Автор: Тамбовцева Екатерина Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Детский сад " Колокольчик"
Населённый пункт: р.п.Линево Искитимского района Новосибирской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Формирование у воспитанников нравственно этических чувств и гуманного отношения к природе в процессе экологического воспитания и просвещения»
Раздел: дошкольное образование
Консультация по теме:
«Формирование у воспитанников нравственно этических чувств и гуманного
отношения к природе в процессе экологического воспитания и просвещения»
Приготовили: Тамбовцева Е. М.
2021 г.
Проблема экологического воспитания в наши дни стоит весьма остро, прежде
всего, из-за экологического кризиса, а возможно и катастрофы, нависшей над
человечеством и планетой. Такое обострение экологической проблемы в стране
диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию
у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эту работу
необходимо начинать с младшего дошкольного возраста.
Дошкольное детство -начальный этап формирования личности человека, его
ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается
позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к
окружающим людям. Экологическое воспитание дошкольников включает в себя
несколько направлений.
С точки зрения нравственного воспитания – это гуманное отношение к природе.
В части интеллектуального развития – формирование системы экологических
чувств, знаний и представлений. Так же, экологическое воспитание включает в
себя и развитие эстетических чувств, таких, как способность видеть и чувствовать
красоту природы, умение восхищаться ею, желание её сохранять.
Любовь к
природе должна прививаться с раннего детства. Надо убеждать детей в
необходимости гуманного, трепетного отношения ко всему живому, учить их
видеть красоту природы, думать о красоте. И чем раньше маленький человек
познакомится с удивительным миром природы, тем раньше пробудится в нем
чувство прекрасного. Опыт показывает, что воспитание у детей любви к природе
представляет собой сложный общественный процесс, стоящий в прямой
зависимости от семьи, от примера старших, от правильной, глубоко продуманной
системы воспитания обучения детей начиная с детского сада. Не забывайте, что
благодаря вашим стараниям вырастет чуткий, добрый, порядочный человек.
Известный советский педагог В. А. Сухомлинский
писал о необходимости
воспитания любви к живому как об одной из первейших задач педагогики.
«К
тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал
выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы,
к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии и простая
человечность.» В. А. Сухомлинский
Мы должны стремиться пробуждать у ребенка ласковое, заботливое отношение
ко всему живому. Растение для него живое существо, которому будет неуютно и
зябко под холодными ветрами и трескучими морозами. Ребенку хочется защитить
растение от холода. К 5–6 годам у детей формируются представления о связи
явлений природы с деятельностью человека. Они понимают, что для жизни
растений и животных необходимы определенные условия.
Расширяются и
усложняются поручения взрослых: дети могут помогать сажать и поливать
растения, комнатные цветы, семена растений, кормить домашних животных.
В детском саду они узнают, что диких животных подкармливают зимой, что
существуют запреты на самовольную порубку леса, разведение костров в
засушливое лето и т. п.
Формирование гуманного отношения ребенка к окружающей среде должно
происходить через его осознание крепкой взаимосвязи человека и природы. В
этом случае ребенок поймет, что забота о природе в действительности есть забота
о человеке и его будущем. В процессе развития такого понимания важно
использовать
характерные
особенности
детей
дошкольного
возраста
–
отзывчивость, впечатлительность, сопереживание и сострадание.
Ребенок должен понять, что по отношению к окружающей среде он является
более сильной стороной, а потому должен оберегать и заботиться о ней.
Небрежное или жестокое отношение к природе среди детей часто является
следствием
недостатка
необходимых
знаний,
без
которых
сложно
себе
представить воспитание в дошкольнике сострадания и сопереживания.
Необходимым условием экологического образование дошкольников является
также развитие эстетического отношения к окружающей среде. Из осознания
неувядающей и непреходящей красоты окружающего мира со временем
рождается любовь к природе. Не забывайте только о том, что эстетическому
развитию должно предшествовать полноценное эмоциональное становление
ребенка.
А разнообразные методы экологического воспитания помогают воспитать такого
человека, и направлены на обучение думать, искать, пробовать и находить
решение:
— Наблюдение за объектами живой и неживой природы, рассматривание
иллюстраций и картин на темы природы.
