Напоминание

Часы. история возникновения часов


Автор: Изотова Ирина Рудольфлвна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ СПДС " Чебурашка"
Населённый пункт: Самарская обл. Ставропольский р-н с. Выселки
Наименование материала: Конспект открытого занятия
Тема: Часы. история возникновения часов
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект открытого занятия в подготовительной группе

Тема: Часы. История возникновения часов

Подготовила: воспитатель Изотова Ирина Рудольфовна

Цель:

Познакомить детей с историей появления часов в жизни человека.

Расширять кругозор детей через знакомство с разными видами часов и

назначением часов.

Задачи:

- дать представление о различных видах и конструкциях часов;

- совершенствовать представление о времени;

- вызывать интерес к достижениям научно-технического процесса;

- знакомить с разнообразием предметного мира;

-

развивать способности ребенка понимать ценность времени в жизни

человека.

- развивать поисковую деятельность.

- развивать коммуникативные навыки

.

- расширять словарный запас;

Предварительная работа: подбор интересных сведений о часах, подбор

различных видов часов и организация экспозиции «Такие разные часы».

Материал и оборудование: Экспозиция часов, цветные картинки с

изображением часов, цветные карандаши, листы бумаги с распечатанным

циферблатом

.

Ход занятия:

Воспитатель входит в группу и предлагает детям встать в круг и взяться за

руки:

Воспитатель: « Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся. Ты мой

друг и я твой друг. Дружат все друзья вокруг.

Раздается тиканье часов.

Воспитатель: Ой, что это за звук?

Дети отвечают: тикают часы

Воспитатель предлагает пройти детям за столы.

Воспитатель: - Дети, отгадайте загадку:

-Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу - когда спать, когда вставать, когда работу

начинать.

- Что это?

Дети отвечают: часы

Воспитатель: Дети, давайте подумаем , а зачем людям нужны часы? Для чего

их придумали? И чем они нам важны? ( ответы детей)

Воспитатель: А как вы думаете, что такое часы? ( ответы детей)

- Часы – это прибор для измерения времени

Воспитатель: Верно. Как вы думаете, часы были всегда?

Дети: Нет, было такое время, что часов не было.

Воспитатель:

Когда-то очень давно часов не было, и люди узнавали время

по солнцу. Встало солнышко – пора вставать, за работу браться. Поднялось

солнце выше – пора обедать, а закатилось – пора спать ложиться.

Но вот люди обратили внимание на тень,

что падала на землю от

дерева, и заметили, что тень движется вслед за солнцем по кругу.

Начертил человек круг вокруг дерева и разделил его на части, каждая часть

равнялась одному часу. Как вы думаете, как человек назвал эти часы?

Дети: Солнечные

Воспитатель: Но был у этих часов один недостаток. Какой?

Дети: В пасмурный, дождливый день определить время трудно, потому что

нет солнца.

Воспитатель: Какие часы можно назвать « Живые»? Знаете?

Дети: Нет

Воспитатель:

Эти «часы» важно ходят по двору, хлопают крыльями и,

взлетев на забор, кричат. Узнали кто это?

Дети: Петушок

Воспитатель:

Оказывается, петух – это тоже «часы». С восходом солнца

петух начинает кричать. Это живой будильник! Именно с первым криком

петуха и вставали раньше люди и начинали свою работу. Можно ли

ориентироваться на такие «часы»?

Дети: Нет

Воспитатель: На смену солнечным часам пришли водяные. В высокий и

узкий сосуд с дырочкой у дна наливали воду. Капля за каплей она сочилась

из отверстия. На стенках сосуда были сделаны черточки – отметки, которые

показывали, сколько времени прошло с того момента, когда в сосуд налили

вод. Но и они оказались не надежными. Отсюда и получилась поговорка «

сколько воды утекло»

Воспитатель показывает песочные часы.- Посмотрите что это за часы?

Дети: песочные часы

Воспитатель: Правильно. Стали люди думать, как бы придумать такие часы,

чтобы они одинаково точно показывали время и днем и ночью, и зимой и

летом, и в любую погоду. И придумали песочные часы. В такие часы

насыпали определенное количество песка, например на 1 минуту.

Когда песок из верхней части пересыпался в нижнюю, часы переворачивали,

и счет времени продолжался. По таким часам можно узнать, который час?

Дети: Нет

Воспитатель: Песочные часы до сих пор используются в поликлиниках и

больницах. По этим часам больные получают лечебные процедуры.

