Автор: Петойкина Ольга Николаевна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 434 "Родничок"
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: Формирование бережного отношения к природе у старших дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Петойкина Ольга Николаевна
Старший воспитатель МБДОУ
«Детский сад № 434 «Родничок»
город Нижний Новгород
Формирование бережного отношения к природе
у детей старшего дошкольного возраста
Мир вокруг нас удивителен и бесконечно разнообразен. Ежедневно
дети получают новые представления о живой и неживой природе, об их
взаимосвязи. Задача взрослых – расширять кругозор детей, развивать их
познавательную активность, поощрять самостоятельно разбираться в
интересующих вопросах и делать элементарные умозаключения.
В дошкольном возрасте дети проявляют активность в процессе
познания окружающего их мира. Они способны сосредотачивать свое
внимание на предметах и явлениях ближайшего окружения. В старшем
дошкольном возрасте дети уже умеют сравнивать, анализировать,
устанавливать причинно-следственные связи, выделять в предметах
определенные свойства, группировать их. Педагоги же должны помочь детям
упорядочивать и систематизировать полученную информацию, развивать
умения анализировать различные явления и события, сопоставлять их,
обобщать свои наблюдения, составлять собственное мнение обо всем
наблюдаемом.
Одной из важнейших задач современного образования является, в том
числе воспитание не просто экологически грамотной, но и экологически
ответственной личности. Формирование у детей ответственного отношения к
природе - сложный и длительный процесс. Проводя различного рода
экологические мероприятия, акции, тематические занятия, педагоги
стараются наглядно показать детям, что человек тоже часть природы, и
подвести детей к выводу о необходимости бережного отношения к природе.
В нашем ДОО педагоги, дети старшего дошкольного возраста , а также
их родители всегда очень активно принимали участие в экологических
праздниках, акциях, конкурсах, проводимых в нашем городе. Большой
популярностью пользовался (до пандемии), ежегодный смотр-конкурс на
лучший гнездовальный домик, проводимый зоопарком «Лимпопо»,
совместно с комитетом по экологии Нижегородской области. Наши дети
получали огромное удовольствие от процесса, радость от посещения
зоопарка, гордость при получении наград. А знания какие приобретались!
Также ежегодно мы принимали участие в экологической акции по сбору
батареек. Устраивались конкурсы на лучшую и интересную тару для
батареек (от домиков до космических ракет), на наибольшее количество
собранного материала. При поддержки региональных организации «Зеленый
парус», «Дети Волги», собранные батарейки передавались на утилизацию.
А совместные с родителями выставки: «Вторая жизнь старых вещей»,
«От мусора к красоте» помогали понять детям, что из ненужных вещей
можно создать что- то интересное, нужное и полезное.
В настоящее время мы стали участвовать в мероприятиях в режиме
Онлайн.
Так, в ноябре 2021года дети старших групп приняли участие во
Всероссийском уроке :
«ЭКОЛЯТА – молодые защитник и природы»
в двух тематических занятиях: «Живая и неживая природа» и «Как помочь
птицам». Занятия были построены в интерактивной форме, включали в себя
и познавательную информацию, и поисковые формы, и продуктивные
аспекты. Дети отвечали на вопросы, составляли природоведческие пазлы,
участвовали в двигательной разминке, работали с раздаточными картами,
играли в лексические игры. На сенсорной панели детям демонстрировались
тематические презентации и видеоролики: на первом занятии - про
отличительные признаки живой и неживой природы, а на втором занятии-
про прекрасных зимующих и оседлых птиц нашей местности. Также с
детьми провели мастер-класс по изготовлению вкусных кормушек для птиц
зимой. А в конце занятий дети спели песни про животных и показали
увлекательный флэшмоб.