
Второй мировой войны. Понять их сожаления, может быть раскаяния,
непримиримую ненависть к большевикам и многое другое. Увидеть за
событиями обычных людей, тех, кому на большой русской земле не хватило
места - «родному, но не любимому дитя революции и Гражданской войны –
белой эмиграции». Следствием чего стал «великий исход» армии Врангеля,
потеря Родины, лютая ненависть друг к другу и несбывшаяся мечта
вернуться домой. Создание РОВСа было значимым событием для эмиграции,
поэтому
изучение
военного
зарубежья
является,
на
наш
взгляд,
неотъемлемой
частью
школьного
исторического
образования,
т.к.
Гражданская война не закончилась «исходом» Русской Армии.