Воспитатель: Еще человек изобрел огневые часы. Делали их из свечек.

На

свечу наносили метки. Сгорание отрезка свечи между метками

соответствовало определенному промежутку времени.

Однако точность огненных часов, была мала и во многом зависела от

состояния окружающей среды. Чем он были опасны?

Дети: Они могли вызвать пожар.

Воспитатель:

Прошло много времени с тех пор, когда человек придумал

часы с механизмом. Внутрь их поставил пружину, закрутил её, а чтобы она

не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колёсико. Оно цепляется за

другое колёсико и вертит его. Второе же колёсико вертит стрелки. Как

называют часы с механизмом?

Дети: Механические

Воспитатель:

Механические часы нужно каждый день заводить. Забыл

завести часы – они встали. А какие часы не надо заводить? Не нуждаются в

заводе электронные часы. Они работают на батарейках. У них даже нет

стрелок – на экране светятся цифры. Время показывают точное и не

капризничают.

В каких современных приборах вы встречали электронные

часы?

Дети:

В телефоне, стиральной машине, микроволновой печке, компьютере.

Физкультминутка

«А часы идут, идут»

А часы идут, идут. (Ходьба на месте)

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы)

А бывает, что спешат, словно убежать хотят! (бег на месте)

Если их не заведут, то они совсем встают (дети останавливаются)

Воспитатель: Видите, ребята, какой сложный путь прошли часы. И всё это

придумал и сделал человек. Посмотрите, какие красивые часы разработали

люди!

Дети рассматривают часы в мини музее и на картинках.

Воспитатель: Часы бывают наручными. Их надевают на руку с помощью

браслета или ремешка. Как называются часы,

которые носят мужчины?

Женщины,

дети?

Дети: Мужские, женские, детские.

Воспитатель: Карманные часы носили на цепочке. Их прикрепляли к ремню

и носили в кармане. Часы - будильник будят нас дома по утрам. – Будильник

можно завести на определенный час, и своим звоночком или мелодией он

разбудит нас в нужное время.

А у нас есть часы, которые стоят на столе, их

называют настольными. Также есть часы настенные, напольные. На

городских улицах и площадях тоже есть часы. Их устанавливают на башнях,

зданиях вокзалов, театров и кинотеатров. Они называются уличные . В

нашей стране есть самые знаменитые часы. Как их называют?

Дети: Куранты. Кремлевские куранты.

Воспитатель:

Чем же отличаются часы друг от друга?

Дети: Формой, цветом, размером, материалом корпуса, местом положения.

Воспитатель: А как же называют часы, которые:

Находятся на башне - … башенные

Висят на стене – настенные

Стоят на полу - … напольные

Носят на руке - … наручные

Лежат в кармане - … карманные

Стоят на камине - … каминные

Стоят на столе - … настольные

- А чем же все часы похожи? (они все показывают время).

Воспитатель: А сейчас давайте поиграем в игру

Игра «Ходят стрелочки по кругу».

На полу лежат большие бумажные часы с цифрами.

Воспитатель: Чтобы нам получилось завести часы встаньте каждый у

любого числа, возьмитесь за руки и слушайте внимательно, как мы будем

заводить часы. Мы будем идти по кругу, как только я скажу: «Вы нам время

подскажите!», все должны присесть, вот так. А потом, когда я скажу,

например: семь часов, ребята, которые будут находиться напротив чисел 7 и

12, должны будут встать. Готовы ? Тогда давайте начнем:

Мы – часы, наш точен ход,

Водят стрелки хоровод.

Ходят стрелочки по кругу

И хотят догнать друг друга.

Стрелки, стрелки, не спешите,

Вы нам время подскажите!

(Дети садятся на корточки напротив ближней карточки). Пять часов!

(Должны встать дети, сидящие возле карточек с цифрами 7 и 12).

Игра повторяется несколько раз.

Воспитатель: Садитесь за столы, у меня для вас есть задание, но сначала

давайте сделаем пальчиковую гимнастику ( дети делают пальчиковую

гимнастику)

Воспитатель: Перед вами циферблат. На циферблате часов нарисуйте

минутную и часовую стрелки, чтобы они указывали время, заданное рядом с

часами.

Дети закончили свою работу. Показывают, как справились с заданиями.

Воспитатель: Мы с вами хорошо сегодня постарались, вы много нового и

интересного узнали. Хочу подарить вам раскраски часов. Вы сможете дома

раскрасить их и сделать свой дизайн.



В раздел образования