Автор: Нечаева Вера Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №190"
Населённый пункт: Барнаул, Алтайский край,
Наименование материала: Разработка НОД по познавательному развитию в старшей группе
Тема: "Солнце-звезда, Земля-планета"
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе:
«Солнце – звезда, земля – планета»
Программные задачи:
Дать представление о солнце, как о самой яркой звезде, и о планете Земля.
Познакомить с понятием «космос».
Учить проводить опытническую работу.
Учить отвечать на вопросы, самостоятельно находить нужный ответ.
Развивать навыки учебной деятельности.
Воспитывать любовь к планете Земля.
Материал: фонарик, верёвка, глобус, глобус с лампочкой, корона солнца,
листы бумаги, цветные карандаши, рисунки Земли и солнца на земле.
Ход
Посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
А теперь давайте встанем в круг и возьмёмся за руки. Тёплые у вас ручки?
Давайте обнимемся и подарим друг другу своё тепло. Радостно вам стало?
Давайте пройдём на стульчики.
(На доске висит рисунок солнца)
-Посмотрите, что это на доске?
-Что такое солнце? (раскаленный шар)
-Почему говорят: «Солнышко в мешок не поймаешь? (далеко, высоко,
горячее, не достанешь)
-Где мы видим солнышко? (на небе)
-В какую часть суток мы можем видеть солнце на небе??
-Что еще мы можем наблюдать на небе? (луну, звезды)
-Когда мы видим луну и звезды?
-Почему же мы не видим их днём? (потому что солнце светит очень ярко,
намного ярче, и света звезд не видно)
-Посмотрите, у меня есть фонарик. Какой свет у фонарика – яркий или нет?
(направляю на доску на черный картон)
-А теперь я отойду от вас подальше, в самый конец группы, и мы
посмотрим, какой будет свет от нашего фонарика. Хорошо виден свет от
него сейчас? (нет)
Теперь вам понятно, что чем ближе звезда к земле, тем ярче она светит, а
чем дальше от земли, тем тускнее её свет.
-Солнце находится ближе всех остальных звёзд или дальше?
-Правильно, солнце находится ближе всех остальных звёзд, но всё же
далеко от земли. Солнце – это огромная звезда. Вы глядели ночью на небо?
Видели, сколько много звёзд на небе? Но самая яркая звезда – это солнце.
Другие звёзды находятся очень-очень далеко от земли, и поэтому кажутся
маленькими точками.
- Дети, вы сказали, что солнце – это раскалённый шар. Почему вы так
решили? Чем это можно доказать? (когда светит солнце, на земле светло и
тепло)
-Давайте посмотрим на солнышко. Вставайте и подойдите к окну. Вам
легко на него смотреть? Это ещё раз доказывает, что на солнце очень
жарко.
-А что было бы, если бы не было солнца? (на земле всегда была бы ночь;
цветы, деревья не росли бы, т. к. без света они не растут; на земле жили бы
только те животные, растения, насекомые, птицы, которые могут
существовать без света. Без света было бы всем плохо и грустно. Мы бы
ходили грустные, вялые.
Давайте взбодримся:
Физминутка
Руки вверх, руки вниз.
На носочках потянись.
Ручки ставим на бочок,
На носочках скок – скок – скок.
А затем приседаем,
Никогда не замерзаем.
Показываю плоскостную картинку земли.
-А это что за круг голубого цвета? (высказывают предположения)
(Читаю стихотворение)
Наш дом родной, наш отчий дом.
Земля, в которой мы живем!
Ты только посмотри вокруг:
Тут – речка, там – зелёный луг!
В лесу дремучем не пройдешь,
Воды в пустыне не найдёшь,
А где-то снег лежит горой,
А где-то жарко и зимой…
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть:
Леса и горы, и моря-
Всё называется Земля!
А если в космос ты взлетишь,
Ты из окна ракеты
Увидишь шар наш голубой,
Любимую планету!!!
