Нетрадиционные техники рисования, как средство развития детей в дошкольном возрасте
Автор: Гончарова Наталья Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ 131 Населённый пункт: Санкт-Петербург, Красносельский район Наименование материала: Статья Тема: Нетрадиционные техники рисования, как средство развития детей в дошкольном возрасте Раздел: дошкольное образование
Статья
«Нетрадиционные техники рисования, как средство развития детей
в дошкольном возрасте».
Автор: воспитатель Наталья Юрьевна Гончарова
ГБОУ № 131
Красносельского района Санкт-Петербурга.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно
говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок», - утверждал
В. А. Сухомлинский.
С целью формирования у детей дошкольного возраста художественно — творческих
способностей с использованием нетрадиционных техник рисования.
Необходимо в первую очередь развивать интерес к различным нетрадиционным способам
изображения предметов на бумаге, картоне, ткани и т. д.;
Прививать интерес к художественно — эстетической деятельности;
Развивать творческие способности и экспериментирование, воспитывать чувство
прекрасного через художественное мастерство.
Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий развития художественного
творчества — разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна
обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные
для детей не повторяющие задания, возможность выбора и ещё многие другие факторы —
вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и
скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия. Важно, чтобы
всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли
применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой — искали новые решения,
творческие подходы. Именно это вызывает у ребёнка положительные эмоции, радостное
настроение и желание созидательно трудиться.
Чтобы у детей не создавалось шаблона (рисовать только на альбомном листе), листы
могут быть разной формы и размера: в форме круга, квадрата и т. д. Разнообразить нужно и
цвет и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков. Это ставит
детей перед необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит
будущего творения, а не ждать готового решения. Важно, чтобы организация занятия
соответствовала его содержанию. Чтобы детям было удобно работать рабочее место
необходимо подготовить.
С целью развития творческого воображение у детей, необходима особая организация
изобразительной деятельности. Педагог вместо готового материала демонстрирует лишь
способ действия с нетрадиционными материалами и инструментами. Это даёт толчок
развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы,
выражению индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в
одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику
использовать, чтобы тот или иной образ получился наиболее выразительным. Затем они
анализируют результат, сравнивают свои работы, учатся высказывать собственное мнение, у
них появляется желание в следующий раз сделать свой рисунок более интересным, не
похожим на другие.
Нетрадиционные техники изображения требуют соблюдения последовательности
производимых действий. Так, дети учатся планировать процесс рисования.
Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную
мотивацию у ребёнка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом
рисования, так как нет эталона. У каждого ребёнка получается свой неповторимый шедевр.
Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития
зрительно-моторной координации. Это рисование требует точности и быстроты движений
(нужно выполнить очередное действие, пока краска не высохла), умение правильно
определять силу нажима на материал или инструмент (чтобы бумага не порвалась, не
сломался мелок), терпения, аккуратности, внимания (иначе результата можно и не
достигнуть).
Рисование с использованием нетрадиционных техник не утомляет дошкольников, у них
сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени,
отведённого на выполнение задания.
Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществить индивидуальный подход к
детям, учитывая их физические и психические возможности, а также их желания и
интересы. Рисование же в несколько рук, как коллективная форма творчества, сближает
детей. У них развивается навыки культуры общения, возникают эмоционально тёплые
отношения со сверстниками. дети легко усваивают нравственные нормы, правила
поведения.
В настоящее время существует множество видов нетрадиционных техник рисования.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
Рисование пальчиками;
Оттиск печатками;
Рисование ладошками.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
Тычок жёсткой полусухой кистью;
Печать поролоном;
Печать пробками;
Восковые мелки + акварель;
Свеча + акварель;
Отпечатки листьев;
Рисование ватными палочками;
Волшебные верёвочки.
В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить ещё более трудные методы и техники:
Рисование песком;
Рисование мятой бумагой;
Кляксография с трубочкой;
Кляксография обычная;
Кляксография с ниточкой;
Монотипия пейзажная;
Монотипия предметная;
Печать по трафарету;
Граттаж;
Пластилинография;
Рисование углём;
Рисование пастелью;
Набрызг.
Каждая из этих методик – маленькая игра. Их использование позволяет чувствовать себя
раскованнее, смелее непосредственнее, развивает воображение, даёт полную свободу для
самовыражения.
Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность,
содержание, формы, методы и приёмы работы с детьми, а также материалы, с которыми они
действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.
Подводя итог можно сказать о том, что изобразительная деятельность с применением
нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
Пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
Внимания, усидчивости;
Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия,
эмоциональной отзывчивости;
Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольников формируются навыки контроля и
самоконтроля и общения.
Используемая литература:
«Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники рисования».
Под редакцией Р. Г. Казаковой. Москва 2005г.
«Изобразительная деятельность в детском саду». И. А. Лыкова. Москва «Карапуз –
дидактика», 2007г.
«Нетрадиционные техники рисования» Статья Л. Ф. Машкевич 2012г.
Экспериментальная авторская программа по раннему художественному развитию детей
дошкольного возраста «Первые шаги в мир искусства» Н. А. Горяева.