— Труд в природе. В старшем дошкольном возрасте у детей необходимо
формировать представления о том, что животные, растения в детском саду,
дома, т. е. вне природных условий, не могут жить без помощи
человека; формировать ответственное и бережное отношение к окружающему,
организуя конкретные действия (подкармливать птиц зимой, поливать, рыхлить
землю у растений, убирать мусор на участке т. д., выполнять индивидуальные и
коллективные поручения;
— Этические беседы с детьми в разных формах — индивидуально, с подгруппой
в 5–6 человек или фронтально. Содержанием этической беседы могут стать
возникшие
в
группе
отношения
между
детьми,
мораль
художественных
произведений или произведения изобразительного искусства, просмотр фильма.
Этическая беседа может состоять из трех частей: сначала дети слушают короткий
рассказ или просматривают фильм, или разыгрывают сценку, потом обсуждается
мораль и, наконец, проводится своеобразный практикум: дети упражняются в
словах, которыми можно выразить чувства, овладевают способами морального
поведения.
—
Большое
значение
имеет
дидактическая
игра
(ведущая
деятельность
дошкольного периода): она вызывает положительные эмоции — ребенку
радостно, и он готов воспринимать и усваивать все, что она несет в себе. С игрой
ребенок быстро включается в любую деятельность, вникает в ее содержание,
запоминает разные сведения, правила и легко их выполняет.
— Экскурсии — особая форма организации работы по экологическому
воспитанию,
благодаря
которой
развивается
наблюдательность,
возникает
интерес к природе.
— Прогулки, где знакомим детей с изменениями природы по сезонам
(продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд
людей). Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины,
снега,
льда,
воды.
Кроме
этого,
используются
разнообразные
игровые
упражнения:». Найди по описанию «, «Что, где растёт», «Узнай и назови»,
«Вершки- корешки», «Загадки о животных» на узнавание деревьев, кустарников,
цветов, животных (по звукам, следам и т. д.).
__Опыт способствуют формированию у детей познавательного интереса к
природе, развитию наблюдательности, мыслительной деятельности. Проводятся
опыты с предметами неживой природы, растениями и животными, они могут
быть связаны с трудом в уголке природы и на огороде, могут включаться в
занятия.
— Чтение художественной литературы, предложенной программой и для
самостоятельного чтения, после которой проводится беседа, задаются вопросы, и
видны в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень
приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о
друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасёт?», «А они не замёрзнут?», «А
почему ему никто не помог?». Очень важно донести до детей смысл
произведения.
—
Проектная
деятельность
—
инновационная
форма
формирования
экологической культуры детей.
Тематика проектов разнообразна: от изучения
ярких представителей флоры и фауны до самостоятельного выращивания
растений и планомерного наблюдения за их ростом. Воспитываем в детях добрые
чувства, любознательность, эстетическое восприятие, связанные с красотой
природы; умение реализовать свои впечатления в трудовой деятельности.
Природоохранные акции — это общественно - значимые мероприятия,
направленные на сохранение объектов природы. Они направлены, прежде всего,
для формирования у детей и взрослых экологической
культуры, экологического сознания, экологического мировоззрения. Это
могут быть такие акции, как: «Сделай планету чище- начни с себя», «Птичья
столовая» и т. д.
Важнейшим условием и одновременно методом воспитания гуманизма у детей,
развития социальных эмоций, нравственных чувств является пример воспитателя.
Воспитатель, не умеющий увлечь детей своими переживаниями, заразить своими
чувствами, — плохой воспитатель, утверждал Выготский Л. С. Очень важно для
всех, чтобы педагог личным примером демонстрировал детям правильное
отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми
участвовал в природоохранной деятельности. Дети учатся беречь природу,
начинают осознавать то, что действительно требуется для растений и
животных. Задача воспитателя – подвести детей к пониманию того, что все мы
вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может
сохранять и приумножать ее красоту.
Экологическое образование и воспитание — чрезвычайно актуальная проблема
современности. Ведь небрежное и даже жестокое отношение к природе всегда
начинается с недостатка экологического образования и воспитания.