Напоминание

«Формирование у воспитанников нравственно этических чувств и гуманного отношения к природе в процессе экологического воспитания и просвещения»


Автор: Тамбовцева Екатерина Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Детский сад " Колокольчик"
Населённый пункт: р.п.Линево Искитимского района Новосибирской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Формирование у воспитанников нравственно этических чувств и гуманного отношения к природе в процессе экологического воспитания и просвещения»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация по теме:

«Формирование у воспитанников нравственно этических чувств и гуманного

отношения к природе в процессе экологического воспитания и просвещения»

Приготовили: Тамбовцева Е. М.

2021 г.

Проблема экологического воспитания в наши дни стоит весьма остро, прежде

всего, из-за экологического кризиса, а возможно и катастрофы, нависшей над

человечеством и планетой. Такое обострение экологической проблемы в стране

диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию

у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эту работу

необходимо начинать с младшего дошкольного возраста.

Дошкольное детство -начальный этап формирования личности человека, его

ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается

позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к

окружающим людям. Экологическое воспитание дошкольников включает в себя

несколько направлений.

С точки зрения нравственного воспитания – это гуманное отношение к природе.

В части интеллектуального развития – формирование системы экологических

чувств, знаний и представлений. Так же, экологическое воспитание включает в

себя и развитие эстетических чувств, таких, как способность видеть и чувствовать

красоту природы, умение восхищаться ею, желание её сохранять.

Любовь к

природе должна прививаться с раннего детства. Надо убеждать детей в

необходимости гуманного, трепетного отношения ко всему живому, учить их

видеть красоту природы, думать о красоте. И чем раньше маленький человек

познакомится с удивительным миром природы, тем раньше пробудится в нем

чувство прекрасного. Опыт показывает, что воспитание у детей любви к природе

представляет собой сложный общественный процесс, стоящий в прямой

зависимости от семьи, от примера старших, от правильной, глубоко продуманной

системы воспитания обучения детей начиная с детского сада. Не забывайте, что

благодаря вашим стараниям вырастет чуткий, добрый, порядочный человек.

Известный советский педагог В. А. Сухомлинский

писал о необходимости

воспитания любви к живому как об одной из первейших задач педагогики.

«К

тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал

выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы,

к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии и простая

человечность.» В. А. Сухомлинский

Мы должны стремиться пробуждать у ребенка ласковое, заботливое отношение

ко всему живому. Растение для него живое существо, которому будет неуютно и

зябко под холодными ветрами и трескучими морозами. Ребенку хочется защитить

растение от холода. К 5–6 годам у детей формируются представления о связи

явлений природы с деятельностью человека. Они понимают, что для жизни

растений и животных необходимы определенные условия.

Расширяются и

усложняются поручения взрослых: дети могут помогать сажать и поливать

растения, комнатные цветы, семена растений, кормить домашних животных.

В детском саду они узнают, что диких животных подкармливают зимой, что

существуют запреты на самовольную порубку леса, разведение костров в

засушливое лето и т. п.

Формирование гуманного отношения ребенка к окружающей среде должно

происходить через его осознание крепкой взаимосвязи человека и природы. В

этом случае ребенок поймет, что забота о природе в действительности есть забота

о человеке и его будущем. В процессе развития такого понимания важно

использовать

характерные

особенности

детей

дошкольного

возраста

отзывчивость, впечатлительность, сопереживание и сострадание.

Ребенок должен понять, что по отношению к окружающей среде он является

более сильной стороной, а потому должен оберегать и заботиться о ней.

Небрежное или жестокое отношение к природе среди детей часто является

следствием

недостатка

необходимых

знаний,

без

которых

сложно

себе

представить воспитание в дошкольнике сострадания и сопереживания.

Необходимым условием экологического образование дошкольников является

также развитие эстетического отношения к окружающей среде. Из осознания

неувядающей и непреходящей красоты окружающего мира со временем

рождается любовь к природе. Не забывайте только о том, что эстетическому

развитию должно предшествовать полноценное эмоциональное становление

ребенка.

А разнообразные методы экологического воспитания помогают воспитать такого

человека, и направлены на обучение думать, искать, пробовать и находить

решение:

— Наблюдение за объектами живой и неживой природы, рассматривание

иллюстраций и картин на темы природы.