-Так вы поняли, что это за круг на доске?! Это наша земля
-Наша планета – это огромный шар. Такой большой, что нужно много
месяцев, чтобы объехать его вокруг. Сегодня мы познакомимся с Землёй
поближе. Вы узнаете много интересного.
-Подумайте и скажите, почему же земля у нас голубого цвета? (ответы)
-Правильно, на нашей планете очень много воды. Именно она дала такой
цвет нашей планете. Посмотрите на картинку. Видите, какая красивая наша
земля.
Космонавты, которые видели её из космоса, говорят, что Земля кажется
голубой и хрупкой.
-Кто знает, какую форму имеет наша планета? (круглую)
-Правильно. Посмотрите на глобус. Глобус – это маленькая копия нашей
Земли. Глобус круглый и Земля круглая. Обратите внимание, как много
воды покрывает её поверхность. Это моря и океаны.
-Мы с вами на прогулках наблюдали за солнцем, и нам показалось, что оно
движется вокруг Земли. На самом деле, это Земля вращается вокруг солнца.
-Сядьте за столы и возьмите листы бумаги. В центре листа нарисуйте
желтый круг и раскрасьте его. Это солнце. Теперь возьмите голубой
карандаш и нарисуйте в стороне от солнца маленький кружок. Это Земля. А
я нарисую красным карандашом вам линию – орбиту, по которой наша
земля вращается вокруг солнца. Этот путь земля проходит ровно за один
год. Именно за это время на смену зиме приходит весна, а за весной …
(лето), за летом…. (осень), и снова наступает….
-Но кроме того, что Земля вращается вокруг Солнца, у нее есть ось, и Земля
вращается вокруг своей оси. Это хорошо видно на глобусе. Земля большая
и тяжелая, и вращается медленно. Ровно за одни сутки совершает она один
оборот. За это время на смену утру приходит день, за днём наступает…
(вечер), затем… (ночь) и снова утро. На той стороне Земли, которая
повернута к Солнцу – день, а на другой стороне – ночь.
-Хотите посмотреть, как это происходит? Пойдемте, я вам покажу (подвожу
к столу, где стоит макет с лампочкой и глобусом. Объясняю, что лампочка-
это Солнце. Вращаю и показываю).
-Где на глобусе свет, там день, а где нет света (тень), там ночь.
-Давайте поиграем. Я- Солнце (надеваю корону), а вы –Земля. Верёвка – это
орбита, по которой движется Земля вокруг Солнца. Вставайте на верёвку.
Вы будете крутиться вокруг Солнца и вокруг себя. Когда я хлопну в
ладоши, все останавливаются и не двигаются.
(Хлопаю и спрашиваю)
-Лиза, у тебя сейчас день или ночь? Как ты определила? …и т. д.
-Молодцы, теперь садитесь на стульчики.
Я бы хотела узнать
1.
Солнце – это что?
2.
Как называется наша планета?
3.
Какую форму она имеет?
4.
Земля вращается вокруг Солнца или наоборот?
5.
Сколько времени нужно Земле для того, чтобы совершить оборот вокруг
Солнца? А вокруг себя?
6.
Чего больше на нашей планете: воды или суши?
7.
Какого цвета наша планета, если смотреть из космоса?
-Молодцы, дети. Скажите, пожалуйста, а вам нравится наша планета? Если
бы вам предложили сейчас улететь с планеты Земля на другую планету, вы
бы согласились?
Я бы тоже никуда не улетела, т. к. на Земле мой родной дом, мои родные и
близкие, мои подруги. А ещё не других планетах жизни нет. А какие ещё
планеты вы знаете?
Паша расскажет нам стихотворение.
По порядку все планеты. Аркадий Хайт
По порядку все планеты назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий, два - Венера, три - Земля, четыре - Марс.
Пять - Юпитер, шесть - Сатурн, семь - Уран, за ним - Нептун.