Автор: Гарифулина Зульфия Рашидовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад комбинированного вида √153"
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: Оздоровительные технологии для детей дошкольного образования
Тема: Использование педагогических технологий в оздоровлении и развитии дошкольников
Раздел: дошкольное образование
\
Использование педагогических технологий в оздоровлении и
развитии дошкольников
Подготовили воспитатели:
Гарифулина Зульфия Рашидовна
воспитатель I
«Использование педагогических технологий в оздоровлении и
развитии дошкольников»
Актуальность:
Дошкольный возраст - это важный период формирования
человеческой личности и прочных основ физического
здоровья. Именно в этом возрасте закладываются
основы физического развития, формируются двигательные навыки,
создается фундамент для воспитания физических качеств.
В настоящее время существует проблема общей ослабленности
здоровья поступающих в детский сад воспитанников. Дети
испытывают "двигательный дефицит", задерживается
возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений,
выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес,
нарушения осанки, вследствие чего визуально у них наблюдается
неуклюжесть, мешковатость, жестикуляция и мимика вялая, при
ходьбе волочат за собой ноги, чувствуется скованность,
неуверенность, голова опущена, нет гордости в осанки. Это связано
с высоким уровнем соматических заболеваний у детей и со
снижением иммунитета. Поэтому сохранение и укрепление
здоровья — одна из главных стратегических задач дошкольного
воспитания.
Исходя из важности этой проблемы, нами была поставлена цель:
найти пути формирования двигательной активности у детей
дошкольного возраста средствами инновационных технологий.
Целью нашей работы является сохранение и укрепление здоровья
детей. Оптимально реализовать оздоровительное, воспитательное и
образовательное направление физического воспитания, учитывая
индивидуальные возможности развития ребенка.
К основным задачам охраны и укрепления здоровья детей
относятся:
-укрепление здоровья детей;
-воспитание потребности в здоровом образе жизни;
-развитие физических качеств и обеспечение нормального
уровня физической подготовленности в соответствии с
возможностями и состоянием здоровья ребенка;
-приобщение детей к традициям большого спорта.
Решая физкультурно — оздоровительные задачи мы организуем
разностороннюю деятельность направленную на сохранение
здоровья детей, реализую комплекс профилактических,
воспитательно- образовательных, оздоровительных мероприятий.
Полноценному, гармоничному и физическому развитию ребенка
способствует гибкий режим дня, соблюдение гигиенических
требований. В работе с детьми мы соблюдаем следующее:
1.Физическая нагрузка должна быть адекватна возрасту, полу
ребенка, уровню физического развития, биологическому портрету и
группе здоровья.
2. Необходимо сочетание двигательной активности с
закаливающими процедурами.
З. Обязательное включение в комплекс физического воспитания
классических оздоровительных техник в игровой
форме(релаксации, дыхательной и пальчиковой гимнастики,
игрового массажа, гимнастики для глаз, упражнений йоги.)
4. Проведение циклических движений для повышения
выносливости (медленный бег, продолжительная ходьба).
В физкультурно — оздоровительной работе с детьми мы
используем следующие здоровьесберегающие технологии:
1.Технологии обучения здоровому образу жизни:
• Утренняя гимнастика - является одним из важных компонентов
двигательного режима, её организация должна быть направлена на
поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.
• Физкультурные занятия —являются основной формой
организованной двигательной активности.
Формы проведения физических занятий разнообразны — это
занятия учебно-тренирующего характера, сюжетные, игровые,
тематические, комплексные на воздухе. Длительность их диктуется
возрастом детей, их здоровьем, физической подготовленностью
проводятся 2 раза в неделю в спортивном зале – 25-30 мин.
Третье (дополнительное) занятие, начиная со старшей группы,
проводится на свежем воздухе.
• Само- массаж — проводится в игровой форме ежедневно, в виде
пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на
занятиях.
• Активный отдых — физкультурный досуг, физкультурный
праздник.
Физкультурные праздники являются эффективной формой
активного отдыха детей. Совместная деятельность детей,
преодоление в команде различных трудностей, достижение общего
командного результата — все это сплачивает детский коллектив.