— Труд в природе. В старшем дошкольном возрасте у детей необходимо

формировать представления о том, что животные, растения в детском саду,

дома, т. е. вне природных условий, не могут жить без помощи

человека; формировать ответственное и бережное отношение к окружающему,

организуя конкретные действия (подкармливать птиц зимой, поливать, рыхлить

землю у растений, убирать мусор на участке т. д., выполнять индивидуальные и

коллективные поручения;

— Этические беседы с детьми в разных формах — индивидуально, с подгруппой

в 5–6 человек или фронтально. Содержанием этической беседы могут стать

возникшие

в

группе

отношения

между

детьми,

мораль

художественных

произведений или произведения изобразительного искусства, просмотр фильма.

Этическая беседа может состоять из трех частей: сначала дети слушают короткий

рассказ или просматривают фильм, или разыгрывают сценку, потом обсуждается

мораль и, наконец, проводится своеобразный практикум: дети упражняются в

словах, которыми можно выразить чувства, овладевают способами морального

поведения.

Большое

значение

имеет

дидактическая

игра

(ведущая

деятельность

дошкольного периода): она вызывает положительные эмоции — ребенку

радостно, и он готов воспринимать и усваивать все, что она несет в себе. С игрой

ребенок быстро включается в любую деятельность, вникает в ее содержание,

запоминает разные сведения, правила и легко их выполняет.

— Экскурсии — особая форма организации работы по экологическому

воспитанию,

благодаря

которой

развивается

наблюдательность,

возникает

интерес к природе.

— Прогулки, где знакомим детей с изменениями природы по сезонам

(продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд

людей). Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины,

снега,

льда,

воды.

Кроме

этого,

используются

разнообразные

игровые

упражнения:». Найди по описанию «, «Что, где растёт», «Узнай и назови»,

«Вершки- корешки», «Загадки о животных» на узнавание деревьев, кустарников,

цветов, животных (по звукам, следам и т. д.).

__Опыт способствуют формированию у детей познавательного интереса к

природе, развитию наблюдательности, мыслительной деятельности. Проводятся

опыты с предметами неживой природы, растениями и животными, они могут

быть связаны с трудом в уголке природы и на огороде, могут включаться в

занятия.

— Чтение художественной литературы, предложенной программой и для

самостоятельного чтения, после которой проводится беседа, задаются вопросы, и

видны в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень

приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о

друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасёт?», «А они не замёрзнут?», «А

почему ему никто не помог?». Очень важно донести до детей смысл

произведения.

Проектная

деятельность

инновационная

форма

формирования

экологической культуры детей.

Тематика проектов разнообразна: от изучения

ярких представителей флоры и фауны до самостоятельного выращивания

растений и планомерного наблюдения за их ростом. Воспитываем в детях добрые

чувства, любознательность, эстетическое восприятие, связанные с красотой

природы; умение реализовать свои впечатления в трудовой деятельности.

Природоохранные акции — это общественно - значимые мероприятия,

направленные на сохранение объектов природы. Они направлены, прежде всего,

для формирования у детей и взрослых экологической

культуры, экологического сознания, экологического мировоззрения. Это

могут быть такие акции, как: «Сделай планету чище- начни с себя», «Птичья

столовая» и т. д.

Важнейшим условием и одновременно методом воспитания гуманизма у детей,

развития социальных эмоций, нравственных чувств является пример воспитателя.

Воспитатель, не умеющий увлечь детей своими переживаниями, заразить своими

чувствами, — плохой воспитатель, утверждал Выготский Л. С. Очень важно для

всех, чтобы педагог личным примером демонстрировал детям правильное

отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми

участвовал в природоохранной деятельности. Дети учатся беречь природу,

начинают осознавать то, что действительно требуется для растений и

животных. Задача воспитателя – подвести детей к пониманию того, что все мы

вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может

сохранять и приумножать ее красоту.

Экологическое образование и воспитание — чрезвычайно актуальная проблема

современности. Ведь небрежное и даже жестокое отношение к природе всегда

начинается с недостатка экологического образования и воспитания.



В раздел образования