Дети сопереживают успехам и неудачам своих товарищей,
радуются достижениям, поддерживают хорошие отношения между
собой, проявляют заботу к застенчивым и неловким детям, учатся
стремиться не только к индивидуальным, но и к командным
победам.
Физкультурный досуг не требует специальной подготовки, он
строится на хорошо знакомом детям материале. Такое мероприятие
в нашем детском саду мы организуется 1 раз в месяц. При
проведении досуга активное участие принимают воспитатели.
Значительную роль в создании положительного эмоционального
настроя детей играет музыка, которая благотворно влияет на
развитие чувства прекрасного, закрепляет умение ритмично
двигаться, согласовывая свои движения с музыкальным
сопровождением.
2.Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
• Подвижные и спортивные игр — проводятся ежедневно, как часть
физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате- малой,
со средней степенью подвижности.
• Релаксация. Использование спокойной музыки, звуков природы.
• Пальчиковая гимнастика— проводится индивидуально либо с
подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с
речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок
времени (в любое удобное время).
•Гимнастика для глаз— проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое
свободное время в зависимости от интенсивности зрительной
нагрузки. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ
педагога.
• Дыхательная гимнастика — дыхательная гимнастика
используется в течение всего дня, а именно: на физкультурных
занятий, в проведении утренней гимнастики, в подвижных играх на
прогулке, в беседах, в проведении физкультминуток, в различных
форм активного отдыха, само массажа, пальчиковой гимнастики, в
выполнении звуковых дыхательных упражнениях, в гимнастике
пробуждениях. Дыхательную гимнастику можно выполняется как в
покое, так и при ходьбе.
• Артикуляционная гимнастика— профилактика и коррекция
речевых нарушений с детьми. Проводится перед НОД по
речевому развитию.
• Гимнастика после сна. В гимнастику после сна включаются
щадящие элементы закаливания, не имеющие противопоказаний
или ограничений в сочетании с другими оздоровительными
процедурами: дыхательной и звуковой гимнастикой,
профилактикой и коррекцией нарушения осанки, плоскостопия,
упражнения для глаз, пальчиковой гимнастикой, само массажа.
Примерная схема проведения оздоровительной гимнастики после
дневного сна выглядит так: гимнастика в постели, упражнения
направленные на профилактику плоскостопия и нарушений осанки,
дыхательная гимнастика, индивидуальная или
дифференцированная оздоровительная работа, водные процедуры.
• Физкультминутки - на каждой образовательной деятельности.
Наряду с заводскими пособиями в нашем детском саду
используется оборудование из бросового материала (разные
массажёры, дорожки для ходьбы и бега, устройства для развития
ловкости, координации и др.). Это оборудование особенно
эффективно для формирования у детей интереса к физической
культуре.
Так же мы используем современные
образовательные технологии(компьютер, где в виде слайдов
представлены комплексы тематических
физкультминуток (насекомые, посуда, зима и т. п.) с музыкальным
сопровождением, показываю слайды с изображением знакомого
вида спорта, спортивного инвентаря.
Внедрение инновационных оздоровительных технологий в работу
дошкольных образовательных учреждений — первоочередная и
своевременная задача в духе модернизации всего процесса
образования. Создавшиеся жизненные условия, нарушения
экологической обстановки побудило меня к поиску новых
оздоровительных технологий. Сегодня имеется великое множество
методик оздоровления и физического развития, но не все они могут
быть использованы в физическом развитии детей в дошкольных
учреждениях.
Результаты применения инновационных здоровьесберегающих
технологий в детском саду:
1. Повышает результативность воспитательно-образовательного
процесса;
2. Формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации,
направленные на сохранение и укрепление здоровья детей;
3. Внедрение инновационных технологий и оборудования в
организацию работы по сохранению здоровья детей;
4. Улучшение и сохранение соматических показателей
здоровья дошкольников.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с
заимствованиями. Создание технологии невозможно без
творчества. Для педагога, научившегося работать на
технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром
познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в
наших руках, поэтому их нельзя опускать.
И закончить своё выступления я бы хотела словами Чарльза
Диккенса
Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если
не помогает усовершенствоваться другим.
Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога
без творческих порывов. Творческих Вам успехов!